Jump to content

Аркадий Чимишкян


Recommended Posts

Жизнь, отданная спорту

post-31580-1317118105.jpg

Мы встретились с ним в небольшой комнатке на втором этаже спортивного комплекса «Лагуна-Вере», куда он зашёл после очередной изнурительной тренировки. Начиная с 1946 года, когда семнадцатилетним юношей он впервые переступил тренажерный зал в одном из старейших районов Тбилиси – Земеле, и до сих пор он не провел ни одного дня без тренировки.

В этом районе он родился 23 марта 1929 года и живет до сих пор. Отец его Аркадий Макарович Чимишкян был служащим Управления железных дорог Закавказья, а мать Нина Александровна Беридзе – домохозяйкой. Старший брат будущего чемпиона стал военнослужащим, а сам Рафик всю жизнь посвятил тяжелой атлетике. Рафаэль Аркадьевич или, как все его уважительно называют, «дядя Рафик» начал рассказ о своей жизни. Говорил он очень эмоционально, заново проживая свою нелегкую жизнь.

Наше интервью с олимпийским чемпионом, одним из первых советских олимпийских чемпионов, двукратным чемпионом мира, пятикратным чемпионом Европы, десятикратным чемпионом Советского Союза, победителем III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине, десятикратным чемпионом города Тбилиси – Рафаэлем Чимишкяном.

Как Вы пришли в спорт?

— Напротив сегодняшнего комплекса «Лагуна-Вере», на берегу Куры, в 1946 году была купальня – наше любимое место отдыха. В один из жарких дней, в конце августа или в начале сентября, мы с ребятами затеяли здесь веселую возню. Я, несмотря на свой малый рост, с легкостью поднимал моих друзей и сбрасывал их в воду. Оказалось, что за нашей схваткой с интересом наблюдал Валентин Янкович, бывший фронтовик. Испытав на себе мою силу, он пригласил меня в клуб, находящийся в подвале дома №4 по улице Бесики, где в то время занимались такие знаменитые штангисты, как чемпион СССР, заслуженный мастер спорта Касьянник, чемпион СССР, серебряный призер чемпионата мира 1946 года, заслуженный мастер спорта Владимир Светилко, чемпион СССР, заслуженный мастер спорта Мамия Жгенти.

Кто был Вашим первым тренером?

— Моим первым наставником стал тренер общества «Динамо» – Павел Гумашян. Все звали его «дядя Павлик». Дядя Павлик с удивлением посмотрел на меня, когда в первый раз Валентин Янкович представил меня ему, и, не поверив, что мне семнадцать лет, потребовал справку о моем здоровье. Однако после того, как я поднял несколько раз над собой сорокакилограммовую штангу, его отношение ко мне изменилось, но справку о здоровье мне все равно пришлось принести ему. Так я начал свою спортивную жизнь.

Какими были Ваши первые шаги в большом спорте?

— Так как я быстро делал успехи, меня включили в сборную команду Грузии, и уже в декабре 1946 года я поехал на свой первый чемпионат СССР. Это было командное первенство в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). В то время не было деления спортсменов на юниоров и взрослых. Мне пришлось выступать с опытными, бывалыми спортсменами. Я занял в тех соревнованиях девятое место. Диктор – судья международной категории, объявлявший мои результаты, во всеуслышание заявил, что атлеты в легкой и полулегкой весовой категории приобрели, как он выразился, «грозу и молнию» в моем лице. Эти слова я запомнил на всю свою жизнь. Здесь же, в Горьком, состоялась одна удивительная для меня встреча, о которой я до сих пор вспоминаю. Мимо нас, спортсменов из Грузии, прошел человек маленького роста, но широкий в плечах, похожий на шкаф. Я спросил, кто это. Узнав, что это знаменитый Новак, я не удержался и сказал «Вах! Такой маленький?», хотя сам был даже немного ниже его. В ответ Григорий медленно повернулся, смерил меня внимательным взглядом и сказал: «А ты что, очень большой?». Так состоялось мое первое знакомство с легендой тяжелой атлетики – Григорием Новаком – первым чемпионом мира среди советских штангистов. Забегая вперед, хочу сказать, что через 6 лет судьба свела меня с Григорием в одной комнате гостиницы Хельсинки на Олимпийских играх, где он стал серебряным призером, а я олимпийским чемпионом.

В апреле – мае 1948 года в Киеве проводилось личное первенство СССР, где я, выступив в легчайшем весе, в первый раз выполнив норму мастера спорта, занял шестое место. В августе того же года, выступив на юбилейной спартакиаде общества «Динамо», которому исполнилось 25 лет, занял второе место. Там же, впервые, попытался взять рекордный вес, но не удержал штангу весом 118 кг. в толчке. После этого, вернувшись в Тбилиси, я с еще большим рвением тренировался. В декабре 1948 года на командном первенстве СССР в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в возрасте девятнадцати лет, стал чемпионом Советского Союза в легчайшем весе. В начале 1949 года меня включили в состав сборной СССР. В мае 1949 года, в Воронеже, уже на личном первенстве Советского Союза, я вновь стал чемпионом Союза. Однако на Всемирный фестиваль в Будапешт я не поехал, из-за того, что на медицинской комиссии обнаружили инфильтрат в области той злополучной операции аппендицита, и врачи не подписали медицинское заключение. В апреле 1949 года я установил свой первый мировой рекорд в легчайшем весе – рванул 92,5 кг. В этом же году я вновь выиграл соревнования общества «Динамо», стал чемпионом Советского Союза в командном первенстве в Челябинске.

В мае 1950 года, в Харькове, выступая уже в новом для меня, полулегком весе, в соперничестве со знаменитым Евгением Лопатиным-старшим я уступил ему, заняв второе место. В том же году я выиграл первенство «Динамо» и меня отобрали в запас для участия в октябре, в Париже, в очередном первенстве мира и Европы. Ехал я туда вторым номером в полулегкой весовой категории, однако, из-за того, что выступавший в легчайшем весе Удодов в детстве был на оккупированной немцами территории и ему не выдали разрешения на выезд из СССР, руководство по тяжелой атлетике, в лице Александра Васильевича Бухарова, решило выставить меня в этой весовой категории в качестве основного участника. Но для этого я должен был скинуть в весе, доведя его до 56 кг, и мне это удалось сделать. На этих соревнованиях я стал чемпионом Европы и занял второе место в мире в легчайшей весовой категории, установив мировой рекорд в рывке – 97,5 кг. После чемпионата мира, в декабре 1950 года, в Тбилиси было первенство Советского Союза, где я, выступая в полулегком весе, выиграл у Евгения Лопатина, уступая ему почти на два кг. в собственном весе. Наступил 1951 год. В этом году я выиграл первенства СССР в Каунасе и Баку, занял первое место на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине, установив три рекорда студенческих игр.

post-31580-1317118132.jpg

Какое место в Вашей жизни занимает Олимпиада в Хельсинки?

— В жизни каждого спортсмена проходит множество соревнований, но самое главное из них – участие в Олимпийских играх. Чтобы спортсмена из Тбилиси, да еще армянина по национальности, включили в олимпийскую сборную Союза, надо было, чтобы этот спортсмен был, как говорится, «на голову выше» своих соперников. Меня замучили многочисленными прикидками, и, в конце концов, ехал я на Олимпиаду в Хельсинки с воспалением легких. Как помню, ехали мы на поезде в последнем вагоне – мой земляк, борец Арсен Мекокишвили, знаменитые штангисты Григорий Новак, тяжеловес Куценко, Шатов и много других известных спортсменов, что придавало мне силы и уверенность в себе.

Вспоминается эпизод, когда покойный Гиви Картозия положил свой правый локоть на мой локоть и сказал: «Моя сила – тебе. Ты должен победить, Рафо-джан». А к тому времени я уже проигрывал в жиме пять килограмм темнокожему Уилксу из Тринидада. Но в рывке и толчке я одолел его и стал чемпионом. Воспоминания об этой Олимпиаде омрачаются воспоминаниями об отношении ко мне со стороны руководства нашей делегации. Я был брошен тренерами, врачами, массажистами. Все толпились у Николая Саксонова из Свердловска, помогая ему стать чемпионом. Было сделано все, вплоть до неправильно заказанных весов штанги для моих подходов. Эти манипуляции с весом штанги лишили меня возможности установить мировой рекорд в толчке. Я очень перенервничал и не взял с первой попытки навязанный мне вес в 135 кг. Во втором подходе, решающем, я справился с волнением, очень сильно разозлился, громко выругался и взял эти 135 кг., набрав в сумме 337,5 кг, что на 5 кг превысило олимпийский и мировой рекорд египтянина Фаяда, установленный им на XIV Олимпиаде в Лондоне.

Когда мы возвращались после соревнований, а это уже было после полуночи, в темноте я увидел знакомую фигуру Гиви Картозия, который с нетерпением поджидал нас. Подбежав к нам и узнав, что я стал чемпионом, он вскинул меня на плечи и так внес в гостиницу, разбудил всю нашу команду, громогласно разнося весть о моем успехе. Утром на всеобщем построении Николай Романов, руководитель Спорткомитета СССР, зачитал приказ о присвоении мне звания заслуженного мастера спорта. Одновременно присвоили звание заслуженного тренера СССР и моему «дяде Павлику» – Павлу Гумашяну, позднее присвоив ему звание заслуженного мастера спорта.

Самое необычное соревнование в Вашей спортивной биографии…

— Конечно, чемпионат мира в Тегеране в 1957 году, когда меня в очередной раз не поставили в основной состав. Исходя из каких-то своих, неведомых мне целей, руководство Федерации и Спорткомитета СССР вновь, как и год назад на Олимпийские игры 1956 года в Мельбурне, вместо меня поставило на этот чемпионат Минаева, который снова, как и год назад, проиграл тому же Бергеру из США. Самым обидным для меня было то обстоятельство, что на моей родине, в Грузии, по радио объяснили мое неучастие в этом чемпионате моей болезнью. Это была ложь. Я был здоров. И это доказал на следующий день после чемпионата, когда шах Ирана Реза Пехлеви, большой любитель тяжелой атлетики, устроил в специально выстроенном для этого чемпионата дворце спорта вечер рекордов. На этом турнире я установил два мировых рекорда – в рывке и в толчке. Особенно впечатляющим был рекорд в толчке. Я толкнул штангу весом в 145 кг, что на 2 кг превысило прежний мировой рекорд. Сам шах стоя аплодировал моему успеху.

Ваше отношение к Панармянским Играм?

— Мне до сих пор больно оттого, что «благодаря» действиям некоторых личностей я не попал на III Панармянские игры, хотя предполагалось, что буду идти на параде открытия Игр впереди спортивной делегации моего родного города Тбилиси и нести его знамя. Непрофессионализм одного человека, который претендовал на право называться организатором поездки многочисленной спортивной делегации на эти Игры, привел к тому, что многие спортсмены, готовящиеся принять участие в соревнованиях, просто не смогли поехать на них. Эти действия напомнили мне те времена, когда из-за таких же функционеров от спорта страдали спортсмены, страдало дело, страдал весь спорт. Что же касается самих Игр – то это большое и нужное дело. И оно должно быть в руках порядочных людей.

Что бы Вы посоветовали молодым спортсменам?

— Я начал выступать на соревнованиях семнадцатилетним юношей с 1946 года, а закончил выступления в 1963 году в возрасте 34 лет. 17 лет я провел в большом спорте. За все эти годы я не проиграл ни одного международного матча. Был или его победителем, или занимал второе место. Установил четырнадцать мировых и тринадцать всесоюзных рекордов. Судья международной категории, заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный работник физкультуры и спорта. Почетный гражданин города Тбилиси. Почетный член Федерации тяжелой атлетики Грузии. Удостоен звания «Лучший штангист Грузии XX века», кавалер ордена «Знак Почета» (1956 г.), имею «Орден Чести» (1996 г.) и «Орден Вахтанга Горгасали II степени» (2002 г.). Десять раз становился чемпионом родного города, и это для меня особо ценная награда, так как многие спортсмены, будучи обладателями многих регалий, никогда не побеждали в своем родном городе. Очень большая доля в моих успехах принадлежит моей жене, которая всегда была рядом, независимо от ее физического присутствия. Что я могу пожелать молодым спортсменам? Тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь. Необходим строгий режим и правильное питание. Слушайтесь своих тренеров-наставников, и к вам обязательно придет успех.

Беседу вел Валерий Унанянц, Тбилиси

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...