Jump to content

Recommended Posts

Нательный крест - это не ювелирное укра­шение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он ни был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры того, кто его носит.

Link to post
Share on other sites

«Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов». - Праведный Иоанн Кронштадтский.

*****************

«Ношение креста - есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношение креста». - Преподобный Исайя Отшельник.

******************

«Взять крест свой - значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли на небо». - Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Link to post
Share on other sites

«КТО ХОЧЕТ ИДТИ ЗА МНОЮ, ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ, И ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ», - СКАЗАЛ СПАСИТЕЛЬ (МК. 8, 34).

ПОД КРЕСТОМ В ЭТОМ ЕВАНГЕЛЬСКОМ СТИХЕ НУЖНО ПОНИМАТЬ НЕ ТЯЖ­КУЮ НОШУ, КОТОРУЮ ВОЗЛАГАЕТ НА КАЖДОГО ИЗ НАС ГОСПОДЬ, А СВОЮ СУДЬБУ, ТО ЕСТЬ СУД БОЖИЙ О СЕБЕ. СИМВОЛИЗИРУЯ ПОКОРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЕМУ СУДУ, В ТАИНСТВЕ КРЕШЕНИЯ НА КРЕШЛЕМОГО ВОЗЛАГАЕТСЯ НА­ТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ, КОТОРЫЙ, КАК И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОМОГАЕТ ХРИСТИАНИНУ ПЕРЕНОСИТЬ БОЛЕЗНИ И НЕВЗГОДЫ, УКРЕПЛЯЕТ ДУХ И ЗАЩИЩАЕТ В ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. КРЕСТ - ЭТО НЕ АМУЛЕТ И НЕ ОБЕРЕГ; ЭТО ЗНАК СОПРИЧАСТ­НОСТИ ХРИСТУ. НЕДАРОМ О ЧЕЛОВЕКЕ, ЖИВУЩЕМ ВОПРЕКИ ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ, ГОВОРЯТ: «КРЕСТА НА НЕМ НЕТ».

Link to post
Share on other sites

Одеяния духовенства в РПЦ.

Кресты.

Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно.

До XVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты.

После того как в употребление вошли измененные греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличить священника от прочих духовных лиц. Таким отличием стал наперсный крест, который до 1896 года имел статут церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. Этот крест четвероконечный, с удлиненным нижним концом. С лицевой стороны он имеет рельефное изображение Распятия, с внутренней стороны надпись "Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлен в благочестивое царствование великого государя императора Павла I 1797 г., декабря 18." Крест носят на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами. В середине цепи - перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину.

Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста - знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными.

В начале XIX в. священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название кабинетные. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.

Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: "Гдь, Црь, Слвы" ("Господь - Царь Славы"); в концах широкой перекладины "IC, ХС" ("Иисус Христос"), под нижней косой перекладиной - "Ника" (греч. - победа). На обратной стороне креста надпись: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим. 4:12). Лета 1896, мая 14 дня." Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части. Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников.

Кроме того, в XIX в. протоиереям стали выдаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.

Link to post
Share on other sites

Крест "Трисоставный".

Фото: http://www.russkiysobor.ru/UserFiles/Image/sim3550.jpg

Фото: http://www.russkiysobor.ru/UserFiles/Image/sim3552.jpg

Фото: http://www.russkiysobor.ru/UserFiles/Image/sim3551.jpg

Крест "Дух мирен".

841041d6f8d4.jpg

Крест "Страсти Христовы".

6513113960d9.jpg

***

История развития формы креста.

Ссылка: http://utoli-pechali.ru/content/books/krest.htm

***

Edited by Хачатур
Link to post
Share on other sites

Крест православный и католический: разница и сходство.

Следует отметить, что существует несколько десятков совершенно различных форм креста как с изображенным на них Спасителем, так и без Него, как с другими атрибутами или лицами, так и без них. В разные периоды истории христианства Распятие изображалось по-разному. Для христиан никогда сама форма креста или атрибуты не играли важной роли в духовной жизни. Важен был лишь искупительный подвиг Христа, после которого Крест стал знамением нашего искупления. Впервые о форме креста начали спорить русские старообрядцы со свойственными им обрядоверием и фанатизмом. Ведь в конечном итоге не так важна форма Креста, на который Себя отдал Господь, а духовное и спасительное значение добровольных страданий Иисуса. Умалился бы искупительный подвиг Христа, если бы его распяли на кресте в виде букв Т или Х? Конечно же, нет! И хотя археологами не определено с точностью, какой формы был Крест Иисуса Христа, постараемся все же разобраться в этом.

В Римской империи крест был позорным орудием казни для людей низшего сословия. Это был мучительный вид казни. Распинаемые, привязанные ко кресту, днем мучились от жары и насекомых, а ночью — от сильного холода. Вверху креста помещалась табличка с надписанием вины осужденного, а снизу в виде выступа помещали ступеньку, чтобы осужденный мог на нее опираться ногами. Таким образом, если табличка сверху и ступенька снизу были шире продольной части креста, то крест получался восьмиконечным. Но он мог быть и четырех-, и пяти-, и шести-, и семиконечным… Если по прошествии нескольких дней осужденные все еще были живы, то им мечом наносились удары в области голеней, чтобы они умерли от потери крови (так было с двумя разбойниками, распятыми по обе стороны Креста Господня). Но, в отличие от разбойников, руки которых просто привязали ко кресту, руки Иисуса и Его ноги были прибиты гвоздями. Сделано это было по двум причинам: во-первых, это делало казнь более мучительной для Осужденного; во-вторых, распинатели хотели ускорить Его смерть.

Вероятно, Тело Господа было также привязано веревками. Это предположение, но оно имеет под собой определенные основания. Вряд ли на одних гвоздях могло удержаться человеческое тело; правда, есть мнения, что гвоздями были пробиты не ладони Христа, а предплечье ниже запястья (Туринская плащаница). Но вряд ли даже в этом случае тело бы держалось на кресте: оно бы сорвалось с гвоздей под собственным весом. Итак, можно сказать, что гвоздями были прибиты ладони Христа, к тому же с этим согласно церковное сознание, руки же были дополнительно привязаны к поперечному брусу. Ноги Господа упирались в ступеньку нижней части креста и также были прибиты гвоздями. Здесь нам следует остановиться детально, тем более что это напрямую связано с заданным выше вопросом.

На католических Распятиях ноги Христа пробиты вместе общим гвоздем. Некоторые не в меру ретивые православные верующие относятся к такого рода Распятиям с опаской и недоверием, как в свое время старообрядцы относились, да и теперь относятся, к четырехконечному кресту, т.е. как к “ереси”. Но нам следует понять, почему именно так изображают Распятого Спасителя католики? Дело в том, что в Риме хранятся, как священная реликвия, три гвоздя, которые, как утверждают католики, являются именно теми гвоздями, которыми и был распят Господь. Исходя из этой логической посылки, они и изображают Христа распятым всего тремя гвоздями. Четвертый, они говорят, или был утерян, или его не было вообще, хотя на Распятии, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображен распятым четырьмя гвоздями (такое Распятие висит над сценой в костеле Св. Николая (Дом органной и камерной музыки на ул. Б.Васильковской в Киеве). И все же следует отметить, что если бы ноги Христа были пробиты всего одним гвоздем, это бы поставило под сомнение компетентность палачей первой половины I века н.э. Смысл казни через распятие как раз был в том, чтобы осужденный на нее не оборвался под собственным весом, а мучился, пробитый гвоздями и привязанный. Если бы ноги осужденного были прибиты к ступеньке одним гвоздем, то давление вниз намного бы увеличилось. Поэтому ноги Христа были прибиты двумя гвоздями, т. е. каждая одним гвоздем к ступеньке. Так Осужденный равномерно опирался двумя ногами, отдыхая и, тем самым, продлевая мучения.

Теперь мы можем кое-что сказать о составе Креста, дополняя сказанное выше. Сверху помещалась табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский на трех языках: еврейском, греческом и римском (латинском). На наших распятиях стоят заглавные славянские буквы: IНЦI, а на католических: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). Нижняя планка Креста (она же ступенька) впоследствии приобрела символическое значение: правая сторона указывает вверх, как указатель пути спасения верующих в Иисуса Христа, а левая сторона указывает вниз, как на путь вечного осуждения для неверующих.

В Православной Церкви находятся в употреблении как четырехконечные, так и восьмиконечные кресты. Поэтому нет ничего зазорного и в употреблении так называемого “католического” Распятия. Ведь для молитвы и благочестивого размышления перед Крестом Господним не важны детали — количество гвоздей и планок, а важен Сам Распятый. “Ранами Его мы исцелились…” и поэтому неважно, три было гвоздя или четыре.

Пусть читатель теперь сам делает вывод об употреблении “тех” или “не тех” Распятий, исходя из вышеизложенного. Я же могу от себя добавить, что не следует выбрасывать подаренные или купленные католические кресты, — их можно освятить в православном храме и пользоваться. И ещё добавлю - у армян (ААЦ) нет на кресте Распятий.

Крест православный и крест католический.

231e267cc75e.jpg

Распятие православное.

Иконография Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование на Трульском соборе в 692 году, то есть в то время, когда Церковь была едина и не было разделения на католиков и православных. Согласно постановлению, главным условием канона является сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. На Распятии фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятья всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной, показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

09b4d0a748d3.jpg

Распятие католическое.

После раскола 1054 года католики отказались от многих канонов, принятых Церковью на поместных и вселенских соборах. Отказались они и от правил Трульского собора, утвердивших каноническое изображение Распятия. В Средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть мускулистого тела, провисающего на вытянутых руках, перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем (на православном Распятии ступни Спасителя не перекрещены и пробиты двумя гвоздями). Анатомические подробности католического изображения концентрируют внимание на муках и смерти и скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть, открывающего человечеству жизнь вечную.

Естественным образом, православное благочестие требует ношения креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры. Кстати, в настоящее время российский ювелирный рынок заполнен польскими нательными крестами, на которых хотя и присутствуют два гвоздя, пробивающие ступни Христа, но сама символика Распятия осталась католической.

Edited by Хачатур
Link to post
Share on other sites

О блаженстве несения креста.

(Архиепископ Иоанн).

Путь к этому блаженству сопряжен с крестом, с борьбой против своего и окружающего зла... Некоторые понимают крест как что-то непонятное, тягостное, извне приходящее. Это неверно. Взятие Креста Христова есть готовность и окрыленность свободной воли самого человека на борьбу за Божию правду и в своей душе и в мире. Крест есть свободное человеческое согласие на борьбу за любовь и правду в этом мире.

Нелегко человеку бороться за любовь, правду и чистоту на этой земле. Все словно осуждает, срывает, обессиливает наш порыв к добру и внутри нас и вовне... Но человек верующий несет этот порыв через всю свою жизнь. Это и есть его крест. Не только его. Но и Христов. Крест в нем. И тот, кто отказывается нести светлый, спасающий Крест Христовой правды, чистоты и любви, принужден нести безнадежный разбойничий крест своих страстей, своих злых дел и их следствий. Это крест того ленивого разбойника, распятого со Христом на Голгофе, но не покаявшегося пред Христом, не осознавшего своей греховности и – отвергнувшего Христа.

Нелегка жизнь человека в этом земном преходящем мире. Частью своего существа ему надо быть в этом мире, творить честно свое земное дело для ближних, для своего народа, для человечества. Но последней – глубиною духа – ему надо дышать уже горним воздухом вечности. Туда, в эту чистую высь бытия, он уходит после своего земного испытания. Религиозным можно назвать человека, ценности которого не только на земле, но и на небе. Такой человек может быть и хирургом, как Пирогов, писателем, как Достоевский, ученым, как Ньютон, и исследователем земли, как Семенов-Тянь-Шаньский, и всюду, на всех путях мира он будет осуществлять высокую человечность, Христову правду. Среди всех условий земли мы можем сохраняться от зла и греха. В этом чудо жизни во Христе. Христос совершает это в нас по вере нашей. Не своей, а Божьей силой мы спасаемся... "Невозможное человеку возможно Богу". И мы верим и знаем, что Господь не только около нас, но Он и в нас. И Его любовь к нам, и наша любовь к Нему есть самая великая сила мира.

Встают и проходят своею чредой

Года за годами, весна за зимой,

И кружится цепь бесконечная дней

Рожденья и смерти, утех и скорбей...

Родитель и Слово! Премудрость Твоя

Сокрыта от мира – ясна для меня!

Все гибнет, меняясь, рождаяся вновь,

Чтоб в вечности вечно жила в нас любовь.

Средь скорбного мира нет больших скорбей,

Как скорби беспомощных, смертных людей,

Чтоб жили они в мире лучшем, ином

И радостно шли к нему крестным путем.

Средь скорби надежда святая растет,

В слезах, воздыханьях блаженство живет,

Средь тьмы неразумия, горя и бед

Горит светозарнее Троицы свет.

Как сладко от праха юдоли земной

Душой возноситься в мир чудный, иной,

Для горнего мира мир дольний забыть,

Средь смерти небесною жизнию жить!

Link to post
Share on other sites

О крестном знамении.

Крест – красота Церкви...

Никогда ни перед кем не стыдись креститься, слушатель благочестивый! С дерзновением всегда и при всех клади на себе крестное знамение, как такое украшение, которое составляет твою красоту видимую. Никакое украшение так не идет тебе, как крест. Да, крест – прекрасное для тебя украшение. Лучше золота оно, лучше, красивее камней драгоценных.

Прочие твои внешние украшения по их блеску ценятся: хороши, потому что хорошо блестят. Крестное украшение ценно по его благодати: слава креста внутрь.

Да, крестное знамение не простое украшение, а благодатное. Без прочих внешних украшений, может быть, не обратишь на себя внимание людей, людского одобрения не заслужишь. Без крестного украшения не обратишь на себя внимания Божия, Божией благодати не получишь. Без крестного украшения наг человек духовно, обнажен Божественной благодати.

Что если бы на нашем соборе не было креста наверху? Святитель не освятил бы его, и, следовательно, в нем не было бы благодати Божией, а потому он был бы обыкновенным простым зданием, ничем не отличающимся от наших домов, в которых мы живем.

Да, крест – красота Церкви – неотъемлемая принадлежность храма Божия, необходимая. Церковь без креста – не православная церковь; храм, на котором нет креста вверху, все равно что дом простой.

То же надобно сказать и о христианине: крестное знамение – украшение для него неотъемлемое, принадлежность его необходимая. Без крестного знамения христианин – неправославный христианин, на ком нет креста, тому нет благодати от Бога.

Итак, не стыдись креститься, христианин, никогда не стыдись, ни при ком не стыдись, всегда и при всех с дерзновением и смело клади на себе крестное знамение.

Крест – красота Церкви; крест и для тебя прекрасное украшение, благодатное, необходимое, неотъемлемое украшение. Никаким внешним знаком не привлечешь к себе благоволения и благодати от Господа, как крестным знамением. Эту одну внешнюю красоту в тебе Бог преимущественно любит. Все внешнее благочестие в тебе крестом благоукрашается. Аминь.

Протоиерей Родион Путятин.

Edited by Хачатур
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...