Jump to content

Лина Мкртчян


Recommended Posts

ПОСВЯЩЕНИЕ ЛИНЕ МКРТЧЯН

post-31580-1245415401.jpg

Лина Мкртчян. Первый раз я услышал голос этой гениальной певицы в конце далеких 80-ых. Сказать «услышал», значит, не сказать ничего. Я был потрясен, околдован, обескуражен. Так просто невозможно петь!

Лина (Елена Владимировна) Мкртчян - последняя ученица прославленной Полины Львовны Трониной. Родилась в Одессе, училась в Москве в Академии музыкального искусства им. Гнесиных, в Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского и в Театральной Академии им. Луначарского.

Удивительная певица обладает редчайшим по красоте и огромным по диапазону голосом: от мощного глубокого контральто до чистого, растворяющегося в воздухе сопрано. В репертуаре певицы более 800 произведений семи веков: от итальянских духовных песнопений XIII в. до музыки современных композиторов. В ее репертуаре есть труднейшие и, по этой причине, крайне редко исполняемые произведения. Ее нечастые концерты проходят при постоянных аншлагах в лучших музыкальных залах мира. Но у этой великой певицы поистине трагическая судьба.

«Я училась в трех школах и в трех вузах, и меня отовсюду гнали - я привыкла к этому. Мне только и остается, что благодарить своих гонителей. Потому что если бы в семнадцать лет меня не изгнали из города, в котором я родилась, я бы, наверное, погибла.

Меня отчислили из Гнесинского института за то, что я не хотела после смерти моего великого учителя - Полины Львовны Трониной - заниматься у другого, посредственного, потом - из консерватории. Когда я училась в консерватории, у меня было девять выговоров в личном деле и каждый - последний, со строгим предупреждением. Я никогда не была ни в комсомоле, ни тем более в партии, но на всех этих собраниях только и говорили, что вот я какая безобразная диссидентка, хулиганка. В ГИТИСе декан факультета музыкального театра Б. Покровский грозил: «Если я узнаю, что ей выдали диплом, - уйду». Корочку мне все-таки выдали. И знаете, в моей жизни не было случая, чтобы кто-то спрашивал у меня диплом. Я вообще большую часть своей жизни, уже зрелой, здесь, в Москве, провела, знаете ли, на корточках - чтобы не видели меня, не стучали, не отчисляли.

У меня нет своего импрессарио или администратора, так же, как у меня просто не может быть спонсора. Почему? Понимаете, люди, которые торгуют тринадцатилетними девочками в турецких домах или оружием, но при этом как бы жертвуют на духовность…».

Между тем, уже в конце 80-х к Лине пришло признание. Но не у нас, а на Западе. Когда она пела в престижном нью-йоркском «Карнеги Холл» на вечере, посвященном жертвам землетрясения в Армении, публика устроила ей 40-минутную овацию. А молитва, исполненная Линой на одном из московских концертов, потрясла присутствующих в зале представителей Ватикана. Следствием этого стала поездка певицы в Ватикан в 1990 году. По возвращении из заграницы на Лину обрушились репрессии. Некоторые весьма именитые певицы публично требовали запрета на ее концерты, и особенно в Москве, поскольку она, лицо «без определенного места жительства», «компрометирует советское вокальное искусство и приносит ему вред». И когда через год ей пришло повторное приглашение от Папы для участия в акции лучших музыкантов мира против войны в Ираке, советский МИД просто не выдал певице выездную визу.

В то время, когда сцены концертных залов заполнялись безголосыми певичками, а слушатели ломились, как на чудо, на привезенную издалека Сезарию Эвору, в своей небольшой квартире на окраине Москвы ютилась певица, при жизни ставшая легендой.

«Я люблю петь в храмах тихо, очень тихо, абсолютно нивелируя тембр. Это то, чему меня не учили ни в консерватории, ни в Гнесинском, ни в ГИТИСе. Молитвенному отношению к слову».

post-31580-1245415455.jpg

В 1996 году издательство «Петрополь» и Царскосельский Лицей присудили певице «Царскосельскую» премию петербургских поэтов «За бескорыстное и беззаветное служение отечественной культуре».

Лина является лауреатом Пушкинской премии и единственной иностранной певицей, приглашенной выступить на национальном фестивале «Шубертиана» в Германии.

Всю свою жизнь Лина занимается благотворительной деятельностью. Она выступала с благотворительными вечерами в Германии, Швейцарии, Польше, Италии, Испании, Португалии, Голландии. В 1996 году вновь пела в сопровождении оркестра Евгения Колобова в Карнеги-холл.

О ней написаны сотни статей, сняты документальные фильмы и телепередачи. Ей посвящают сценарии, стихи и сонеты. Ее голос звучит в радиопередачах, пяти художественных и нескольких документальных фильмах.

«В голосе этой певицы я расслышал что-то такое, чего не знал прежде о собственной стране - промерзшей, исстрадавшейся, чающей чуда и святой воды. Искусство для нее - служение. Ее талант - дар Божий, а жизнь - усилие ничем против дара этого не согрешить» (писатель Н. Климонтович).

«Вам приходилось слышать, как всхлипывает и скулит собака с перебитой лапой? Или гудит земля на водосбросе под обрушивающейся на нее каждую секунду тяжкой массой пенных струй? Как забивают последний гвоздь в крышку гроба? На концерте Лины слушатель чувствует себя маленьким ребенком, застигнутым в поле грозой. Сколько же жизней нужно, чтобы пройти через все мыслимые и немыслимые испытания и потом все это переплавить в звуки человеческого голоса» (актер Ю. Павлов).

«Голос Лины Мкртчян отличается редкой красотой, силой, наполненностью. Он точно льется с небес, одновременно приподымаясь, устремляясь ввысь» (академик Д. С. Лихачев).

«Страшная мука и наказание обладать талантом такого масштаба» (режиссер А. Сокуров).

И все-таки наиболее трепетно и грустно Лина отзывается о родине своих предков – Армении, в которой она бывает, к сожалению, нечасто.

«На самом деле первая мировая война не кончалась, она длится. Две вещи случились в начале нашего века - мировая война и геноцид армян, который не был признан миром».

Может быть, эти слова великой певицы хоть в какой-то мере объясняют те ощущения, которые испытываешь на ее концертах: как будто звучит не голос, а сама душа, как будто в этот самый момент сила божественного вдохновения соприкасается с величием человеческого духа.

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites

Цавт танэм

Посвящается Лине Мкртчян

Когда в горах изгнанника изгнанник

Встречает вдруг,

Не знает он, что перед ним избранник

Не брат, не друг.

Но говорит отчаянье во взоре

Хоть нищий нем:

О ближний мой! Отдай свое мне горе!

Цавт танэм!

Не нужно мне другого подаянья

Пусть мир жесток,

Спасенья нет, лишь смерть без покаянья,

Сказал пророк;

Пускай звучит проклятье в диком хоре

Всему и всем.

О ближний мой! Отдай свое мне горе!

Цавт танэм!

История, – базар кровопролитный,

Свое берет;

И я, как ты, скиталец беззащитный,

Так чей черед?

Идут часы, мы – очередь, мы в сборе,

Но кто за кем?

О ближний мой! Отдай свое мне горе!

Цавт танэм!

Печаль мою на гибельном просторе

Кому поем?

Армения! Отдай свое мне горе!

Цавт танэм!

Владимир Микушевич

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...