Для Армении - Восток закрыт, Запад закрыт, Север закрыт, Юг закрыт
На вопросы ARMENIA Today отвечает полномочный представитель Социал-демократической партии Гнчакян, бывший заместитель главы Министерства национальной безопасности Армении Гурген Егиазарян.
Г-н Егиазарян, создавшаяся новая геополитическая ситуация какие угрозы таит для национальной безопасности Армении?
Я считаю излишним говорить о национальной безопасности Армении.
А почему Вы так считаете?
Дело в том, что уже на второй день после войны в Грузии мы лишились энергоносителей. В Ереване образовалась километровая очередь за бензином. Выяснилось, что у нас есть запасы хлеба лишь на два дня. Я бы посоветовал поинтересоваться, в конце концов, куда подевались наши запасные фонды. Кто их разграбил и «съел» их? Ведь любая страна должна быть обеспечена на 6 месяцев хлебом, энергоносителями и т.д. Что случилось с нашим запасным фондом? С чьей легкой руки всего этого мы лишились? Если мы говорим о вопросах безопасности, то должны надеяться, что она должна быть не на бумаге. Человек, занимающий сегодня должность президента страны, представлял концепцию безопасности в парламенте Армении. Но все это находится в плачевном состоянии. Армения может устоять перед любой угрозой лишь при одном обстоятельстве, если демократия не имела бы альтернативы, и на этой демократической основе должны были быть справедливые и свободные выборы, и президент страны должен был быть легитимным. В течение семи месяцев после выборов Армения оказалась в позорной ситуации.
Если следить за телепередачами, то там постоянно чаще говорят «оккупированные» или «захваченные» территории, а слово «освобожденные» уже не используется. Наше ухо приучают, что должен быть «компромиссный вариант». То есть, что-то должны отдать и что-то взять. До того дошли, что заменил гору Арарат на майках национальной футбольной команды Армении на слово FIFA. Но ведь этот Гюль - личность, получившая хорошее образование, и здесь наши руководители должны были понять, что от этого Гюль не обиделся бы, поскольку на флаге Турции изображен полумесяц. Мы с тем же успехом могли бы потребовать у них снять полумесяц.
Эти реверансы перед Гюлем прямым образом ударили по нашей национальной безопасности. Мы сейчас в геополитическом плане находимся в позорном положении – с Востока Азербайджан, с Запада – Турция, которая пытается ввести в Южном Кавказе свое право, на Юге Исламская Республика Иран, а с Севера – Грузия, которая не сегодня так завтра наверняка станет страной-членом НАТО. Тем самым Армения полностью будет находиться в блокаде. Армения - единственная страна в мире, может быть после Лесото, которая станет анклавом. Армения сегодня страна, не имеющая сухопутный путь и никому в голову не приходит этот вопрос поднять. Когда в Армению приехал Медведев, то первый вопрос, который должен был поднять человек, занимающий пост президента, это наше право на сухопутный путь. Когда была перекрыта дорога через Ларс, мы лишились единственного сухопутного пути в сторону России, надеясь лишь на Поти, то есть, надеясь на Грузию. Но как поведет себя завтра Грузия неизвестно? При такой политике, я должен сказать поведет себя плохо. Обратите внимание, сразу же после визита Р.Кочарян в Грузию, на следующий день завладели Армянской церковью в Ахалкалаки, после визита С.Саргсяна в Тбилиси, уже огораживают Армянскую церковь под Авлабаром. Такое впечатление, что в Грузии ждут приезда армянских руководителей, чтобы потом натворить что-нибудь безобразное.
То есть Армения живет в такой ситуации, когда Восток закрыт, Запад закрыт, Север Закрыт, Юг закрыт.
А какой выход вы предлагаете?
Одним из главных гарантов нашей безопасности являются дороги. Желдороги проходят рядом с нашей страной, Шелковый путь обходит Армению, сегодня Россия свяжется с Энзелем по территории Азербайджана. Опять мы в тупике. Есть какие-то разговоры об открытии желдороги с Ираном. Получается, нет дорог, коммуникации проходят рядом с нами, газопровод у нас есть, но нет там газа. Никто не может понятным языком объяснить почему?
А теперь поговорим о «прекрасных» реформах Сержа Саргсяна. Полтора месяца назад один баррель нефти стоил 162 долларов, сегодня же он стоит 64 доллара. Надо пойти и спросить у «бензиновых» монополистов, глав компаний «Мика» и «Флеш»: «Ребята ведь вы те люди, которые любят говорить о Родине, патриотизме, а «сделанный» вами президент осуществляет реформы. На этом фоне вы продолжаете нас бессовестно грабить?».
Какая цена нефти была 2 месяца назад, такая и сейчас. Как это понять? Это и была реформа? Если у нас есть такая экономика, такие бизнесмены и руководители, да еще и тяжелая ситуация в регионе, то о каких реформах может быть речь? Изо дня в день ухудшается положение ереванцев. Тяжелым становится положение и сельчан. Крестьянин не может реализовать свой продукт на рынках, поскольку на рынках появился новый класс спекулянтов, который грабит их. Или еще один пример – по всему миру пшеница подешевела на 40-45 процентов, а у нас это никоим образом не отразилось на ценах. Импорт превышает экспорт в Армении в три раза. Вот это и есть проблема нашей национальной безопасности.
Для нас проблемой национальной безопасности являются и олигархи, и дороги, и хлеб, и горючее. Ни один из этих вопросов не решен. По всему миру произошли экономические, финансовые потрясения, а также на рынке ипотеки, пострадали все страны, в том числе Грузия и Азербайджан. И вот тебе экономическое чудо – этот цунами, торнадо прошли над головой финансовых рынков и банков Армении. Ничего для них не произошло по очень простой причине – чтобы иметь зубную боль, надо иметь как минимум зуб. Наша экономика находится в таком плачевном состоянии, что никакие потрясения не могут иметь отражения в Армении, поскольку у нас нет экономики. За последние 10 лет Армения живет лишь за счет того, что изгнанные отсюда граждане работают на чужбине и содержат своих родителей. Вот этой уловкой и получается, что импорт в три раза превосходит экспорт, и страна не гибнет. Но сейчас изо дня в день сократятся трансферты, и мы окажемся в позорной ситуации.
Г-н Егиазарян, такое впечатление, что многие сверхдержавы пытаются как можно быстрее решить проблему Нагорного Карабаха. Но каким образом можно, соблюдая нашу национальную безопасность и национальные интересы, решить эту проблему?
Никому нет дела, чтобы позаботиться или думать о Карабахе. Русские решают свою проблему, преследуя свою цель, чтобы на этих территориях сконцентрировалась 58-ая армия. То есть, с Аракса до Севера должна стоять российская армия. Если Грузия станет членом НАТО и продвинется вперед, то скоро Россия будет иметь границу в Тульской губернии. Поэтому они заинтересованы не выходить с Аракса.. США же решает свой вопрос. Америка не хочет, чтобы страна, получающая сырье для ядерного оружия или АЭС, находилась вне ее влияния. Ей мало смотреть только с Ирака, ей надо еще смотреть с Севера на Запад. В этом перекрестке находится и Карабах. Но дело в том, что поскольку президент нелегитимен, то его мнения об этом и не спрашивают.
То есть Армения не может удержать Карабах?
Карабах мы можем удержать лишь одним путем, если будем в действительности демократичной страной, если б мы провели безупречные президентские выборы. Легитимный президент мог бы всему миру объявить, что ни пяди земли не отдадим врагу. Нелегитимный президент как скажут, так и сделает. Он себя держит как неродной ребенок. Вытворяет безобразия как внутри страны, так и во внешней политике. При таких обстоятельствах, при таком руководителе мы не сможем удержать Карабах. Сегодня пока не поздно, но послезавтра будет поздно. Пока Левон Тер-Петросян в состоянии завтра удержать Карабах. Но послезавтра уже и он не сможет это сделать, уже поезд уйдет.