Jump to content

Развитие Вооруженных сил Армении


Recommended Posts

Давид Петросян

Политический обозреватель

Агентство новостей "Ноян тапан", Армения

Развитие Вооруженных сил Армении

Создание армянских вооруженных сил началось в начале 90-ых годов, фактически еще до распада Советского Союза. В 1989-1990 годах руководство Армении в лице ее спикера парламента, а затем и первого президента Левона Тер-Петросяна и премьер-министра Вазген Манукяна, обеспокоенное масштабами неофициальной военной деятельности, когда, по разным оценкам, суммарная численность неподконтрольных союзному правительству вооруженных формирований с армянской стороны, ведущих боевые действия на границе с Азербайджаном и в НКАО, достигала 5 тысяч человек, предприняло ряд шагов по установлению контроля над ситуацией. Одним из этих шагов и стало формирование в 1990 году специального полка Министерства внутренних дел Армении численностью до 400 человек. В начале 1991 года, когда полк был расформирован на 4 батальона, в нем было уже более 1000 человек. Параллельно добровольцы, ведущие боевые действия на границе с Азербайджаном, были сведены в 6-8 батальонов.

Тогда же при правительстве Армении был создан специальный Комитет обороны. Его возглавлял депутат парламента Ваган Ширханян, а заместителем был капитан I ранга Вагаршак Арутюнян - впоследствии министр обороны Армении в 1999-2000годах. Комитету была поставлена задача свести в рамках советской политической системы, используя государственные структуры, под единое управление все существующие иррегулярные подразделения и части министерства внутренних дел: полк внутренних войск, отряды милиции особого назначения и т.д., обеспечив их, по возможности, всеми необходимыми ресурсами для ведения боевых действий в приграничной полосе и Нагорном Арцах(карабах)е. Кроме того, руководство Комитета обороны не исключало, что развитие общественно- политической ситуации может привести к распаду СССР, следствием чего станет эскалация боевых действий в зоне карабахского конфликта. Естественно, что необходимо было осуществлять как минимум среднесрочное военное планирование и серьезно готовится к возможной эскалации конфликта.

Создание и вооружение национальной армии

После распада СССР в независимой Армении было сформировано министерство обороны возглавляемое бывшим председателем парламентской комиссии по вопросам обороны и безопасности Вазгеном Саркисяном. Несмотря на требования радикальной оппозиции о национализации/захвате имущества бывшей Советской Армии, руководство страны предпочло получить технику и вооружения путем переговоров с военным и политическим руководством СНГ и России. Передача Москвой техники, оружия и боеприпасов двух (15-ой и 164-ой) из трех дислоцированных на территории Армении мотострелковых дивизий была произведена летом 1992. Тогда же, на Армению, как и на ее соседей по бывшему советскому Закавказью, были наложены ограничения в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Каждой стран региона разрешалось иметь не более 220 боевых танков, не более 220 боевых бронированных машин, не более 150 единиц артиллерийских систем, не более 100 боевых самолетов и не более 50 многоцелевых боевых вертолетов.

После поражений в Нагорном Арцах(карабах)е в боях летом 1992 года и особенно после потери анклавного села Арцвашен министр обороны. Саркисян в своем выступлении по Армянскому телевидению публично признал, что для осуществления успешного военного строительства пост министра должен занять более подготовленный человек. Осенью 1992 года им стал один из лидеров оппозиции, бывший премьер-министр Вазген Манукян. Именно при нем военное строительство в Армении приобрело широкий размах и стало более организованным. Манукян сумел объединить единомышленников и опираясь на профессионалов заложить фундамент армии. Главным же идеологом военного строительства в Армении, подготовившем доктриальные основы вооруженных сил, следует считать бывшего заместителя начальника штаба сухопутных войск Вооруженных сил СССР генерал- лейтенанта Нората Тер-Григорянца, который в 1992-1995 годах с перерывами занимал посты первого заместителя министра обороны и начальника Генерального штаба.

Одним из важных шагов на первом этапе военного строительства видимо следует считать тот факт, что удалось добиться частичной профессионализации армии. На рубеже 1992-1993 годов специальным указом президента страны была создана отдельная мотострелковая бригада, набор в которую осуществлялся только на контрактной основе. В ее состав вошли в основном бойцы-фидаины из различных подразделений территориальной обороны. Данная акция привела к ликвидации в стране незаконных вооруженных формирований, стабилизировала внутриполитическую ситуацию и созданию чрезвычайно боеспособного соединения, костяк которого составили воины, имеющие опыт ведения боевых действий в Афганистане и Нагорном Арцах(карабах)е. Таким образом, в течение длительного времени в приграничной с Азербайджаном полосе действовали профессиональные подразделения, которые несли в приграничных боях минимальные потери, нанося при этом противнику значительный урон. После создания профессиональных подразделений военное и политическое руководство Армении в принципе свело к минимуму использование в боевых действиях необученных новобранцев и формирующихся частей национальной армии. Все это переломило ситуацию в обществе и стабилизировало ситуацию с призывом в армию, пограничные войска и войска МВД. Начиная с весны 1993 года по сегодняшний день, план призыва выполнялся регулярно.

Тер-Григорянц отказался от создания военных структур по схеме принятой в бывшем СССР – многоступенчатой системы последовательного развертывания частей от линии государственной границы на всю глубину территории – из-за небольших размеров территории государства. Поэтому Армения создала части с повышенной степенью мобильности и маневренности. На первом этапе наилучшей формой для этого стали мотострелковые бригады трех-четырехбатальонного состава численностью от 1,5 до 2,5 тысяч человек. В настоящее время, судя по всему, основной организационной структурой становится полк. Главным в тактике ведения боевых действий с армянской стороны стало очевидное стремление снизить до минимума потери в бою.

Основы оборонительной военной доктрины, заложенные Тер-Григорянцем и его соратниками по Генштабу, судя по всему, предполагают ведение не только сугубо оборонительных действий, но и нанесение мощных упредительных ударов по противнику, готовящему агрессию. В настоящее время перед войсками стоит задача поднять уровень боевой подготовки на качественно более высокий уровень. Эта задача решается также путем проведения совместных учений и стрельб с подразделениями вооруженных сил России дислоцированными на территории Армении.

На первом этапе военного строительства Армения сознательно отказалась от создания авиации. Во многом это было связано с тем, что на территории страны отсутствовали подготовленные военные аэродромы, ремонтно-профилактические службы, хорошо обученный летно-технический персонал. Кроме того, было немало проблем связанных со стабильным поступлением горюче-смазочных материалов. Армения вынужденно пошла по пути создания, насколько это возможно, высокоэффективных частей ПВО, ориентированных на нейтрализацию истребительной и штурмовой авиации противника. Удалось практически полностью восстановить систему ПВО (зенитные ракетные установки и РЛС) страны существовавшую до распада СССР. В апреле 1994 года впервые было официально заявлено о том, что "небо над Ереваном, как и все воздушное пространство Армении надежно защищено установками ПВО". Большую роль в восстановлении системы ПВО и повышении ее боевой готовности сыграла помощь российских военных специалистов, а также то, что эти подразделения укомплектованы высококвалифицированными национальными кадрами.

Начало формирования подразделений ВВС Армении было положено летом 1993 года. Впоследствии армянские авиационные подразделения принимали участие в ряде учений и были удостоены высокой оценки присутствующих военных экспертов.

В вопросе подготовки кадров на первом этапе военного строительства Армения испытывала определенные проблемы, связанные с тем, что на территории страны, в отличие от других стран Содружества, не было ни одного высшего военного учебного заведения. В то же время в рядах вооруженных сил бывшего СССР служило немало офицеров-армян. По утверждению некоторых источников их число уступало только русским, украинцам и белорусам. Однако, лишь небольшая часть из них (5-7% от общего числа) отозвалась на призыв руководства Армении 1992 года вернуться в республику и принять активное участие в строительстве вооруженных сил. Такая пассивность объясняется в основном тяжелым экономическим положением Армении и неспособностью ее властей быстро решить многие бытовые и социальные вопросы для приглашенных. На первом этапе кадровые проблемы офицерского состава были решены призывом на действительную военную службу резервистов и даже отставников отправленных в запас 5-10 (иногда даже 15) лет назад. В дальнейшем, в течение 1993-1994 годов, на территории страны была создана собственная система подготовки кадров, которая включает: военную школу-лицей, летно-техническое училище, годичные офицерские курсы (для лиц с высшим образованием), высшее многопрофильное военное училище-институт имени Вазгена Саркисяна и учебные подразделения в войсках. Офицерские кадры для национальной армии проходят обучение также в высших военных учебных заведениях России и Греции. Набор в армию лиц призывного возраста происходит на смешанной добровольно- призывной основе. Призванные на действительную службу проходят ее в войсках и учебных подразделениях в течение 24 месяцев (до осени 1994 года срок службы составлял 18 месяцев). Заключившие контракт служат от 3 до 15 лет.

Необходимо согласиться с тем, что армия сегодня один из жизнеспособных организмов армянского общества. Со стороны министерства обороны Армении постоянно принимаются жесткие и иногда неоднозначно воспринимаемые меры, для минимизации негативных процессов и поддержания дисциплины и высокого уровня боевой готовности вооруженных сил.

К настоящему моменту удалось успешным образом осуществить важный, но только первый этап военного строительства. Впереди второй, куда более серьезный этап: процесс создания "Армии XXI века", целью которого является создание вооруженных сил с учетом складывающихся военно-политических реалий, достаточного уровня национальной безопасности, способных к ответу на нынешние и будущие вызовы и полностью обеспечивающей военную безопасность страны. Этот процесс представляет из себя комплекс политических, экономических, социальных, правовых, военных и иных мероприятий, которые должно осуществлять не только министерство обороны, а в первую очередь высшие исполнительные и законодательные органы государства, а также все общество.

Нынешнее состояние и потребности ВС Армении

По положению на начало 2002 года общая численность вооруженных сил Армении составляет 60 тысяч человек (из них 52 тысячи сухопутные войска, а остальное - войска ПВО и ВВС). Военный бюджет 2002 года - 75 млн долл. В проекте бюджета страны на 2003 год расходы на оборону предусмотрены в размере не менее 82 млн долл. Это составляет свыше 4% от ВВП, что является самым высоким показателем среди стран СНГ.

Помимо вышеупомянутого вооружения двух мотострелковых дивизий официально переданных Армении в 1992 году, в 1994-1996 годах в рамках межведомственных соглашений Россия передала своему стратегическому союзнику:

8 оперативно-тактических комплексов Р-17,

27 ЗРК "Круг",

84 танка Т-72,

50 БМП-2,

36 гаубиц Д-30,

18 гаубиц Д-20,

18 РСЗО "Град" и другую технику.

В своем боевом составе сухопутные войска Армении по положению на сегодняшний день имеют:

4 моторизованные сухопутные бригады,

10 отдельных пехотных полков,

1 артиллерийская бригада,

2 зенитные ракетные бригады.

Необходимо иметь в виду готовность вооруженных сил Армении к тесному взаимодействию с практически профессиональной армией непризнанной Нагорно-Арцах(карабах)ской республики, на вооружении которой, по сведениям различных средств массовой информации: 316 танков, 324 боевых бронированных машин, 322 единицы артиллерии калибром 122-мм и более (из них 44 РСЗО).

Из-за ограничения в финансировании программы модернизации и закупок вооружений для ВС Армении достаточно ограничены. Тем не менее, нам представляется, что в обозримом будущем наибольшее внимание может быть уделено модернизации имеющихся на вооружении боевых бронированных машин, танков и самоходной артиллерии. В частности, могут представить интерес программы модернизации броневой защиты (противоминная и электродинамическая) и установки специального лазерного оборудования обеспечивающего повышение точности огня.

Возможность поставки оружия в рамках ДКБ СНГ по ценам заводов-производителей, наверняка будут использоваться руководством Армении для обеспечения своей армии и новейшими образцами российского вооружения, прежде всего систем войскового ПВО малого и среднего действий. Последние образцы российского производства (например, комплекс "Тор") по своим тактико-техническим характеристикам ни в чем не уступают западным, а по льготной цене являются вполне "подъемными" даже для таких небогатых стран как Армения.

Во времена СССР в Армении функционировало достаточно много предприятий ВПК, большинство из которых, однако, не выпускало конечной продукции. Тем не менее, по некоторым оценкам, предприятия Армении производили до 40% от общего объема общесоюзного выпуска военной электроники. Прежде всего, выделим производство АСУ ПВО ("Разданмаш"), автономные системы питания для комплексов ПВО ("Армэлектромаш"), различные космические системы ("Галактика"), электронные системы различных комплексов ПВО ("Электрон") и пр.

Однако, с распадом СССР и фактическим прекращением финансирования по общесоюзным оборонным заказам, большинство предприятий ВПК либо простаивают, либо загрузка их мощностей находится на крайне низком уровне. Часть из этих предприятий вошла в тесную кооперацию с рядом российских предприятий и готова сотрудничать с ними в сфере разработки новых видов вооружений и сборке отдельных комплексов.

В 90-ых годах в Армении были созданы производственные мощности способные обеспечить потребности вооруженных сил в боеприпасах к стрелковому оружию различных калибров и боеприпасам к некоторым видам артиллерийских систем. Было налажено производство переносимых и легких минометов, а также боеприпасов к ним. Одновременно с налаживанием выпуска боеприпасов, на предприятиях ВПК Армении были разработаны новые образцы стрелкового вооружения под патроны 5,45 мм и 7,62 мм, а также ручных противотанковых гранатометов по стандартный выстрел. Все опытные образцы разработанного вооружения прошли полный цикл испытаний.

Что касается тяжелого вооружения, то предприятия ВПК Армении способны сегодня производить ремонт, в том числе с целью модернизации, большинства имеющегося вооружения, в том числе: бронетанковой техники, основных составных частей ПВО, стрелкового оружия и пр.

Потенциальные угрозы и вызовы безопасности Армении

Для начала нового этапа военного строительства необходимо, прежде всего, уточнить нынешние и будущие угрозы и вызовы национальной безопасности Армении, для нейтрализации которых призваны вооруженные силы, а также иметь действенный прогноз развития политической и военной обстановки в регионе.

Армения является единственной в регионе и одной немногих в мире стран, все основные угрозы национальной безопасности которой носят в основном внешний характер. Главные угрозы и вызовы национальной безопасности Армении, исходят со стороны двух ее ближайших соседей Азербайджана и Турции.

Азербайджан

Однозначно, что главной и потенциальной угрозой для национальной безопасности сегодня и в перспективе является реальная угроза военной агрессии со стороны Азербайджана против НКР и Армении. 62% (787 км) от общей протяженности внешних границ Армении (1254 км) составляет граница с Азербайджаном. На границах с Арменией и в прифронтовой полосе с НКР Азербайджан сосредоточил 80% своего военного потенциала и в любой момент может возобновить военные действия. Основной задачей боевой подготовки вооруженных сил Азербайджана является: установление полного контроля над Нагорным Арцах(карабах)ом и частью территории Армении. На всех широкомасштабных учениях разыгрываются именно эти варианты.

Вероятность военного столкновения еще более увеличивается, поскольку единственным вариантом решения проблемы Нагорного Арцах(карабах)а удовлетворяющим Азербайджан, является "восстановление территориальной целостности", т.е. установление полного контроля над НКР. Любой иной вариант решения вопроса Нагорного Арцах(карабах)а для Азербайджана будет рассматриваться как временный. В тот момент, когда военно-политическое руководство Азербайджана почувствует свое военное преимущество над Арменией, война станет неизбежной. Она будет направлена не только против НКР, но и против Армении, т.к. руководство Азербайджана придерживается того мнения, что без военного поражения Армении невозможно установить контроль над Арцах(карабах)ом.

При любом режиме в Азербайджане вопрос Нагорного Арцах(карабах)а будет главной козырной картой во внутриполитической борьбе. Оппозиционные силы всегда будут обвинять власть в неспособности решить этот вопрос и будут постоянно спекулировать на этом с целью прихода к власти. В свою очередь любая власть в Азербайджане будет стремиться решить вопрос Нагорного Арцах(карабах)а в свою пользу, с целью укрепления своих позиций.

Несмотря на то, что, по мнению Еревана, сутью противостояния в Нагорном Арцах(карабах)е является вопрос права наций на самоопределение, тем не менее, Азербайджан стремится придать конфликту религиозно-этническую окраску и, используя религиозный фактор, получить поддержку всего исламского мира. При этом добиться осуждения Армении со стороны всех исламских стран и применения с их стороны санкций против официального Еревана. О результативности этой политики свидетельствует участие в боях в Нагорном Арцах(карабах)е в 1992-1994годах на стороне Азербайджана подразделений афганских моджахедов, турецкой организации "Боз гурд" ("Серые волки") и волонтеров мусульманских организаций, а также решения тегеранского саммита организации "Исламская конференция" 1997 года об осуждении действий Армении.

Кроме установления контроля над Нагорным Арцах(карабах)ом Азербайджан предъявляет территориальные претензии к Армении, объявляя отдельные ее регионы "историческим Азербайджаном". Речь в данном случае идет о бассейне озера Севан и Зангезуре (марз Сюник). Особое стратегическое значение азербайджанская сторона придает установлению, совместного с Турцией, контроля над Зангезуром, целью которого является:

установление непосредственной связи между Турцией и Азербайджаном;

отсечение Армении от Ирана.

По инициативе Азербайджана создаются политические союзы государств имеющих схожие стратегические интересы. Эти союзы имеют тенденцию трансформироваться военно-политические союзы, которые косвенно направлены против Армении и НКР. Например, ГУУАМ, которая имеет целью проводить согласованную и единую политику в вопросе защиты территориальной целостности. В рамках созданной организации предполагается военно-техническое и экономическое сотрудничество, формирование совместных миротворческих сил. Есть все признаки формирования военно-стратегических союзов Азербайджан-Турция-Израиль, Азербайджан-Турция-Грузия.

Формирование подобных союзов опасно и потому, что они угрожают не только интересам Армении в деле тесной интеграции стран СНГ, но и создаст дополнительные возможности Азербайджану для организации дополнительного давления на Ереван в рамках международных организаций. Это фактор несомненно будет использован с целью изменения военно-политической обстановки в регионе в свою пользу, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Азербайджан также активно использует "нефтяной фактор". С помощью нефтяных компаний США, Великобритании, Японии и других стран Азербайджан пытается организовать давление на правительства этих государств с целью организации политического и экономического давления на Армению и НКР с тем, чтобы добиться от армян односторонних уступок. Одновременно Азербайджан стремится представить Армению на Западе, как главный дестабилизирующий фактор в регионе, которая:

мешает проникновению Запада в регион;

обеспечивает присутствие России в регионе.

Турция

После восстановления независимости Армении, Турция признавшая ее суверенитет и независимость, поставила неприемлемые предварительные политические условия для установления дипломатических отношений. Армяно-турецкая граница, протяженность которой составляет 268 км (21,4% от общей протяженности внешних границ Армении) остается закрытой, в том числе и для гуманитарных грузов.

В последней известной нам редакции (июль 1998 года) Национальной военной концепции Турции Армения фактически рассматривается вторым, после Греции, вероятным противником Турции. С турецкой стороны Армении предъявляется ряд "обвинений", "максимальное углубление которых, может привести к военному столкновению":

находящиеся у власти в Армении "крайне националистические силы" в основу "государственной политики положили антитуркизм", предъявляя к Турции "безосновательные" территориальные претензии, обвиняя ее в геноциде армян, требуя материального возмещения ущерба;

армянское лобби в союзе с греческим и другими антитурецкими силами, оказывают давление на Конгресс США, заставляя принимать его антитурецкие решения;

Армения ведет "захватническую" политику против союзника Турции Азербайджана, "осуществляя политику геноцида против турок-мусульман";

на международной арене Армения осуществляет тесное сотрудничество со всеми потенциальными противниками Турции стремится создать единый антитурецкий фронт;

находится в военном союзе с Россией, который "направлен против Турции", а также разместила на своей территории российскую военную базу;

"оказывает военную помощь и поддержку" курдским сепаратистам, организуя на своей территории их "центры подготовки и военные лагеря".

Крупная группировка турецких войск (3-я полевая армия, 2-е тактическое воздушное командование) в основу своей подготовки положила возможность ведения боевых действий против Армении, а также вопросы совершенствования методов и способов этих действий. По решению Совета Национальной безопасности Турции для осуществления постоянной военно-воздушной разведки и в случае необходимости использования в военных целях против Армении в 1995-1997 годах на расстоянии соответственно в 12 и 72 км от границы с Арменией в аэропортах городов Игдир и Агре (Каракесе) прошла реконструкция взлетно-посадочных полос, что дает возможность принимать на этих аэродромах военные самолеты любого класса.

Турция фактически оказалась втянута в армяно-азербайджанский конфликт, взяв на себя вопрос реформирования вооруженных сил Азербайджана, повышения их боевых возможностей, подготовку и переподготовку военных кадров. Со стороны Турции проводится последовательная военная программа создания в ближайшем будущем вблизи Нахичевани турецкой военной базы. Турецкая сторона взяла на себя основную часть обеспечения оружием, боеприпасами усиленной азербайджанской мотострелковой дивизии дислоцированной в Нахичевани. На территории Нахичеванской республики было проведено несколько совместных азербайджано-турецких учений, которые подняли военное сотрудничество двух стран на новый, более качественный, уровень. Углубляется и получает новый качественный уровень сотрудничество спецслужб Турции и Азербайджана, острие которого направлено против Армении.

Определенную опасность для национальной безопасности Армении представляет серьезные претензии Турции на лидерство в мусульманском мире, а также ее намерение стать региональной супердержавой. Сегодня турецкий флот активно действует на Черном море, а турецкая армия стремится к участию в "миротворческих" операциях на Кавказе.

Говоря об опасности военной угрозы со стороны Азербайджана и Турции, тем не менее, в Ереване дифференцируют эти угрозы. Военная угроза, исходящая со стороны Азербайджана, носит непосредственный и реальный характер, которая в виде агрессии в любой удобный момент для Баку может быть реализована против Армении и НКР.

Военная опасность, исходящая со стороны Турции, также реальна, но Анкара, исходя из ее сегодняшнего геополитического положения, вынуждена быть максимально осторожной в сфере внешней политики. Турецкие правящие круги осознают, что страна находится перед множеством внутренних и внешних проблем (политический кризис, раскол в обществе, национально-освободительное движение курдов, резкая активизация исламских фундаменталистов, кипрский узел, сложные взаимоотношения с европейскими структурами, глубокие противоречия практически со всеми своими соседями и т.д.). В этой ситуации начало военной агрессии против Армении может создать совершенно неожиданные проблемы для Турции. Поэтому, на данном этапе, Турция предпочитает осуществлять свою политику против Армении не военными методами, а с помощью всесторонней военной помощи Азербайджану.

Грузия

Армяно-грузинские отношения традиционно были и остаются дружескими. Грузия не представляет для Армении какой-либо угрозы или опасности, однако в двусторонних отношениях существует ряд проблем:

сопредельная с Арменией территория Грузии заселена в основном азербайджанцами и их численность продолжает расти. Власти и спецслужбы Азербайджана во время противостояния с Ереваном использовали и несомненно будут использовать этот фактор против Армении, для организации против нее провокаций, террористических и диверсионных актов, а также для организации коммуникационной и иной блокады;

Турция и Азербайджан прилагают серьезные усилия для возвращения турок-месхетинцев в Грузию и поселения их в Самцхе-Джавахет/Джавахк (регион с преобладанием армянского населения). Известно, что на переговорах по этому вопросу между высшим руководством Грузии и Турции грузинская сторона дала принципиальное согласие на возвращение турок-месхетинцев, но попросила у партнера время для "изучения общественного мнения". Некоторые политические силы в Грузии, с целью укрепления отношений с Турцией, идут навстречу этим требованиям.

Особо отметим, что в Грузии есть немногочисленные, но достаточно активные радикальные националистические силы, которые считают марз Лори грузинской территорией "временно присоединенной" к Армении, а Джавахк постоянной бомбой в Грузии.

Несмотря на развитие двусторонних отношений, геополитические интересы Армении и Грузии постепенно удаляются друг от друга. Грузия стремится обеспечить транзит по своей территории азербайджанской и казахстанской нефти в Турцию и далее на внешние рынки, что обеспечит ей до 2 млрд долл. ежегодного дохода. Турция сегодня является главным торговым партнером Грузии. Турецко-грузинское военное сотрудничество развивается особенно быстрыми темпами. В частности, проводятся совместные турецко-грузинские военные учения, турецкая сторона оказывает содействие Грузии в подготовке военных кадров и поставляет военную технику.

Дальнейшее развитие и углубление военного, политического и экономического сотрудничество Грузии с Азербайджаном и Турцией может привести к созданию тройственного военно-политического союза, который, фактически против воли Грузии, будет нацелен против Армении.

Иран

Со стороны Ирана для Армении нет какой-либо серьезной опасности ни сейчас, ни в обозримом будущем. Армяно-иранская граница (35 км, составляет 2,7% от общей протяженности внешних границ Армении) является для Армении единственными воротами на Средний и Ближний Восток и имеет жизненно важное значение для страны.

Однако, около 16% от общего числа жителей Ирана составляют азербайджанцы, которые живут в иранских провинциях Западный и Восточный Азербайджан. Последние имеют границу с Турцией, Арменией и Азербайджаном. Пользуясь этим обстоятельством, а также материальной и моральной поддержкой Турции, многие политические силы в Азербайджане выступают с лозунгом создания "Объединенного Азербайджана". Во время правления предыдущего президента Абульфаза Эльчибея, эта задача была одной из главных задач Азербайджана. И сегодня ряд политических сил как из оппозиции ("Народный фронт", "Мусават" и др.) так и власти ("Родина", "Объединеннный Азербайджан"), пользующихся определенным влиянием в политической жизни Азербайджана, одной из своих главных программных задач считают создание "Единого Азербайджана" за счет населенными азербайджанцами северных провинций Ирана.

Сегодня маловероятно, но теоретически нельзя исключать, что некоторая либерализация и реформирование внутренней жизни Ирана может привести к усилению сепаратизма со стороны иранских азербайджанцев в северных регионах страны с целью отделения или создания единого азербайджанского государства. В случае подобного развития событий вышеупомянутая ситуация может создать серьезную угрозу для безопасности границ Армении на южном направлении, угрожая блокадой.

В сфере обеспечения безопасности Армения сегодня сотрудничает с двумя региональными организациями: Организация Договора о коллективной безопасности (ДКБ) и НАТО. Она является одной из самых активных членов ДКБ, а с НАТО сотрудничает в рамках программы "Партнерство во имя мира".

Несмотря на успешно развивающее сотрудничество с НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира" руководство Армении не планирует переходить на стандарты этой организации, отдавая приоритет военному, военно-политическому и военно-техническому сотрудничеству в рамках организации ДКБ СНГ.

Для обеспечения безопасности Армении важное значение имеет двустороннее армяно-российское стратегическое сотрудничество. В рамках заключенного 29 августа 1997 года российско-армянского договора "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи" развивается военное, политическое и экономическое сотрудничество между двумя странами.

Однако этот договор не рассматривают в Армении как "неуязвимый щит" от всех опасностей. Прежде всего, потому, что почти такой же договор "О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи" Россия подписала и с Азербайджаном. В Ереване имеют в виду, что в Азербайджане Россия имеет серьезные политические, экономические и военные интересы. Известна также позиция политического руководства России в вопросе Нагорного Арцах(карабах)а: решение должно быть найдено в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Все политические вызовы Армении, реальные и возможные угрозы, процессы происходящие в регионе и вокруг него, скачкообразное изменение военно-политической обстановки и трудности в оценке происходящих событий, особенности геополитического положения страны диктуют, что безопасность Армении может быть обеспечена только в том случае, если она сумеет как сегодня, так и в обозримом будущем, обеспечить стратегический баланс в регионе, который может стать результатом разработки и реализации активной внешней и военной политики, а также посредством поддержания на должном уровне своей военной мощи (с учетом реальных людских и материальных ресурсов).

Источники:

1. David Petrosyan, "What are the reasons of Armenians' success in the military phase of the Karabakh conflict (1991 - mid 1994), "The Noyan Tapan Highlights" Weekly, N19-21, 2000.

2. "The Noyan Tapan Highlights", N19-21, 2000.

3. Давид Петросян, "В чем причины успеха армян в военной фазе Арцах(карабах)ского конфликта (1991 - середина 1994 гг), "Ноев ковчег" N6, 2000.

4. Ежемесячная газета "Ноев ковчег" N6, 2000.

5. Микаел Мелконян, "Основные принципы обеспечения военной безопасности Армении", еженедельник МО Армении "Ай зинвор", октябрь- ноябрь 1998.

Источник: Журнал "Экспорт Вооружений"

http://iran.ru/rus/vooarm.php

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...