Jump to content

Непризнанный геноцид


Recommended Posts

Непризнанный геноцид

24.05.2005

Сергей МИНАСЯН

Тайна Бен-Гуриона

Вечером 28 августа 1958 г., после заседания Генерального штаба вооруженных сил Израиля, первый премьер-министр и основатель еврейского государства Давид Бен-Гурион, надев военную форму, выехал в неизвестном направлении. Среди его окружения пронесся слух, что Бен-Гурион отправился в пустыню Негев для испытания нового секретного оружия. Однако вскоре машина израильского премьера направилась в сторону военного аэродрома, где его уже ждал самолет с включенными двигателями. Некоторое время спустя машина поднялась в воздух, на секунду зависла над морем и направилась на север, в неизвестном направлении. Многие годы поездка израильского премьера будет оставаться тайной. Через несколько часов Бен-Гурион встретился с руководством некой страны и заключил с ней договор о дружбе и взаимопомощи. Это стало последним аккордом в формировании Израилем "санитарного кордона" по всему периметру границ арабских государств – целой сети тайных союзов на Среднем Востоке, получившей название "периферийного пакта".

Традиционно еврейское государство в своей стратегии по обеспечению безопасности исходило из двух важнейших постулатов. Первым являлся "детерменизм", подразумевающий поддержку Израиля со стороны одной из ведущих сверхдержав (Франция, позднее США), с целью получения новейших военных технологий и политической поддержки на мировом уровне при осуществлении Израилем различного рода преэмптивных и превентивных силовых операций, необходимых для обеспечения и поддержания основного элемента безопасности Израиля – политики сдерживания.

Вторым важнейшим аспектом являлась, так называемая "переферийная стратегия", предусматривающая сотрудничество в сфере безопасности с неарабскими государствами региона [1]. Начало этому послужили секретные связи Израиля с христианской Эфиопией и шахским Ираном. Кардинальные перемены на Среднем Востоке в конце 50-х гг. прошлого века, связанные с усилением в регионе влияния Советского Союза и фактическим развалом прозападного Багдадского пакта после выхода из него Ирака в результате пронасеровского переворота полковника Кассема, заставили и руководство Турции присоединиться к усилиям Израиля по формированию антиарабского союза. Именно на встречу с турецким руководством и направился Давид Бен-Гурион в конце августа 1958 г. [2] Это событие и послужило началом тесных разносторонних связей между двумя странами. Несмотря на периоды взлетов и падений, даже полного охлаждения, эти отношения к середине 1990-х гг. стали приобретать все большую конкретику и обрели характер полного стратегического партнерства, что дало повод многим экспертам по проблемам безопасности в регионе Среднего и Ближнего Востока говорить о формировании военно-политического альянса между Турцией и Израилем, как о ключевом факторе в проблематике безопасности на современном этапе.

В контексте турецко-израильских стратегических отношений немаловажное значение приобретает и проблема международного признания геноцида армян, осуществленного правительством Османской Турции в годы Первой мировой войны. Как известно, нынешняя Турецкая Республика не признает данный исторический факт и всеми способами пытается предотвратить процесс его признания и осуждения мировым сообществом. Как считают многие аналитики, в этой своей политике официальная Анкара во многом опирается как на само правительство Израиля, так и на многочисленные еврейские организации в различных странах мира.

Израиль, Турция, Азербайджан и тень Вашингтона

Общность позиций Израиля и Турции по вопросу признания Геноцида армян во многом вызвана совпадением их интересов по основным вопросам региональной политики и безопасности на так называемом Большом Ближнем Востоке. Вместе с тем, в последнее время все возрастает роль Израиля и Турции на постсоветском пространстве [3]. При этом обе страны имеют пересекающиеся интересы, в том числе недопущение усиления влияния Ирана, особенно в вопросе транзита энергоресурсов, распространения идей исламского фундаментализма внутри самих центральноазиатских республик и т.д. Совпадают интересы Турции и Израиля в сфере безопасности во многом и с США. Но если раньше считалось, что Израиль использует Турцию для усиления своих интересов в государствах Центральной Азии и Азербайджане, то в последние годы намечается активизация самостоятельной израильской политики в регионе. Ключевое значение альянса в регионе обуславливается и тем, что Израиль активно поддерживал Азербайджан в войне в Нагорном Карабахе, в усилении его разведывательных спецслужб, а также поставлял вооружения азербайджанской армии [4]. Естественно, сама Турция также осуществляет очень тесное военно-политическое сотрудничество с Азербайджаном в самых различных сферах, начиная с обучения и совместных учений до поставок вооружений и боевой техники. Подтверждаются также совместные поставки Турцией и Израилем, для которых Азербайджан является самым надежным партнером на постсоветском пространстве, различных видов вооружений [5].

Как отмечают азербайджанские исследователи, идея создания тройственного военно-политического союза с участием Турции, Израиля и Азербайджана, за которой, по их собственному признанию, "просматривается тень Вашингтона", пользуется особой поддержкой азербайджанской общественности. Считается, что наибольшую актуальность данный вопрос получил начиная с декабря 1999 г., когда Баку посетил заместитель министра обороны Израиля бригадный генерал Эфраим Сней, являющийся председателем со стороны Израиля в американо-азербайджано-израильской межпарламентской группе дружбы, созданной еще в 1998 г. в ходе визита в США Ильхама Алиева. Эфраим Сней провел ряд встреч с рядом официальных лиц Азербайджана, в том числе и с президентом Гейдаром Алиевым, на которых обсуждались различные вопросы двухстороннего сотрудничества, а также региональные проблемы. Позднее состоялись и другие визиты, встречи и консультации официальных лиц Израиля и Азербайджана.

Однако реальность создания оформленного стратегического военно-политического альянса трех государств в ближайшем будущем вызывает весьма большие сомнения даже среди наиболее ревностных сторонников подобного союза в самом Азербайджане. На это влияет как позиция соседних с Азербайджаном России и Ирана, так и большинства мусульманских стран, имеющих действенные рычаги давления на Баку, для недопущения создания подобного военно-политического союза. Кроме этого, уровень отношений между Израилем и Азербайджаном во всех сферах несопоставим с уровнем взаимоотношений между Азербайджаном и Турцией, которых, кроме всего прочего, связывает этническая, языковая и религиозная общность. Несмотря на активные политических контакты, между Израилем и Азербайджаном весьма слабые экономические связи. К примеру, объем экспорта и импорта между Азербайджаном и Израилем в период с 1996 по 1998 гг. составил всего $23,1 млн. (при этом львиную часть составил нефтяной экспорт из Азербайджана и телекоммуникационного оборудования из Израиля), тогда как за тот же период товарооборот между Турцией и Азербайджаном (практически во всех сферах) составил свыше $832,2 млн. Данные факторы не позволяют пока говорить о реальности появления в регионе оформленного азербайджано-турецко-израильского военно-политического альянса, даже если он будет создаваться при активном одобрении и содействии со стороны Вашингтона [6].

Впрочем, это существенно не влияет на предоставление военно-технической помощи со стороны Турции и Израиля Азербайджану, которое осуществляется вне зависимости от уровня экономических и политических связей или степени оформленности их отношений в рамках какого-либо альянса или иной структуры. По различным оценкам, Израиль, кроме оружия, направил в Азербайджан также технику связи, около 140 военных специалистов и советников по проблемам безопасности. Региональная значимость турецко-израильского альянса заключается и в том, что еврейское лобби в США активно поддерживает турецкие маршруты транспортировки энергоресурсов, в первую очередь Баку-Тбилиси-Джейхан.

Геноцид versus холокост

Естественно, что все эти вышеперечисленные факторы и обусловили резко отрицательное отношение большинства еврейских организаций во многих странах мира (и, в первую очередь, в США) к факту признания Геноцида армян в Османской Турции. Вашингтон, несмотря на активную деятельность многочисленной армянской общины Соединенных Штатов, а также армянских и греческих групп влияния в Конгрессе, пока еще официально не признал Геноцид армян.

Само Государство Израиль, народ которого пережил холокост и память о котором живет в каждом еврее, также занимает резко отрицательную позицию в отношении признания геноцида армян в Османской империи, т.к. для него это увязывается с одним из ключевых элементов его безопасности – взаимоотношениях с Турцией. Как заявил даже перед своим официальным визитом в Турцию в апреле 2001 г. министр иностранных дел Израиля Шимон Перес: "Бессмысленно утверждать, что армяне, подобно евреям, подверглись геноциду. В вопросе геноцида идентификация армян с евреями неприемлема" [7].

Официальные лица Израиля неоднократно на различных уровнях озвучивали свою негативную позицию по проблеме признания геноцида армян. Так, 8 февраля 2002 г. посол Израиля в Армении и Грузии мадам Риква Кохен в своем первом интервью, которое она дала в Ереване армянскому телевидению, повторила эти известные слова министра иностранных дел Шимона Переса, назвала геноцид армян "трагедией, которой должны заниматься историки", требуя не сравнивать ее с Холокостом. И не случайно, что еще до этого (20 декабря 2001 г.) второй секретарь израильского посольства в Армении и Грузии Гарри Клейман, выступая на организованном в Ереване брифинге и отвергая факт геноцида, заявил: "Израиль признает вынесенные армянским народом мучения, однако, считаем, что в этой стадии обсуждение вопроса о геноциде армян должны начать историки и уточнить когда, что и где произошло. Считаю, что на сегодняшний день вряд ли будет полезно смешивать этот вопрос с политикой. Лучше пусть он останется важным, но академическим вопросом".

Приходится лишь напомнить, что во многом именно из-за безнаказанности преступников, действовавших в начале прошлого века в Османской Турции, Гитлер, перед началом геноцида еврейского народа в фашисткой Германии, заявил: "Надо применить все методы, со всей жестокостью, через два поколения все забудется. Кто помнит сейчас, что сделали с армянами?" [8]

Известно, что в связи с заявлениями израильских дипломатов 15 февраля 2002 г. МИД Армении направило МИДу Израиля ноту протеста. В ноте, в частности, отмечалось, что Армения считает неприемлемой любую попытку отрицания или умаления факта геноцида армян, с какой бы целью или причиной это ни делалось. Более того, Армения никогда не пыталась провести параллелей между геноцидом армян и холокостом евреев, считая, что преступления совершенные против человечества "уникальны" своими особыми историческими, политическими, юридическими и нравственными последствиями.

Через три дня МИД Израиля дало на эту ноту следующий ответ: "Как евреи и израильтяне мы выражаем свою скорбь из-за убийств и трагедий, произошедших в 1915-1916 гг. Мы понимаем чувства обеих сторон, знаем, что было большое количество жертв, информированы об огромных мучениях армянского народа". Кроме этого, в ответе отмечалось, что Холокост был запланированным и единичным явлением в истории человечества и что "Израиль признает трагедию армян и резню армянского народа, однако не нужно сравнивать это с геноцидом и это отнюдь не умаляет всю огромность трагедии", а также подчеркивался факт теплых взаимоотношений между Турцией и Израилем [9].

Однако надо также признать, что иной позиции в вопросе признания геноцида армян придерживается передовая еврейская интеллигенция, определенная часть политических деятелей и большинство ученых-специалистов по холокосту. Еще 24 апреля 2000 г. (когда исполнилось 85 лет с начала трагедии в Западной Армении), перед армянской общиной Иерусалима с заявлением выступил министр образования Израиля Йоси Сарид. Он, в частности, сказал: "Члены армянской общины, по случаю вашего Дня поминовения, когда, собравшись, вы отмечаете 85-ую годовщину вашего геноцида, присоединяюсь к вам как человек, еврей, израильтянин и как министр образования государства Израиль". Директор института "Холокоста и геноцида" в Иерусалиме, главный редактор "Энциклопедии геноцида" профессор Исрайел Чарни в своем специальном послании Шимону Пересу, заместителю министра иностранных дел Михайелу Мелхиори и послу Израиля в Армении Ривка Кохену выразил свое мнение и обеспокоенность по поводу их позиции отрицания геноцида армян: "Как еврею и израильтянину мне глубоко стыдно за вашу позицию отрицания геноцида армян: отрицание геноцида армян равносильно отрицанию холокоста" [10].

Таким образом, в еврейских общественно-политических кругах в последние годы проходят серьезные обсуждения армянского вопроса. Высказываются две противоположные точки зрения. В ведущих газетах Израиля и США все более влиятельной становится точка зрения, требующая признания и осуждения геноцида армян еврейскими организациями и самим государством Израиль.

Летом 2000 г. свыше 400 турецких офицеров подписали петицию, призывающую к разрыву отношений между Турцией и Израилем, а с другой стороны, к углублению отношений с арабскими государствами. Кроме этого, глава объединения независимых промышленников и предпринимателей Али Огло призвал к пересмотру отношений с Израилем, после инцидента с участием Ариэля Шарона в мечети "Аль Акса", назвав его вызовом религиозным чувствам не только палестинцев, но и всех мусульман [11].

Действительно, нельзя однозначно говорить, что многие в Турции разделяют мнение о необходимости развития военно-политического сотрудничества с Израилем. В недрах турецкого общества многие рассматривают альянс с Израилем как предательство национальных интересов Турции и исламских идей в целом. Одновременно, эти проявления тесно увязываются с антисемитскими и паносманисткими (реваншистскими) стереотипами, прочно укоренившимися среди турецкой политической элиты и интеллигенции.

Эти факты дают возможность некоторым экспертам утверждать, что в израильско-турецких отношениях намечается значительные спад. Турецко-израильские отношения значительно обострились и в ввиду последних событий в Ираке, где как известно, Израиль активно поддерживает местных курдов. Впрочем, надо признать, что пока еще рано говорить о значительном изменении общей позиции Израиля по отношению к Турции и, как следствие – к вопросу признания и осуждения геноцида армян. Очевидно, что израильско-турецкие отношения, несмотря на всю противоречивость своего развития, еще продолжительное время будут оказывать влияние на процесс международного признания геноцида армян 1915 г.

http://www.novopol.ru/material2463.html

_________

хорошая статья!!!

особенно подчеркивает влияние евреев против признание Геноцида армян в мире.

Link to post
Share on other sites
Guest Grigoriy

Сдержанная статья. Вызывает беспокойство появление израильских военных специалистов в Азербане...

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...