Jump to content

Recommended Posts

Дзен

История возникновения

Обычно, когда начинают рассказывать о каком либо учении или религии, упоминают какие-то даты возникновения или личностей основателей. Рискну заявить, что к Дзен это не относится, потому что Дзен существовал всегда! Современные психологи считают, что человек по-настоящему стал человеком, в тот момент, когда посмотрел внутрь себя, когда в перерыве между борьбой за жизнь, охотой и собирательством, сел и задумался, о смысле жизни, о том, куда и зачем он идет, кто он и, наконец, мысленно заглянул внутрь себя, стал следить за работой своего сознания. Смотреть внутрь себя, означает созерцать. Созерцание на санскрите – дхьяна. На китайском - чань, на вьетнамском - тьен, на корейском – сон или сен, на японском - дзен.

Таким образом, Дзен возник в тот самый момент, когда объектом наблюдения человека стали не только внешние предметы и явления, но он сам стал объектом своего наблюдения, заглянул внутрь. Обратив внимание на работу своего ума, сознания, человек сделал шаг на пути эволюции - он из животного превратился в человека. Логичным будет предположить, что, достигнув каких-то результатов в созерцании, человек сделает еще один шаг на пути эволюции.

Целью практики созерцания, или иначе, Дзен, является просветление. То есть следующим этапом эволюции должен стать человек просветленный. Отвечая на вопрос «есть ли другие пути, ведущие к Цели», я скажу, что любой путь, соответствующий главному закону природы приведет к Цели. Главный закон природы, по-моему, эволюция. То есть бесконечное совершенствование живых существ. Можно назвать этот закон «карма», «вселенский закон», «божественный закон» или «закон джунглей» - как хотите. Важнее – соответствует ли выбранный вами путь этому закону.

В этом смысле становится понятным выражение дзен-буддистов, что сам путь важнее цели, или Путь и есть эта цель.

Как говорил современный патриарх корейского дзен Сон Чоль Сыним: «Путь - это основа Вселенной и это сущность всего. Это абсолют и это превосходит время и пространство и в то же время заключает их в себе. Каждая вещь сама по себе есть Путь, и настоящая реальность абсолютна. У человека этот Путь внутри, внутри его сердца. И если вы обнаружите Разум таким, каков он есть, вы увидите Путь, а это, значит, достигните просветления».

Дзен – это не религия и не философия, это суть всех религий, это их общий дух. Дзен – это сама мудрость. Последователи дзен есть в любой религии, правда называются они по-разному. Например, в индуизме это могут быть йоги, практикующие дхьяну. Кстати первое известное, записанное руководство по практике дзен есть в Бхагават-Гите, когда бог Кришна наставляет своего друга царя Арджуну, как практиковать дхьяна-йогу.

Последователи дзен в исламе – это суфии. В учении суфиев можно найти не только схожие практики и упражнения, но даже, казалось бы, чисто дзенское изобретение, притчи-коаны. Видимо труднее всего людям, ищущим понимания, пришлось в христианской среде. Хотя, сейчас, вроде бы и там растет число людей, которые начинают понимать, что слепой веры недостаточно и начинать нужно с работы над собой, над своим сознанием.

В современной психологии многие передовые исследователи обратили внимание на дзен. Например, Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом (основателем гештальт терпаии) — в своей книге «Гештальт ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальт-терапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса — после которого большинство старых проблем растворяются.

Дзэн охотно принимает всё истинное в любой религии, признаёт последователей всех верований, достигших полного постижения; однако ему известно, что личность, религиозное воспитание, которой основывалось на дуализме, несмотря на большую серьёзность своих намерений, долго будет испытывать ненужные трудности, прежде чем достигнет просветления. Дзэн отметает прочь всё, что не имеет прямого отношения к реальности, какими бы самоочевидными ни казались такие истины; и он не станет относиться сочувственно ни к чему, кроме личного переживания индивида.

Самой благоприятной средой для развития дзен оказался буддизм. Тем более, что Будда перед просветлением занимался ни чем иным, как дзадзен или в переводе сидячей медитацией.

В последствии Будда сам дал новый мощный импульс для развития этого учения. Произошло это, по приданию, во время одной из проповедей на горе грифов. Тогда Будда просто поднял цветок и улыбнулся. Множество собравшихся не понимали, что происходит. Один только Махакашьяпа (Кашьяпа) слегка улыбнулся уголками глаз. Будда сказал: «Только Кашьяпа понимает! Все, что можно было сказать словами, я вам сказал, а что сказать словами невозможно, я даю Махакашьяпе. Ключ нельзя передать при помощи слов. Я вручаю ключ Махакашьяпе».

Кстати именно Кашьяпа был составителем одной из питак (корзин) Трипитаки, а именно философской части Абхидхаммы. Цветочную проповедь с тех пор принято считать рождением дзен – буддизма и первой передачей Дхармы без слов. С тех пор берет начало традиция передачи Дхармы, которая сохраняется до сих пор.

Одно из определений дзен звучит следующим образом: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».

Итак, согласно дзэн — истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию — «смотри в свою природу и станешь Буддой» (а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов), и еще «от сердца к сердцу» — благодаря традиции передачи от учителя к ученику.

В конкретное, практическое учение дзен превратился в Китае, когда в 6-м веке, его принес туда Бодхидхарма. По приданию, это был 28 патриарх буддизма после Кашьяпы и, соответственно, первый патриарх, чань или дзен в Китае. Тогда буддизм был довольно популярным и распространенным учением в Китае, наряду с даосизмом.

Кстати благодаря даосизму чань получил такое бурное развитие в Китае. Многие люди, ищущие понимания, уже были готовы воспринимать дзен Бодхидхрамы благодаря учению Дао. Вспомните – «Дао, выраженное словами, не есть настоящее Дао».

Возможно я тоже в свое время оказался готовым к дзен, благодаря чтению «Дао дэ Цзин» Лао Цзы.

Итак, в то время Буддизм пользовался покровительством знати и даже самого императора Китая. Но буддизм тогдашнего Китая был скорее обрядовой религией, последователи, которой слепо выполняли какие-то ритуалы, поклонения статуе Будды, изучали сутры или исполняли различные общественные церемонии.

Бодхидхарме не понравилось это положение дел, и он начал проповедовать более практичный буддизм, то есть определенные практики, следуя которым, человек мог добиться главной цели – просветления, тем самым, положив начало китайскому чань.

Сохранилась история о первой встречи императора У династии Лян с Бодхидхармой.

Император был благочестивым, набожным буддистом, он изучал сутры и практиковал такие добродетели, как щедрость и смирение, строил множество буддийских храмов и много тратил на благотворительность.

При встрече император спросил Бодхидхарму:

"Велики ли мои заслуги в добродетели при совершении этих дел?"

- "Нет заслуг", - кратко ответил Бодхидхарма.

Удивленный император спросил: "Почему нет заслуг в добродетели?".

Бодхидхарма сказал: «Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду, т.е. совершаешь его с корыстной целью, то какие такие «заслуги»? А если ты совершаешь их бескорыстно, без желания получить награду, то о каких таких заслугах ты ведешь речь?»

То есть, совершать благие дела с целью накопления кармических заслуг и перерождения в более хороших условиях, не имеет смысла, потому что, это получается, как бы торговля с кармой. Типа я тебе построю храмы, а ты меня в будущей жизни сделаешь царем или богом. Отдавать кусочек своего имущества, чтобы потом иметь еще больше – так поступают все спекулянты. Поэтому, ни о каких заслугах не может быть и речи. Если же делать хорошие дела бескорыстно, то зачем потом спрашивать: «велики ли мои заслуги»?

Непонятый императором, Бодхидхарма отправился в монастырь Шао Линь, где после девятилетней медитации стал учить монахов дзен-буддизму и стал первым патриархом чань. По преданию Бохидхарма так же является основоположником всех известных единоборств.

Бодхидхармой были сформированы четыре принципа практики дзен:

1. Терпимость - если приходится страдать от плохой кармы.

2. Невозмутимость - когда вкушаешь плоды благой кармы.

3. Решимость - преодолеть страдания сансары и упорно двигаться к нирване.

4. Осознание - понимание того, что все феномены и само сознание имеют одну природу.

Следующим человеком, сделавшим чань уникальным, действенным способом достижения просветления стал шестой патриарх Хуэйнэн. С его приходом учение получило новый импульс к развитию и массовому распространению. Это отчасти произошло потому, что сам Хуэйнэн происходил из очень бедной семьи, торговал дровами, и так до конца жизни не научился грамоте. Его пример, естественно, вдохновил много простых людей.

В так называемой «Сутре Помоста» рассказывается о жизни Хуэйнэна и о том перевороте, который он совершил в буддийской философии. До тех пор считалось, что цель медитации, как бы стирать пыль с зеркала ума, то есть постепенно очищать свой ум от помрачений. Постепенно накоплять заслуги и, в конце концов, стать архатом. Как писал главный противник идей Хуэйнена монах Шенсю:

Тело есть древо просветления - бодхи,

А сознание подобно светлому зерцалу на подставке.

Мы должны прилежно трудиться, непрестанно вытирая его,

Чтобы на нем не было пыли и грязи.

Это было хорошим наставлением для начинающих буддистов, но вовсе не означало, что человек, писавший такое, сам достиг просветления.

Хуэйнэн ответил так:

Просветление - бодхи - изначально не имеет древа,

А светлое зерцало не имеет подставки.

Коли природа Будды всегда совершенно чиста,

То где на ней может быть пыль?

Само сознание есть древо - бодхи,

А тело есть зерцало с подставкой.

Светлое зерцало изначально чисто,

Где же на нем будет грязь и пыль ?

Следовательно, стихотворение Хуэйнэна говорит о его понимании трансцендентального; он знает, что Конечный Абсолют вне "всякой двойственности" (т.е. там не существует обособленных сущностей). Поэтому и нет ни пыли, которую бы следовало удалить, ни дерева, ни зерцала, которые должны были олицетворять тело и сознание.

Настоящее понимание не двойственности дается, не путем логичных рассуждений, а как некое переживание, говоря японскими терминами – сатори или кенсе. Именно это переживание и стало главной целью дзен. То есть, ни хорошая жизнь, после смерти, ни нирвана, ни какие бы ни было другие блага в будущем, а достижение сатори в этой жизни, здесь и сейчас. Хуэйнэн предупреждал, что недостаточно просто сидеть в позе лотоса и очищать свой ум. Настоящая дзенская практика должна распространяться на всю жизнь. Во-первых, нужно следовать Срединному Пути, чтобы правильно подготовить тело и ум. Сама жизнь и любая работа должны стать осознанными.

Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.

Дзен не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться. По сути, каждодневные дела, то, что вам нравится делать — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что ты делаешь. И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда.

Любое увлечение может стать способом постижения своей истинной природы. Это превращает саму жизнь в каждом ее проявлении в произведение искусства. «В каждом человеке изначально живет художник — „художник жизни" — и этот художник не нуждается ни в каких дополнительных вещах: его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная — холстом, на котором он пишет свою жизнь.» Каждый человек — художник своей жизни и у каждого она своя. Ключ — в душе человека.

Только так мы сможем постепенно подготовить свой ум к главному переживанию. В этом смысле надо бы пересмотреть свое отношение к многим буддийским практикам. Например, Бодхичитта, практика сострадания, некоторыми понимается, как какая-то визуализация или мысленные пожелания в позе лотоса. Но этого очень мало. Практиковать сострадание нужно постоянно – в транспорте, у себя дома, на работе, на улице, по отношению к самому себе. Вся жизнь должна стать практикой.

Итак, цель практики дзен – познать свое сознание. Важно понять, что мы не изменяем свое сознание. Дзен – это не измененное состояние сознания или какой-то транс. Практикуя дзен, мы отбрасываем все лишнее. По сути, наша природа, наше сознание изначально чисты. Если же постиг свое сознание и прозрел собственную природу, то, значит, обрел просветление и познал великий смысл. Тогда станет понятно, что сансара есть нирвана. Все разделения существуют только у нас в голове.

Есть такая история: как-то Хуэйнэн встретил двух монахов, которые смотрели на флаг и шумно спорили. Один говорил – движется флаг, другой говорил – движется ветер. Хуэйнен сказал: "Движется не флаг и не ветер, движется ваше сознание".

Таким образом, в Китае, чань превратился в конкретный способ достижения просветления. То, что этот способ работает было неоднократно доказано многими мастерами, учениками, монахами и простыми мирянами.

Дзенские наставники чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». Просветление — это не состояние. Это способ видения.

Из Китая дзен попал в Корею, а оттуда в Японию, где получил новое дыхание и оказал очень сильное влияние на ее историю и культуру.

Первой в Японию попала школа Риндзай, которая практически сразу же стала популярной в самурайской и правящей среде. Дзен этой школы стал главной идеологией самурая. Один из самых легендарных и непобедимых самураев Миямото Мусаси, автор «Книги пяти колец», в последствии стал мастером дзен. Самураям была по душе атмосфера строгости и дисциплины царившая в школе Рандзай. Отличительная черта этого направления – сочетание медитации дзадзен и применение коанов. Коан – это короткий рассказ, диалог, который давался мастером ученику для размышления. Причем не следовало находить, какой-то логичный ответ. Нужно было лишь постоянно размышлять над коаном тем самым, повышая «температуру кипения» в голове и подготавливая ум к окончательному прорыву. Хороший мастер знал, когда ученик будет готов, и, применяя какой ни будь собственный метод, помогал ученику обрести сатори. Этим методом могли быть резкие окрики, краткие парадоксальные рассказы и даже удары палкой. Главное сделать это в нужный момент.

Самой распространенной школой дзен в Японии сегодня является школа Сото. Привез ее туда монах Доген. А поскольку тот не любил общаться со знатью, эта школа получила большее распространение среди простого народа. Основная практика школы – регулярная медитация дзадзен и предельно строгие правила жизни в монастырях. Доген проповедовал, что, сидя в дзадзен мы уже являемся просветленными Буддами.

Практика

Итак, что же конкретно представляет собой практика дзен?

Если коротко - это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть.

Практика и учение дзен нацелены на:

(1) успокоение ума,

(2) освобождение от жёстких взглядов,

(3) отпускание привязанностей.

Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

Кроме того, путь к видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзен нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

В достижении всего этого нам поможет регулярная практика дзадзен.

Пример метода для практики: http://ariom.ru/wiki/Dzadzjen

Несколько мыслей об учительстве…

Иногда приходится слышать такие слова: «Чтобы быть буддистом или дзен буддистом, нужно иметь своего учителя, гуру, который будет постоянно направлять меня. Без него я не смогу ничего сделать самостоятельно и т.п.». Конечно, желательно иметь хорошего мастера, который будет действительно мастером, а не каким ни будь шарлатаном, чтобы всегда помогал и сделал наш путь быстрым и комфортным. Никто здесь не оспаривает важность Учителя. Но почему-то всегда забывают слова Будды:

«ПОЭТОМУ, АНАНДА, ПРЕБЫВАЙТЕ, ДЕЛАЯ СЕБЯ ОСТРОВОМ (ПОДДЕРЖКОЙ), ДЕЛАЯ СЕБЯ, И НИКОГО ДРУГОГО, СВОИМ ПРИБЕЖИЩЕМ; ДЕЛАЯ ДХАММУ СВОИМ ОСТРОВОМ (ПОДДЕРЖКОЙ), ДХАММУ СВОИМ ПРИБЕЖИЩЕМ И НИЧТО ИНОЕ».

«Будьте себе светильниками. Будьте себе прибежищами. Не прибегайте к внешнему прибежищу».

Я уверен, что очень многое можно сделать самостоятельно. То, что невозможно двигаться самому, нам подсказывает наш ленивый ум, который каждый раз придумывает новую причину, чтобы не заниматься практикой: Ой, сегодня у меня куча дел, и я вряд ли смогу выделить 20 минут на медитацию… Или, что-то я устал сегодня – помедитирую завтра. И вообще без учителя я не смогу чего либо добиться, поэтому лучше посмотрю телевизор, может когда ни будь накоплю денег и поеду в Тибет к настоящему гуру…

На востоке говорят: «Когда ученик готов – появится учитель».

Но саму эту подготовку нужно пройти самому, а для этого нужно много трудится.

Итог

Четыре ключевых отличия дзэн:

Особое учение без священных текстов.

Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.

Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.

Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

Дзен — это состояние человека ничего не объясняющего ни себе, ни другому. А действующего — «просто так». Поэтому полного хозяина самому себе.

Являясь, по сути, небольшой школой в лоне буддизма, дзен уже оказал огромное влияния на целые цивилизации. Дзен не стоит на месте, он постоянно изменяется, приспосабливаясь к новым условиям.

Дзен в Китае назывался чань и он был приспособлен к Китайской действительности того времени. Там он породил китайские виды единоборств и гимнастики, своеобразную живопись и поэзию.

Когда чань попал в Японию, он стал называться дзен и приобрел собственные черты. Вдохновленные дзен люди в Японии создали уникальные искусства калиграфии, икебаны, чайную церемонию, хокку.

Относительно недавно дзен попал на запад, и сейчас мы можем наблюдать, как он формируется там. В 60 годы дзен в Америке был каким-то бунтарским движением, породившим «детей цветов» – хиппи. Сейчас влияние дзен очевидно на кинематограф. Например, такие фильмы как «Револьвер», «Красота по-американски», «Бойцовский клуб», «Матрица» и многие другие.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...