Армения как потенциальный лидер мировой экономики
Одним из важнейших факторов экономического развития любой страны сегодня является уровень ее инвестиционной привлекательности.
Уровень инвестиционной привлекательности страны, в свою очередь, складывается из множества моментов, главным из которых является качество налогового законодательства.
Что привлекает любого инвестора в первую очередь?
А) низкий уровень налогообложения и
Б) высокий уровень защищенности инвестиций.
Если условие Б) (в нормальных странах) обеспечивается раз – навсегда, и к нему уже больше не возвращаются (если не хотят кардинально испортить репутацию страны), то условие А) – это всегда некий комплекс периодически оптимизируемых идей, инновационная экономическая стратегия, сконцентрированная в скупых нормах налогообложения.
В настоящем посте я предлагаю новую концепцию налогообложения в Армении, которая, по моему мнению, способна в очень короткие сроки вывести Армению в лидеры не только региональной, но и мировой экономики (по темпам роста и по основным показателям на душу населения, разумеется; хотя по некоторым отраслям – и в мировые лидеры в абсолютном смысле).
Я не хочу сейчас обсуждать текущее налоговое законодательство Армении, хотя оно, по моему мнению, далеко не безупречно.
Я хочу предложить ДОПОЛНЕНИЕ к текущему налоговому законодательству Армении (не затрагивающее, хотя и ограничивающее последнее), которое, начиная с 2006 г. принесет Армении десятки, а то и сотни миллиардов долларов инвестиций в ближайшие годы.
Прочитайте нижеприведенный текст внимательно. Поверьте, игра стоит свеч!!!
Речь идет только о вновь создаваемых, начиная с 2006 г., предприятиях!
Согласно предлагаемой концепции, в Армении в 2006 г. должен быть принят Закон «О повышении инвестиционной привлекательности Армении», в котором, наряду с десятками международно признанных инвестиционно эффективных организационных норм, о которых все знают, должны присутствовать те два механизма, о которых речь пойдет ниже.
1. Первый механизм, который можно назвать МЕХАНИЗМОМ ПООЩРЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, состоит в следующем.
Принимается базовый инвестиционный шаг в 10 млн. USD, равный одному году освобождения от всех налогов (НДС, прибыль и т.д.) и генерируется следующая таблица:
10 млн. USD – 1 год освобождения от налогов;
20 млн. USD – 2 года освобождения от налогов;
30 млн. USD – 3 года освобождения от налогов;
…
100 млн. USD – 10 лет освобождения от налогов;
…
1000 млн. USD и выше – 100 лет освобождения от налогов.
Итак, Армении рекомендуется предложить всем возможным инвесторам супергибкую систему налогообложения, в основу которой должен быть положен ПРИНЦИП ПООЩРЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ:
Инвестируешь 1 млрд. USD и ВЫШЕ – освобождаешься от всех !!!!!!!!!!!!!!!!! налогов на 100 ЛЕТ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
2. Второй механизм, который можно назвать МЕХАНИЗМОМ ПООЩРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, состоит в следующем.
Законодательно вводится ежегодно (на парламентском или правительственом уровне) пополняемый (но никогда не сокращаемый !!!!) список приоритетных отраслей (например: IT, интернет-предпринимательство, генная инженерия, клонирование, нанотехнологии, микроэлектроника, робототехника, производство БПЛА, альтернативная энергетика и т.д.), в которых Армения сегодня имеет практически нулевой (или околонулевой) потенциал, но которые крайне перспективны в экономическом смысле и в которых Армения хотела бы лидировать в мировом масштабе.
Так вот, все предприятия, подпадающие под указанные отраслевые приоритеты, должны освобождаться от всех видов налогообложения на 10 и более лет.
Можно даже создавать два таких списка: а) просто приоритетные хайтековские отрасли – 10 лет освобождения от налогов (50-100 прорывных отраслей), и б) 5-6 наиболее приоритетных для Армении отраслей (например, нанотехнологии, микроэлектроника, IT, интернет-бизнес, биотехнологии и альтернативная энергетика) – 20-50 лет освобождения от налогов.
Эффекты – те же самые, что и по пункту 1 (экспоненциальный рост инвестиций в экономику Армении), но в отраслевом (хайтековском разрезе), то есть – с акцентом на развитие интеллектуального и креативного потенциала нации и выход на мировой уровень в наиболее технологически высоких отраслях международного бизнеса.
Пример: в свое время Индия освободила свою сферу IT от налогов на 20 лет. Тогда (15 или более лет назад) сфера информационных технологий была в Индии на полном нуле. Сегодня Индия производит информационных продуктов (софт) примерно на 20 МИЛЛИАРДОВ ДОЛЛАРОВ США в год и уже начинает получать отличные прямые поступления в бюджет (косвенные поступления в виде подоходного налога и т.д. Индия получала все эти годы).
***
Работая в "перекрестном режиме", оба предлагаемых механизма будут мультиплицировать друг друга и ускоренно накачивать инвестиции в экономику Армении.
В том же Законе "О повышении инвестиционной привлекательности Армении" должен быть сформулирован механизм информирования всех возможных (потенциально заинтересованных) зарубежных инвесторов о преимуществах армянского оффшорного законодательства. Грубо говоря, должны быть созданы правительственные агентства, специализированные на привлечении инвестиций по критерию крупномасштабности и по разным инновационных отраслям, и многочисленные коммерческие консалтинговые фирмы по бизнесу в Армении при них.
**********
Разумеется, Правительство Армении должно дать супергарантии надежности таких инвестиций
- и Армения через год начнет просто купаться в гигантских зарубежных инвестициях во всех сферах !!!
- Только армянская диаспора, которая (по разным оценкам) контролирует от 300 млрд. – до 1 триллиона USD, могла бы – при таких условиях – инвестировать в Армению более 10-20 млрд. USD в год.
**********
А что в бюджет? А каков интерес монополий и местных мафиозных группировок? И что - народу?
Отличные вопросы.
Первое. Бюджет.
Дело в том, что гигантские инвестиционные проекты, которые начнут реализовываться в Армении сразу после принятия такого Закона, с необходимостью резко повысят среднюю зарплату населения страны.
Соответственно, вырастет и объем поступлений от ПОДОХОДНОГО НАЛОГА, собираемого с населения.
По идее, одного этого будет достаточно для бюджета (ожидается около 1 млрд. USD поступлений в бюджет только в первый год и только по линии подоходного налога).
+ (Кроме стоимости рабочей силы) резко возрастут, например, цены на жилье и офисы в городах Армении (и недвижимость вообще, включая землю), цены на стройматериалы, цены на электроэнергию и т.д., и т.п. (или в разы вырастет производство соответствующих товаров и услуг).
- А все это - в нельготных отраслях - гигантский дополнительный НДС в бюджет …
Ну и так далее...
Все преимущества предлагаемого Закона для бюджета Армении можно перечислять до бесконечности.
Второе. Интерес монополий и мафии.
Сегодня армянские местные монополии и мафиозные группировки (даже ключевая – карабахская) – это даже не «дворовые команды» в мировом масштабе, а просто «детский сад» или даже «роддом».
Предлагаемый же Закон автоматически резко выведет всех активных экономических игроков Армении ("хороший парней", "плохих парней" и т.д. – неважно) на мировой уровень.
Все они (если у них есть хоть минимальный интеллект) начнут ворочать миллиардами, а не заниматься тем, чтобы душить, например, интеллект нации мелочными (но запретительными для многих бедных людей) поборами за пользование интернетом. (По-хорошему, доступ в Интернет в Армении вообще должен быть бесплатным. – Особенно в школах, ВУЗах, публичных библиотеках и госучреждениях. Иначе Армения – глухая, глухая провинция мировой цивилизации с нулевыми шансами на прогресс).
- Есть интерес монополий и мафии?
Третье. Народ.
Армянскому народу в первые 4-5 лет после введения предлагаемых механизмов придется удовлетвориться скромным повышением среднедушевых доходов в 10-12 раз от нынешнего уровня (то есть средней зарплатой в 1000-1200 USD в месяц). В будущем может быть и больше.
*************
При этом, повторяю, базовое Законодательство Армении останется неизменным (о нем можно будет поговорить попозже).
Повторю также, что предлагаемый проект ни одного драма не заберет из налоговых сборов, поступаемых в армянский бюджет сегодня! Только прибавит миллиарды и миллиарды. Это легко считается и доказывается математически. Поэтому ссылки на то, что армянский бюджет сегодня перегружен оборонными расходами и не может позволить себе новых затрат - совершенно неуместны. Наоборот. Если мы хотим иметь адекватный внешним угрозам оборонный бюджет (5-10 млрд. долларов), то предлагаемый механизм - единственный быстрый путь к этому.
Итак, один простой Закон и - за 1-2 года - Армения - мировой экономический лидер по темпам развития и по основным показателям на душу населения.
+ В течение 7-10 лет после запуска этого механизма в граждане Армении (иди просто на ПМЖ) гарантированно ПОПРОСИТСЯ если не вся мировая армянская диаспора, то весьма значительная ее часть: миллионов 5-6 (а это - полное решение демографической проблемы).
- Так стоит ли игра свеч?
Давайте подискутируем и попробуем сформировать общественное мнение в поддержку этого проекта. Ну не мазохисты же армяне, живущие в Армении, в конце концов!
Или у нас Армения – это такая НЕОИНДЕЙСКАЯ РЕЗЕРВАЦИЯ, где (как в соседнем Азербайджане) население специально удерживается в «палатках» в полуголодном состоянии последние 12 лет, чтобы выжимать «слезу» из мирового сообщества и баксов по двадцать подаяния на душу населения в год?
По итогам дискуссии будет сформулирован проект Закона «О повышении инвестиционной привлекательности Армении», который участники обсуждения и все заинтересованные лица (а это – все население Армении + мировая диаспора) смогут продвигать и лоббировать в Армянском Парламенте, а при необходимости – и на публичных демонстрациях.
Желательно, конечно, чтобы армянские парламентарии подключились к обсуждению этого проекта (и - еще более желательно - поддержали его), не доводя дело до публичных массовых выступлений народа.