Jump to content

Константин Затулин: «Не надо задевать кошелек и


Recommended Posts

Гость нашей газеты - Константин Затулин, член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ (Института диаспоры и интеграции), член Правительственной комиссии РФ по делам соотечественников за рубежом. По нашей просьбе известный политик и политолог очертил основные проблемы, существующие, на его взгляд, во взаимоотношениях России и Армении и внутри СНГ..

– Константин Федорович, на последнем заседании межпарламентской комиссии Армении и России говорилось о том, что сотрудничество обеих стран «идет в позитивном русле». Но что вообще можно считать «позитивным» и продуктивным в рамках такого специфического и довольно аморфного союза, как СНГ?

– Отношения России и Армении действительно развиваются. Хотя, мне кажется, в их развитии намечается некое замедление темпов. Впрочем, в любом деле, даже в самом поступательном и устойчивом движении вперед случаются периоды внутренних сомнений и расхолаживания. Формально все хорошо. Чего еще желать, куда идти дальше? Россия и Армения – суверенные независимые государства, состоящие в военно-оборонительном союзе, стратегические партнеры. Армения с некоторых пор - наблюдатель в Евразийском экономическом сообществе… Но, безусловно, в наших отношениях есть и недосказанности. Именно они дают почву для выступлений критикам «особых российско-армянских отношений» в обеих странах.

В Армении в последнее время наметилось определенное оживление антироссийских настроений. Связано это прежде всего с сезонными колебаниями политической моды внутри страны. Надо понимать: политики, которые выступают против того, чтобы придавать «слишком большое значение» отношениям с Россией, – это те же люди, которые не в восторге от существующих в Армении порядков, публично или непублично критикуют действующего президента и готовятся на следующий политический срок к роли его конкурентов. То есть хотят стать «действующей властью» сами.

Естественно, для любых заявлений нужны поводы. И Россия, к сожалению, их дает. Повышение цен на российский газ уже привело к тому, что потребители в Армении должны будут с учетом всех посредников и их накруток платить за него вдвое больше, чем прежде. Мало кому (причем в любой стране) понравится, когда взлетают цены на такой жизненно важный товар. И мало кого удовлетворяют объяснения, которые дает сейчас подобной ценовой политике «Газпром» и стоящее за ним государство. В Армении не понимают, почему в Белоруссию в 2006 году Россия поставляет газ по цене 24 доллара за тысячу кубометров, в Турцию (оптовому импортеру российского газа, не являющемуся членом СНГ) – по 76 долларов. А для Армении, которая является пусть не настолько близким союзником России, как Белоруссия, но зато единственным на Кавказе, цена установлена в 110 долларов.

– Очень часто вместо слова «союзник» в Армении теперь слышишь уничижительный термин «сателлит»…

– А вот это уже из области политиканства. В России даже самые далекие от Армении общественные деятели и СМИ ни разу не додумались назвать эту страну «сателлитом». Такую дилемму навязывают армянскому общественному мнению в расчете на вполне объяснимый эмоциональный всплеск все те же деятели, которые стремятся переориентировать политику страны и отказаться от «излишней близости» в отношениях с Россией. Прием нехитрый и понятный: обидеться на несуществующее оскорбление. Здесь надо просто не поддаваться на провокации. Что же касается «газовой проблемы», то, по-моему, надо как можно быстрее искать ее решение. Я против того, чтобы мы рисковали отношениями со столь важными стратегическими союзниками ради сиюминутной выгоды.

– Что же Вы предлагаете?

– Скомпенсировать повышение цен на газ. А лучше пересмотреть это решение, оставив стабильную прежнюю цену. Нам совершенно незачем принимать как руководство к действию позицию Грузии, которая стремится свести цены на газ для себя и для Армении в один «пакет». Это их позиция, а России надо проявить собственную политическую волю. Я уверен: то, что мы делаем для Белоруссии, мы вполне можем сделать и для Армении с ее гораздо меньшим объемом потребления газа. Есть и еще один аспект. Дело, конечно, прошлое, долг Армении перед РФ давно погашен. И все же не только кошелек, но и самолюбие граждан этой страны наверняка задевает тот факт, что Россия в состоянии простить Алжиру или какому-то иному африканскому государству миллиарды долларов долга, а к союзникам из-за сумм в десятки раз меньше проявляет «щепетильность», требует в зачет собственность, потом не знает, что с этой собственностью делать… Это характеризует нас как людей, которые крайне формально относятся к содержанию российско-армянских отношений. Думаю, здесь предстоит сказать свое слово МИД РФ. Это министерство, трезво оценивая наши шансы и возможности в Закавказье, должно выступить инициатором подобного подхода.

– А все ли устраивает Россию в отношениях с Арменией?

– Действуя на международной арене, армянская сторона, на мой взгляд, далеко не всегда учитывает интересы своего стратегического союзника. Касается это прежде всего судьбы так называемых «непризнанных государств». Не признаны они уже в течение 15 лет и во всем, за исключением этого, состоялись как государства. Приднестровье, Абхазия, Осетия и Карабах имеют не только армии и спецслужбы, но и демократический избирательный процесс. В отличие от их противников, где власть переходит от отца к сыну или меняется в результате переворотов. Заслуживает уважения то, что власти непризнанных государств не пошли по самому легкому пути и не внедрили тоталитарные схемы управления, оправдывая свои действия тем, что находятся в зоне конфликта. Все это должно быть принято во внимание международным сообществом. Сейчас оно относится к четырем республикам предвзято и делит сепаратистов на «своих» (косовских албанцев) и всех прочих. Мне кажется, напрасно Армения всячески пытается уйти от обсуждения проблемы всех четырех непризнанных государств на пространстве СНГ, надеясь, что вопрос с Нагорным Карабахом решится «отдельным образом». Когда РФ пытается привлечь на свою сторону мировое общественное мнение, голоса Армении не слышно. Она как будто «прячется», уходя от дискуссий, не реагирует на то, что происходит в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Видимо, в Ереване полагают, что любое такое вмешательство неизбежно испортит отношения с соседней республикой – чего Армения стремилась не допустить с момента обретения независимости. Но если руководство Грузии сейчас вовлечено во внешне- и внутриполитические авантюры, из этого нельзя не сделать выводы.

Кроме того, дипломаты обеих наших стран должны занять сейчас солидарную позицию, если дело все-таки дойдет до провозглашения и признания западным сообществом независимости Косово. Тогда, по всей видимости, будут признаны и 4 государства на территории СНГ. Но за это придется заплатить некую цену, особенно на первом этапе. Для России такое признание будет стоить испорченных отношений с Азербайджаном, для Армении – с Грузией. Но на это придется пойти. Граждане непризнанных государств отстояли свое право на самоопределение ценой многих жизней и огромного ущерба. Вина за эти жертвы лежит на политических кругах в Баку, Тбилиси и Кишиневе, которые по неопытности или злонамеренно не смогли вовремя урегулировать такие проблемы.

– В Армении достаточно остро восприняли то, что во время визита в Баку президент РФ Владимир Путин заключил ряд ключевых соглашений с Азербайджаном в военной сфере.

– В Армении всегда будут к таким вещам внимательны до болезненности, и это понятно. Но исключить Азербайджан с карты мира не получится. У России отношения с этой страной (как и с Арменией) имеют долгую историю. Другое дело, что контакты бывают качественно разными. Как ни парадоксально это, на первый взгляд, звучит, но укрепление взаимоотношений России и Азербайджана в конечном счете выгодно для Армении. Развивая их, мы получаем возможность удерживать эту страну от всякого рода авантюр в отношении соседнего государства. И если к власти в Баку придут политики, готовые «рискнуть» в борьбе с Карабахом, реакция России будет однозначной, жесткой и незамедлительной.

– Судя по данным недавнего соцопроса Армянского центра стратегических и национальных исследований, все большее число жителей республики высказывается за вступление в НАТО (их уже больше, чем противников такого шага – по 35 и 33,4 процента соответственно). Не потеряет ли вскоре Россия союзника в Закавказье?

– Думаю, серьезных поводов для беспокойства все же нет. На армян, конечно, производят впечатление возможности США. В Америке обширная диаспора, с ней очень тесные контакты. Большое влияние оказывает и «фактор независимости». Но и в РФ живет огромное количество граждан Армении, и, возможно, их станет еще больше в связи с тем, что теперь разрешено двойное гражданство. То, что связывает Россию и Армению, сохраняется, а приливы и отливы все той же политической моды - вещь не новая. В Армении не могут не видеть, как развиваются отношения США с Азербайджаном, какие геостратегические интересы имеет Америка в Закавказье. Многие из них идут вразрез с армянскими приоритетами. Опора на Турцию, ситуация в Ираке, кризис, который разворачивается вокруг ядерного досье Ирана, который на протяжении долгих лет был для Армении другом и партнером, - все это на виду. Не думаю, что трезвомыслящие армянские политики в восторге от методов и направлений американской внешней политики на Ближнем и Среднем Востоке.

– Идею тройственного союза России, Белоруссии и Армении Вы считаете окончательно умершей?

– От нее никому не было бы ни хуже, ни лучше. Голый эксперимент. Как те непрочные союзы, которые возникали в 70-е годы между Сирией, Ливией и Египтом и тут же разваливались. Из-за эгоизма заинтересованных сторон буксует даже создание российско-белорусского государства. Если вести речь еще и об Армении, проблемы возрастут в квадрате и даже в кубе.

– В 2007-2008 гг. в России произойдет ротация исполнительной и законодательной власти. Нет ли опасений, что сменится и внешнеполитический курс, испортятся отношения с прежними союзниками, в числе которых и Армения?

– Иногда в отношениях к нашим ближайшим партнерам мы воспроизводим логику Генриха IV, который говорил: вознаграждать надо не друзей, а врагов. Друзья уже достаточно вознаграждены самим фактом нашей дружбы… Как известно, эта философия стоила королю жизни. Когда у нас в погоне за оригинальностью или в порядке «смены вех» начинают предлагать нечто подобное, мне это кажется противоестественным. Я такую политику не воспринимаю. Мы периодически склонны не замечать друзей и прогибаться перед врагами. Но, думаю, делать этого не стоит. Надеюсь, что подобных извращений во внешней политике мы не увидим.

http://www.noev-kovcheg.ru/article.asp?n=98&a=1

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...