Jump to content

Аналитическая записка по армянам, нас изучают


Recommended Posts

Современный армянский мир консолидирован, устойчив к ассимиляции, а главное структурирован как на региональном, так и международном уровнях, включая не только межстрановые связи, но, что гораздо важнее, межстратовые.

Устойчивость к ассимиляции достигается существованием некоего стержня, будь-то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет этническую общность и не позволяет ей раствориться в иноэтнической среде. Для армян в ХХ веке таковой стала борьба за признание геноцида, а весь предыдущий период формирования армянской диаспоры был идеологически наполнен религиозной принадлежностью этого народа.

Важнейшим обстоятельством, во многом определившим судьбу армян в диаспоре, был монофизитский выбор, сделанный армянской церковью в У веке н.э. Монофизитство представлялось еретическим, как для католиков, так и для православных, поэтому оно окончательно выделило армян в этнос-религию.

Связь этноса и религии у армян привела к особой устойчивости диаспоры, сопротивляемости ассимиляции. В средние века этнические барьеры были очень слабыми, а переход из одного этноса в другой — делом относительно легким. Но для армян, как и для евреев, хотя и в меньшей степени, он наталкивался на необходимость перехода в другую веру.

Официально идеологической основой консолидации армянской диаспоры по-прежнему остается отношение к геноциду и практике решения армянского вопроса. Россия имеет непосредственное отношение к практике решения армянского вопроса, т.к. еще после русско-турецкой войны 1877-1Д78 гг. вопрос о положении армян в Османском государстве стал предметом дипломатических отношении, при активном содействии России. Он был юридически оформлен в соответствующих статьях Сан-Стефанской конференции и Берлинского конгресса и, таким образом, приобрел статус объекта международного права под понятием «Армянский вопрос». С этого момента решение проблемы армянского национального самоопределения в основном связывалось с реформами в Османской империи, а затем и с предоставлением автономии Западной Армении.

В ходе первой мировой войны и после нее армянский допрос был поставлен уже в аспекте выделения Восточной Армении из состава России и даже возможности слияния двух частей «исторической Армении».

В постсоветский период, по оценке экспертов из РА, «армянский вопрос включает в себя проблему Нагорного Арцах(карабах)а, стабилизации и нормализации армяно-азербайджанских отношении. По другим оценкам, в более широком историко-культурном и теоретическом плане «армянский вопрос» можно рассматривать как концентрированное выражение проблемы безопасности и выживания армян и одновременно их самоидентификации. Иначе говоря, борьба за выживание являлась не только частью армянского этногенеза, как собственно и всех других народов, но и одним из главных факторов национальной консолидации армян.

В настоящее время, идеологическая основа консолидации армян все более приобретает сугубо корпоративный характер. Фактически, армянская диаспора является ядром армянского мира, обладающего самодостаточным общественно-политическим и финансово-экономическим потенциалом, реализующим функции лоббирования своих корпоративных интересов — в том числе самосохранения и укрепления.

Основой консолидации современной армянской диаспоры на институциональном уровне является церковь, общественные, культурные, образовательные, политические организации, в том числе международного характера, также выполняющих двойную функцию: укрепления общественно-политического, экономического потенциала армянского мира и оказания поддержки Армении.

Эти процессы достаточно четко фиксируются руководством Армении. В последние годы политика Республики Армения по отношению к армянской диаспоре в России претерпела существенную коррекцию. Эти изменения выразились в отходе от приоритетного использования политических возможностей диаспоры, в т.ч. в плане формирования позиции российского истеблишмента по карабахской проблеме, к усилению экономического взаимодействия с армянским бизнесом как в целях привлечения дополнительного ресурса в Армению, так и укрепления диаспорального капитала.

Экономическое взаимодействие Еревана с армянской диаспорой в последние годы активизировалось и постепенно становится ключевым направлением диаспоральной политики.Основные векторы усилий армянского государства в сфере экономического взаимодействия с диаспорой пока не определены, но, очевидно, что это одна из приоритетных задач внешнеэкономической стратегии РА — выявить, где может быть использован экономический потенциал армянской диаспоры.

Определение форм и механизмов взаимодействия с армянской диаспорой — одно из направлений деятельности Экономического агентства по развитию РА. Еще одной задачей является переведение армянского бизнеса в России из сферы среднего и мелкого в сферу среднего. Уже сейчас в счет долга Арменией передано России 5 предприятий, в развитии которых предполагается использовать армянский международный капитал.

Подход к диаспоре как к серьезному политическому, экономическому и культурному ресурсу был еще раз продекларирован президентом Республики Армения Р.Кочаряном во время визита в Москву (январь 2003 года), в т.ч. в ходе встреч с представителями диаспоральных объединений Москвы и Краснодара.

Следует отметить, что определенная «деидеологизация» диаспоральной политики является, с одной стороны, реакцией на общемировое усиление прагматической тенденции в выстраивании внешнеполитических приоритетов, что характерно для большинства современных государств, в том числе в сфере взаимоотношений с зарубежными диаспорами.

Ссылки на историческую близость, общность религиозных основ, постоянное обращение к теме «армянского геноцида» как к значимой карте политической игры в современном прагматическом мире уже мало кого могут убедить. В том числе и в России, имеющей экономические и геополитические интересы в других закавказских республиках, в первую очередь в Азербайджане, чья значимость нередко перевешивает все вышеизложенные аргументы.

С другой стороны, армянский транснациональный капитал не мог не отметить перспективности и ресурсности армянского бизнеса в России , позволяющего достаточно эффективно, а главное без рисков для интересов мирового армянского капитала, входить в экономической поле крупнейшего государства.

Актуализация прагматического подхода в выступлениях главы Армении носила естественно и геополитический смысл, но армянским общественным структурам дали понять, что от них ждут конкретных шагов, в том числе лоббистского характера.

Таким образом, армянский бизнес России становится составной частью международной сети, что быстро и существенно укрепляет его потенциал, пока работающий только на армянскую сторону, в том числе и в силу непонимания этой ресурсности со стороны российских структур и как следствие отсутствия предложений по кооперации.

По оценкам С.Градировского, армянский мир напоминает обычную ТНК, диверсифицирующую свои риски, во многом за счет транснационального и кросснационального характера предпринимательства. Поэтому как только одна из стран начинает политику выдавливания армянского капитала или влияния(речь не идет об упорядочивании, когда можно договориться), активность тут же переносится в более благоприятные сегменты диаспоральной сети. В итоге именно страна, а не мир проигрывает.

Армянская диаспора в зарубежных государствах, прежде всего в США, накопила солидный опыт по лоббированию политических и экономических интересов Республики Армения. Создан ряд активно действующих организаций, в том числе международного уровня, оказывающих финансовую и гуманитарную помощь Армении. Среди таковых Объединенный Армянский Фонд (США), который только за 1988-1998 гг. передал РА более 30 млн. долларов гуманитарной и медицинской помощи. 21 млн. долларов были предоставлены армянскими общинами мира для осуществления поставки в Армению топлива.

В 1997 г. Объединенным Армянским Фондом (США) был проведен телемарафон, во время которого было собрано 9,5 млн. долларов для строительства дороги, соединяющей Армению и Нагорный Арцах(карабах). Благотворительную помощь РА оказывают Армянская Ассамблея Америки, Всеобщий армянский благотворительный союз, Армянский всеобщий союз физического воспитания и другие организации, а также — отдельные представители диаспоры, занимающие влиятельные позиции в политических и деловых кругах стран проживания. Американский магнат армянского происхождения К.Киркорян в 1997 г. создал фонд в 100 млн. долларов для содействия развитию частных предприятий Армении, что представляет собой самую крупную инвестицию, когда-либо вложенную в армянскую экономику.

Ближнее зарубежьеАрмянская диаспора в странах Балтии и СНГ не обладает таким солидным политическим и финансовым потенциалом как западная, но выглядит гораздо сплоченней и дееспособней, чем объединения российской диаспоры в новых независимых государствах. При этом, ряд стран ближнего зарубежья пытается использовать потенциал армянской диаспоры, прежде всего для укрепления экономических и культурных связей с США и другими зарубежными странами ее проживания.

Основная специфика российского армянства — включенность в русскую культурную и языковую среду. Немалая часть армян, проживающих в России, в этнокультурном смысле идентифицирует себя с Россией и русским народом; есть и те, кто стремится сохранить язык, традиции «исторической родины», поддерживать связи с Республикой Армения и мировой армянской диаспорой, идентифицируя себя и как россиян, и как армян, образуя своеобразный этнокультурный феномен «русского армянского мира» либо «армянского русского мира», что в принципе может быть тождественно.

По числу объединений и организаций в российских регионах армянская диаспора стоит на 4 месте после евреев, украинцев и татар. Среди представителей крупного, а особенно среднего бизнеса , политиков, деятелей культуры и искусства также немало выходцев из Республики Армения, часть которых входит в армянские диаспоральные объединения либо оказывает им содействие. Одним из наиболее авторитетных политиков в России является председатель партии самоуправления трудящихся России, первый заместитель руководителя политсовета движения «Россия» Л.Чахмачян, включенный недавно журналом «Лица» в число наиболее авторитетных политических деятелей России.

По сравнению с диаспорой в странах дальнего зарубежья, армянские общественные организации России пока не обладают столь сильным политическим, финансовым и организационным потенциалом и сами является объектом патронажа со стороны мировой армянской диаспоры. Причин здесь несколько.

Во-первых, армянская диаспора России достаточно неоднородна как в социальном, так и в этнокультурном смысле. Так, большая часть армян, обосновавшихся в России в «доперестроечный» период, адаптирована в правовом и социально-экономическом плане. Значительную же часть тех, кто приехал в РФ в конце 80-х — в 90-с гг., составляют люди с неопределенным гражданским статусом, испытывающие затруднения в трудоустройстве и другие социально-экономические проблемы.

Как следствие, создаваемые ими объединения носили характер адаптационных центров, в которых этнокультурные и политические задачи отходят на второй план. В то же время именно среди армянских эмигрантов 90-х гг. немало тех, кто сумел создать финансовые, коммерческие структуры и активно участвует в лоббировании экономических интересов, в том числе и мирового армянского капитала..

Армяне, относящие себя к «коренным россиянам», крайне насторожено относятся к армянским мигрантам 90-х гг., не без основания считая, что в их среде немало криминальных личностей и групп, чья деятельность отрицательно влияет на отношение русского населения и властей к выходцам из республик Закавказья.

Этнокультурная неоднородность армянской диаспоры проявляется в том, что определенная дистанцированность существует между армянами — выходцами из Армении и из других республик бывшего СССР, особенно азербайджанскими. Азербайджанские, в первую очередь, бакинские армяне определяют в качестве виновника обострения армяно-азербайджанских отношений руководство Армении, чьи «непродуманные политические шаги создали для армян в Азербайджане нетерпимую обстановку». Отметим, что определенный процент в среде азербайджанских общественных и культурных объединений Москвы составляют бакинские армяне.

«Особой кастой» в диаспоре называют тбилисских и среднеазиатских армян, которых «айастанские» армяне (выходцы из Армении) считают «ассимилированными». Вследствие этих причин армянская диаспора России менее консолидирована, чем в странах дальнего зарубежья.

Во-вторых, несмотря на то, что экономический потенциал выходцев из Армении, проживающих в России, достаточно высок, особенно в сфере среднего бизнеса (рестораны, магазины, швейные и сапожные мастерские, пекарни), финансирование армянских диаспоральных объединении осуществляется ими крайне редко.

Данное положение качественно отличается от механизмов финансирования армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья. Так, во Франции и США армянский бизнес ни только финансирует церкви, школы, культурные центры, но и выделяет деньги на представительскую деятельность армянских посольств.

В-третьих, особенностью армянской диаспоры России является отсутствие «конкуренции» основных партии (Дашнак-цутюн, Рамкавар, Гнчак), борющихся за влияние на диаспору. В армянской диаспоре позитивно оценивается конкуренция различных партий и движении, пытающихся бороться за влияние на нее. Критерием же оценки их деятельности является реальный вклад в развитие диаспоры (финансирование, создание школ, библиотек, поддержка предпринимательства). Этот реальный вклад наглядно демонстрирует, какие партии и движения способны содействовать развитию диаспоральных объединений. В России гнчаки и рамкавары не имеют сетевой структуры, в отличие от дашнаков, а потому традиционная конкуренция трех партий отсутствует.

Таким образом, перед международными армянскими организациями применительно к России стоят следующие задачи: структурирование общественных организаций армянской диаспоры; преодоление раскола между различными стратами российского армянства и создание механизмов финансово-экономической поддержки общественных организаций, в том числе за счет актуализации лоббистского потенциала. Стадия организационного и финансового становления общественно активной части российского армянства также будет значительно ускорена, в первую очередь благодаря серьезной организационной. информационной и материальной подпитке со стороны армянского мира.

В этой связи достаточно симптоматично создание — Общероссийской общественной организации — «Союза армян России», в 2000 году. Председатель — предприниматель Ара Абрамян. В организацию входит около 60 региональных структур от Калининграда до Приморья. Особенно активны армянские общины — участницы Союза из Ростова-на-Дону, Краснодара, Красноярска, Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска. САР явился инициатором создания всемирной армянской организации (учредительный съезд предполагается провести в Москве в октябре 2003 года) с целью мобилизации финансового потенциала диаспоры для решения, в том числе, и политических задач.

http://www.trinitas.ru/imo/rus/doc/0000/001a/00000057.htm

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...