Jump to content

Армения и "доктрина стабильности".


Recommended Posts

Виктор Якубян: Армения и "доктрина стабильности"

В процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта сложилась парадоксальная, если не сказать комичная ситуация. Чем больше армянская сторона говорит о компромиссе, тем более радикальные заявления звучат с азербайджанской стороны. Последнее заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева можно назвать и вовсе "громоподобным", несмотря на то, что оно удостоилось ответа лишь пресс-секретаря его армянского коллеги Роберта Кочаряна.

"Пока не поздно, в наших предложениях могут быть учтены интересы Армении, то есть Арцах(карабах)у может быть предоставлен статус автономии. Но в будущем и этого может не произойти", - заявил, в частности, Ильхам Алиев, выступая на совещании в Верховном меджлисе Нахичеванской Автономной Республики. Пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян назвал данное заявление "бестактным", посетовав на то, что президент Азербайджана "унаследовав должность от отца, не унаследовал его мудрости". Тем не менее, Ильхам Алиев заявил, что "власти Армении выступают со смешными провокационными заявлениями, искусственно затягивая переговорный процесс". "Нагорному Арцах(карабах)у никогда не будет предоставлена независимость, и их заявления лживы", - подчеркнул он.

Сказанного достаточно, чтобы понять насколько "далеко продвинулись" стороны в процессе урегулирования карабахского конфликта.

Какой конструктивизм?! Здесь нет и намека на него.

"Золотое окно возможностей" решения карабахского конфликта, каковым назвали 2006 год европейские и американские деятели, захлопнулось, не успев пропустить и маленького сквозняка, который освежил бы "горячие головы" в Баку и взбодрил "вздремнувших" в Ереване.

Все вернулось на круги своя. Арцах(карабах)ский фактор после некоторого перерыва оказался вновь накрепко увязан с внутриполитическими процессами и социально-экономическими проблемами в Армении и Азербайджане.

Порочный круг эксплуатации острейшего противостояния в угоду правящим верхушкам двух стран не преодолен. При этом следует признать, что 2006 год действительно мог стать переломным в этом плане. Полного решения конфликта, скорее всего, достичь было невозможно, однако вывод проблемы из орбиты внутриполитических дрязг - был делом крайне важным.

Именно в 2006 году армянская сторона выступила с беспрецедентными по степени конструктивизма и крайне опасными с точки зрения внутренней стабильности в Армении и Нагорном Арцах(карабах)е заявлениями.

Они предполагали обмен занятых в период боевых действий районов Азербайджана на статус Нагорного Арцах(карабах)а. Более того, статус предполагалось определить по итогам отложенного по времени референдума, а также после возврата азербайджанских беженцев в места прежнего проживания. О беженцах-армянах стороны и не заикались. Можно смело сказать, что это тот максимум уступок, на которые была способна пойти армянская сторона.

Последствия данного сценария для армянской верхушки в случае реализации были и остаются поистине непрогнозируемыми, грозя ввергнуть общественность Армении и Нагорного Арцах(карабах)а в катастрофическое внутреннее противостояние.

Эксперты предполагают, что, озвучивая сценарии сдачи территорий, армянские политики исходили, прежде всего, из пессимистической оценки возможностей своих азербайджанских коллег. После категорического провала армянской оппозиции в 2003-2004 годах, в Армении установился относительный внутриполитический штиль. Разрозненная оппозиция, которая испробовала десятки вариантов создания некоего подобия альянса на базе несостоявшегося блока "Справедливость", была объективно не в состоянии использовать даже такой многоцелевой фактор, как карабахский.

Риск ситуации состоял лишь в том, что оппоненты в Баку неожиданно примут решение подписаться под соглашением, признающим право народа Нагорного Арцах(карабах)а на самоопределение, получив взамен в виде "головной боли", опустошенные районы на юго-западе своей страны. В Ереване не могли не понимать, что в этом случае, для азербайджанской стороны сложилась бы крайне нелицеприятная ситуация, требующая срочной разработки колоссальной по объемам финансирования инвестиционной программы, а также выверенной и оперативной социально-экономической и демографической программы. Кроме того, политическое соглашение с Арменией по карабахской проблеме лишило бы Азербайджан и Турцию действующего приоритета азербайджано-турецкого тандема, нацеленного на фактическое удушение армянской государственности. Пропадала всякая необходимость и далее блокировать Армению, сводились на нет программы строительства обходных коммуникационных маршрутов, терялся важнейший рычаг воздействия на Грузию и т.д. И, наконец, в случае выхода на практическое решение карабахской проблемы из инструментария Ильхама Алиева и его команды добровольно изымался важнейший элемент воздействия на общественность Азербайджана.

Нельзя не заметить, что в последнее время всякое упоминание карабахского конфликта азербайджанскими политиками не обходится без пространного описания успехов азербайджанской экономики, удесятеренного госбюджета, утроенного военного бюджета, проектов века и т.д. По сути, весь потенциал азербайджанской пропагандистской машины работает на эксплуатации карабахского фактора, убеждая народ этой страны (особенно в регионах) не особо рассчитывать на скорое улучшение своего материального благополучия, поскольку все доходы, получаемые от нефти, идут на обслуживание проблемы национального масштаба - проблемы Нагорного Арцах(карабах)а.

Не стоит питать иллюзий и относительно позиции армянской стороны. Если азербайджанские власти эксплуатируют карабахский фактор преимущественно в социально-экономическом поле, их армянские коллеги за годы, прошедшие с момента подписания соглашения о прекращении огня, построили целую внутриполитическую "доктрину стабильности", немыслимую без карабахского фактора. Лишь власть в лице двух-трех человек, обладающая всей полнотой информации о ходе переговоров с Азербайджаном, способна эффективно контролировать ситуацию, не допустить новой кровопролитной войны, обеспечить преемственность переговорного процесса - вот основная идея данной "доктрины". Не случайно, на днях президент Армении Роберт Кочарян без обиняков заявил, что на период парламентских выборов в Армении, старт подготовки к которым уже практически дан, ожидать подвижек в процессе урегулирования конфликта не стоит. "Конструктивизм" армянской стороны во многом связан и с крайне сложной международной позицией страны, объективно сковывающей властям возможность внешнеполитического маневра. В отличие от Азербайджана, поддерживаемого своими стратегическими союзниками - Турцией и Грузией, Армения фактически отрезана от своего союзника по оборонному блоку ОДКБ - России. Неизбежная, ввиду усиления региональных позиций США и ЕС, а также равноудаленной позиции Москвы, диверсификация внешнеполитического поведения Армении и стала во многом причиной озвучивания Ереваном готовности к принятию доселе неприемлемых предложений по карабахской проблематике. Стоит повторить, что при этом в Ереване явно не верили в способность азербайджанских оппонентов выдержать эскалацию процесса урегулирования, а также, по всей видимости, всегда держали наготове "спасательный круг" в виде позиции самого Степанакерта, который в решающий момент мог, просто-напросто, поставить "силовой вето" на решении, принятом без его участия.

Подводя итог к этой части, стоит отметить, что ситуация в регионе нагорно-карабахского конфликта, по всей видимости, будет заморожена до 2009 года, когда электоральные процессы в Армении и Азербайджане будут успешно завершены. С другой стороны, не исключается, что эти электоральные процессы могут стать катализаторами ситуации в Нагорном Арцах(карабах)е, что предполагает крайне печальные последствия.

Крайне маловероятно, чтобы уходящие и новые президенты, переходные парламенты и правительства взяли на себя смелость разбередить "карабахскую рану".

Виктор Якубян - эксперт аналитического Центра "Кавказ"

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/760116.html

15:12 24.12.2006

Link to post
Share on other sites

В последние годы интерес азербайджанского народа к Арцаху значительно сократился

ЕРЕВАН, 26 декабря. /Новости-Армения/. В последние годы интерес азербайджанского народа к Арцаху значительно сократился. Об этом заявил во вторник на пресс-конференции политолог Левон Мелик-Шахназарян.

По его словам, даже референдум по Конституции в Арцахе прошел для азербайджанского народа незамеченным, и мало кто знал, что конкретно происходит в Арцах(карабах)е.

«Политическая общественность, в основном, даже не обратила внимание на то, что в Арцахе прошел референдум по Конституции, а не независимости», - сказал политолог, добавив, что в азербайджанской прессе появлялись неправильные комментарии по этому поводу.

Л.Мелик-Шахназарян подчеркнул, что этот факт обнадеживает, поскольку демонстрирует «неготовность азербайджанского народа на активные шаги и восприятие Арцаха как части своего государства».

Политолог убежден, что воинственные заявления «политических ястребов» Азербайджана ориентированы, исключительно, на внутреннего пользователя, так как военным путем Азербайджан не способен решить конфликт.

Л.Мелик-Шахназарян заметил, что «армянская сторона имеет большие возможности в военном решении, и может не только прекратить переговоры, но и уничтожить важные для Европы, США и Турции энергетические инфраструктуры». «Поэтому возобновление военного конфликта не в их интересах», - добавил он.

http://www.newsarmenia.ru/sng1/20061226/41622524.html

Что вы думаете по поводу этой цитаты ?

Edited by Bigoss
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...