Jump to content

Джеймс Багиян - первый астронавт-армянин


Recommended Posts

Джеймс Багян (Багян, Джеймс Филиппович) (р. в 1952 г) — американский астронавт армянской национальности, врач, инженер, спортсмен, летчик. Родился в 1952 году в Филадельфии в семье эмигрантов из Арцаха (Нагорного-Кaрабаха). В 1974—1978 гг. участвовал в многочисленных авиационных соревнованиях, а с 1980 года был принят в группу астронавтов США. В 1989 году в качестве специалиста врачебно-биологических исследований совершил полет на космическом корабле «Дискавери» по программе «Спейс Шатл».

С 5 по 14 июня 1991 года учавствовал в экспедиции STS-40.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%...%B9%D0%BC%D1%81

bagian.gif

Биография Багияна на сайте НАСА:

http://www.jsc.nasa.gov/Bios/htmlbios/bagian.html

"Голос Армении", №130 от 18.11.2003 г.

ДВАЖДЫ АСТРОНАВТ ДЖЕЙМС БАГИЯН

У каждого народа есть свои "первые": первый в истории врач, первый учитель, первый художник, первый моряк, первый инженер, первый музыкант... Можно перечислить много таких "первых" представителей разных профессий у того или иного народа, но, пожалуй, все они в основном имеют отношение к древней истории. И даже древние письмена и манускрипты не всегда доносят до наших современников имена этих исторических "первых".

В данном случае можно с уверенностью назвать не только имя первого астронавта Джеймса Багияна — одного из выдающихся представителей армянского народа, но и с полным правом гордиться им.

Американский астронавт Джеймс Багиян (известен он в США под фамилией Бейджин) родился 22 февраля 1952г. в Филадельфии (штат Пенсильвания). Отец его Филипп и мать Роза — выходцы из Трапезунда. По утверждению самого Дж. Багияна, его дед Геворг около 100 лет назад переехал в Трапезунд из Арцаха. В семье Багияна и его жены Танд М. Бексон четверо детей. Будущий астронавт окончил центральную высшую школу в родной Филадельфии в 1963г. Высшее образование получил в Дрексельском университете по специальности инженера-механика. Кстати, в этом университете он был удостоен звания "Лучший студент".

Получив высшее техническое образование, Дж. Багиян в том же году начал работать инженером-механиком в компании "ЗМ" в Бристоле (штат Пенсильвания). В 1976-1978гг. работал в экспериментальном центре Военно-морских сил США в штате Мериленд. Его инженерная деятельность оказалась настолько результативной, что он стал автором нескольких инженерных открытий.

Любознательный и целеустремленный, Дж. Багиян не ограничился инженерным дипломом и постарался получить второе высшее образование. В 1977г. он закончил Университет имени Томаса Джефферсона с ученой степенью доктора медицинских наук и призом университета по ортопедии. В 1978г. приступил к работе хирургом и медицинским исследователем в космическом центре имени Линдона Джексона, одновременно проходя обучение в Школе аэрокосмической медицины. И на этот раз Дж. Багиян проявил способности в учебе, за что был удостоен звания почетного выпускника. Надо заметить, что оба учебных заведения подведомственны Военно-воздушным силам США.

Увлечение Дж. Багияна авиацией было неслучайным: отец будущего астронавта Филипп Багиян был летчиком и принимал активное участие в боевых действиях в числе 18500 американских армян, служащих в Вооруженных силах США в годы Второй мировой войны. Отважные действия летчика были удостоены высокой оценки — майора Ф. Багияна наградили американским орденом Серебряный крест.

Именно под руководством отца молодой Джеймс постигал азы, а впоследствии приобрел и более серьезные познания в области техники пилотирования в местном аэроклубе. Его увлекали авиационные соревнования, где он выступал с демонстрацией фигур высшего пилотажа. Его успехи в этой области были отмечены высокими призовыми местами. Поэтому неудивительно, что подающего большие надежды пилота, к тому же имеющего серьезную медицинскую подготовку, пригласили в качестве кандидата в Центр по подготовке астронавтов НАСА в Хьюстоне (штат Техас).

Известно, что процесс подготовки астронавтов требует, помимо соответствующего здоровья, длительных и разнообразных тренировок. Хотя Дж. Багиян еще в 1980 году был утвержден профессиональным астронавтом, ему дали возможность совершить свой первый орбитальный полет лишь спустя 9 лет. Произошло это 13 марта 1989г., когда Дж. Багиян в составе экипажа из пяти астронавтов совершил 5-дневный полет на борту космического корабля "Дискавери". Корабль был запущен из космического центра имени Кеннеди во Флориде. Запуск космического корабля был осуществлен по программе НАСА, носящей название "Спейс шаттл". Корабль "Дискавери", как и другой корабль "Колумбия", на котором американский астронавт совершил свой второй космический полет, представлял собой крылатый космический корабль многоразового действия.

Дж. Багиян стал первым врачом, который лечил своих коллег по экипажу от недомоганий, связанных с пребыванием человека в состоянии невесомости. В космосе он производил ряд медико-биологических исследований над крысами и оплодотворенными куриными яйцами. Любопытно отметить, что, пролетая над Арменией во время первой космической экспедиции, он обратился к землякам своих предков и на родном языке пожелал им благополучия и мира.

Второй космический полет был совершен астронавтом на корабле "Колумбия" в июне 1991 года. Полет на "Дискавери" длился 119 часов, на "Колумбии" — 218. В общей сложности Дж. Багиян провел в космическом пространстве 337 часов.

Поистине неисповедимы пути господни. Ведь надо же было судьбе в период подготовки к очередному космическому полету летом 1991г. свести на американской земле по служебным делам сразу трех наших соотечественников. Это главный инженер фирмы "Нортон" Джоан Язеджян-Погосян, Джеймс Багиян и руководитель жизнеобеспечения НАСА доктор Арнольд Никогосян. Перед ними была поставлена актуальная научная задача: изучить возможности адаптации организма астронавтов в условиях невесомости и, что не менее важно, после их возвращения на Землю. Приятно заметить, а об этом в свое время сообщалось и в средствах массовой информации, что их работа в этом направлении была успешной. Кстати, фамилию А. Никогосяна можно было встретить в печати и в связи с совместным американо-советским полетом космических кораблей "Аполлон" и "Союз-9", когда он осуществлял обслуживание членов экипажа американского космического корабля в качестве врача...

Заслуги профессионального врача, астронавта, пилота и инженера достойно оценены в Соединенных Штатах Америки. Перечислить все официальные и общественные организации, в которых состоял или состоит Дж. Багиян, не представляется возможным, поскольку их чрезвычайно много. Приведу некоторые из них, представляющие, на наш взгляд, наибольший интерес. Это, например, Ассоциация космической медицины, Общество пилотов-хирургов НАСА, Общество американских инженеров-механиков, Ассоциация космических путешественников...

За свою плодотворную деятельность он удостоен медали НАСА за выдающуюся службу, диплома космонавта Комарова Международной федерации космонавтики, награды НАСА за разработку методов лечения космической болезни, награды НАСА за полеты в космос в 1989 и 1991 годах.

Чтобы полнее охарактеризовать этого человека, следует рассказать и о его разнообразных увлечениях. Это и спорт, езда на велосипеде, плавание, туризм и альпинизм, а также реставрация автомобилей классических моделей, изготовление и реставрация мебели. На все он находит время...

В моей филателистической коллекции хранится официально изданный художественный почтовый конверт, посвященный космическому кораблю "Дискавери". На этом конверте изображен транспортный самолет с установленным на нем космическим челноком "Дискавери". В качестве почтовой марки на конверте наклеена стандартная марка достоинством 25 центов с изображением государственного флага США. Марка погашена в космическом центре Кеннеди в марте 1989г. Но что самое интересное и ценное для филателиста — это автограф, собственноручно подписанный на конверте Дж. Багияном. Заметьте, не факсимиле.

Евгений СИМОНЯН, Лос-Анджелес

Link to post
Share on other sites
  • 2 years later...

ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ-АРМЯНИН

Джеймс Филиппович Багян, родившийся 22 февраля 1952 г. в Филадельфии, как и многие, с детства мечтал стал космонавтом. Джеймс родился в семье армян-беженцев из Трапезунда. По его рассказам, его дед Геворк был родом из Арцаха. Интерес к авиации был далеко не случайным: отец, Филипп Багян, во время Второй мировой войны был летчиком американских военно-воздушных сил и даже был удостоен медали за храбрость. В школьные годы Джеймс отличался умом и большой сообразительностью. В отличие от многих он не забывал о своей мечте стать космонавтом. Целеустремленный и очень трудолюбивый армянин не удовлетворился полученным в 1973 году дипломом Инженерного института Дрексела и в тот же год поступил в медицинский университет Томаса Джеферсона. С 1976 г. он приступает к работе в центре испытаний воздушных технологий ВВС США в качестве инженера-механика, а затем работает специалистом по летным программам. Это была реальная возможность достижения мечты. Через год Багян защищает докторскую диссертацию уже в области медицины. В 1978 г. Джеймс переходит в центр космических исследований в качестве хирурга полетов. Устроиться на работу в этот центр было очень сложно, на одно место подавались тысячи заявок, однако 26-летний ученый, всего год назад ставший доктором, блестяще преодолевает все трудности.

Уже с 1980 г. Джеймса включают в состав космонавтов американского центра космических исследований, и он с легкостью преодолевает подготовительные этапы. Он уже не смотрит с завистью на тех, кого готовил к полетам, и мечтал однажды лично оказаться в этих списках. Теперь он готовит себя и своих товарищей. Прошло довольно много времени прежде чем Джеймс Багян оказался в списке конкретно подготавливаемых к полету космонавтов. 13 марта 1989 г. в очередной, восьмой раз в космос был послан корабль «Дискавери» (миссия STS-29). Все было как всегда, за исключением того, что впервые в мире земное притяжение покидал армянин. В космосе Багян провел ряд исследований в области медицины, над которыми работал уже не один год. В частности, в его работах рассматривались причины космической болезни, космическая болезнь движения, изменения, возникающие в организме человека во время полета, медицинская биология, космическое излучение и т. п. Интересно то, что его научные опыты в условиях невесомости основывались на исследованиях Норайра Мисакяна. Полет длился около пяти дней, однако любой космический полет становится незабываемым. Кроме своей работы в космической области, Джеймс принимал участие в различных медицинских проектах и программах. Он занимал руководящие должности в службе национального здравоохранения, в агентстве охраны окружающей среды и в других.

Второй полет состоялся 5 июня 1991 г. На этот раз армянин полетел в космос на корабле «Колумбия» (миссия STS-40). Полет продлился около девяти дней. После второго полета в 1992 г. американский центр космических полетов, высоко оценивая вклад Джеймса Багяна в область медицины, наградил его особой медалью «За заслуги».

Больше Джеймс Багян в космос не летал, однако его работа в области космонавтики не завершена. Он продолжает работать ученым-медиком космического центра, а с 1998г. является директором управления здоровья ветеранов национального центра здравоохранения США.

Арцрун Ованисян,

капитан ВВС РА

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites
  • 2 years later...

Счастлив, что мне довелось стать первым полетевшим в космос армянином

post-31580-1319820161.txt

Имя американского астронавта Джеймса Бaгяна известно в США лишь узким специалистам, тогда как в Армении – очень многим. То было в далеком уже 1989 году, когда мы получили еще один повод для гордости, ибо и у нас появился свой космонавт.

Джеймс Багян родился в 1952 году в Филадельфии, в семье Филиппа и Роз Багянов. Специальность инженера-механика приобрел в университете Дрекселя, а степень доктора медицины – в университете имени Томаса Джефферсона. С 1978-го работал хирургом и врачом-экспериментатором в космическом центре им. Линдона Джонсона и одновременно учился в Школе космической медицины.

Два года спустя Джеймс был официально зачислен в отряд астронавтов главного американского аэрокосмического агентства – НАСА. Он принимал непосредственное участие в разработке норм безопасности полетов человека в космос для первых шести шаттлов, в обеспечении условий нормальной жизнедеятельности на борту космического корабля, спасательных мер и оказания срочной медицинской помощи.

Первый полет Багяна планировался еще в 1985 году на «Челленджере», однако он не вошел в окончательный состав экипажа, что спасло ему жизнь – ибо «Челленджер» на 73-й секунде после старта взорвался на глазах миллионов телезрителей. Впервые в космос Багян полетел 13 марта 1989 года на борту космического корабля «Дискавери». Второй космический полет был совершен астронавтом на корабле «Колумбия» в июне 1991 года – основной целью миссии STS-40 были биологические эксперименты. Полет на «Дискавери» длился 119 часов, на «Колумбии» – 218. В общей сложности Багян провел в космическом пространстве 337 часов.

В 1995-м году Багян покинул отряд астронавтов НАСА. Ныне он является директором Центра здравоохранения в департаменте анестезии при Мичиганском университете, а также членом Национальной инженерной академии и Института медицины. Работал также директором Национального центра жизнеобеспечения Всеамериканского отдела нужд ветеранов.

Джеймс Багян – глава большой дружной семьи, в которой, помимо него и супруги Тэнди Бенсон, четверо взрослых детей. И он по-прежнему фантастически активен – увлекается альпинизмом и скалолазанием, игрой в теннис и ездой на велосипеде, плаванием и пилотированием, реставрированием старых автомобилей.

«В США, в кампусе Мичиганского университета, мы случайно заметили на одном из объявлений знакомое лицо Джеймса Багяна. 27 сентября в 19 часов он должен был выступить с лекцией в одной из университетских аудиторий. Что и говорить, такой случай упустить было преступлением», - пишет Арцви Бахчинян, журналист издания «Собеседник Армении». Его интервью с Джеймсом Багяном полностью приводим ниже:

- Г-н Багян, мне, что и говорить, интересно было слушать вашу сегодняшнюю лекцию, но еще больше меня интересуют ваши армянские корни и связи. Начнем с вашей фамилии. Сами вы пишетесь Багиан, сегодня вот услышал, что Вас называют Бейджиен (в русской транскрипции – Бейгян), а у нас в Армении вы Багян…

- Не знаю, как звучит на армянском моя фамилия, но американцы произносят ее Бейджиен. Но на самом деле наша фамилия была Кундебагян. Когда мой дед по отцу эмигрировал из Армении в Америку, в иммиграционном бюро его фамилию сократили до «Багян».

- 22 года прошло с того дня, как мы в Армении услышали ваше имя и испытали чувство гордости от того, что американец с армянской фамилией полетел в космос. В те времена один из наших известных журналистов написал о Вас…

- Да, в 1989-м я беседовал с одним армянским журналистом, но имени его не помню.

- Я бы хотел кое-что уточнить. Он написал, что Ваши предки родом из Карабаха.

- Это не так. Мой дед, Назарет Кундебагян, в 1913-м году эмигрировал из Арабкира в Америку. Там он женился на моей бабушке Сатеник, которая была из Малатии и эмигрировала в Америку раньше – в 1908-м году. Она приехала вместе с отцом-портным и была старшей из его дочерей. У нее был еще и брат. У моих бабушки и дедушки было четверо детей. Моему отцу сейчас почти 91 год, но он все еще очень бодр и каждую неделю играет в теннис.

- О Вас писали еще, что когда Вы пролетали над Арменией, произнесли два слова по-армянски…

- О, нет, такого не было. Я тоже где-то читал об этом, но со всей уверенностью говорю, что такого не было.

- Могу предположить, что Ваши студенты и коллеги не ведают о вашем армянском происхождении.

- Не могу сказать. Некоторые, разумеется, знают. Я - представитель второго поколения: мой отец, его братья и сестры родились в Америке. Я сам армянин наполовину: моя мать немка. Мой отец был единственным в семье, кто женился на чужой (это слово Джеймс произнес на армянском – «отар» – и засмеялся. - А. Б.). Все дети моих дядей по отцу и тети – чистокровные армяне. Когда я был еще маленьким, да и в отрочестве тоже, мы по воскресеньям всей семьей ездили навестить нашего дедушку Назарета, и все там говорили по-армянски. Дедушка был очень консервативным и требовал, чтобы в его доме говорили только по-армянски. Сам он на английском не говорил, но понимал, а отец до шести лет вообще не говорил на английском, поскольку дома говорили только по-армянски. Английским он овладел на улице, в своем квартале.

- У Вас дома сохранялись какие-нибудь армянские традиции?

- Кушанья – толма, кюфта, йаланчи, чёрек, гадаиф… Я и сам могу приготовить их. Моя мама тоже научилась их готовить. Моя бабушка всегда говорила своим дочкам и невесткам: вот видите, наша чужая невестка готовит армянские блюда лучше вас! Когда я был маленьким, помню, мы часто ходили на армянские карнавалы, танцевали армянские групповые танцы. Даже наши друзья-неармяне с удовольствием приходили на эти танцевальные вечера. Честно говоря, одной из причин такой их популярности были подаваемые там вкусные армянские блюда (смеется).

- А в церковь ходили?

- Да, это тоже было традицией – хотя наша семья не была религиозной. Это шло от деда. Церковь тоже имела большое значение для армянской культуры. Один из моих дядей был особо связан с церковью, а еще он занимался благотворительностью, помогал армянским школам.

- Какие еще армянские слова помните, кроме «отар» – «чужой»?

- «Инчпес эс?», «шат лав», «барев». У одного из моих дядей была привычка сидя восклицать – «Пах джур!» («Холодной воды!»).

- Многие в Армении хотели бы увидеть Вас в качестве дорогого гостя или хотя бы туриста.

- Это было бы как-то символично и очень интересно. У меня пока еще не было возможности приехать в Армению, но, конечно же, я хотел бы повидать свою историческую родину.

- Что бы Вы хотели передать армянским читателям?

- Я, конечно, очень рад, что в Армении меня знают. Счастлив, что мне довелось слетать в космос и стать первым полетевшим в космос армянином, хотя и не уверен, что меня за это должны чествовать, ибо это не делает меня каким-то особенным…

- Ну, в Америке много астронавтов, но с армянской фамилией – только Вы.

- Да, разумеется, я горд, что я тот, кем стал. Мне просто улыбнулось счастье, так что ничего особенного во мне нет. А вообще думаю, что я очень счастлив, что счастлива и вся моя семья. Мои предки эмигрировали в эту страну, мы родились здесь, а стойкость армянского происхождения - очень позитивная сила.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...