Jump to content

Крик с Арарата


Recommended Posts

Джованни Гуайта. Крик с Арарата

В преддверии 90-годовщины трагической даты геноцида, когда армянский народ, рассеянный по всему миру, но объединенный одной исторической памятью, будет вспоминать «Мец Егерн» – Величайшее Злодеяние, продолжавшееся полвека и достигшее своего апогея в 1915 году, Джованни Гуайта, верный своей любви к Армении и разделяющий вместе с ней боль ее трагедии, издает сборник: Армин Т.Вегнер и геноцид армян.

Дж. Гуайта – итальянский писатель и историк, уже известен российскому читателю двумя книгами: Беседы с Католикосом Всех Армян Гарегином I и 1700 лет верности. История Армении и ее Церкви. Прекрасно написанные, они легко читаются, несмотря на то, что автор касается сложных тем армянской истории и духовности.

В книге Бесед с католикосом Дж. Гуайта задает святому отцу вопрос: «Какой грех по-Вашему самый тяжелый? И Гарегин I, не задумываясь, отвечает: «Думаю, что наиболее тяжкий грех – это равнодушие, апатия, бесчувствие, потому что он является отрицанием самого человека. Воплощение – это вовлеченность Бога в человеческую жизнь. Человек, не участвующий в жизни других людей, отвергает само основание христианской веры – вовлеченность, основанную на любви».

Сборник Армин Т.Вегнер и геноцид армян, посвящен человеку, который не изменил своему высшему предназначению, не остался равнодушным к трагедии армянского народа в Османской Турции. Заброшенный волею судьбы во время первой мировой войны на Ближний Восток и потрясенный увиденным, он сделал все, что было в его силах, чтобы крик боли сотен тысяч людей был услышан во всем мире.

Немецкий офицер медицинской службы Армин Вегнер, проехав через весь Ближний Восток, стал очевидцем невиданного по своим масштабам истребления армян. Рискуя карьерой, здоровьем, рискуя жизнью он тайно от турецких властей стал собирать сведения о страданиях и гибели сотен тысяч людей, которых гнали в пустыню на верную смерть. Он описывал увиденное в письмах, вел дневник и сделал сотни снимков в лагерях депортированных. Пользуясь дипломатическими каналами, он ухитрялся пересылать все эти материалы на Запад.

Впоследствии, уже живя в Европе, сначала в Германии, затем в Италии, Армин Вегнер не перестает выступать в защиту армян. Он пишет статьи, книги, письма – бòльшую часть своей литературной и публицистической деятельности он посвящает свидетельству о событиях 1915 года в Турции.

Имя Вегнера мало знакомо русскому читателю, но оно хорошо известно в Армении и в Израиле. В Армении, где он был награжден орденом святого Григория, одна из улиц столицы носит его имя, а в Израиле Израильским институтом и мемориалом о Холокосте «Яд ва-Шем» ему присвоен титул праведника. О жизненном пути и подвиге этого человека рассказывает включенная в сборник статья: Кем был Армин Т. Вегнер?

Наряду со статьями и письмами Вегнера о судьбе армян в Турции Дж. Гуайта приводит и письмо, написанное им Гитлеру в 1933г. в защиту евреев. Это письмо, которое казалось бы не имеет отношения к обсуждаемой теме, дополняет образ Вегнера, этого подлинного свидетеля и защитника гонимых, который считал своим долгом перед Богом и перед самим собой неустанно взывать к человеческой совести. «Моя совесть призывает меня к свидетельству. Я глас изгнанных, вопиющий в пустыне» – говорит он о себе.

В сборнике публикуются письма Вегнера, его обращения, выдержки из писем и дневников и, наконец, фотографии… Почти все приведенные тексты Вегнера публикуются впервые на русском языке. Лишь два из них были ранее изданы в сборнике: Германские источники о геноциде армян, который вышел в издательстве «Айастан» в 1991 году, и уже успел стать библиографической редкостью.

Но прежде чем представить статьи и письма Вегнера, Дж. Гуайта в первой части этой книги знакомит читателя с историей вопроса, дает картину политической жизни Турции в конце 19 и в начале 20 в., говорит об идеях, которыми вдохновлялись виновники и свершители геноцида, и о том, что явилось пусковым механизмом, который довел истребление армян на территории Османской империи до невероятных масштабов. Его рассказ о причинах геноцида, последовательное изложение самих событий и их последствий указывает на глубокое знание вопроса. Свободное владение несколькими европейскими языками позволяет ему использовать в своем исследовании труды и русскоязычных, и западноевропейских авторов, занимающихся темой армянского геноцида – об этом свидетельствуют и многочисленные ссылки внутри текста.

Размышляя над ролью ислама в чудовищном злодеянии, автор считает необходимым подчеркнуть, что «Так или иначе религиозная мотивировка была для турецких властей скорее лишь прикрытием для осуществления геноцида». Он полагает, что простые турки в большинстве своем были введены в заблуждение своими лидерами. «Известны случаи, – пишет он в другом месте, – когда армянские женщины перед депортацией поручали своих детей дружелюбно настроенным турецким семьям». Он рассказывает удивительные истории о действиях двух турок, Наима Сефа Бея и Али Суад Бея, которые, занимая достаточно высокие руководящие посты в областях, где располагались лагеря беженцев, рискуя карьерой и собственной безопасностью оказывали им помощь, стараясь не выполнять приказов свыше.

Дж. Гуайта как человек церковный и хорошо понимающий призвание и значение Церкви в судьбах людей, стремится показать роль Армянской Церкви в период ее трагической истории. Мы видим, что страдание людей стало и страданием Церкви, разделившей с ним его боль и горе. «Во время депортаций духовенство было почти полностью уничтожено, – пишет Гуайта – но присутствие священников в караванах депортируемых, в распределительных лагерях и в пустынях, подтвержденное многими свидетелями, имело для людей огромное духовное значение Часто священники могли только хоронить погибших, но депортированные чувствовали, что мать-Церковь поддерживает их в страдании и сопровождает на этом последнем пути». Он отмечает, что те, кто принял ислам, были избавлены от депортации и смерти. Так тысячи мучеников становились исповедниками веры, сотни тысяч простых людей шли на смерть, только потому, что хотели умереть христианами. В эти страшные времена они мужественно несли крест своей жизни, крест своей судьбы, выполняя завет Христа, который сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16. 24-25).

Касаясь причин массового уничтожения христианского населения Турции, которое продолжалось не менее полувека, Гуайта говорит не только о вине турецких правительств, но показывает и неблаговидную роль европейских держав, для которых политические и экономические интересы оказались выше десятков и сотен тысяч загубленных жизней.

Современная Турция до сих пор не признает совершенный в стране в начале XX века геноцид армян, а мировое сообщество лишь отчасти (около 20 стран) официально осудило его. Сегодня, когда Турция стремится стать членом Европейского Союза, остро встал вопрос о необходимости признания этой страной геноцида армян. Разве можно вычеркнуть из человеческой памяти истребление почти двух миллионов армян, проживавших на своей исконной территории? Можно ли закрыть глаза на исчезновение из мировой духовной культуры бесценных памятников древней архитектуры и письменности?

В связи с этим в своем предисловии автор пишет, что осуждение страшных событий геноцида армян – это первый шаг к справедливому к ним отношению мирового сообщества; признание Турцией правдивости этих страшных событий есть начало «оправдания»‚ то есть искупления и освобождения Турции от тяжкого гнета совершенных в прошлом злодеяний».

Последние годы своей жизни Армин Вегнер прожил в Италии на небольшом островке Стромболи. Его кабинет находился в башне, откуда открывался вид на море. На потолке башни были вырезаны такие слова: «Нам поручено дело, но не дано выполнить его до конца».

Но дело, которое не может завершить один, подхватывает другой. Вегнер был не одинок – многие помогали армянам, спасали детей, создавали приюты для сирот, а те, кто был более влиятельным, старался обратить внимание мирового сообщества на решение армянского вопроса. Дж. Гуайта рассказывает о деятельности немецкого пастора и миссионера Иоганнеса Лепсиуса, известного всему миру норвежского ученого и филантропа Фритьофа Нансена, американского посла в Константинополе Генри Моргентау, итальянского консула Джакомо Горрини, английского государственного деятеля лорда Джеймса Брайса и многих, многих других… Тем не менее исполнение любого большого дела требует действий не одного или нескольких людей. Каждый вносит свою лепту, свою долю усилий, являя высокий пример нравственности и ответственного отношения к жизни ближнего. Поэтому мы должны быть благодарны Джованни Гуайте. Его труд безусловно стоит в ряду тех усилий, которые могут повлиять на восстановление справедливости и осуждение страшного злодеяния, над которым не властно время.

Роза Адамянц

post-9257-1114535444.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...