Jump to content

Pamjatnik Arno Babadjanjanu


Recommended Posts

.gde-to bil topik pro etot "pamjatnik" ,iskal no ne nashel..

a napomnila mne o nem ,eta cinichnaja statejka nekojej bezdari:

В поисках ушедшего времени

Карэн МИКАЭЛЯН

Двадцать лет, как нет Арно Бабаджаняна — любимого и незабываемого. Печальная дата. Он ушел до обидного скоро — ему еще жить да жить. Увы... Но к памятнику, сооруженному к 80-летию композитора в минувшем году, группа его друзей и поклонников демонстративно не пошла. Небольшой памятный митинг был устроен у дома, где некогда жил Бабаджанян и где установлена мемориальная доска.

Каждый волен по своему вкусу и разумению отмечать различные даты, связанные со своими кумирами. Одни делают это молча, другие устраивают спектакль. Дело глубоко личное. В случае с Арно Бабаджаняном группа инициативных почитателей, воспользовавшись ситуацией, вновь стала раскручивать основательно поднадоевшую историю с памятником. Гневные слова о “нехорошем” памятнике снова заполонили телеэфир и печатные СМИ. Почитатели, считающие себя особенно приближенными к замечательному композитору, настроены радикально. Во-первых, их опять очень беспокоит место, где стоит памятник. В который раз вспоминают Дом камерной музыки, где первоначально было задумано его установить. Никакого самоуправства, напомню: просто градостроительный совет изменил первоначальное решение, и у Дома теперь стоит Айвазовский.

Чем не приглянулось место новой дислокации Бабаджаняна, трудно сказать. Памятник хорошо проглядывается с разных сторон и вполне уместен на этом оживленном и людном пятачке ереванского центра, у самого устья Северного проспекта. Бабаджанян был публичным человеком, едва ли не всегда окруженным близкими и поклонниками. Если сегодня памятник кажется несколько великоватым, то как только напротив поднимется строящийся Бизнес-центр, он сразу потеряет в “весе”. Разговоры о месте — это еще полбеды. В который уже раз поднимается вопрос самого памятника. Он очень не нравится некоторым, тем, кто взял на себя труд объяснить народу, ереванцам, каким должен был бы быть памятник Бабаджаняну. Каким же? Реалистическим. Похожим. Чтобы один к одному. В естественной позе. А этот? Шарж. “Черты карикатурности”. Не узнают, короче говоря. (“Какие у Арно были красивые руки! Где они?” — грустно причитают поклонники). В итоге особенно недовольный критик-музыковед X предлагает убрать этого Бабаджаняна и очистить окрестность оперы. Пишет: “А концертный зал им.Бабаджаняна ждет нового конкурса и нового памятника”. Ни больше ни меньше. Ждут воплощение мечты. Опасный симптом.

Но с чего нежные почитатели композитора решили, что памятник плох, что ненужен, что надо делать новый? И где этот критерий и судьи кто? Очевидно, некой группе музыкальных деятелей этот Арно не по душе. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что нет в Армении, в Ереване (очевидно, повсюду) ни одного памятника, который нравился или не нравился бы всем. Каждый судит по-своему. К каждому ереванскому монументальному опусу можно придраться, обхаять, прицепить обидные слова и, соответственно, требовать сооружения нового. Саят-Нова: сладко-нежен, слишком лиричен. Да и архитектура того... “этажерка”. Комитас: поза неустойчивого равновесия. Почему-то расположился на стволе дерева, да и ног нет. Тигранян: скорее похож на кардинала Ришелье. Спина прямая, как доска. Спендиаров: упитан и строг. Хачатурян: мешковат и одутловат. Это музыканты. Далее Таманян: слишком стар и немощен. Исаакян мешковат. Смешно, Правда? И так до бесконечности. И что же: те, кому эти памятники по разным причинам не нравятся, будут поднимать ярость масс и требовать новых конкурсов и новых памятников? Мы удивительно можем ожесточаться и едва ли не идти стенка на стенку из-за в сущности ничего. Уже не говоря о том, что скульптура — штука условная, не способная заменить живого человека. В каждом скульптурном произведении своя мера условности. А еще есть фактор времени. Время настоятельно требует новых форм выражения.

Согласен, памятник Бабаджаняну неоднозначен. Как и сам композитор. Он был яркой, неординарной личностью. Потрясающий музыкант, обаятельный и остроумный человек, но вряд ли “белый и пушистый”. Смачный рассказчик и сквернослов. В нем было много чего намешано, и вполне контрастно. Заявляют: неестественная поза. А какую естественную позу предлагают оппоненты? Сидящим на стуле и пьющим чай? Лежащим в гамаке? Играющим в нарды? (Любил, ох любил.) Очень естественные позы. Скорее всего его хотят видеть ласково перебирающим клавиши рояля или в позе ангела. Вот была бы скукота...

Какой новый метод сотворения памятников предлагают хулители Бабаджаняна? Если следовать этой оппозиционно-революционной логике, нужно создать внутрицеховые группы для разработки образов будущих памятников. Они-то, очевидно, должны требовать у скульпторов неукоснительного следования их директивным рекомендациям. Итак: композитор — имярек — потенциальный памятник. Поза естественная плюс музинструмент, ноты, гусиное перо; музицирует, пишет, держит дирижерскую палочку. Голова — мечтательно откинута, взгляд устремлен в светлое будущее, глаза горят вдохновением. Причесан и выбрит. Одежда творческая, желательно концертный фрак. Это общее. Детали: родинку — обязательно. Ногти — аккуратно ухоженные. Пуговицы, складки, ремешки, обувь начищенная. И так далее. Чтобы ни-ни. Желательно для каждой персоны, тянущей на памятник, разработать конкретные нормы и правила. Как в Северной Корее. Тогда и будут у нас общенародно обожаемые бронзовые или каменные истуканы. Можно вообще разработать реестр естественных поз, выражений, одежды, реквизита, чтобы авторам неповадно было искажать правду жизни современников. Можно и штамповать по какому-либо утвержденному общественностью образу.

Критики, очевидно, видевшие все, цитирую — “персональные памятники в мире”, не заметили ни одного “решенного в жанре шаржа”. Ну положим, Бабаджанян не шарж и не карикатура, а гротеск, часто используемый в “персональных памятниках”. Их установлено много в разных странах мира, и никто в осадок не выпадает. Стоят и стоят. Хотя многим и не нравятся. Это и хрестоматийный полуобнаженный Бальзак, бомжеватый Эйнштейн, по которому вечно ползают дети, утрированно вытянутый Петр I в Петербурге и он же в Антверпене, где ради динамики одна рука длиннее другой на целых 20 см. Антверпенский же Пушкин зажимает рану. Это и чрезвычайно длинноносый Андерсен. Это тощий и лихо шагающий де Голль. И чересчур толстые и грузные Черчилли в Париже и Лондоне. Англичане поставили Оскару Уайльду памятник-портрет: ажурная пустотелая голова на высоте четырех футов от тротуара. Крупный, между прочим, писатель 19 века.

Недавно в Питере был проведен конкурс на памятник Иосифу Бродскому. Так вот, победил проект, где вообще нет изображения поэта, а только стелы, испещренные стихами. Короче говоря, подходы могут быть и есть самые различные. Можно делать памятник античного образа, можно “Луи Каторз”, можно и ампир вспомнить, можно и обратиться к соцреализму а ля Томский или Вучетич, или к его северокорейской модификации — костюмчик, ясный взор... Не человек — икона.

Памятник Арно Бабаджаняну Давида Беджаняна при всей его спорности — интереснейшее произведение, постепенно завоевывающее новых своих приверженцев. Он действительно открывает новую страницу. Вообще не вижу проблемы. Не нравится, допускаю, — не смотрите. Но стоит ли устраивать ритуальные игрища и в очередной раз раскручивать ненависть к бронзе. В конце концов, памятник — это памятник, живого человека, его душу, его дыхание он все равно не заменит. Конечно, они, бывает, раздражают и хочется их изничтожить. Но одно дело, когда скидывают статую усатого Иосифа — споры вообще неуместны. Или же вождя всех народов: бронзовый идол на главной площади страны это на самом деле нонсенс. Но предлагать убрать изображение армянского композитора, трактованное иначе, чем некоторым хотелось бы, — совершенно провинциальная затея. И вообще толерантность — лучшая повязка на душевные раны.

Между тем если уж так заботит энтузиастов память о деятелях национальной культуры, то энергию можно обратить во благо. Речь о могиле Александра Спендиарова, ютящейся на Оперной площади и оказавшейся в двух шагах от холодильных агрегатов театра, недавно в связи с ремонтом установленных. Вот куда бы направить бурный избыток страсти и перенести прах композитора в Пантеон, к другим великим.

А памятник Арно надо бы оставить в покое. Он того заслуживает.

Link to post
Share on other sites
.gde-to bil topik pro etot "pamjatnik" ,iskal no ne nashel..

a napomnila mne o nem ,eta cinichnaja statejka nekojej bezdari:

Ты за то чтоб его убрали?Я понятия не имею об этом памянике,даже по телевизору не удалоь увидеть Но по отзывам ......:/

Link to post
Share on other sites

Ես նյարդեր չունեմ էդ խուժանությունից խոսելու :no: : Բավական ե 5 րոպե կանգնեք արձանի մոտ ու նայեք անցնող-դարձողների դեմքերին: Համ կծիծաղեք, համ էլ կլացեք :cry: :

Link to post
Share on other sites
.ugol Terjana i Sajat Nova (u "salona")

Սալոն :) ,հետաքրքիրա էդ սալոնը գործումա հիմա :) ?

Նոր մի քիչ արաջ հաղորդում էր հյուսիսային պրոեկտի մասին ,Բայց արձանը հաղորդման մեջ չկար :Հետաքրքիր կլինի նկարը տեսնել

Սաթենիկ նկարը ոնց ունենաք?

Link to post
Share on other sites

Բայց իմ կարծիքով այդ արձանը այնքան էլ վախենալու չէ, ինչպես այն ներկայացնում են: Ես կարծում էի շատ շատ վատն է: Երբ տեսա, նույնիսկ դուրս եկավ: Կիրք կա ու զգացմունք, որն իհարկե շատ դժվար է հաղորդել սառը քարին: Հենց սրանում է այդ արձանի արժանիքը:

Link to post
Share on other sites

Лео меня чуть-чуть опередил.

Недавно видела не очень хорошую, но фотографию этого памятника.

Так вот.

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ! :up:

Очень неординарно, и главное - выражает настроение, которое, как мне показалось по этой несчатной фотографии, вполне соответствует музыке Бабаджаняна.

Это я даю ещё один повод Сатеник, утверждать, что памятник - отстой. :D :p

Link to post
Share on other sites
Բավական ե 5 րոպե կանգնեք արձանի մոտ ու նայեք անցնող-դարձողների դեմքերին...

Сатеник джан

некогда нельзя судить произведение искусства по мнению современников. Артисты гораздо опержают своих современников.

Когда Гарние построил Оперу в Париже, его чут не выгнали из Франции. Даже его и не пригласили на открытие Оперы. Но сейчас это здание чуть ли не "самое самое" в Париже...

Link to post
Share on other sites

не знаю, мне лично памятник совершенно не понравился

по моему то, что Бабаджанян был далеко не эталоном красоты, вовсе не повод изображать его еще более уродливым

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...