Vigen Posted June 29, 2003 Report Share Posted June 29, 2003 Армения-Турция: новые козыри в старой игреДипломатические отношения между Арменией и Турцией так и не установились после распада Советского Союза в 1991, хотя и Анкара признала независимость Республики Армения. В апреле 1993 турецкая сторона заблокировала армяно-турецкую границу. Однако спустя год была вынуждена отменить воздушную блокаду республики, констатировав при этом, что тем самым наносит вред своей собственной экономике. О дальнейших шагах по нормализации отношений говорить до последнего времени не приходилось. Как известно, Турция предъявляет четыре предварительных условия, которые, фактически, и составляют основу турецкой политики в отношении Армении. Во первых, это стремление Анкары предать забвению факт Геноцида армян в Османской Турции в начале прошлого века. Как известно, международное признание Геноцида значится среди приоритетных направлений внешней политики Армении. Усилиями армянской диаспоры в этом вопросе зафиксировано заметное продвижение. Не менее значительным источником напряженности в армяно-турецких отношениях был и остается нагорно-карабахский конфликт. Являясь региональным союзником Азербайджана, Турция полностью разделяет позиции официального Баку по этому щепетильному вопросу. Помимо этого, Анкара не перестает добиваться от Еревана однозначного отказа от территориальных притязаний к ней, впрочем, о существовании которых можно говорить разве что со ссылкой на программы отдельных армянских политических партий. Указанный спектр разногласий всегда ставил и ставит под сомнение перспективы налаживания армяно-турецких отношений и возможное разблокирование границы. Стоит правда отметить, что официальный Ереван не раз заявлял о готовности армянской стороны начать диалог с Анкарой без каких-либо предварительных условий.Турецкие "маневры"С недавних пор попытки Анкары продемонстрировать миру желание добиться продвижения в армяно-турецких отношениях вызвали широкий резонанс в политических и общественных кругах Армении. Причем оценки по этому случаю звучат довольно противоречивые.Еще в июне 2002 турецкие, армянские и азербайджанские СМИ начали сообщать о тайных переговорах между Арменией и Турцией. В короткий промежуток времени, сначала в середине мая 2002 в Рейкъявике, а затем в конце июня 2002 в Стамбуле состоялись встречи министров ИД Армении и Турции, Вардана Осканяна и Исмаила Джема (последний в этот период возглавлял внешнеполитическое ведомство Турции). Эти встречи дали повод многим аналитикам и экспертам заговорить о геополитическом прорыве на Кавказе. Однако чуда не произошло - все затихло почти на целый год. О возможностях нормализации армяно-турецких отношений вновь вспомнили опять же в мае, но уже 2003 года. А за этот период в регионе произошло многое. Смена власти в Турции, война в Ираке и неизбежный, в ее контексте, пересмотр региональных позиций супердержав, напряжение между США и Ираном, грозящее перерасти в конфликт – все это свидетельствует о нарушении сложившегося в регионе баланса и достаточно большой вероятности новых процессов. Они не заставили себя долго ждать. Новый виток армяно-турецким контактам придал министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль, выступивший с заявлением о намерении нового турецкого правительства установить отношения с Арменией. Затем состоялась мадридская встреча на уровне глав МИД Осканян-Гюль, по итогам которой глава турецкого МИД заявил о желании "с новой энергией" приняться за обсуждение вопроса о примирении. Его армянский коллега Вардан Осканян назвал встречу довольно результативной и добавил, - "Я заметил очень серьезные позитивные настроения правительства Турции в вопросе налаживания армяно-турецких отношений. Хоть и малыми шагами думаю мы приблизимся к налаживанию отношений".После Мадрида желание сторон наладить отношения показалось обоюдным, но предположить каким именно способом турецкое руководство намерено подступиться к реализации этого желания было трудно. Как оказалось, "все пути ведут в Рим". Уже целый месяц армянские умы взбудоражены известием о тайных переговорах турецких эмиссаров с представителями армянской общины США. В роли же эмиссаров выступают высокопоставленные турецкие дипломаты. Так, согласно конфиденциальным источникам внешнеполитического ведомства Турции, начальник управления разведки и аналитики этого ведомства Кадри Эджвет Тезджан провел целый ряд закулисных встреч с представителями армянской диаспоры Соединенных Штатов. Анкара приступила за "разведку и анализ" позиции влиятельного армянского лобби США непосредственно после мадридской встречи глав МИД Армении и Турции Вардана Осканяна и Абдуллы Гюля в первых числах июня. По той же информации, внешнеполитическое ведомство Турции провело по итогам встречи Осканян-Гюль ряд закрытых совещаний, результатом которых и стала поездка Тезджана в США. Начальник же управления по странам Кавказа МИД Турции Эртан Тезгер получил задание углубить контакты с армянскими коллегами.Активные действия Анкары привели к появлению серьезных перспектив открытия Гюмрийского участка границы Армении уже в ближайшие 10-15 дней. Эта сенсационная информация, распространенная на днях рядом турецких и армянских СМИ, со ссылкой на неофициальные источники, заставила многих в Армении призадуматься о выгоде и ущербе от разблокирования замурованной с 1993 года границы. Формулировка Анкары следующая, открытие границы имеет целью сделать возможной приграничную торговлю между двумя странами. Требование же Вашингтона нормализовать отношения с Арменией, вероятно, достигается Анкарой попутно.Специально для ИА REGNUM тему комментирует экс-министр иностранных дел Армении, член армяно-турецкой комиссии по примирению Александр Арзуманян.Г-н Арзуманян, как Вы расцениваете сообщения о ближайшем разблокировании участка армяно-турецкой границы? Это что – очередная утка?Вопрос разблокирования границы между Турцией и Арменией уже давно обсуждается на самом высоком и других уровнях, в частности, этот вопрос обсуждался также в ходе встречи нашей комиссии в Стамбуле в начале июня этого года. Как известно, этот же вопрос рассматривался на уровне представителей турецкого МИДа, посещающих США. То есть открытие армяно-турецкой границы находится на повестке дня. Что касается ожидаемого визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Карс (приграничная с Арменией область Турции) и заявления о скорейшем открытии границы, то этот оптимизм я разделяю и считаю, что рано или поздно граница будет разблокирована. Это ненатурально и неестественно, когда между двумя соседними государствами граница на замке и полностью отсутствуют торговые и экономические отношения. Однако наряду с моим оптимизмом, я не считаю, что вопрос открытия границы – дело нескольких дней.А насколько выгодна подобная перспектива для республики, не грозит ли нам турецкая экономическая экспансия и завал армянских прилавков турецким ширпотребом?Опыт показывает, что завал Армении некачественными товарами уже имеет место, и армянский потребитель предпочитает из имеющегося ассортимента именно товары турецкого производства, поскольку они намного качественнее производимых нашими другими соседями аналогов. Ведь говорить о высоком качестве товаров, производимых нашим ближайшим стратегическим партнером – Ираном - не приходится. В этом плане особой опасности я не вижу. Говорить об экономической экспансии со стороны Турции и о возможности урона экономике Армении от открытия границы с ней при том, что мы стали членом ВТО и очень гордимся этим, при том, что вступлению в ВТО мы обязаны нашей грамотной экономической политике - абсурдно. Ведь в условиях конкуренции естественно побеждает лучший производитель и чем выше конкуренция, тем больше качественной продукции. Я не считаю, что какая-то одна страна имеет монополию на приобретение предприятий в Армении. Идет открытый процесс, когда общество в состоянии контролировать, когда парламент следит за развитием ситуации и в состоянии своей законотворческой деятельностью препятствовать усилению влияния одной стороны за счет другой.Допустим, с экономической точки зрения Армении ничего не грозит, а как будут обстоять дела с имеющимися разногласиями политического и исторического характера? Возможен ли пересмотр турецких позиций по нагорно-карабахскому конфликту, вопросу признания Геноцида армян в начале века и другим довольно острым проблемам?Во-первых, вы упомянули нагорно-карабахский конфликт. Сразу хочу заметить, что, по моему глубокому убеждению, вопрос нагорно-карабахского урегулирования никак нельзя связывать с вопросом улучшения отношений Армения-Турция. Наши взаимоотношения с Турцией не должны зависеть от наших же взаимоотношений с третьей стороной. Эта наша убежденность выразилась также в том, что армяно-турецкая комиссия по примирению никогда не обсуждает вопросов, связанных с нагорно-карабахской проблемой и вообще армяно-азербайджанскими отношениями. Мы считали и считаем это двумя различными сферами деятельности. Безусловно, бывают заявления некоторых высокопоставленных лиц на этот счет, но это скорее для внутреннего пользования. В политике не все, что обсуждается конфиденциально, заявляется затем публично. В этом вопросе проблем я как бы не вижу.Что касается Геноцида, то политическая партия, которую я представляю (бывшая правящая партия Армянское Общенациональное Движение), и члены бывшего правительства Левона Тер-Петросяна не считают продуктивным включение вопроса о признании Геноцида в число основных вопросов внешней политики Армении. Я не знаю какого-либо человека в Армении, который не расценивал бы как Геноцид произошедшие в начале 20 века в Турции события. Это естественно также, как и то, что рано или поздно Турция признает факт преступления. Мы удовлетворены недавней публикацией Международного Центра переходного правосудия, где однозначно утверждается, что с точки зрения конвенции ООН 1948 года "О Геноциде", события 1915 года в Турции были квалифицированны как Геноцид. В этом плане, продолжает активную и результативную деятельность и армянская диаспора. Но здесь главное, чтоб сама Турция пришла к осознанию необходимости признания Геноцида, и это время рано или поздно настанет. А связывать открытие границ с этим вопросом я думаю невыгодно ни одной из сторон. Руководства Армении и Турции сегодня как никогда заинтересованы в открытии границ, и связывать это с другими вопросами, другими проблемами представляется контрпродуктивным. Касаясь территориальных претензий Армении к Турции, то официального заявления главы МИД Турции на этот счет не было. Как мы знаем, не значится такое положение и в армянской Конституции. Требования кончено звучат, но не очень убедительно и весьма малообоснованно. Насколько я знаю, нынешнее правительство Армении также не выдвигало каких-либо территориальных претензий к Турции. Конечно в Армении есть политические партии, которые в своих программах ставят эти вопросы, однако это личное дело этих политических партий.Как при возможном разблокировании армяно-турецкой границы поведет себя Азербайджан? Ведь Баку не раз весьма ревностно высказывался в связи с заметным потеплением армяно-турецких отношений. Действительно, несколько заявлений разного уровня о том, что Азербайджан считает налаживание армяно-турецких отношений недружественным актом со стороны Турции, из Баку уже донеслось. Каждый раз, как только чувствуется какой-либо прорыв в армяно-турецких отношениях, Азербайджан реагирует весьма ревностно и это в принципе можно понять. Ведь в Баку считают, что Турция должна однозначно поддерживать Азербайджан во всех его внешнеполитических действиях. Мы же считаем, что Турция должна занять более объективную позицию, с тем чтобы восприниматься со стороны всех южно-кавказских государств как партнер, достойный доверия. Иначе Турция не сможет иметь какого-либо участия в региональных процессах. Я думаю, когда граница откроется, жесткие заявления со стороны МИД Азербайджана обязательно будут, но это так и останется на уровне жестких заявлений. Вероятность ухудшения отношений между Азербайджаном и Турцией я при этом полностью исключаю. Таким образом, вопрос ревностного отношения Баку тоже скорее для внутреннего пользования.Как разблокирование армяно-турецкой границы способно отразиться на интересах представленных в регионе супердержав и, в частности, России и США? У России, конечно же, свои политические интересы в регионе, поскольку она присутствует здесь несколько столетий. Она имеет свои и исторические и политические отношения со всеми странами региона. А посему, любое развитие ситуации на Южном Кавказе должно учитывать интересы и России и других стран региона. Ведь Турция тоже страна региона и не учитывать, допустим, ее интересы невозможно. Все эти вопросы должны решаться в комплексе. Единственное, чего нам стоит опасаться, это того, чтоб Азербайджан, Армения и Грузия ни в коем случае не превратились в игральную карту в руках более мощных государств при решении их проблем..."Турция, во-первых, должна сохранять нейтралитет в вопросе Арцах(карабах)а и, во-вторых, признать Геноцид армян: только при удовлетворении этих двух условий можно думать о развитии действительно нормальных отношений с Турцией". Такое заявление сделал представитель Верховного органа АРФ Дашнакцутюн Армении Армен Рустамян. "Открытие границ еще не означает установление полноценных отношений", - комментируя недавнее заявление турецкой стороны о возможном открытии границ с Арменией, сказал Рустамян. По словам Рустамяна, во-первых, нужно понять, к отношениям какого качества стремится Турции. Известно, что именно эта страна ставит предварительные условия для развития двусторонних отношений. Их два: отказ от требования признать геноцид и вывод армянских войск, как они говорят, "с оккупированных территорий" (имея в виду Нагорный Арцах(карабах) и прилегающие районы). "Они не сохраняют нейтралитет в карабахском вопросе и выдвигают алогичное требование, чтобы армяне не поднимали вопрос геноцида", - отметил Армен Рустамян. Он высказал убеждение, что и сейчас проблема не ограничивается отказом Армении от земельных требований. Турция выдвигает условия "пакетом", в котором оба вышеназванных условия всегда присутствуют, и после смены руководства в этой стране больших изменений в этом вопросе не замечено. Рустамян отметил, что Армения постоянно поднимает вопрос о снятии блокады со стороны Турции. Турция обуславливает блокаду наличием карабахской проблемы и таким путем пытается навязать Армении свою позицию. "Если турки готовы открыть границу и ликвидировать блокаду, то это другой вопрос. Но если таким способом делается попытка начать нормализацию отношений, то нужно понять, как они представляют эту нормализацию", - сказал Рустамян. По его мнению, Турция должна стать выше своей сегодняшней позиции и удовлетворить требования Евросоюза. Что касается земельных требований, то, по словам Рустамяна, Армения никогда официально не выступала с этих позиций. Иное дело - позиция АРФД, согласно которой, существует проблема Ай дата (Армянский вопрос), которая предполагает в том числе и необходимость компенсации. По его словам, турецкая сторона также понимает, что вопрос не исчерпывается признанием геноцида. "Именно поэтому они хотят дипломатическими уловками повести нас в направлении, которое в конце концов позволит Турции избежать признания геноцида", - отметил Армен Рустамян.Касаясь деятельности армяно-турецкой комиссии по примирению Рустамян отметил, что Турция это делает для того, чтобы найти формы для того чтобы обходить вопрос геноцида. Quote Link to post Share on other sites
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.