Jump to content

Методы психотерапии


Recommended Posts

post-23605-1197478991.jpg

Гештальттерапия: прикосновение к реальности

Нифонт Долгополов - директор Московского института гештальта и психодрамы

Иногда мы нуждаемся в успехе, а терпим неудачу, мечтаем о взаимной любви и бываем отвергнуты. Когда ответные реакции людей или обстоятельства не соответствуют нашим ожиданиям, противоречат желаниям, мы испытываем разочарование, раздражение. А наши потребности так и остаются нереализованными. Немецкий психотерапевт, основатель метода гештальттерапии Фредерик Перлз (Frederick Perls) утверждал, что, исследуя свои ощущения, эмоции, мысли, возникающие при контакте с окружающим миром, мы способны точнее осознать свои потребности и понять, есть ли у нас возможность их реализовать. А если есть, решить, как лучше это сделать.

История создания

История жизни основателя гештальттерапии Фредерика Перлза – это история разрывов отношений с близкими людьми, скитаний, эпатажа и борьбы с авторитетами. Но кроме того, это история поиска собственного способа утвердить себя и свой взгляд на жизнь. Результатом этого поиска стала гештальттерапия, которая помогает человеку существовать рядом с другими людьми, не отказываясь от своих желаний, намерений, целей.

Кому это нужно

Гештальттерапия особенно эффективна, когда трудности вызваны взаимодействием с другими людьми. Эмоциональные проблемы (страхи, тревоги, апатия, сниженное настроение, агрессивность, волнение в значимых ситуациях) также являются предметом работы гештальттерапевтов. Метод подходит тем, кому нравится, когда с терапевтом можно обмениваться искренними эмоциональными реакциями и получать от него обратную связь. Терапевту трудно быть полезным в случае, когда внутренний мир для самого человека не представляет ценности, он не склонен к рефлексии и самопознанию. Этот метод эффективен в работе с детьми и подростками, со взрослыми людьми, семейными парами.

В начале своей психотерапевтической карьеры, в 20–30-е годы XX века, Фредерик Перлз работал как психоаналитик. Однако он довольно скоро понял, что теория Зигмунда Фрейда о сексуальности, лежащая в основе этого метода, не дает ответов на вопросы, которые волновали его больше всего. Почему в определенных случаях человек не может удовлетворить потребность, которая является для него самой важной, а иногда даже не может ее осознать? Как он взаимодействует со средой, чтобы добиться того, чего хочет? В результате Перлз разработал теорию потребностей и их удовлетворения. Под «гештальтом» он понимал «процесс развертывания потребности человека». Квинтэссенцией жизни Перлза, его исканий и созданного им метода можно считать его слова: «Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Контакт, истинная встреча не всегда возможны, но осознание этого – не повод для того, чтобы не попытаться их осуществить.

Только факты

Когда мы случайно задеваем горячий чайник, то отдергиваем руку. Так же происходит любое наше взаимодействие – не только с предметами, но и с людьми: сначала мы что-то ощущаем (как в этом примере – боль), затем возникают эмоции (страх, раздражение), и далее мы что-то предпринимаем (отдергиваем руку). И только затем появляются мысли по этому поводу («надо быть аккуратнее»). Но очень часто мы не осознаем ни собственных чувств, ни их причины. Он не помыл посуду – она обиделась. Этот эпизод стал поводом для ссоры. И женщина даже не подозревает, что ведущая ее потребность в данной ситуации не чистая посуда, а желание быть в центре внимания или контролировать действия домочадцев.

Как это происходит

Работа может быть индивидуальной или групповой. На первой встрече терапевт и клиент (или участники группы) обсуждают цели работы, возможные и желаемые результаты и способы их достижения, оговаривают продолжительность встреч, их количество и стоимость. Длительность курса варьируется от пяти-десяти встреч до нескольких лет (один-два раза в неделю) и зависит от глубины и сложности предъявляемых клиентом проблем. Стоимость одного сеанса зависит от стажа работы и квалификации гештальттерапевта. В Москве часовой прием стоит в среднем от 25 до 100 долларов.

Гештальттерапевты считают важным, чтобы при взаимодействии с миром каждый опирался не на привычные мысли и рассуждения, а на реальные факты. Все, что мы слышим, видим, к чему прикасаемся, в гештальттерапии называют «первичными феноменами», а чувства и мысли, которые возникают при этом, – «вторичными феноменами». Чем лучше мы их осознаем, тем легче нам взаимодействовать.

Сергей, 44-летний успешный бизнесмен, несколько лет живет с ощущением бессмысленности всего, что он делает. Его ничто не радует. Работа с терапевтом началась с обсуждения «первичных феноменов»: семья, бизнес, заработки. Действительно, вполне благополучная жизнь. Затем начали разбираться с его эмоциями (вторичными феноменами). Оказалось, все, что должно было бы вызывать у Сергея чувство удовлетворения, напротив, порождало недовольство собой. Бессознательно оно было связано с образом матери, которая часто в детстве повторяла: «Я живу только для тебя...» И этот «материнский голос» постоянно обесценивал любое достижение Сергея. В результате терапии ему удалось освободиться от бессознательного чувства вины за то, что он (в свою очередь) не посвятил всю жизнь матери. И обрести возможность гордиться своими достижениями и получать удовольствие от жизни.

Завершенный гештальт

В гештальттерапии ситуацию, когда потребность не реализована или эмоция не выражена, называют «незавершенным гештальтом», и наоборот, когда потребность удовлетворена – «завершенным гештальтом».

Осознайте феномены вокруг вас

С помощью гештальттерапии можно научиться отчетливо осознавать окружающие нас феномены, открыто и непосредственно воспринимать мир и переживать всю полноту жизни.

Настройте свое внимание на окружающую вас среду, например комнату, в которой вы находитесь.

Вслух или про себя опишите то, что вы видите и слышите, не оценивая и не интерпретируя. Начинайте со слова «сейчас». Например: «Сейчас я вижу...», «Сейчас я слышу...» Старайтесь выполнять это упражнение не формально, а действительно интересуясь тем, что вы наблюдаете.

Если вам удалось настроиться на такое восприятие и отключить оценивание («это неинтересно», «это скучно»), вы обнаружите, насколько полнее и многограннее стал мир вокруг вас. Вы почувствуете себя спокойнее и радостнее.

Казалось бы, просто – удовлетворил потребность, разрядил эмоцию, снял напряжение. Но очень часто мы не осознаем, какова же наша истинная потребность, или не можем выразить чувства – нам мешают собственные запреты. Работа терапевта направлена на то, чтобы помочь осознать потребности и чувства и то, каким способом мы их реализуем.

Юлия, 35-летняя журналистка, пришла на очередную встречу после возвращения из командировки. Она рассказывала о том, какой тяжелой была дорога: вылет задержался на пять часов, условия в аэропорту были ужасными. Юлия говорила, что боится не справиться с трудностями, которые ее преследуют. А эта ситуация лишь подтверждала ее страхи. Рассказывая, она жестикулировала руками, словно давала чему-то отпор. После того как терапевт обратил на это ее внимание, она с облегчением произнесла: «Да, я чувствую не страх, а сильную злость! Я не просто боюсь сломаться от неурядиц, а злюсь, что ситуация выходит из-под контроля». Что произошло? Классическое «завершение гештальта»: Юлия не только поняла, что кроме страха есть и другое чувство – агрессия, но и осознала лежащую за ней потребность – контролировать ситуацию.

Здесь и сейчас

Основная работа на терапевтической сессии обычно происходит в так называемом режиме «здесь и сейчас» – предметом внимания является процесс взаимодействия между клиентом и терапевтом. Ведь у каждого из нас есть свои устоявшиеся (часто неадекватные) модели поведения, способы реагировать на те или иные ситуации: кто-то обидится на реплику, на которую другой не обратит внимания, кому-то покажется смешным то, от чего другой заскучает. Терапевтическая сессия в этом смысле ничем не отличается от обычной жизни. Наблюдая за происходящим в отношениях с терапевтом, клиент получает возможность исследовать обычные, часто неэффективные способы взаимодействия с окружающими. И учиться более успешно действовать сначала в отношениях с терапевтом, а потом и в реальных жизненных ситуациях. При этом терапевтическая работа всегда остается в первую очередь встречей двух людей, каждый их которых имеет свой уникальный жизненный опыт. Как правило, мы видим любую ситуацию только со своей точки зрения, а когда к этому добавляется точка зрения другого человека, в данном случае терапевта, то возникает более сложная, объемная картина, что и приводит к новому пониманию ситуаций или завершению чувственных переживаний.

Link to post
Share on other sites

post-23605-1197480186.jpg

Возвращение к себе

Татьяна Ребеко — юнгианский аналитик, заведующая лабораторией психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Каждый из нас имеет свою историю, свою судьбу, свой взгляд на мир и на себя в этом мире. Но в то же время все мы очень похожи: плачем от боли, смеемся от радости, переживаем восторг любви и муки ревности, испытываем нежность к новорожденному и страх перед смертью. Кроме того, мы — часть цивилизации, культуры, опыта предшествующих поколений. Мы как листья на кроне огромного многовекового древа: при непохожести индивидуального рисунка, питаемся соками из одного корня. То, что каждый из нас переживает в своей жизни, люди переживали и осмысливали задолго до нашего рождения. Память об этом сохранилась в мифах, легендах, сказках и символах — именно они отражают универсальный опыт предшествующих поколений, который может помочь любому из нас совладать с личной проблемой. Ведь миф не только рассказывает о похожей ситуации, он одновременно показывает, каким способом можно ее разрешить. Так считал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) — выдающийся швейцарский ученый и психотерапевт, который создал метод аналитической терапии.

Против течения

Кому это нужно

Юнгианская терапия эффективна при решении многих проблем: семейных, межличностных. Она помогает тем, кто переживает кризисную ситуацию, горе. Образность и метафоричность этого метода позволяют работать даже с очень маленькими детьми: с помощью образов и символов они легко выражают самые сильные и болезненные переживания. Юнгианские терапевты работают также с теми, кто страдает депрессиями, тревожными состояниями, неврозами, психозами.

Карл Густав Юнг был учеником Зигмунда Фрейда. Однако после долгих лет совместной работы они пережили болезненный разрыв из-за того, что их взгляды на психоанализ кардинально разошлись. Юнг предположил, что наша личность состоит из Эго (сознающей части психики), личного бессознательного, которое содержит вытесненные тягостные воспоминания и чувства, и из коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное — это общие для всех людей эмоциональные реакции и стереотипы поведения, которые проявляются у каждого из нас в виде архетипов. Эти универсальные модели и определяют наше мышление и поведение. Юнг соглашался с Фрейдом, что проблемы некоторых пациентов можно решить, работая только с личным бессознательным — помогая им осознать вытесненные воспоминания, фантазии, чувства, связанные с индивидуальным опытом. Но чаще ему приходилось сталкиваться с тем, что какой-то сценарий словно держит человека в плену и воспроизводится во всех областях жизни: в общении с людьми, в работе, в отношении к самому себе. Например, жизнь пациента словно героический путь: для достижения цели он пробивается через многочисленные препятствия, постоянно одерживает победы (даже в самых обычных ситуациях), каждое достижение дается ему благодаря тяжелейшему труду. Таким образом на человека влияет один из архетипов. Юнг пришел к выводу, что в такой ситуации необходимо помочь клиенту понять, какой архетип держит его в плену, дать возможность увидеть его со стороны, чтобы освободить от его влияния. Иначе человек не сможет вступить на путь индивидуации (самореализации) и обрести свою Самость — стать самим собой, следуя своей природе, а будет бессознательно подчиняться коллективным нормам и стереотипам поведения. Между тем, освободившись от влияния архетипов, человек не потеряет связь с коллективным бессознательным, которая может обогатить его на пути обретения себя.

Юнг доказал, что у каждого из нас свой путь становления личности: нет общих рецептов развития, и наш внутренний закон во много раз важнее для нас, чем общественное мнение, преклонение перед авторитетами. Отойдя от Фрейда, он мучительно переживал их разрыв. Но именно это позволило ему создать новую теорию и новый метод психотерапии.

Обретение имени

28-летняя Екатерина обратилась к юнгианскому психотерапевту спустя год после замужества. Ее жизнь была вполне благополучна: любящий муж, интересная работа, друзья. Тем не менее она чувствовала себя подавленной и опустошенной. Она абсолютно растворилась в муже и ощущала, что как личность перестала существовать. Во время терапии Екатерина «вспомнила», что так же строятся и ее отношения с матерью: приходится угадывать ее желания и делать все, чтобы быть «хорошей девочкой». Позже выяснилось, что все, чем ей приходится заниматься, поглощает ее: она продолжает думать о работе по вечерам, постоянно прокручивает в голове разговоры с людьми или рабочие ситуации и старается мысленно исправить то, что не получилось.

Сюжет, который разворачивается в жизни Екатерины, напомнил терапевту миф о Деметре и Персефоне, и он пересказал ей его. Персефона была дочерью богини плодородия Деметры. В начале мифа она предстает беспечной девушкой, которая целиком зависит от своей матери, и у нее даже нет собственного имени. Ее похищает бог подземного царства Аид и берет в жены. Деметра заставляет Зевса вернуть ей дочь, которая, однако, не может больше полностью принадлежать матери: отныне две трети года она должна проводить с мужем. Как царица подземного мира она обретает собственное имя — Персефона. Этот рассказ, символический язык мифа позволил Екатерине увидеть нюансы своей жизни, понять, что ее переживания связаны с сильной бессознательной зависимостью от матери. Именно поэтому она пассивна в отношениях с другими людьми, боится проявить себя, постоянно анализирует то, как ее поступки скажутся на окружающих. Ее ложное «Я», состоящее из материнских предписаний, не позволяло ей стать самой собой, пробиться к истинному «Я» — источнику желаний и удовольствий.

Символ — связь с бессознательным

Как это происходит

Юнгианская психотерапия чаще всего проходит в форме беседы, лицом к лицу, продолжительность каждой встречи 45—50 минут. Терапевт предлагает клиенту говорить все, что приходит ему в голову, — в терапии не существует запретных тем, и клиент может рассказывать об эпизодах жизни, чувствах, фантазиях, в которых он никогда никому не признавался. Терапевт поощряет клиента к любой творческой деятельности: рисованию, ведению дневника, написанию стихов. Используется все, что помогает человеку выразить себя и понять, что с ним происходит.

Встречи проходят один-три раза в неделю. Терапия может быть краткосрочной — сфокусированной на конкретной проблеме (10—20 встреч), и долгосрочной — до нескольких лет.

Трудно поверить, но внутренние конфликты, которые мы переживаем, ситуации, в которых оказываемся, отражены во многих символах и мифах, созданных задолго до нашего рождения. В них в емкой форме сохранен опыт поколений наших предков. И каждый современный человек может увидеть в них сюжет, который близок именно ему. Универсальные символы: крест, бабочка, дерево, чаша, лабиринт, звезда и т. д. — становятся важным инструментом в работе юнгианского терапевта, если они рождены самим клиентом (например, в сновидении). Ведь символы выражают то, что мы предчувствуем и готовы осознать.

Павлу 36 лет, успешный топ-менеджер, он неожиданно был понижен в должности. Признавая, что решение руководства было правильным, он чувствовал безысходность и подавленность. На терапии выяснилось, что каждый раз, когда Павел добивался успеха, он терял интерес к работе и начинал пренебрегать своими обязанностями. Поэтому начальство решило ситуацию изменить. Терапия продолжалась несколько недель, и вот на одной из встреч Павел рассказал о своем сне. Ему приснилась бабочка, летящая к огню и погибающая. По просьбе терапевта он начал давать ассоциации к слову «бабочка» — первое, что приходит в голову. Оказалось, что она прилетела из прекрасной страны, где без конфликтов и противоречий живут разные животные. Каждое существо может быть самим собой — спонтанно и свободно проявлять себя. Когда же бабочка попадает в наш мир, она почти сразу сгорает в огне: свободный полет чреват опасностями и гибелью. Этот символический образ помог (и терапевту, и клиенту) увидеть, что Павел боится добиваться успеха, который связан с бессознательной фантазией о том, что самовыражение, любые достижения обязательно должны привести к гибели. Потребовалась длительная работа, чтобы изменить это представление, и Павел увидел, насколько эта фантазия не соответствует действительности. Да, на пути взросления, достижения успехов с чем-то нужно расставаться, что-то отмирает в нас или в отношениях с людьми — ради рождения нового. Но успех в реальной жизни не приводит к гибели. Таким образом символ бабочки и показал проблему клиента, и стал ресурсом для ее решения.

Раненый целитель

Обучение юнгианской психотерапии — очень длительный процесс. Помимо теории и методики детально изучаются мифы, сказки, предания разных культур мира. Позже эти знания позволяют терапевту точнее понимать клиента и дают возможность увидеть в его проблеме общечеловеческие сюжеты. Одно из условий обучения — прохождение личной терапии. У юнгианцев есть понятие «раненый целитель» — оно означает, что терапевт сталкивается в своей жизни с теми же проблемами, с той же болью, что и его клиенты, но в ходе обучения и личной терапии он прорабатывает свои комплексы и конфликты и потому может лучше понимать других людей. По мнению Юнга, здоровый человек отличается от больного тем, что умеет из своих проблем вынести положительный урок, получить импульс для дальнейшего развития, а больной завязает в конфликтах. Цель юнгианской психотерапии состоит не только в том, чтобы решить проблемы клиента, но и в том, чтобы научить его извлекать уроки из преодоления препятствий, показать, что это делает его сильнее и ведет по пути становления личности.

Link to post
Share on other sites

post-23605-1197480857.jpg

Когнитивная терапия: мысли вслух

Наталья Гаранян — когнитивный и семейный терапевт, старший научный сотрудник Московского научно-исследовательского института психиатрии.

Каждый из нас воспринимает себя, окружающих людей и мир совершенно особенным, индивидуальным образом. И это сильно отличает нас друг от друга: мы не просто реагируем на цвет или звук, не просто автоматически регистрируем значение слов, которые слышим, но активно выбираем то, что важно только для нас. Например, воспоминания супругов об их знакомстве нередко звучат как рассказы о совершенно разных событиях: она помнит о том, как оба были одеты и о чем говорили в тот день, а он — как волновался и неловко себя чувствовал. Когнитивные психотерапевты считают: поняв то, как человек воспринимает и «обрабатывает» информацию, как формирует свойственный только ему взгляд на мир, можно определить, почему он сталкивается с конкретными психологическими проблемами. И, изменив образ мыслей, эти проблемы разрешить.

Игра ума… с реальностью

Когнитивная терапия эффективна при работе со многими личностными проблемами: тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями в установлении отношений, пищевыми нарушениями… Помогает тем, кто пережил насилие, стресс. Метод когнитивной терапии может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с семьями.

Выдающийся американский психолог Арон Бек (Aaron Beck), основатель когнитивной психотерапии, объединил в своем методе идеи психоанализа о влиянии бессознательного на наши мысли и поступки и бихевиористов* о том, что новому типу реакций на внешние события человека можно научить. Арон Бек считал: психологические проблемы возникают из-за того, что мы делаем неверные умозаключения, которые могут сильно искажать реальные события. Кроме того, каждый из нас не только воспринимает и оценивает ситуацию, но и мысленно непрерывно комментирует то, о чем думает, что чувствует. Такие комментарии Бек называл «автоматическими мыслями» и полагал, что они также могут быть источником наших переживаний и неадекватного поведения. Все страсти и болезненные эмоции возникают от неправильных умозаключений. Мы простраиваем причинно-следственные связи, но они — всего лишь игра нашего ума, и потому могут быть ошибочными. Дело не в том, что мир плох, утверждал Арон Бек, а в том, что мы видим его таким.

Сегодня когнитивная терапия Арона Бека — один из главных методов когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии, который эффективен в работе со многими психологическими проблемами.

Взглянуть по-иному

То, как мы мыслим, в итоге определяет то, что мы чувствуем, как относимся к себе и другим людям, как принимаем решения и как действуем. Например, обнаружив, что новый знакомый неразговорчив, одни объяснят это нежеланием общаться и откажутся от попыток наладить контакт. Другие воспримут молчаливость как свидетельство застенчивости и будут стараться ободрить собеседника. А третьи вообще не придадут значения тому, как говорит человек, а больше обратят внимание на его внешний вид. Если человек видит в ситуации только одну грань, выхватывает в потоке событий только привычные черты, это обедняет его жизнь, лишает свободы выбора и может привести к неприятным недоразумениям.

Этапы работы

Клиент вместе с психотерапевтом исследуют, при каких обстоятельствах проявляется проблема: как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. Он учится смягчать жесткие убеждения, видеть разные грани проблемной ситуации. Домашние задания — упражнения, предлагаемые психотерапевтом, позволяют клиенту закрепить новые навыки. Так постепенно он учится уже без поддержки терапевта жить в соответствии с новыми, более гибкими, взглядами.

Когнитивная терапия, как правило, краткосрочна (от 5—10 до 24 сессий 1—2 раза в неделю). Количество встреч зависит от готовности клиента работать, от сложности проблемы и условий его жизни.

22-летняя Светлана чувствовала сильную обиду на всех, с кем общалась. Однажды свекор заметил: «Какая ты бледненькая!» Эти слова показались обидными: для нее они означали, что собеседник ее не уважает — «ведь с женщинами так не разговаривают». И в других ситуациях она обижалась каждый раз, когда думала, что к ней отнеслись без должного уважения. Продавец в магазине не улыбнулся, преподаватель не поставил зачет «автоматом» — Светлана словно специально искала, на что можно обидеться, и, разумеется, находила. Ей понадобилось несколько месяцев работы с психотерапевтом, чтобы перестать видеть в чужих поступках злой умысел и начать реагировать более спокойно.

Односторонняя интерпретация событий, искажения мышления, как правило, сопровождаются неприятными переживаниями — страхом, раздражением, обидой, чувством вины. Необоснованные обобщения: «Если друг обидел меня, значит, все мужчины — предатели» и поляризованное мышление: «Либо пан, либо пропал», (либо идеально хорошо, либо катастрофически плохо) ограничивают наше восприятие. Персонификация — еще один способ восприятия (когда человек принимает все происходящее на свой счет: «Она хмурится — это я что-то сделал не так…»), который делает жизнь невыносимой. В то же время, каждый из нас, избавившись от подобных стереотипов мышления, способен взглянуть на событие с разных точек зрения, увидеть его во всей полноте.

Откуда эта мысль?

В детстве, когда мы изучаем мир, некоторые выводы и связи становятся для нас наиболее важными и в дальнейшем определяют наши представления о том, как должны вести себя люди, как нам интерпретировать их поступки, как стоит поступать в тех или иных ситуациях. Когда эти убеждения слишком общи и категоричны (например, «Все люди должны быть добрыми» или «Если я не могу сделать лучше всех, то я неудачник»), они ограничивают свободу выбора, лишают нас возможности реально оценивать себя и окружающих людей и не позволяют нам быть самими собой. Когнитивному терапевту в своей работе важно понять: как, под влиянием каких событий, подобные убеждения сформировались? Для этого он анализирует прошлое клиента, в том числе его детский опыт.

Упражнение «Пятая колонка»

Проанализировав то, что с нами происходит в проблемной ситуации, мы можем научиться реагировать иначе.

Расчертите лист бумаги на пять колонок. В первой опишите суть проблемы, например: «Я боюсь выступать на публике». Во второй отметьте, какие чувства у вас возникают в этой ситуации (тревога, стыд). Постарайтесь уловить возникающие «автоматические» мысли («Я не умею говорить четко и внятно») и запишите их в третью колонку. В четвертой колонке напишите, на основании каких убеждений у вас возникли такие «автоматические мысли». Например, вы уверены, что «все люди смеются над теми, кто неуверен в себе». После этого занесите в пятую колонку соображения «против» — краткие и емкие высказывания, которые оспаривают утверждения из четвертой колонки. Например, «Если я и ошибусь, не случится ничего ужасного» или «Я в состоянии объяснить другим, чего хочу». Используйте эти утверждения как опору для нового способа интерпретации проблемной ситуаций. Повторяйте эти фразы про себя, чтобы остановить поток «автоматических мыслей».

32- летняя Марина физически ощущала себя очень хрупкой, тревожилась из-за любого, самого незначительного недомогания. В детстве она перенесла обычный набор детских болезней. Откуда же взялась тревога? Во время психотерапии выяснилось, что педиатр в поликлинике всякий раз встречал ее словами: «Тут у нас пришел букет болезней…» Со временем мама бросила работу и посвятила себя лечению дочери. Долгие часы, проеденные у врачей, бесконечное посещение процедурных кабинетов заставили Марину поверить в то, что она действительно тяжело и безнадежно больна. Однажды она услышала, как папа говорил, что хочет второго ребенка, а мама громко закричала: «Ты сошел с ума, у нас и так ребенок инвалид!» С таким представлением о себе она и жила. Ей удалось вновь обрести силы и почувствовать себя здоровым человеком лишь после того, как в ходе психотерапии она постепенно увидела свою жизнь иначе: Марина окончила математическую и музыкальную школы, потом — сложный вуз. Она смогла, наконец, отказаться от детских убеждений о своей болезненности и перестала игнорировать свой громадный энергетический ресурс.

Впрочем, наши убеждения могут быть весьма устойчивы (ригидны): в работе с когнитивным психотерапевтом мы не всегда способны их полностью изменить, но можем стать более открытыми к альтернативным идеям, научиться вести себя более гибко.

Разговор в открытую

Когнитивный терапевт с самого начала «играет с открытыми картами»: он не только обсуждает с клиентом его проблему, но и рассказывает о возможных ее причинах, о том, как с ней можно справиться. 44-летняя Екатерина, обратившаяся за помощью по поводу депрессии и уверенная в исключительности своей проблемы, по заданию психотерапевта стала искать сведения о знаменитых людях, страдавших от этого расстройства. В списке оказались чуть ли не половина классиков русской культуры. Этот факт ее позабавил, рассказывая о нем, она воскликнула: «Что-то многовато нас таких!» Осознание того, что ее случай не является экстраординарным, стало поворотным моментом в терапии и дало Екатерине возможность справиться с депрессией.

Терапевт — терпеливый и доброжелательный партнер — вместе с клиентом исследует, как неверная интерпретация событий порождает эмоциональную, физиологическую и поведенческую реакции, то есть, как возникает проблема. И прежде всего верит в то, что каждый человек способен взглянуть на ситуацию иначе.

Запас на будущее

Цель когнитивной терапии, по выражению философа Бертрана Рассела (Bertrand Russell), — «освободиться от тирании ранних убеждений». Ведь они не определены биологически (как, например, цвет глаз), а значит, мы можем измениться, освоить новое поведение, стать более гибкими в восприятии себя и других людей. Конечно, нельзя вовсе исключить из жизни неприятные события и переживания. Задача когнитивной терапии именно в том, чтобы научить человека понимать, как он осмысливает ситуацию, интерпретирует ее, что замечает, а что игнорирует, почему такая оценка вызывает у него определенные чувства и действия. Это позволяет справляться с собой, не отрезая пути к решению проблемы, не лишая себя контактов с другими людьми.

*Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — одно из направлений в современной психологии, которое изучает поведение, реакции организма, возникающие в ответ на внешние стимулы.

Link to post
Share on other sites

post-23605-1197725825.jpg

Арт-терапия: Искусство быть

Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение… Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.

Евгения Белякова - клинический психолог, театральный режиссер, автор методики арт-синтезтерапии.

Выразить чувство

Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью.

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики.

Лучше понять себя

У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным творчеством существует четкая граница. Для участников психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях, например живописью или лепкой, все силы направляются на создание максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их породивших.

Освободиться от зависимости

С помощью арт-терапии можно работать со своими зависимостями. Возьмите три листа бумаги: на первом нарисуйте свое состояние до возникновения той или иной зависимости; на втором – ощущения в момент, когда она вами овладевает; на третьем – то, что вы почувствуете, избавившись от нее. Не концентрируйтесь на том, что конкретно должно появиться на рисунке, – раскрепостите эмоции и попытайтесь изобразить свои чувства и ощущения. Затем на оборотной стороне каждого листа напишите несколько прилагательных, характеризующих ваше состояние в этот момент, например: «я тоскливый, потерянный» или «я веселый, легкий, светлый». Прочтите эти слова и внимательно посмотрите на свои рисунки – они дадут вам возможность увидеть то, что именно с вами происходит, и понять, что вы способны это изменить.

Инна Попова

Проявить неосознанное

Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний. Немалое значение для результата работы имеет и творческая индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления, мобильность.

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются (переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

Открыть свой талант

«Я тяжело переживала развод, особенно больно было, что муж ушел к моей близкой подруге, – рассказывает 29-летняя Лариса. – Я испытывала такую сильную ненависть к ним обоим, что перестала спать, похудела, все время плакала. В мелодраме, сценарий которой мы писали на занятиях, себя я сделала героиней, а их злодеями. С каким удовольствием я высказывала в пьесе все, что у меня на душе! А в финале жестоко наказала их обоих. Я почувствовала себя абсолютно здоровой, восстановились сон и аппетит, вернулась радость жизни».

Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру. Арт-терапия помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».

Link to post
Share on other sites

спасибо за статью,вот уж не знала,что мои смешные рассказики-это арт-терапия.Кстати,здорово помогает

post-30908-1197732168.gif

Link to post
Share on other sites

Очень интересная статья :hm:, всегда задумывалась над тем насколько правда то, что потомки повторяют судьбу своих предков.

Психотерапия семейных систем: рисунок судьбы

Пожалуй, многие из нас согласятся с тем, что поступки и намерения совершаются и возникают не только благодаря нашим личным особенностям и предпочтениям, но и под влиянием семьи. Американский психотерапевт Мюррей Боуэн (Murray Bowen) одним из первых предположил, что семья — это единый организм, система, живущая по определенным законам. Проблемы, поведение, выборы, которые мы делаем в течение жизни, Боуэн понимал не как результат наших черт характера и особенностей мышления, а прежде всего как следствие невидимых самому человеку процессов, происходивших с его предками в течение многих поколений и повторяющихся в его сегодняшней семье. Любой из нас — часть такой семейной системы. Не осознавая, как она работает, мы автоматически действуем в соответствии с ее законами. А что вы думаете?

Кому это нужно

Мюррей Боуэн считал свой метод универсальным, ведь когда у человека повышается уровень дифференциации «Я», он лучше справляется со множеством своих ежедневных проблем. Метод для тех, кто ориентирован как на индивидуальную, так и на семейную работу и не возражает против исследования своей семейной истории.

Как это происходит

Работа по методу Боуэна — это всегда работа с генограммой, ее построение, обсуждение деталей и закономерностей с психотерапевтом. У специалиста, работающего в этом подходе, должна быть общая подготовка в области системной семейной терапии, а также специальное обучение теории Боуэна, включая исследование собственной семейной истории. Задача психотерапевта — работая с семьей, помочь ее членам вырасти над их эмоциональной слитностью. Более локальная цель — поддержать наиболее мотивированного члена семьи в его стремлении преодолеть эмоциональное слияние. Чаще всего в терапии участвуют один член семьи или семейная пара. Встреча может длиться от часа до двух. Периодичность от одного раза в месяц до одной встречи в неделю. Средняя стоимость от 1500 рублей в час.

Екатерина Жорняк

семейный психотерапевт, нарративный консультант.

Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...

Наука забывать плохое

post-23605-1203195228.jpg

Для одного выговор начальства – причина для увольнения, для другого – лишь повод посмеяться. Кто-то от стресса инфаркт получит, а кто-то сильнее станет. Как примкнуть ко вторым?

Мы страдаем не от самих событий, а от их интерпретации. Правильно истолковывать случившееся и вовремя отбрасывать – целая наука. И ей можно научиться, уверен Игорь Матюгин, психолог, доктор педагогических наук, автор серии книг по развитию памяти и внимания.

СПОСОБ ПЕРВЫЙ: ТРИ СТУПЕНЬКИ

Эту технику Матюгин успешно использовал на себя. Для издания первых книжек ему пришлось взять кредит в банке под большие проценты. Поначалу книги плохо продавались, он не мог вернуть деньги. Целый месяц не спал, чуть не заболел... Но когда применил способ «Три ступеньки», бессонница ушла, и выход из проблемы был найден.

Конечно, на то Матюгин и психолог, что смог провести такую работу сам с собой. На первых порах лучше снимать стресс в паре: выберите человека, которому доверитесь, и пусть он тоже освоит эту методику. Итак, предположим, вы попали в аварию…

На 1-й ступеньке необходимо все разложить по полочкам, а для этого - выговориться, снять часть напряжения. Причем человек, которого вы используете как «жилетку», не должен жалеть и успокаивать – напротив, утешитель должен как бы присоединиться к вам, переживать произошедшее вместе с вами. Пусть задает вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», а нужен распространенный ответ, провоцирует вас выговориться: «Ты дал газ – и что случилось дальше?..»

На 2-й ступеньке нужно сказать: «Представь, а что могло быть хуже случившегося?». Переживший аварию поначалу вроде и не понимает: «Да уж хуже некуда». И тут важно настоять: «Ну ты же не всю машину разбил, ее можно восстановить»; «Хорошо, что старую, а ведь новую собирался покупать...»; «А еще что хорошего?»; «Да и сам жив остался…»

Важно, чтобы человек подошел к утешительной мысли сам - только тогда она принесет облегчение.

На 3-й ступеньке надо извлечь уроки из приключившегося. «А что делать, чтобы больше такого не произошло?»; «На повороте теперь всегда буду скорость сбрасывать»…

Все еще обидно - но отношение к стрессу изменилось. Напряжение ушло, вы не будете прокручивать ситуацию по второму, третьему кругу, ворочаясь с боку на бок, прогоняя сон. Вы не просто забыли стресс, а поработали с пережитым и сами сделали из него выводы. Теперь вы смотрите на случившееся по-другому, воспринимает его как опыт, который чему-то вас научил.

СПОСОБ ВТОРОЙ: БЯКА-ЗАКАЛЯКА

Что вы хотите забыть? День, когда не сдали экзамен? Неприятный разговор с подчиненным? Ссору с подругой?

Представьте себе эти неприятности в виде картинок на листках бумаги. Можно даже нарисовать или подробно описать случившееся. Хорошенько рассмотрите рисунок, перечитайте строчки. Закройте на несколько минут глаза. А потом сожгите бумагу или разорвите на мелкие клочки. Выбросите пепел и мусор и забудьте. И неприятные воспоминания больше не будут досаждать вам.

ОЦЕНИ СЕБЯ ТРЕЗВО

Человек может гораздо больше, чем ему кажется. Люди, потерпевшие кораблекрушение, оставались 40 дней без воды и без еды. Те, кто знал, что даже в таких условиях можно выжить, дожидались спасения. А те, кто не верил в хэппи-энд, погибали в океане даже с запасом воды.

Про себя нужно знать все - в том числе, насколько вы стрессоустойчивы. Зная свои резервы, можно быть бдительным. «Вот этот удар судьбы я выдержу, сам переживу, а другая проблема для меня тяжела - обязательно понадобится поддержка друзей, родных, обращусь за помощью к психологу».

СПОСОБ ТРЕТИЙ: КОЛЬЦО ШАМАНА

Когда Матюгину ему было 14 лет, он серьезно занимался борьбой. И частенько перед схваткой «перегорал» - волнение мешало одержать победу. Тренер научил его забывать страх. За 15 минут до выхода на ковер дал ученику забавный обруч – на нем, как на бубне шамана, были закреплены затейливые предметы. Закрываешь глаза, ощупываешь и пытаешься понять, что на этом кольце: пуговица, ластик, скрепка, булавка, пряжка, значок, бусина… Ощупываешь – и думаешь, с чем связана скрепка или пуговица? С хорошими оценками? С вниманием друзей, родителей? С поездкой в чужую страну?..

Секрет в том, что в активной памяти остаются именно эти воспоминания, а все остальное вытесняется. 5-10 минут ощупываешь обруч – и отвлекся, успокоился. Ту схватку Матюгин выиграл, и его взяли в команду первым номером. Сегодня психолог обучил этому нехитрому методу известных теннисистов.

Конечно, всю жизнь носить с собой обруч не будешь. А вот в какие-то серьезные моменты - перед ответственным выступлением на публике или интервью, - можно использовать нечто подобное.

СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ: ТАКТИЛЬНАЯ ТАКТИКА

Еще одна технику забывания связана с тактильной памятью. Сделайте 10 дощечек с различной шероховатостью: на одну приклейте кусочек меха, на другую – наждачную бумагу, на третью – лоскут фланели, на четвертую накапайте воск со свечи… Закрываете глаза – ощупываешь и запоминаете, в каком порядке они лежат. Затем перемешиваете – и вновь раскладываете в первоначальном порядке. Каждая поверхность вызывает приятные или неприятные воспоминания – здесь коленку разодрал, здесь кошку погладил, здесь на льду катался… Потом разложите дощечки в другой последовательности - от самой неприятного ощущения к самому приятному.

Пока вы погружаетесь в тактильные ощущения, плохое настроение уходит, неприятность, мешающая жить, забывается. Ведь мы перебираем не дощечки, а воспоминания, которые и вытесняют плохое.

СПОСОБ ПЯТЫЙ: ПАРНЯ В ГОРЫ ТЯНИ

При стрессе можно и просто снизить общее напряжение, ничего не меняя. Ведь не все можно переосмыслить. Здесь придет на выручку медитация. Можно использовать любые способы: через музыку, через особые дыхательные техники... Можно добиться медитативного состояния через пустоту. Садишься в комнате с голыми стенами: ни людей, ни мебели, ни пищи, ни звуков... И испытываешь просветление, недавние переживания уже не кажутся столь серьезными.

Хороша и медитация через предельные физические нагрузки. В трудных ситуациях попробуйте загрузить себя тяжелым физическим трудом, сконцентрироваться только на нем, чтобы не было времени и сил вспоминать о проблемах. При стрессе полезно и поменять место работы, квартиру, привычный круг общения – это как бы вытряхнет вас из привычной среды, и неприятности отступят на второй план.

Link to post
Share on other sites

Вот такую статейку откопал недавно

Филипенко Владимир Владимирович - кандидат медицинских наук, врач психиатр, психотерапевт, гештальт-терапевт, супервизор. Член профессионального совета Московского Гештальт института (МГИ). Доцент кафедры прикладной психологии БГПУ им. М. Танка (Минск). Сертификат рационально-эмотивного психотерапевта Утрехтского университета (Голландия, 1993). Проходил специализации по пограничной психотерапии в Бельгии, Голландии и Германии. В 1995 году защитил кандидатскую диссертацию в НИИ Общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. В 1999 закончил 2-ую ступень обучения в МГИ, в 2004-ом сертификат гештальт-супервизора. 15 лет клинической практики заведующим отделением неврозов в психиатрической клинике.

Из доклада Дзэн – буддизм и Гештальт терапия.

Я долго думал, как я построю свое выступление, ведь невозможно, за 20 минут рассказать о Дзен-буддизме и Гештальт-терапии. И решил просто рассказать Вам несколько реальных случаев из жизни Ф.Перлза, основателя Гештальт терапии и мастеров дзен.

Но, учитывая, что наше собрание носит академический характер несколько слов о значении двух этих слов все таки необходимо сказать. На самом деле гештальт-терапии - это одно из молодых направлений психотерапии, а дзен-буддизм - это одно из молодых направлений буддизма.

Гештальт - слово немецкое, оно употребляется во всем мире, так как точных эквивалентов в других языках у него нет. "Gestalten" означает "облечь в форму, придать значимую структуру". Другими словами целое - нечто иное, чем простая сумма его частей.

Что такое Дзен? Дзен - это японское произношение китайского слова "Чань", а "Чань" - сокращение первоначального фразы "Чань - На" - искажение произношения санскритского слова "Дхьяна".

Каково название таковы и методы, состоящие порой из непонятного языка, сбивающего с толку поведения и удивительных методов, которые применяют дзен-буддисты и гештальтисты.

Гештальт и дзен побуждают меня, прежде всего, лучше узнать и принять себя таким, какой я есть на самом деле, не принуждая к изменениям в соответствии с некой идеальной индивидуальной или социальной, внутренней или внешней, философской или моральной, политической или религиозной образцовой моделью. Прежде всего стать самим собой, и только после стать другим в этом заключается "парадоксальная теория изменения в Гештальте".

Фриц Перлз писал: "При успешном лечении невротик пробуждается от своего транса или миража. В дзен-буддизме подобный момент называется Пробуждением или Сатори. В течении Гештальт -терапии пациент переживает множество малых пробуждений. Приходя в чувство, он чаще видит мир ярко и ясно".

Притча о табличке.

Однажды в Исалене Фриц сидел и курил под табличкой "не курить". Студенты из его группы подошли и спросили: "Что дает Вам право курить там, где нам нельзя Фриц?" Медленно, разделяя слова с удовольствием выдуваемыми колечками дыма , Фриц ответил: "Я ни имею права курить, ни не имею права курить. Я просто курю".

Грязная дорога.

Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая не могла перейти рытвину.

"Идем девушка,"- сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перетащил через грязь.

Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше он не мог сдерживаться и сказал, "Нам монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?

"Я оставил девушку там, - сказал Тандзан, - а ты все еще тащишь ее?" (4).

Гештальт-подход в отличии от психоанализа с одной стороны и бихевиоризма с другой, представляет из себя третий путь. Он предлагает не понять, не научиться, а экспериментировать с целью максимального расширения нашей свободы выбора и ответственности за него.

История о поезде.

Мужчина видел во сне людей уезжавших на поезде. Сначала он махал им руками,, затем отождествился с ними, и нечего не происходило. Когда он отождествился с поездом, казалось появилось больше энергии, Затем Фриц предложил стать ему вокзалом. И человек сказал, "Я старомоден и несколько устарел - об уходе за мной не слишком заботятся, не вытирают пыль и не убирают мусор - люди приходят и уходят, используют меня как им нужно, но меня-то как такового собственно не замечают". Он заплакал, и в течение дальнейших нескольких минут стали понятны все нынешние и минувшие удары его жизни.

Дзен и гештальт говорит о том же, что истина не может быть преподана или прочитана, в этом наша свобода и одиночество.

Бодхидхарма и император.

Бодхидхарма, первый патриарх дзен в Китае, прибыл в страну из Индии в 6 веке, Император У династии Лян пригласил его ко двору. Он был благочестивым, набожным буддистом, он изучал сутры и практиковал такие добродетели, как щедрость и смирение. При встрече император спросил:

— В книгах много говориться о высочайшей и святейшей истине. Достопочтенный учитель поведайте мне эту истину.

— Всеобьемлющая пустота и ничего святого, — ответил Бодхидхарма.

— Если во всеобъемлющей пустоте абсолютной истины нет ничего святого и высокого, кто же тогда стоит здесь передо мной? — спросил император.

— Не знаю, ваше величество, — ответил Бодхидхарма.

Император не понял смысл слов патриарха, и тогда Бодхидхарма покинул Дворец и поселился на севере страны.

Впоследствии император понял, что упустил редкую возможность проникнуть в тайны реальности. На могиле Бодхидхармы по указанию императора были высечены следующие слова: "Увы, я видел его, встречался и разговаривал с ним, но не смог его понять. Какая жалость. Но теперь уже поздно. Время не повернешь вспять."

Свое послание в века император закончил стихотворением:

До тех пор пока ум пребывает на уровне относительности.

Он не может покинуть чертоги тьмы.

Но стоит ему потерять себя в Пустоте,

И он тут же возноситься на престол просветления.

Гештальт открыт всем людям, которые стремятся выявить и развить свой скрытый потенциал, перейти просто от существования к максимальной полноте жизни, к новому качеству бытия. Перлз ратовал за терапию с вызывающим названием "терапия нормальных людей".

Суть Гештальта, впрочем как и Дзена состоит не в его техниках и теориях, а в его общем духе.

Маленькие истории.

Однажды Эверет Шострам спросил, какова цель Гешталь-терапии, в ответ Фриц сказал, "Цель Гештальт -терапии пробудить людей от кошмара".

Однажды пациентка долго описывала свой страх одиночества. Ну, например "Если я одна, значит люди ..." Фриц в конце концов сказал, "Чувство одиночества - это быть одному плюс поток дерьма". Как бы не было болезненно одиночество, м как бы не было грубо слово дерьмо - полезно и ценно увидеть, что боль в конечном итоге человек причиняет себе сам.

Чаньский наставник Линьзци Хуэйчжао из Чжэньчжой обращаясь к собранию сказал: "Изучающие Путь! Дхарма (истина, закон) не нуждается в специальной практике (морально-психологического совершенствования). Чтобы постичь ее, необходимо лишь обыденное не-деяние, испражняйтесь и мочитесь, носите свою обычную одежду и ешьте свою обычную пищу, а когда устанете - ложитесь спать. Глупый будет смеяться надо мной, но умный поймет!"(1).

Как в гештальт-терапии, так и в Дзен есть техники и упражнения. В Дзен это коаны, в гештальте - игры, встречи, лепка, рисунок, да впрочем все. Давайте обратимся к опыту дзен.

Например монах спросил, "Что означает приход Бодхидхармы с Запада?" (иначе говоря "Что такое истина?"). Мастер ответил: "Кипарис во дворе". Другой мастер сказал: "От долгого сиденья наступает изнурение", или "Я хочу сказать Вам, когда горный поток течет вспять".

Почему ответы столь парадоксальны?

Истина везде и всепроникающа. Кипарисовое дерево, воющая собака, горный поток все они полны жизни в "здесь и сейчас". Смысл прихода Бодхидхармы разъяснить эту универсальность Истины, а цель мастера выбить ученика из колеи привычного логического мышления.

Что бы полностью расшифровать эти загадки необходимо получить прямой личный опыт в самом дзен или гештальт-терапии. Давайте и попробуем это сделать прямо сейчас.

"Роза есть роза, которая есть роза".

"Улыбка Махакашьпы"

***

Однажды в Исалене человек прорабатывал сон, который казался неправдоподобно скучным. Фриц соскальзывал все ниже и ниже в кресле и вскоре стал похрапывать. Человек был озадачен и когда понял, что Фриц не притворяется подошел к креслу и слегка его встряхнул. Когда Фриц открыл глаза человек высказал неудовольствие сказав, что он заплатил кучу денег и требует внимание Фрица. Фриц повернулся, вынул свой бумажник, выписал ему чек на 10 долларов и снова закрыл глаза засыпая.

Link to post
Share on other sites

Впервые узнал о гештальт-терапии в прошлом году в Таиланде, где я был на обучении буддийской медитации Випассаны. Рассказала мне о ней практикующий гештальт –терапевт Светлана. Она приехала в Таиланд, чтобы с близи познакомиться с истоками своего метода, то есть с буддизмом. Светлана участвует на нашем форуме здесь:

http://buddhism.am/e107/e107_plugins/forum...opic.php?737.40

Сейчас уже не подлежит сомнению, что основы этой терапии лежат в буддийских методах работы с умом или медитации. Сами отцы основатели гештальттерапии часто упоминали об этом.

Дзэн-будизм и другие школы буддизма в течении 2500 лет совершенствовали эти методы. Это и медитация и специальные парадоксальные вопросы – диалоги, коаны. Многие методы и выводы, из приведенных вами статей, буквально копируют дзэн-буддийские.

Я сам практикующий дзэн-буддист. Думаю, что гештальт это еще один хороший способ познания самого себя, а значит познания Истины.

Link to post
Share on other sites
  • 4 weeks later...

Арнольд и Эми Минделл в Москве!

post-23605-1205446694.jpg

Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии (Россия), Фонд развития телерадиовещания, электронных СМИ и интернет-технологий Э. Сагалаева, Процессуальное сообщество России представляют:

14 и 15 апреля 2008 г. в Центральном Доме Ученых РАН состоится долгожданная встреча с основателем процессуально-ориентированной психологии Арнольдом Минделлом, который совместно со своим партнером и женой Эми проведёт двухдневный семинар по теме «Процессуальный ум: использование духовных традиций и опыта измененных состояний сознания для внутренней работы над собой и развития бизнеса и организаций».

На открытии семинара большой вклад Минделлов в развитие современной психологии и психотерапии будет отмечен вручением награды Всемирного Совета Психотерапии.

Арнольд Минделл — основатель процессуальной работы, соратник Станислава Грофа, по работе в Институте Эссален, исследователь околосмертных состояний сознания наряду с Грофом внесший большой вклад в развитие новой парадигмы, интегрирующий квантовую физику, современную психологию и опыт духовных традиций. Он всемирно известен благодаря своему открытию Процессуального Ума.

Эми Минделл — со-основательница процессуального подхода. Развивает процессуально-ориентированную психологию в областях работы с комой, этики и танца.

Минделлы приезжают в Москву по приглашению своего российского последователя и издателя, лидера российской трансперсональной психологии Владимира Майкова для того чтобы познакомить россиян со своими самыми последними открытиями о квантовой и «геологической» природе сознания. Эти открытия раздвигают наши представления о человеческих возможностях.

Процессуальный Ум — это психологическая метафора связанности, синхронии, непредсказуемых взаимосвязей, единства, существующего позади видимых разнообразий. Шаманы и мистики, мастера боевых искусств и духовные искатели в разные периоды времени описывали аспекты Процессуального Ума, который они, в соответствии со своими традициями, называли именами Бог, Аллах, Яхве, Единый, Дао, Ум Будды, Великий Дух, и т. д. Эти духовные или религиозные переживания обладают специфическими общими качествами, как то «вездесущность» и «всеведение». Аспекты Процессуального Ума проявляются в том, что в квантовой физике называется «нелокальностью» и «связанностью». Эти термины относятся к способности частиц, возникающих из специальных источников, оставаться взаимосвязанными, даже если одна из них находится на Луне, а другая — на Земле. Состояния сознания, связанные с процессуальным умом, не только дают нам более глубокое понимание культур других народов, но и предоставляют новые практические методы для работы с внутренними проблемами, отношениями, и глобальными мировыми вопросами.

Основываясь на разных источниках (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой человек поощряется к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачиванием».

Каждый день семинара по книге А. Минделла «Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме: осознавание пути согласно учениям Дона Хуана, Ричарда Феймана и Лао цзы» будет включает в себя теоретическую часть, демонстрации, а также индивидуальные процессы и работу в малых группах, которые могут понимать и использовать как начинающие, так и люди с большим опытом в психологии.

http://www.psychologies.ru/themes/therapie...apies_1067.html

Link to post
Share on other sites
  • 3 months later...

«Я не умею говорить «нет»«Чем меньше у нас остается сил, тем охотнее мы их растрачиваем — такой вот парадокс, — говорит экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Поэтому те, кто устал по-настоящему, часто не могут сказать «нет». Но у безотказности есть и другие причины. Так, она может быть и одним из симптомов депрессии. «Эта болезнь порождает специфические способы мышления, — поясняет Светлана Кривцова. — В частности, человек вдруг начинает испытывать острое желание сделать всех счастливыми, берется за любое дело — и за то, от которого другие отказываются».Что делать?Подумать о себеЕсли вы чувствуете, что вам трудно отказать другим, — возьмите тайм-аут, разрешите себе отдохнуть. Держать паузуСтарайтесь не давать ответ немедленно. Не спешите, взвесьте все «за» и «против». Отклонять просьбу, а не того, кто проситВаш отказ не означает разрыва отношений с тем, кто обратился к вам с просьбой. Он имеет значение только в данной ситуации и не распространяется на всю жизнь. Задавать вопросыЕсли вы чувствуете, что на вас давят, прямо спросите: «Почему вы так настаиваете?» Это позволит перехватить инициативу и не чувствовать себя жертвой. Не ссылаться на внешние обстоятельстваВаш отказ должен отражать вашу позицию, иначе у собеседника возникнет ощущение, что он неверно выбрал момент и стоит попробовать еще раз. «Даже в самом раннем возрасте большинство детей может уверенно говорить „нет“, — продолжает Светлана Кривцова. — Но если взрослые не замечают их желания отстоять свою позицию, не принимают их мнения всерьез, у ребенка возникает ощущение, что на самом деле имеют значение лишь желания других людей, а его собственные взгляды и ценности не представляют интереса». В результате такой человек невысоко ценит себя, и приоритетом для него становятся чужие желания.Оставаться послушным ребенком«Когда ребенок живет в атмосфере безусловного подчинения, — добавляет Светлана Кривцова, — он вырастает послушным и зависимым человеком, живет со страхом самостоятельно не справиться с ситуацией в случае конфликта или несогласия с тем, кто стоит выше на иерархической лестнице». Страх сделать ошибку, совершить промах заставляет его соглашаться и безотказно выполнять просьбы коллег и руководства.Советы постороннемуКогда мы сталкиваемся с тем, кто всегда отвечает «да-да, конечно», нам непросто понять, насколько искренен этот человек. Но и он зачастую не может разобраться в том, насколько готов помочь нам. Больше того, своим поведением он легко превращает нас в невольных манипуляторов. Не доверяйте его первому «да», переформулируйте свой вопрос или просьбу (несколько раз) — это поможет понять истинные мотивы его согласия. Станьте его громким внутренним голосом, который он сам пока слышит с трудом.Почувствовать себя героемЖелание помочь ближнему, не разочаровать кажется им важной причиной для того, чтобы никогда не говорить «нет». Но нередко это желание свидетельствует и о другом — о бессознательной потребности вновь (как в детстве) ощутить свое всемогущество. «Если безотказность — часть стиля поведения человека в возрасте 35—40 лет, это скорее всего говорит о его психологической незрелости, — считает Светлана Кривцова. — Он не в ладу с самим собой, не способен различить то, что доставляет ему удовольствие, а что является избыточным переживанием». Таким людям необходимо «ввязаться в драку», чтобы лучше понять себя. А когда человек живет по принципу «а не слабо ли мне?», любое предложение и просьбу воспринимает как вызов. И отвечает «да»!Почувствовать себя героемЖелание помочь ближнему, не разочаровать кажется им важной причиной для того, чтобы никогда не говорить «нет». Но нередко это желание свидетельствует и о другом — о бессознательной потребности вновь (как в детстве) ощутить свое всемогущество. «Если безотказность — часть стиля поведения человека в возрасте 35—40 лет, это скорее всего говорит о его психологической незрелости, — считает Светлана Кривцова. — Он не в ладу с самим собой, не способен различить то, что доставляет ему удовольствие, а что является избыточным переживанием». Таким людям необходимо «ввязаться в драку», чтобы лучше понять себя. А когда человек живет по принципу «а не слабо ли мне?», любое предложение и просьбу воспринимает как вызов. И отвечает «да»!

Edited by Vesta
Link to post
Share on other sites
  • 3 years later...

Ученые выяснили, что неприятные мысли о прошлом могут навредить здоровью и испортить жизнь. «Мы заметили, что когда люди негативно оценивают свое прошлое, они также пессимистично или фаталистически относятся к текущим событиям», — сообщает Кристи Оянадел, один из соавторов исследования, проведенного сотрудниками Университета Гранады. Он пояснил, что это создает большие проблемы в их личных отношениях, в результате качество жизни таких пессимистов серьезно ухудшается.

Между тем, недавно ученые из Национального центра неврологии и психиатрии в Токио выяснили, как не дать плохим событиям остаться в памяти. По словам психоневрологов, при стрессах в организме человека вырабатывается огромное количество кортизола и адреналина, которые действуют на гиппокамп — часть мозга, которая отвечает за усвоение пережитого. В связи с этим японские ученые предположили, что помешать закреплению в памяти негативной информации поможет лишение сна (депривация).

Сон играет важную роль в процессе запоминания — он нужен для перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Но у человека, пережившего насилие или получившего серьезные травмы, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Малейшее напоминание или ассоциация с трагическими событиями вызывает панический страх: человек живет в постоянном напряжении даже спустя долгое время после чрезвычайного происшествия.

Чтобы проверить свою гипотезу о депривации, исследователи провели эксперимент на добровольцах. Испытуемым показывали видеоролики, на которых было снято либо спокойное движение автомобилей, либо ужасная авария. После этого некоторым добровольцам предоставляли возможность выспаться, а других сна лишали.

Затем ученые протестировали испытуемых на страх перед ДТП. И оказалось, что добровольцы, которые не спали после просмотра видеороликов, дороги не боятся. При этом вторая группа показала противоположные результаты. «Депривация после неприятного события предотвращает развитие посттравматического стрессового расстройства. Полученные нами данные могут прояснить роль бессонницы и помочь в разработке нового способа борьбы с ПТСР», — пояснил руководитель исследования Кениси Кируяма.

Link to post
Share on other sites
Ученые выяснили, что неприятные мысли о прошлом могут навредить здоровью и испортить жизнь. «Мы заметили, что когда люди негативно оценивают свое прошлое, они также пессимистично или фаталистически относятся к текущим событиям», — сообщает Кристи Оянадел, один из соавторов исследования, проведенного сотрудниками Университета Гранады. Он пояснил, что это создает большие проблемы в их личных отношениях, в результате качество жизни таких пессимистов серьезно ухудшается.

Между тем, недавно ученые из Национального центра неврологии и психиатрии в Токио выяснили, как не дать плохим событиям остаться в памяти. По словам психоневрологов, при стрессах в организме человека вырабатывается огромное количество кортизола и адреналина, которые действуют на гиппокамп — часть мозга, которая отвечает за усвоение пережитого. В связи с этим японские ученые предположили, что помешать закреплению в памяти негативной информации поможет лишение сна (депривация).

Сон играет важную роль в процессе запоминания — он нужен для перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Но у человека, пережившего насилие или получившего серьезные травмы, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Малейшее напоминание или ассоциация с трагическими событиями вызывает панический страх: человек живет в постоянном напряжении даже спустя долгое время после чрезвычайного происшествия.

Чтобы проверить свою гипотезу о депривации, исследователи провели эксперимент на добровольцах. Испытуемым показывали видеоролики, на которых было снято либо спокойное движение автомобилей, либо ужасная авария. После этого некоторым добровольцам предоставляли возможность выспаться, а других сна лишали.

Затем ученые протестировали испытуемых на страх перед ДТП. И оказалось, что добровольцы, которые не спали после просмотра видеороликов, дороги не боятся. При этом вторая группа показала противоположные результаты. «Депривация после неприятного события предотвращает развитие посттравматического стрессового расстройства. Полученные нами данные могут прояснить роль бессонницы и помочь в разработке нового способа борьбы с ПТСР», — пояснил руководитель исследования Кениси Кируяма.

брось это, Кисе это не поможет:)

Link to post
Share on other sites
  • 2 years later...
...Все, о чем я прошу вас, это применять к себе те же стандарты, которые вы применяете к другим. У вас наверняка есть раздражающий друг-христианин, вся помощь которого сводится к «я помолюсь за них». Это не сводит вас с ума? Я не комментирую сейчас, работают молитвы или нет, но это не меняет факта, что этот человек выбрал тот вид помощи, который не требует от него отрывать задницу от дивана. Такие люди воздерживаются от любого зла, их помыслы чисты, их внутренний навоз чист настолько, насколько это возможно, но какие фрукты на нем вырастут? И они должны понимать это лучше, чем кто бы то ни было — я украл фруктовую метафору из Библии. Иисус повторял что-то вроде «дерево судят по его плодам» снова, и снова, и снова. Иисус никогда не говорил «Если вы хотите здесь работать, выполняйте план». Нет, он говорил «Каждое дерево, не дающее хороших плодов, следует срубить и бросить в огонь» (Евангелие от Матфея).
"6 жестоких истин, которые сделают вас лучше"

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...