Jump to content

ჭკონ&#43

Forumjan
  • Posts

    2
  • Joined

  • Last visited

Posts posted by ჭკონ&#43

  1. Is not it interesting? :D

    http://www.gazeta.ru/comments/2004/07/a_133088.shtml

    Посредник из прошлого

    Чтобы продуктивно и с выгодой для себя участвовать в кавказском урегулировании, Москве придется отказаться от установки на безусловную поддержку непризнанных государств.

    Пока российские войска в пятницу передавали грузинским вооруженным силам их незадачливых бойцов, плененных накануне осетинами, стала известна вероятная дата следующего обострения в Закавказье. Вице-президент Абхазии Валерий Аршба сообщили в пятницу, что "по всей видимости" президентские выборы в непризнанной республике состоятся 3 октября. Нетрудно предположить, что именно к этой дате Михаил Саакашвили приурочит следующую операцию по собиранию грузинских земель – и контуры ее зависят от того, как пойдут у него дела на подступах к Цхинвалу.

    Россия не успела вмешаться в тбилисскую "революцию роз", приведшую к свержению Эдуарда Шеварнадзе, ни в грузинский блицкриг в Аджарии: и туда, и туда министр-секретарь Игорь Иванов прибыл лишь затем, чтобы констатировать политическую смерть пациента. Сейчас Москва, похоже, решила не допустить такого развития событий, активизировав молчаливое вмешательство в конфликт. Постоянно напоминают о своем присутствии российские миротворцы, а в пятницу министр иностранных дел Сергей Лавров признался, что Россия поставляет в мятежную автономию муку и дизельное топливо, причем "руководство Грузии поставлено об этом в известность". Если считать, что за Южной Осетией неизбежно последует Абхазия, то активность Москвы вполне понятна. Абхазия – самая, пожалуй, пророссийская из грузинских автономий; предполагается, что именно здесь у России есть серьезные экономические интересы.

    Проблема лишь в том, как именно представляет себе Кремль разрешение южноосетинского конфликта и ситуации вокруг Абхазии. О независимости мятежных анклавов речи не идет, но и нынешнее положение – тлеющий конфликт, непризнанные квази-государства – едва ли может продолжаться бесконечно долго. С одной стороны, эта ситуация устраивает Москву тем, что не позволяет Грузии укреплять свои позиции на Кавказе, с другой – служит источником постоянного напряжения и нестабильности в регионе.

    И самое главное – дает Москве лишь "пассивные" преимущества, которые практически невозможно обратить в активы – в укрепление реального влияния и экономические выгоды.

    Создается впечатление, что Москва это понимает, и, в принципе, готова не препятствовать Михаилу Саакашвили, но, безусловно, хотела бы конвертировать свое нынешнее пассивное влияние в активы – в статус главного посредника и полноценной стороны переговоров по вопросу дальнейшей судьбы непризнанных республик и в особенности – Абхазии. Как известно, неудача такого посредничества в Аджарии до крайности раздосадовала российского президента.

    Действия грузинских властей, напротив, пока напоминают "аджарский сценарий". Воинственные заявления и мелкие вылазки нервируют режим Кокойты и провоцируют Россию выступить в его поддержку в традиционной роли "агрессивной полуимперии", поддерживающей нестабильность и сепаратизм на своих границах.

    А это, безусловно, ослабит ее позиции на будущих переговорах.

    Наиболее перспективной могла бы быть попытка Москвы обменять свое политическое влияние в регионе на какие-то экономические плацдармы, прежде всего – на совместное с Тбилиси возрождение экономической инфраструктуры Абхазии в составе Грузии. Однако для того, чтобы это стало возможно, а Россия сохранила свои позиции и влияние, необходимо наличие позитивной программы урегулирования, сформулированной Москвой.

    Однако державно-консервативная, агрессивная риторика про-путинского политического большинства практически исключает инициативы такого рода.

    События последних лет достаточно ясно демонстрируют, кажется, что пока российские национальные интересы формулируются в терминах державно-патриотической истерии, Россия просто обречена проигрывать своих соседей и терять влияние на пост-советском пространстве.

    Главная опасность сегодня состоит в том, что никакого четкого представления о возможных конкретных политических или экономических дивидендах нашего "посредничества" в Кремле нет. В этом случае посредничество из механизма превращается в самоцель, в очередные упражнения по поддержанию иллюзии собственной значимости. Именно так вела себя российская дипломатия в ходе других конфликтов. Однако логика 90-х годов, логика поддержания "неполноценных суверенитетов" и "серых зон" стремительно устаревает, и это обрекает на неудачу любого, кто попробует за нее цепляться.

    09 ИЮЛЯ 2004 17:03

×
×
  • Create New...