Samwelino Posted September 22, 2005 Report Share Posted September 22, 2005 IT в Армении: на евро-американском буксире В советское время Армения производила почти 30% высокотехнологичного оборудования для оборонной и космических областей. Однако последовавшие за распадом СССР события - землетрясение, война, глубочайший энергетический кризис и экономическая блокада привели в 90-х годах к отставанию от других стран. С 2000 года начался новый этап развития ИТ с информатизации госвласти, которая проводится, в основном, за счет кредитов евро-американских организаций. В 2000 году президент Роберт Кочарян заявил, что информационные технологии для Армении являются приоритетной областью. С этого момента внимание органов государственной власти к информационным технологиям стало меняться. Согласно отчету ООН за 2004 год о готовности стран мира по электронному правительству (UN Global E-Government Readiness Report 2004), Армения находилась на 83 месте среди 178 государств, и на 7 - в СНГ. При этом за год республика переместилась с 86 на 83 место. Еще в 1999 году правительством ставилась задача создания единой государственной информационной системы. Однако тогда проект был разработан, но не был принят. На сегодняшний день программа снова находится в стадии обсуждения. Уже к концу 2002 года Армения стала второй страной в мире после Австралии, которая ввела систему электронной визы. С веб-сайта министерства иностранных дел можно заказать и получить визу в течение двух рабочих дней. Внедрение e-Visa было осуществлено при поддержке ереванского представительства Программы развития ООН (UNDP). Это стало первым серьезным шагом к электронному правительству (e-government). Надо отметить, что основное финансирование по линии информатизации органов государственной власти идет через кредиты и гранты от международных организаций. Крупнейшими донорами являются Агентство международного развития США (USAID), Программа развития ООН, Евросоюз и другие организации. Также в этом направлении расходуются льготные кредиты Всемирного Банка (на условиях Международной ассоциации развития (IDA) сроком на 40 лет с десятилетним льготным сроком по ставке 0,75% годовых). Как показал опыт последнего времени платформой для развития общественных, экономических и политических институтов все больше становятся достижения ИКТ - электронные СМИ, компьютерная техника, интернет и мобильные средства связи. Степень и скорость их внедрения характеризует эффективность работы любого органа власти. Наоборот, слабое использование ИКТ указывает на то, что существующая инфраструктура государства препятствуют внедрению современных новаций. [attachmentid=18357] Реформирование госсектора Передовым ведомством в плане внедрения электронного правительства является внешнеполитическое ведомство. На данный момент в МИД Армении проходит тестирование система электронного обмена документации в рамках проекта IT.Am, осуществляемого Tacis (грант Евросоюза). Проект стоимостью в 1,2 млн. евро, рассчитанный на 2005-20006, включает в себя модернизацию компьютерного парка, введение системы электронного документооборота внутри МИД, а также с зарубежными представительствами Армении, переподготовку сотрудников министерства. В дальнейшем предполагается использовать опыт этого ведомства для развертывания системы во всех государственных учреждениях. В ближайшее время МИД также предполагает ввести услуги по электронной выдаче свидетельств о несудимости для граждан Армении, желающих получить работу за рубежом. Для успешного введения системы будут объединены локальные сети МИД и министерства юстиции. Информатизация органов государственной власти проходит в рамках реформирования системы управления. При правительстве Армении действует Комиссия по реформирования системы государственного управления, под патронажем которой проходят многопрофильные преобразования. Второй этап реформ, начавшийся в 2003 году должен закончиться в 2008. В частности, на реформирование документооборота, стандартизации систем сертификации, введение системы электронного обмена документов правительство берет кредит у Всемирного Банка в размере $3,5 млн., выделяя дополнительно $150 тыс. из собственных средств. Также при премьер-министре Армении действует Совет по содействию развития информационных технологий, в который входят как представители министерств и президентского аппарата, так и руководители крупных частных ИТ – компаний. Совет вырабатывает стратегию развития информационных технологий в Армении в целом, решает вопросы, возникающие между государством и частным сектором в этой сфере и т.д. Государственное сайтостроительство Несмотря на заявленную решимость идти по направлению внедрения информационных технологий в госсекторе, пока в республике не разработаны единые стандарты касающиеся, например, таких вопросов, как веб-сайты или веб-порталы государственных структур. В плане развития государственных веб-ресурсов в Армении ситуация крайне неровная. С одной стороны есть развитые ресурсы Правительства, Национального Собрания, МИД, Экономического суда, с другой - у ряда министерств веб-сайты представляют из себя статические страницы, которые не обновляются годами. При этом эти структуры нарушают закон «О свободе информации», обязывающий их размещать на своих веб-ресурсах основную информацию о своей деятельности. Сайт министерства юстиции уже долгие месяцы закрыт на реконструкцию, сайт министерства энергетики обновлялся в последний раз в 2001 году, портал министерства образования и науки с 2003 года не обновляет правовую информацию, многие ведомственные ресурсы просто не открываются. Например, сайт такого важного для Армении ведомства, как Службы по миграции и беженцам. Кроме того, некоторые интернет-ресурсы сделаны на дилетантском уровне, большинство опций не работают, на некоторых основная информация представлена на армянском языке, на других - на английском, который не является общедоступным для основной части населения страны. Портал Национального Собрания был обновлен при финансовом содействии USAID, и теперь предоставляет населению развитую систему услуг, начиная от онлайнового доступа к законодательной базе по всем законопроектам, до возможности связи с депутатами. Был создан удобный для пользования портал Совета гражданской службы РА, предоставляющий всю возможную информацию – от объявлений о конкурсах на вакантные места до консультационных услуг. Стоит также отметить портал Экономического суда Армении, который был создан в этом году при финансировании Европейской Комиссии в рамках программы по развитию прозрачности судебной системы республики. Ресурс не только предоставляет юридическую консультацию, позволяя хозяйствующим субъектам заранее подготовиться к возможным разбирательствам, но дает возможность следить за ходом процессов, иметь доступ к архивным делам и получать онлайновые консультации. Отметим, что портал стал в этом году победителем всеармянского конкурса электронного содержания «Маштоц-1600» в категории e-government. На форуме OpenArmenia была информация, что в ближайшее время в свободном доступе в интернете будет выставлена систематизированная база законодательства республики, которая будет регулярно обновляться. Система будет размещена на отдельном ресурсе. Рабочее название системы - ARLIS - Armenian Legal Information System. Проект реализуется совместно с Всемирным Банком. (Отметим, что на сегодняшний день систематизированную законодательную базу в Армении можно приобрести только на компакт-дисках частной компании ИРТЕК). Таможенная служба Армении публикует на своем веб-ресурсе полную информацию о своей деятельности на армянском, русском и английских языках, однако не предоставляет пока онлайновых услуг. Аналогичная ситуация с налоговой службой. В июне этого года начальник Управления по регулированию процесса закупок Министерства финансов и экономики Карен Брутян сообщил, что в ближайшее время в стране будет введена система электронных закупок. Для этого Всемирный банк выделяет кредит размером $247 тыс. При финансовом содействии USAID ($300 тыс.) правительство пошло на компьютеризацию системы регистрации юридических лиц, созданию единой информационной базы, был создан портал Государственного регистра. В Армении за счет оптимизации процедуры, регистрация юридических лиц на сегодняшний день длится 3 дня. Портал Госрегистра позволяет также проводить в онлайновом режиме регистрацию, однако эта опция пока не задействована. Правовая база Причиной отсутствия онлайновых услуг во всех случаях является неподготовленность правовой базы. Пока не решены вопросы, касающиеся взимания государственных пошлин, предоставления документов юридическим лицом, передачи ему удостоверения и электронной подписи. Первым документом в этом направлении, принятым Национальным Собранием в декабре 2004 года, стал закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Документ регулирует правовые вопросы, возникающие при использовании электронной подписи физическими лицами, также как и использование электронной подписи и электронных документов со стороны государственных структур и органов местного самоуправления. Предусматривается, что для предоставления электронной цифровой подписи будут созданы центры сертификации, деятельность которых будет регулироваться государством. Закон был согласован с директивой Евросоюза, устанавливающей основополагающие принципы в области электронной документации и цифровой электронной почты. С 1 января 2005 года в Армении также была внедрена система карт социального обеспечения. Система единого стандарта нумерации граждан внедрена Министерством труда и социальных вопросов. Номер социальной карты должен обязательно применяться при получении заработной платы, пенсии, пособии или компенсации. Социальная карта обязательна также при выплатах налогов, пошлин, а также открытии банковских счетов. Введение социальных карт и дальнейшая автоматизация единой системы стала также первым шагом по реформированию пенсионной системы, которая переводится поэтапно на накопительную. Кроме того, система позволит адресно предоставлять льготы безработным и нуждающимся. Введение социальных карт было профинансировано за счет гранта правительства США в размере $1,3 млн., порядка $200 тыс. было израсходовало из бюджетных средств. На региональном уровне В 2001 году началась широкомасштабная программа по созданию электронной системы регионального управления. В 2004 году в рамках проекта был запущен региональный портал Region.am, который предоставляет подробнейшую информацию о марзах (регионах) Армении: о всех органах государственной власти, их услугах, международных организациях, работающих в регионе, о депутатах. Система позволяет гражданам в онлайновом режиме обращаться и получать ответы от органов местного самоуправления. Для каждого региона создаются отдельные порталы. Для осуществления регионального проекта UNDP предоставила правительству Армении $563 тыс., еще $250 тыс. составил грант Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству. Программа будет закончена в 2006 году. Уже на стадии осуществления находятся работы по расширению системы, введению ее на уровне общин. В феврале UNDP заявила о начале дополнительной программы стоимостью в $476 тыс., направленной на децентрализацию власти в стране. Программа под названием "Поддержка информационного общества и демократического управления" рассчитана на два года и призвана обеспечить доступ к интернету жителям 37 городов Армении, а также крупных сельских районов. Параллельно с проектом UNDP фонд E-Armenia в 2004 году проводил тренинги для жителей регионов, целью которых было повышение уровня информированности населения относительно электронного правительства и в частности - программы Region.am. Фонд E-Armenia - «Электронная Армения», - был создан в 2001 году рядом коммерческих предприятий и неправительственных организаций для содействия развитию информационных технологий. Фонд основал портал Armenian Development Gateway, призванный представлять миру экономическое развитие Армении, в частности - в сфере ИТ. Распространение интернета Интернет в Армении слабо развит. Основной причиной отставания является монополия компании «АрменТел», цены, предоставляемые ISP компаниями на порядок выше, а качество услуг намного ниже, чем в развитых странах. В связи с этим качественная интернет-связь остается недоступной для большинства населения страны. По различным данным, в стране с населением 3,2 млн. есть 15-70 тыс. пользователей интернета. По данным ООН на 2004 год, количество пользователей в республике составляет примерно 1,58% населения. При этом международные организации, такие как UNDP, прилагают усилия для развертывания точек общественного доступа. Организация Project Harmony при финансирования Госдепартамента США в 2000 году начала программу по внедрению сети, связывающей 330 школ по всей Армении. В рамках программы в школах были созданы точки общественного доступа, проведены тренинги преподавательского состава, профинансировано создание сайтов образовательных учреждений. Учитывая сложный рельеф Армении и трудности с обеспечением связью порядка 20 населенных пунктов, Project Harmony ввела в действие мобильную лабораторию, которая курсирует между школами, давая возможность ученикам, а также жителям удаленных деревень пользоваться интернетом. В лаборатории также проводится обучение компьютерной грамотности. Целевая группа, на которую работает Project Harmony не только ученики, но также безработные, инвалиды, а также беженцы. Кроме того, в рамках проекта Виртуальный Шелковый путь НАТО предоставляет бесплатную связь ВУЗам и научным учреждениям. Связь распределяется через вторую по масштабности (после сети «АрменТел») волоконно-оптическую линию связи, сданную в эксплуатацию фондом NFSAT (National Foundation of Science and Advanced Technologies). Само Министерство образования и науки намерено пойти на масштабные преобразования, главной составляющей которой должна стать информатизация учебного процесса. Для этого Всемирный Банк выделяет кредит в размере $5 млн. Будет расширяться компьютерная база школ, внедряться новая учебная программа, предполагающая внедрение ИТ в преподавание различных предметов, переподготовку кадров. Таким образом, правительство Армении в последние годы проводит ряд программ, направленных на информатизацию органов государственной власти. Несмотря на успешность большинства из них, говорить о полноценном внедрении ИТ, e-government в стране пока не приходится, так как программы в целом разрознены, часто не взаимосвязаны, что является результатом отсутствия единой стратегии. Кроме того, зависимость от большого количества доноров, подчас преследующих различные цели, также приводит к несогласованности. Самвел Мартиросян (Ереван), Батыр Каррыев (Ашхабад) специально для CNews 7 сентября, 2005 г. Quote Link to post Share on other sites
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.