HOB Posted December 1, 2005 Report Share Posted December 1, 2005 На днях появилась информация о состоявшейся в Копенгагене осенней сессии Парламентской ассамблеи НАТО, на которой, судя по сообщениям ее руководителя Грануш Акопян, нашим депутатам удалось добиться определенных успехов. Поскольку в азербайджанской прессе не видно победных рапортов делегации этой страны, можно предположить, что наши на сей раз действительно выглядели достойно и в принятом на сессии докладе "Защита меньшинств и интеграция как содействие стабильности на Южном Кавказе" им удалось избежать негативных для Армении и НКР формулировок. Впору бы, конечно, задать вопрос: а куда именно должны интегрироваться меньшинства, чтобы содействовать стабильности на Южном Кавказе, но оставим эту неувязочку на совести авторов доклада, ибо в отчете о сессии, с которым выступили армянские депутаты, есть другие, куда более любопытные моменты, которые просто невозможно не заметить, но которые, как это ни странно, ускользнули от внимания как прессы, так и политиков. В первую очередь отметим организацию, на форуме которой был, по сути дела, затронут вопрос Нагорного Арцаха, пусть даже в контексте общего доклада: Парламентская ассамблея НАТО. На моей памяти это уже третья европейская организация, которая в последнее время так или иначе обращается к теме арцахского конфликта, причем, что любопытно, на уровне своей парламентской структуры. Первой на проблему обратила внимание и весьма усиленно занялась ею Парламентская ассамблея Совета Европы, что практически застало нашу страсбургскую делегацию врасплох, в результате чего мы получили на редкость пакостный документ за подписью двух англичан - Дэвиса и Аткинсона. Следом за ПА СЕ Парламентская ассамблея НАТО начала подбираться к арцахскому вопросу, причем совершенно неожиданно ровно год назад прозвучало заявление ее председателя Пьера Лелюша о необходимости решения вопроса путем передачи НК под контроль Армении и проведении там через 5-10 лет референдума. Как потом оказалось, это предложение главы Парламентской ассамблеи НАТО было неслучайным, ибо сегодня предложение о референдуме чуть ли не наиболее муссирующееся в процессе урегулирования. Дело, однако, не в этом. В течение уходящего года еще одна ПА - на сей раз ОБСЕ, которой, собственно, и принадлежит единственный мандат на поиск мирного урегулирования конфликта, подготовила свой доклад за авторством Г. Ленмаркера, который, в отличие от аткинсоновского, был куда менее одиозным и субъективным. И вот сейчас - снова ПА НАТО, и снова доклад, правда, не напрямую о Нагорном Арцахе, но с весьма хитроумной формулировкой названия, позволяющей сказать обо всем, обходя острые углы. И если в Совете Европы провал армянской делегации по вопросу НК очевиден всем, кроме некоторых членов самой делегации, то в ОБСЕ и НАТО можно очень осторожно констатировать, что наши депутаты учли уроки Страсбурга и пытаются активно, а главное - грамотно с историко-правовой точки зрения и одновременным использованием политических аргументов противостоять натиску азербайджано-турецкого тандема. Без непосредственного знакомства с текстом доклада трудно судить, в какой степени это удалось именно в Копенгагене, но одно поистине историческое завоевание нельзя не отметить. Впервые за последние годы называется не 20% "оккупированных" территорий, а 13,4%! И впервые упоминается в этом контексте Нагорный Арцах, что само по себе является существенным моментом, свидетельствующим об определенных тенденциях в процессе урегулирования - в документе такой организации, как Североатлантический альянс, случайных формулировок не бывает. Безусловно, здесь есть другой аспект: само слово "оккупация", которое, благодаря бездействию наших дипломатов и политиков и неустанным усилиям азербайджанской стороны в течение всех последних лет заняло-таки, к сожалению, достаточно прочную позицию в лексиконе процесса урегулирования и избавиться от него будет весьма непросто. Однако формулировка, примененная в докладе ПА НАТО о меньшинствах, не идет ни в какое сравнение с теми же аткинсоновскими пассажами, а указанный процент территорий можно смело считать революцией в процессе урегулирования. Надо полагать, что 6,6% уже признаны освобожденными со стороны того же Нагорного Арцаха. Будем ждать признания таковыми и оставшихся 13,4%. Итак, развенчан один из самых устойчивых блефов, усиленно внедряемых азербайджанской стороной, давно ставший притчей во языцех и чуть ли не обетом всех представителей этой страны разного уровня, выезжающих за рубеж, и вызывающий уже откровенные насмешки! В самом деле, уж насколько процент территорий легко поддается элементарным расчетам, однако и здесь официальный Баку манипулировал числами и процентами, пытаясь опять-таки внедрить в лексикон процесса урегулирования удобную ему цифру вместо реальных чуть более 13% и стремясь при этом утвердить и другой блеф - об "оккупации" их со стороны Армении. Трудно сказать - что подвигло, наконец, европейских посредников и экспертов на подобный подвиг, но на сей раз они удосужились применить элементарные законы логики и математики и точно воспроизвести процент находящихся под контролем НКР территорий. И за это, думается, просто нужно сказать огромное спасибо: еще бы, развенчан один, а точнее, сразу два из главных блефов Баку. Надо сказать, что в начале уходящего года тоже весьма авторитетным источником - Хельсинкской комиссией США - был довольно неожиданно и в весьма резких тонах нанесен сокрушительный удар по еще одному азербайджанскому блефу - палаточных лагерях беженцев. Представитель американской организации публично заявил, что правительство Азербайджана насильственно удерживает беженцев в этих пресловутых лагерях, не давая им обустроить свою жизнь. Результатом озвученной через неправительственную организацию американской позиции стало последовавшее вскоре заявление президента Алиева о скором демонтаже палаточных лагерей. Перед Баку стоит сложная задача: решить - куда теперь водить международных чиновников, чтобы вышибить из них долларовую слезу по поводу бедственного положения беженцев в стране, стремительно увеличивающей военный бюджет за счет нефтяных доходов. Остается надеяться, что верный процент и упоминание Нагорного Арцаха в качестве контролирующей территории силы также неслучайно. Кажется, кое-кому из сильных мира сего неожиданно понадобился верный расчет и верное определение. Как знать, вдруг завтра будет, наконец, объявлено и о том, что в Азербайджане отнюдь не "1 млн беженцев", а несколько сотен тысяч внутренне перемещенных лиц. Интересно, какой еще блеф станет тогда обетом верности всех азербайджанцев? Марина ГРИГОРЯН http://www.golos.am/2000/december_2005/01/st03.html «Армения не намерена идти на уступки. Армения не намерена глотать их наживку». Эти слова депутата НС Грануш Акопян были ответом на слова заместителя председателя ПА НАТО, турка по национальности Вахида Ердема, о том, что «Армения должна изменить некоторые статьи своей Конституции, не представлять Восточную Анатолию как часть Армении и признать Карский Договор». 11-15 ноября возглавляемая госпожой Акопян парламентская делегация приняла участие в работе Парламентской Ассамблеи НАТО. В рамках работы Ассамблеи был представлен проект резолюции под названием «Защита и интеграция меньшинств как содействие стабильности на Южном Кавказе». Как выяснилось, в этом докладе были довольно неблагоприятные для Армении пункты и формулировки. Именно на их исправление были нацелены усилия армянской делегации. В одном из пунктов резолюции отмечено, что Нагорный Арцах оккупировал 13.4% азербайджанской территории. Несогласие с этим пунктом Грануш Акопян обосновала тем, что “посредством референдума народ выразил свою позицию, кроме того, последние 15 лет живет по независимым демократическим принципам. Были проведены 4 президентских, 4 парламентских, а также выборы органов местного самоуправления”. В проекте резолюции отмечено также, что азербайджанцы, будучи выселенными, не могли участвовать в процессе приватизации. Возражение армянской стороны не отличалось от представленного выше: «То же самое и армяне – они не смогли принять участие в приватизации азербайджанской стороны, так что вопрос не должен быть представлен односторонне». В качестве основного для Армении вопроса был рассмотрен также тот факт, что в тему “Меньшинства на Южном Кавказе” был включен также Нагорный Арцах. “НКР не может считаться меньшинством. Чье меньшинство? Как может народ, которые в течение 17 лет не зависел от азербайджанских властей ни политически, ни экономически, ни в какой-нибудь другой форме, считаться политическим меньшинством», - заявила Грануш Акопян в ПА НАТО. Армянская сторона отметила также, что существует специальная группа Минска, которая занимается вопросом НКР, и что международные институты и политические группы всегда заявляли, что конфликт РА не связан с другими южнокавказскими конфликтами. Как бы то ни было, борьба армян в связи с проектом резолюции имела свой результат. В ходе принятия резолюции все 4 предложения нашей делегации были приняты единогласно. http://www.a1plus.am/rus/?go=issue&id=33658 Quote Link to post Share on other sites
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.