Jump to content

Восхождение


Recommended Posts

ВОСХОЖДЕНИЕ

Дневник Асмик ПЕТРОСЯН

Асмик Петросян родилась в 1976 году в Ереване. Окончив в 1993 году школу, переехала с родителями в Москву. Сейчас работает в российской туристической компании. Муж - Давид Ливашенко - инженер-геолог и альпинист. В конце августа 2004 года Асмик решила осуществить свою давнишнюю мечту - взойти на вершину Арарата и поднять там армянский флаг. Естественно, столь ответственное предприятие требовало помощи мужа-профессионала. О том, как проходило восхождение, Асмик Петросян рассказала в своем дневнике, который она любезно предоставила в распоряжение нашей редакции.

Из Стамбула в Догубаязет

24 АВГУСТА, СТАМБУЛ. Ни я, ни Давид не имели никакого понятия, как доехать до Догубаязета. Позвонили девушке-гиду, с которой мы переписывались из Москвы по электронной почте. Она подсказала, что нужно доехать до станции метро "Отогар", где находится автобусная остановка Otobus Garasi. Стамбульское метро чистое, с росписями на стенах, кондиционерами в вагонах, да и шума гораздо меньше, чем в московском сабвее. К нам подсела немолодая турчанка с выразительными голубыми глазами и светлой кожей. "Откуда такие берутся? Сколько же в ней всяческих кровей, в том числе и армянской", - подумала я.

Автобусная станция - площадь, огороженная ларьками со всевозможными адресами на них. Огромными буквами надписи: Эрзерум, Бингел, Агри Арарат. Сначала мы замешкались, не зная, к какому именно ларьку-офису подойти, но когда на нас накинулась толпа размахивающих руками зазывал, мы предпочли ретироваться. Давид не сдержался и начал браниться из-за того, что я в аэропорту не узнала толком, как можно, избежав всей этой суеты, добраться до подножия горы. Наконец, мы подошли к ларьку с надписью Агри Арарат, у которого толпились, как мы позднее узнали, шумные курды. Они подсказали нам, что последний автобус на Баязет отошел минут десять назад, но если мы очень попросим, то они нас на него посадят. Альтернативы не было, и мы согласились. Нас тут же посадили на легковушку, которая с огромной скоростью пустилась догонять автобус. Через 30 минут мы уже сидели в автобусе.

ДОБИРАЛИСЬ ЦЕЛЫЕ СУТКИ. Однообразный пейзаж: все горы да горы, большие и малые, пустынные долины, холмы, крутые повороты. Местность кажется безлюдной. На какой-то станции сделали остановку, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Водитель начал мыть автобус. Вокруг много женщин в длинных платьях с покрытыми головами, небритые мужчины. Многие подходят, спрашивают - откуда мы. Давид отвечает, что из России, но я замечаю их косые, вопросительные взгляды - уж больно я не похожа на русскую... Ночь провели в автобусе, но спали крепко.

У подножия

УТРО БЫЛО ЯСНЫМ И СОЛНЕЧНЫМ. Наконец, перед нами появился Арарат во всей своей красе. Из окон автобуса я смотрю на него и с трудом осознаю, что там, за горой - родная Армения.

Как только мы вышли из автобуса, нас встретил проводник по имени Джума. Он на машине подвез нас до Мурат-кемпинга. Джума - высокий, худощавый курд с гнилыми зубами и искусственной улыбкой. Он несколько раздражал нас тем, что не отходил от нас ни на шаг.

Мурат-кемпинг представляет собой большое помещение-столовую с простыми занавесками и по-деревенски расписанными стенами. Здесь по вечерам собираются местные курды, пьют пиво, поют, танцуют, проводят время. Джума объявил нам, что завтра с утра начнем восхождение, забрал паспорта и деньги - по 800 долларов на человека. Я подумала: "Столько платить, чтобы взобраться на собственную гору. Паразиты!"

МЫ ПЕРЕБРАЛИ НАШЕ СНАРЯЖЕНИЕ, подготовили еду, осмотрели лагерь. Вечером познакомились с парой из Австралии. Это были журналисты, собиравшие материал по курдской проблеме. На следующее утро они проводили нас до подножия горы (около двух километров) и пожелали удачи.

На высоте 4200 м

ВОКРУГ НИЗКАЯ ТРАВА, КОЛЮЧКИ, КАМНИ. Вдоль тропинки видны палатки, где живут пастухи курды. Дети с криками "Айран! Айран!" (нечто вроде нашего тана) окружают нас. Я с ними сфотографировалась, а Давид раздарил им все наши конфеты. Когда дошли до первого лагеря, было уже 3 часа дня. Я жутко устала, одежда на мне промокла, но у нас было достаточно времени, чтобы отдохнуть, разложить палатку и поесть.

На следующее утро, 27 августа, мы должны были подняться на высоту 4200м. Поднимались мы медленно, но уверенно. Чем выше, тем камни становились чернее и суровее, воздух холоднее и ветреней. Одни камни - черный базальт, растительности никакой, уже виден снег, слышен шум ручья.

ДОБРАЛИСЬ ДО ВТОРОГО ЛАГЕРЯ. Какой изумительный вид - чудо! Чуть дальше виден малый Арарат, нас отделял от него каньон, куда постоянно с грохотом падали камни. Было совершенно не страшно, казалось, что гора питает ко мне теплые чувства и со мной ничего не может случиться. Переступая с камня на камень, подошли близко к каньону и увидели совсем близко снег и чистейший горный ручей, пробивающий себе дорогу сквозь камни.

Сделали привал. Я лежала и не могла поверить, что сплю на Арарате, в голове все перемешалось - радость, усталость, восторг, надежда.

Между мужчинами разгорелся жаркий спор: Джума хотел совершить восхождение завтра, Давид не решался, считая, что нужен день для моей полной акклиматизации. Судя по тому, что у меня ночью разболелась голова - сказывалось давление, Давид был прав, и мы на целые сутки отложили штурм вершины.

28 АВГУСТА. ЯРКОЕ СОЛНЕЧНОЕ УТРО. После завтрака решили осмотреть окрестности, подняться повыше и подготовиться к завтрашнему восхождению. Шли по тропе медленно, но уверенно, чтобы не сбить дыхание. Внезапно Джуме становится плохо. Его сильно рвет - видимо, из-за спешки не рассчитал нагрузки. Мы его отхаживали, лечили как могли. Вечером Джуме стало лучше. Он несколько расслабился и рассказал, что родом из Муша, как и мои предки, что среди развалин Баязета курды нередко находят армянские клады еще со времен резни, но властям об этом не сообщают, что он уже 11 лет работает здесь проводником, но хочет уехать отсюда, завести семью, а за жену ему придется выложить 110 баранов.

Лед между нами растоплен, и я говорю ему про флаг Армении, который хочу развернуть на вершине. Вечером совершенно неожиданно к нам присоединились трое турок. Джума их знал. Один из них учитель, другой военный, третий - непонятно кто. Они тоже собирались дойти до вершины.

На вершине

29 АВГУСТА. 2 ЧАСА НОЧИ. Встали, оделись, попили чаю и пустились в путь. Турки вышли несколько раньше, мы шли следом. Темная ветреная ночь, снег и лед. Наши налобные фонарики освещают дорогу. Кажется, ей нет ни конца ни края. Сильный ветер. Часто останавливаюсь, чтобы передохнуть, но с дыханием все в порядке. Главное, что я полна решимости. Думаю, как же мне развернуть флаг, чтобы не было проблем с турками. Их присутствие здесь никак не входило в наши планы. Как позже выяснилось, турки собирались сменить флаг на вершине ко дню независимости Турции, который отмечается каждый год 30 августа. И вдруг - удача! Три здоровенных мужика сели отдохнуть уже на самых подступах к вершине (оставалось каких-то 150-200 метров). Они тяжело дышали, видимо, очень устали. Это придало мне сил, и, когда я проходила мимо, услышала, как один из них крикнул мне вслед: "Браво!" Приятно, черт побери, хоть и турок.

Еще немного, еще пару минут - и я на вершине. Давид снимает на камеру мои последние метры. Кажется, все это происходит не со мной, сон какой-то. Дошли! Я счастлива! Я на вершине! Победа! Как долго готовилась к ней, как волновалась, чего только стоили ворчание и прессинг Давида. Спасибо ему. Без его поддержки я бы не справилась...

Джума помогает мне развернуть флаг, Давид успевает сделать всего один снимок. Снимать нелегко, батарейки аппарата быстро садятся, от ветра или от давления - не знаю. Подоспели турки, но я уже спокойна - успела развернуть флаг, прочесть стихи, передать привет родным. Турки стали обнимать и поздравлять нас, потом один из них сказал Давиду, мол, неважно, кто мы и откуда, нам всем было трудно и теперь мы счастливы... 7ч. 30м. Облака под вершиной немного рассеиваются, и уже можно сверху увидеть землю и, конечно же, мой Ереван.

СПУСК БЫЛ СОВЕРШЕННО НЕСЛОЖНЫМ. Чувствуется некоторая усталость, но не более. По дороге подбираю несколько камней для отца, ведь они священны...

Жандармы бдят

В ЛАГЕРЕ БЫЛО НЕОБЫЧНО МНОГО ТУРОК, которые ко дню независимости собирались совершить восхождение на Арарат. Нас поджидала какая-то военная машина с жандармами. Предложили проехать с ними в жандармерию. Было тревожно и неприятно - мы не знали, зачем нас туда везут. Особенно я волновалась за флаг, который могли у нас найти, могли просмотреть и кадры, заснятые нами на горе. Получился бы скандал, и нам перекрыли бы дорогу не только к озеру Ван, но и вообще в Турцию. В жандармерии нас спросили, зачем и с какой целью мы сюда приехали, взяли отпечатки наших пальцев и дали подписать какие-то бумаги на турецком, объяснив на английском их cмысл. Суть их была в том, что мы действительно всего лишь частные туристы и ничего другого не замышляем.

Позже от хозяина нашего лагеря мы узнали, что он якобы не успел нас зарегистрировать в жандармерии в качестве туристов, то есть мы там оказались как бы на нелегальном положении. В принципе, это обычное явление, но поскольку на компьютере, куда занесли мои паспортные данные, высветилась армянская фамилия, они насторожились. Похоже на правду, но не убеждает. Хозяин лагеря уплатил за нас штраф, и на этом все закончилось... Позже один человек в лагере признался нам, что дед его был армянином, принял мусульманство и остался жить с курдами. А еще он добавил, что дед часто уходил на гору и подолгу плакал там...

Подготовил Вадим МКРТЧЯН

http://www.golos.am/2000/april_2005/02/st06.html

:cry:

Link to post
Share on other sites
А еще он добавил, что дед часто уходил на гору и подолгу плакал там...

Очень сильно написано! Изумительно то, что хотя в рассказе вообще нету традицтионных форм выражения “армянский эмоций” к Западной Армении и Арарату, в ней вырожено все то, что должно быть выражено: и армянка, которая вынуждеана жить в Спюрке; и русский муж (неармянин помогающий армянству); и Ереван лежащий у подножия отнятой горы; и образ турков и курдов продающих какой-то айран на святой горе… ну а дед курда, плачущий на Арарате просто образ феноменальной силы. Воистину: жизнь выявляет образы, что ни один писатель не смог бы выдавить из своего интеллекта…

***

Ես մի առաջարկություն ունեմ այս տեքստի վերաբերյալ. Ինտերնեթում շատ են ռուսալեզու “տուրիստական” սայթերը, որտեղ այցելուները իրենց կարծիքներն ու ճանապարհորդական նոթերն են գրում տարբեր երկրներ իրենց այցելությունների մասին (տալով խորհուրդներ, թե ինչպես ճանապարհորդել, ինչպես ընտրել հյուրանոց և այլն): Այդ սայթերը միշտ շատ-շատ այցելուներ/ընթերցողներ են ունենում քանի որ ուրիշներն էլ են ծրագրում ուղևորություններ այդ երկրներ…

Թուրքիան շատ այցելվող երկիր է… իսկ այս տեքստը իր “ժանրով” նման է վերը նշված “ֆիդբաք”-ներին: Եթե այս տեքստը հեղինակի կողմից դրվի այդպիսի սայթերում, ապա հազարավոր մարդիկկ կկարդան այն (և կանեն համապատասխան հետևություններ):

Ես չգիտեմ, կարող ենք մենք ինքներս դա անել առանց հեղինակի թույլատվության: Բոլեր դեպքերում կարելի է իրեն փոխանցել այս միտքը…

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...