Vigen Posted September 22, 2003 Report Share Posted September 22, 2003 Терроризм и атипичная пневмония благоприятно отразились на туристической отрасли Армении: интервью замминистра торговли и экономического развития Армении Ара Петросяна ИА REGNUM В последнее время много говорится о туризме, как об одном из наиболее приоритетных направлений развития экономики Армении. Какими данными о процессах в отрасли располагает министерство торговли и экономического развития РА? Туризм в Армении по своей структуре имеет определенную сезонность и, в соответствии с этой сезонностью, делится на разные ниши. В последние годы летний сезон стал довольно привлекательным для посетителей Армении. В частности, это касается армян диаспоры и туристов из соседних стран - Ирана и стран СНГ. Статистическим управлением нашего министерства опубликованы официальные данные первого полугодия текущего года. За этот период Армению посетило порядка 75 тысяч туристов. Для сравнения, за аналогичный период 2002 года в республике побывало 58 тысяч туристов. Таким образом, поток туристов в республику вырос на 27,7%. Мы ожидаем, что подобные темпы роста будут сохранены до конца года и прогнозируемая в начале года отметка в 200 тыс туристов, против 163 тысяч в 2002 году, будет достигнута. При том, что международный туристический бизнес переживает плохие времена – показатели Армении действительно удовлетворительны. Отмечу, что в первом квартале представители туристической индустрии Армении ощутили негативное воздействие иракской войны, когда ряд договоренностей с различными международными турагентствами были просто аннулированы. Еще двумя, сдерживающими развитие международного туризма, факторами стали распространение атипичной пневмонии и международный терроризм. Анализируя направленность терроризма, мы приходим к заключению, что основной его мишенью стал именно туристический сектор и, как следствие, расшатывание экономик целого ряда стран. К нашей чести и радости, Армения смогла остаться в стороне от многих негативных воздействий, в частности, по части атипичной пневмонии и международного терроризма. Более того, в этом аспекте республика воспринималась, как альтернативная страна. Информацию о нашей обособленности от этих двух зол мы попытались распространить во всем мире посредством государственных рычагов и каналов. Думаю, эти наши действия также сказались на темпах роста. То есть, из вышеназванных трех негативных факторов - два возымели позитивный эффект. Естественно, нас рассматривали страной прилегающей к региону иракской войны, и это стало тормозящим фактором. Однако, война довольно скоро завершилась и ситуация локализовалась. В балансе одного негативного и двух позитивных факторов, мы зафиксировали в первом полугодии 2003 года рост в 27,7%. Успехи в сфере туризма я однозначно связываю с реализуемой в последние годы государственной политикой, направленной на всеобщее поддержание сферы путем целевых государственных программ, урегулирования законодательного поля, осуществления рекламных кампаний и т.д. Сколько денег оставили в Армении эти 75 тысяч туристов, и сколько в среднем оставляет в Армении каждый турист? Согласно нашим подсчетам, включая авиаперевозки, каждый турист оставляет в Армении за семь дней пребывания примерно $800-1000. Если умножить эту цифру на 75 тысяч, то получим без малого $75 млн долларов. Оценивая влияние туризма на экономику страны, мы пришли к очень интересной цифре – доля туризма в ВВП страны колеблется от 6% до 8 %. Это довольно серьезный показатель. При условии сохранения внутренней стабильности и отстраненности от региональных эксцессов, мы в состоянии обеспечить рост поступлений по линии туризма ежегодно на 20 %. Известно, что Министерство торговли и экономического развития Армении является органом, патронирующим туристическую отрасль республики. Решению каких проблем уделялось особое внимание при реализации программ, предусмотренных государственной концепцией развития туризма Армении? Еще в 2000 году были четко зафиксированы основные проблемы отрасли и пути их решения. Задачей номер один стало повышение уровня туристического сервиса. К тому времени картина была такова - несовершенные туруслуги, бездорожье и отсутствие автобусов соответствующего класса, острая нехватка кадров, неблагоустроенные музеи и культурные комплексы, монопольная ситуация в гостиничном и ресторанном бизнесе, низкий уровень обслуживания. Сегодня, на рубеже 2004 года, в Армении сложилась довольно серьезная конкуренция в гостиничном бизнесе, проблемы с дорогами практически решены, усилиями частного сектора закуплены 20 оснащенных кондиционерами и санузлами автобусов туристического класса. Только за последние два-три года открылись и были восстановлены около 20 больших гостиниц, серьезная конкуренция наблюдается и в ресторанном секторе - ежемесячно в Армении открываются 1-2 новых ресторана. Все это позволило нам удержать европейский и японский рынки. Параллельно, в рамках благотворительной программы "Линси" задействованы проекты "Культура" и "Туризм" – восстановление дорог, комплексов культуры, музеев. Музейный сектор в нашем туристическом продукте - довольно серьезный фактор. Вторая глобальная задача – цены. Посещать Армению было в определенной степени дорого. Пользуясь случаем, хочу внести некоторые разъяснения по данному поводу. Зачастую сравнивают культурно-ознакомительное туристическое посещение Армении с туристическим посещением Турции по принципу "солнце + море". Во втором случае, человек ограничивается пребыванием определенного отрезка времени в гостинице рядом с морем, почти не передвигается, не пользуется услугами транспорта, ему не нужен гид-переводчик. Армения совсем иное дело – тургруппа из Японии за три дня может объездить всю страну и успеть заскочить в Нагорный Арцах(карабах). То есть, сравнивать десятидневное пребывание в Армении с посещением культурных и исторических достопримечательностей, музеев, с десятью днями на берегу моря в Анталии не верно. Это разные уровни туризма. К этому уровню можно отнести разве что поездки в Стамбул, Иорданию, Исфахан или Тегеран и здесь мы видим, что наш турпродукт на международном рынке довольно-таки конкурентоспособен. Тем не менее, об определенной дороговизне посещения Армении, говорить можно. Проанализировав компоненты армянского турпродукта, мы пришли к выводу, что дороговизна эта, в основном, была связана с гостиничными ценами. В определенный период времени нам удалось ликвидировать монополию в гостиничном бизнесе, что привело к некоторому спаду цен. И конечно, на цены нашего турпродукта оказало воздействие формирование нового поколения гидов-переводчиков. В 1999-2000гг у нас в этом отношении были серьезные проблемы. Количество профессионалов было крайне ограничено. Была задача –создать новое поколение гидов-переводчиков, которые бы конкурировали со старой "гвардией". Это тоже, кажется, на сегодня решенная задача. Гиды-переводчики в нашем туризме – ключевое звено, поскольку основная направленность осенних и весенних посещений Армении – удовлетворение интеллектуальных потребностей. Туристы, и здесь это касается не армян диаспоры, приезжают в республику, зная об этой стране, ее литературе, истории и хотят на месте все увидеть и осознать. Именно гид-переводчик становиться фигурой, удовлетворяющей потребности этой категории туристов. Плохие гиды могут затянуть туристическую сферу в трясину, а хорошие – обеспечить его процветание. Поэтому турфирмы Армении лелеют хороших, профессиональных гидов, осознавая, что именно от него зависит будущее фирмы. Спрос привел к предложению. Сегодня действует ряд частных, полу-частных и государственных вузов, специализирующихся на подготовке гидов-переводчиков. Третья задача состояла в должном представлении Армении на международном рынке, что сразу же было воспринято государственной функцией. С этой целью, по предложению министерства торговли и экономического развития, было основано армянское Агентство развития туризма, призванная осуществлять рекламную кампанию Армении на международном рынке. Деятельность Агентства основана на софинансировании - частично государством (20-30%), частично, исходя из выгоды своего же бизнеса, частным сектором. Это в основном те задачи, которые были нами поставлены и решение которых должно будет обеспечить к 2003 – 2004 гг приток в республику порядка 200 тысяч туристов. На повестке стоит четвертая, весьма серьезная задача, сделать Армению частью регионального турпродукта. Будучи отдельно представленной, Армения занимает довольно ограниченную нишу. Японский турист вряд ли приедет в регион, ограничившись целью увидеть только Армению, или Грузию, или Иран, или Нагорный Арцах(карабах). Он, вероятно, захочет оправдать столь долгий путь и немалые расходы. Поэтому мы очень серьезно рассматриваем процессы интеграции с соседними странами с целью формирования всеобъемлющего регионального турпродукта и считаем целесообразным предстать на международном рынке именно в таком формате. В частности, Всемирная туристическая организация очень серьезно стимулируется турпродукт "Великий шелковый путь", где Армения имеет свое четкое присутствие и, как часть этого нового турпродукта, завоевывает новые, довольно серьезные рынки. В числе иных задач, обеспечение продолжительности процессов и децентрализация туристического бизнеса. Ведь основные туристические продукты расположены в областях Армении, однако деньги на этом зарабатывает столичный бизнесмен - туроператор. Необходимо, чтобы жители областей получали определенные доходы от своих же туристических объектов. Не секрет, что первое впечатление от страны турист получает еще в аэропорту – нет ли здесь проблемы? И потом, немаловажным являются и услуги мобильной связи – и здесь картина нерадостная. Какие меры предпринимаются в этих направлениях? Это те проблемы, которые сегодня находятся в центре внимания и под ежедневным контролем высшего руководства страны. Я уже отмечал, что наша инфраструктура не совершенна и, в этом плане, проблема аэропорта стоит весьма остро. Здесь ведется интенсивная работа управлением авиации, контролируемая президентским аппаратом. Предпринятые мероприятия уже значительно улучшили ситуацию. Необходимо учитывать, что в данном вопросе мы ограничены определенными рамками, дальше которых улучшать ситуацию невозможно. Очевидно, нам необходима новая аэропортная инфраструктура. Само здание аэропорта "Звартноц", как архитектурное строение, хорошее, однако, по своей сути, аэропортный комплекс не в состоянии удовлетворить растущие темпы международных перевозок. Не надо забывать, что "Звартноц" построен в советские годы и был предусмотрен для обслуживания внутренних полетов и выполнения двух процедур – регистрация и посадка. Отсутствовали службы по пресечению границы, таможенный контроль, визовая служба. Но все-таки попытки оптимизировать ситуацию предпринимаются. В этом аспекте текущий сентябрь станет серьезным индикатором, поскольку именно в этом месяце мы ожидаем наплыва туристов. Что касается качества связи, то следует отметить, что аналоговые телефоны работают прекрасно. Мобильная связь отстает, но, думаю, в скором будущем и этот вопрос будет утрясен. В завершении, я бы хотел отметить, что туризм - серьезная экономическая отрасль, нуждающаяся в научном и кадровом обеспечении – сфера, которая может стать локомотивом улучшения социально-экономической ситуации, способствовать созданию рабочих мест, развитию регионального сотрудничества, привлечению инвестиций и прочее. Армения активно сотрудничает с международными туристическими организациями. С 1997 года республика вступила в ряды членов Всемирной туристической организации (ВТО), активно содействующей нам в развитии отрасли. В середине октября делегация Министерства торговли и экономического развития отправится в Пекин для участия в 15-ой сессии Генеральной Ассамблеи ВТО, где будет принято решение о присвоении организации статуса специализированной структуры ООН. Quote Link to post Share on other sites
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.