Jump to content

Президентом Армении может стать Серж Саркисян


Recommended Posts

По сути нулевой итог очередного раунда переговоров президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе, прямо скажем, разочаровал истинных и ложных радетелей мирного урегулирования карабахской проблемы. И не только потому, что между главами государств ни по одной из ключевых пунктов повестки согласия достигнуто не было, а по той причине, что продолжения хотя бы конструктивного диалога в формате президентских встреч не следует ожидать довольно долгое время. А все потому, что с осени нынешнего года Армения вступит в полосу явных и кулуарных баталий парламентских (2007 год) и президентских (2008 год) выборов. А как известно из мировой практики, в периоды предвыборных и выборных страстей гротескные проблемы - типа карабахского урегулирования – разрешению не подлежат.

Но именно это обстоятельство педалирует другую проблему: с какими парламентскими силами и с каким армянским президентом будет продолжен переговорный процесс. И именно на этот вопрос переключилось внимание как участников конфликта, так и сил, заинтересованных в том или ином геополитическом раскладе на Южном Кавказе. Тем более что более или менее известный международному сообществу своими приоритетами и политическим поведением Роберт Кочарян неоднократно заявлял о том, что на третий президентский срок претендовать не намерен.

Догадок и предположний высказывается много. Но реалии говорят о том, что из бурной полосы парламентских и президентских выборов Армения выйдет в общем и целом такой же, какой выглядит сегодня. А все потому, что принятая на постсоветском пространстве практика преемственности президентской власти будет применена и здесь по классической схеме «король умер – да здравствует король». Дай Бог здоровья и долгих лет Роберту Седраковичу, я использую эту идиому лишь в качестве метафоры.

Так кто же станет преемником Кочаряна? Расклад реалий как внутри-, так и внешнеполитического плана подсказывает один ответ – друг и соратник Кочаряна еще арцахской поры Серж Саркисян. В этой оценке не следует искать какого бы то ни было политического примитива – так уже получилось, что дуэт Кочарян-Саркисян не распался вследствие как внутренних, так и внешних козней. Причина тут не только в выверенности тактики умного и осмотрительного Кочаряна, но и в самодостаточности фигуры самого Сержа Саркисяна – министра обороны, секретаря Совета национальной безопасности при президенте РА. Сегодня Серж Саркисян – самая значимая политическая фигура после президента, самая мощная и дееспособная. Внешние признаки этой дееспособности: армянская армия – самая мощная, дисциплинированная и боеспособная на Южном Кавказе, что, на первый взгляд, является нонсенсом для блокированного безресурсного государства. Весьма способствует имиджу Сержа Саркисяна и абсолютно не афишируемая им, но в то же время общеизвестная роль «серого кардинала» во внутри- и внешнеполитической жизни Армении, а также его умение не наслаждаться собою в роли публичного политика. С полной уверенностью можно сказать, что в общественном сознании Серж Саркисян предстает безальтернативным кандидатом на президентский пост, хоти ни он, ни пропрезидентское парламентское большинство, ни сам Роберт Кочарян ни словом не намекают на возможность его выдвижения. Впрочем, сей вывод подтверждает и опрос, проведенный месяцами раньше Фондом «Кавказский институт демократии». На вопрос: «Кто станет президентом Армении?», исключительное большинство респондентов указало на Сержа Саркисяна, хотя из прочих вопросов было очевидно, что видеть президентом именно Саркисяна хотели бы не все опрошенные. Этот диссонанс мнений и позиций политическая оппозиция истолковала так, как должна была истолковать, – мол, люди не верят в справедливость выборов. С этим можно было бы согласиться в том случае, если бы вопрос возможного президентства Саркисяна в какой-то форме раскручивался хотя бы в политических кругах. Но при полном всеобщем молчании... Смею утверждать, что определяющим для респондентов был не банальный довод оппозиции, а житейский прагматизм – видеть во главе государства тертого, опытного, умелого политика, обладающего к тому же блестящими организаторскими способностями, государственника, не менее блестящего дипломата, состоящего в приватных отношениях как с российским политическим и военным истеблишментом по линии ОДКБ, так и с евроатлантистами по линии индивидуального партнерства с НАТО (IPAP). Согласитесь, такой и только такой деятель, на взгляд участников опроса, мог бы умело лавировать между интересами сверхдержав на Южном Кавказе, разрешить арцахскую проблему в проармянском духе, уберечь народ от войны и дальше развивать экономику страны. А что желанней был другой... Возможно, но народ прекрасно понимает, что любовь и нелюбовь в таком вопросе – категории априорные.

Ну, а при наличии общенародного консенсуса остальное, как говорится, дело техники. Кстати, решены «технические» вопросы, решены заблаговременно, то есть сценарий преемственности власти разработан давно и скрупулезно. Так, Серж Саркисян был вторым в списке кандидатов от Республиканской партии Армении, и партия, получив неквалифицированное большинство, вошла в коалицию с пропрезидентскими АРФ (Дашнакцутюн) и партией «Оринац Еркир», образовав правящую политическую триаду. Серж Саркисян, естественно, отказался от депутатского мандата, оставшись главой оборонного ведомства. Тем не менее, остается министром-выдвиженцем РПА. Это говорит о том, что на парламентские выборы РПА пойдет в том же виде – с Сержем Саркисяном в посписочном составе и вновь добьется впечатляющих успехов хотя бы потому, что большинство органов местного самоуправления и областных структур представлено республиканцами. На поддержку РПА будет направлен и весь административный ресурс.

Если даже по итогам выборов РПА неквалифицированное большинство, остальное восполнят АРФ(Д), создаваемые ныне пропрезидентские партии-саттелиты с мощными материальными и прочими ресурсами, а также спешно укрепляемые общественные образования и земляческие союзы.

А там и до президентских выборов рукой подать. Комментарии, как говорится, излишни, поскольку в провластном крыле фигуранта весовой категории Сержа Саркисяна нет, а о политической оппозиции и вовсе несерьезно говорить, она влачит существование лишь фигурально и каждодневно...

Столь гладкий, без сучка и задоринки, расклад политических коллизий, быть может, кому-то кажется уж слишком эфемерным. Но стоит задать вопрос: какой из действующих политиков Армении сможет противостоять вызовам геополитики, времени и сложившимся реалиям, кто обеспечит безболезненный процесс преемственности власти и, при этом, сохранит за Кочаряном прерогативу завершить дело жизни – арцахский вопрос? Ответ будет один – Серж Саркисян. Не стоит забывать, что с внесением изменений и дополнений в Конституцию РА роль премьера в управлении государством сильно возросла. Следовательно, ничего не мешает занять этот пост Роберту Кочаряну, сохранив незыблемым мощный дуэт двух арцахских армян, сыгравших исключительную роль в новейшей истории армянства.

http://arabeski.globalrus.ru/comments/163119/

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...