Jump to content

Азербайджанская Практика


Recommended Posts

Игры без правил,

или Можно ли доверять азербайджанским политикам

при урегулировании нагорно-карабахского конфликта

Этой теме посвящена ниже публикуемая статья доктора философских наук профессора Александра МАНАСЯНА. В этом ключе профессор выступил на прошедшей недавно Дартмунтской конференции.

В течение всего минувшего века армяне восточного Закавказья и в особенности армяне Нагорного Арцах(карабах)а неоднократно доверяли азербайджанской стороне, но систематически были обмануты. Причем Баку регулярно отступал не только от политических обещаний и договоренностей. Он систематически нарушал достигнутые (иногда в результате долгих и трудных переговоров) договора и соглашения, в том числе имевшие ранг многосторонних международных.

История систематического обмана и нарушения заключенных договоров и соглашений берет начало с 1919 года, когда “появившаяся на свет” в результате турецкой интервенции и претендовавшая (с подачи той же Турции!) практически на все Закавказье Азербайджанская Демократическая Республика (АзДР), будучи не в состоянии военным путем подчинить себе Нагорный Арцах(карабах), вошла в договорные отношения с высшими органами самоуправляющегося Нагорного Арцах(карабах)а и заключила с ним Временное соглашение. Чтобы остановить кровопролитие, Седьмой съезд полномочных представителей Нагорного Арцах(карабах)а согласился временно, а именно, до рассмотрения вопроса на Парижской мирной конференции, считать себя в пределах АзДР. Арцах(карабах)цы были более чем уверены, что Парижская мирная конференция отвергнет безосновательные (по существу экспансионистские) территориальные притязания АзДР и рассмотрит вопрос в соответствии с принципом права народов на самоопределение.

Тогда еще называвшиеся кавказскими татарами азербайджанцы тоже знали, что их притязания безосновательны и потому, несмотря на заключенное соглашение, снова взялись за силовое подчинение Нагорного Арцах(карабах)а. В марте 1920 года, нарушив заключенное соглашение, военные формирования АзДР напали на армянскую часть Шуши, исторической столицы НК, подожгли ее, устроив резню более тридцати тысяч армян города и близлежащих армянских деревень. Баку хотел поставить Парижскую конференцию перед фактом деармянизации НК.

Резня армян в Баку в сентябре 1918 года, когда турецкие войска захватили город и “завезли” туда мусаватистское правительство “самопровозглашенной” АзДР, резня армян в Шуше кавказскими татарами в марте 1920 года, армянские погромы в Сумгаите (1988), Баку (1990) и по всей Аз.ССР в 1988-1992 гг. и далее — развязанная против НКР война на истребление всего населения Нагорного Арцах(карабах)а — это по сути разные акты одной и той же политики.

Нарушение временного соглашения со стороны кавказских татар привело к возобновлению военных действий в Нагорном Арцах(карабах)е, и неизвестно, как сложилась бы история, если б через месяц ХI Красная Армия Советской России не свергла поставленное у власти турецкой армией правительство так называемой мусаватистской Азербайджанской Республики.

А 30-го ноября, на следующий день после установления советской власти в Армении, Ревком Азербайджана телеграммой направил декларацию о своем признании НК, Зангезура и Нахичевани составной частью Армянской ССР.

Спустя более чем 60 лет в Баку стали отрицать сам факт передачи телеграфом этой декларации.

ПЛУТОВСТВО ВОКРУГ ДЕКЛАРАЦИЯ ОТ 1 ДЕКАБРЯ 1920 ГОДА

Декларация была обнародована 1 декабря 1920 года на торжественном заседании Бакинского совета в связи с установлением советской власти в Армении. Нариманов снова подтвердил отказ Советского Азербайджана от притязаний на Нахичевань, Зангезур и Нагорный Арцах(карабах) и декларировал признание этих территорий неотъемлемыми частями Советской Армении. В своем выступлении на этом же заседании Г.Орджоникидзе приветствовал это решение Азревкома, а 4 декабря о признании Аз.ССР НК как неотъемлемой части Советской Армении в “Правде” написал И.Сталин.

Но не тут-то было! 6 декабря бакинская газета “Коммунист” напечатала текст декларации с другим содержанием: “...Территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагорного Арцах(карабах)а предоставляется полное право самоопределиться...” Казалось бы, незначительная редакция, однако именно она стала основанием для притязаний Баку на НК спустя всего лишь несколько месяцев. Причем после того как НК был объявлен нераздельной частью Советской Армении.

Признанное право на полное самоопределение было забыто очень быстро. Но его место занял аргумент “безусловного экономического тяготения НК к Азербайджану”. А через несколько десятилетий, когда в 1988 г. карабахцы подняли вопрос о воссоединении НК с Арменией, Баку и начал говорить о Нагорном Арцах(карабах)е как об исконно азербайджанской территории!

НАРУШЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАВБЮРО РКП(Б)

Пленум Кавбюро РКП(б) как неконституционный партийный орган третьего государства не имел полномочий на решение территориальных споров между в то время независимыми закавказскими советскими республиками. Но предположим, что постановление Кавбюро юридически состоятельный документ, т.е. многостороннее соглашение. Обратимся к содержанию этого документа. Кавбюро постановило “оставить НК в пределах Азерб.ССР, предоставив ему широкую областную автономию с широкими правами”. Что же потом произошло?

Сразу же после пленума Кавбюро Баку развернул кампанию против выделения НК в статусе автономии. Наткнувшись на сопротивление Центра, 7 июля 1923 г.Баку все же декретировал автономную область Нагорного Арцах(карабах)а (АОНК). Но в нарушение решения Кавбюро область была образована лишь на части Нагорного Арцах(карабах)а. В декрете так и сказано: “образовать из армянской части Нагорного Арцах(карабах)а автономную область”.

Однако решение Кавбюро было нарушено не только в этом пункте. Столицей АОНК должен был стать г.Шуши. Но организовавшая резню армянского населения Шуши азербайджанская сторона не хотела восстановления города в качестве столицы армянской автономии. Потому Баку своевольно перевел центр области в “местечко Степанакерт” (исторический Вараракн, нынешний Степанакерт).

НАРУШЕНИЕ КАРССКОГО ДОГОВОРА

Советская Армения подписала Карсский договор, и тем самым армянская Нахичевань перешла под покровительство Аз.ССР. То, что к моменту подписания договора Нахичевань была признанной территорией Арм. ССР, видно и из текстов самих этих двух договоров — Московского и Карсского. В “Карсе” именно Арм.ССР должна была дать согласие на передачу Нахичевани под протекторат Аз.ССР. Сам статус подпротекторатной территории указывает, что Нахичевань не рассматривалась как территория Аз.ССР. Собственную территорию под протекторат не отдают! Наконец, в Карсском договоре был пропущен фрагмент Московского русско-турецкого договора. В последнем специально оговаривалось, что Нахичевань передается под протекторат Аз.ССР при условии, что последняя не уступит сего протектората третьему государству”. В Карсском договоре этого условия нет. И это указывает, что этим самым третьим государством является Советская Армения! Как бы там ни было, подпись Арм.ССР под Карсским договором придала ему международно-правовую законность.

Вскоре в Баку взялись (ну конечно, с молчаливого согласия Москвы) за самовольную ревизию заключенного многостороннего договора. Надо прочесть принятые в Баку документы тех времен, чтобы полнее представить отношение Баку не просто к собственному слову или своей декларации, а к международному праву. В 1923 г. азербайджанская компартия (АКП) выступает за изменение статуса Нахичевани и включает вопрос в повестку дня съезда нахичеванских коммунистов. Разумеется, Нахичеванская краевая партийная организация поддерживает эту инициативу и в резолюции III съезда фиксирует: “Признать Нахичеванскую Советскую, Социалистическую Республику неотъемлемой частью Азербайджанской ССР, вхождение в состав которой считать жизненной необходимостью для Нахичеванского края”.

Как будто Карсского договора вообще не было.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВНЕНАЦИОНАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Идея создания “Большого Азербайджана” как крепкого вненационального центра и источника классовой революции Востока была подсказана Москве летом 1920 г. В письме, под которым стоят подписи предазревкома Нариманова, членов ЦК Компартии Азербайджана Микояна и Нанейшвили, членов революционного военного совета ХI Красной армии Вестника, Левандовского и Михаилова, итоговая идея выглядит именно так. Создание на востоке Закавказья ненациональной (или денациональной, как говорится в письме) Советской республики, было на самом деле всесторонне обоснованным планом, если иметь в виду этническую пестроту края, в которой по идущей от царской России традиции национальными доминантами считались армяне и мусульмане.

Именно идея вненационального характера Аз.ССР в последующем стала главным аргументом политического давления на карабахцев. Арцах(карабах)цев убеждали, что, мол, нечего опасаться включения Нагорного Арцах(карабах)а в состав Аз.ССР. Ведь она республика вненациональная, ненациональная, интернациональная! Однако не прошло и двух лет после постановления Кавбюро, как центр взял на вооружение так называемую политику “коренизации”, суть которой — поддержка самоидентификации (по существу формирования!) наций, которым предназначалась особая роль в геополитических планах большевистской Москвы. Между тем эти планы мало чем отличались от выработанных в царской России планов. Как прежде, выбор в качестве национальной опоры проведения этой политики пал на турок (кавказских татар) края, а первый практический шаг на этом пути — курс на “коренизацию” республики.

Это, в первую очередь, означало вытеснение из руководящих партийных и государственных постов представителей других национальностей и, конечно же, тюркофикация высшего образования. Новая Россия продолжала старый курс тюркизации Восточного Закавказья. В отличие от прежних времен, здесь вместо административных единиц империи (т.е. губерний) наличествовала пока что ненациональная, интернациональная Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

Важной промежуточной акцией политики “коренизации” (по сути тюркизации) Аз.ССР стало присвоение кавказскими татарами нового этнонима. Вмиг была создана новая нация — азербайджанцы, и вмиг они механически стали титульной нацией (до этого интернациональная республика, как и полагалось, не имела титульной нации). Шел процесс отнимания республики (и права на самоопределение!) у народов, для которых Восточное Закавказье было их исторической родиной. Шел процесс насильственной ассимиляции талышей, лезгин, татов... Армяне стояли особняком (хотя и вытеснялись больше всех!). Различия в истории, культуре, языке, вероисповедании не позволяли привести в действие механизм их ассимиляции. Смешанные браки — вот, пожалуй, единственная “технология” безболезненной ассимиляции армян, которая хотя и была взята на вооружение, но не могла дать скорых результатов. Аз.ССР постепенно из республики армян и мусульман превращалась в республику азербайджанцев и армян, в которой ползучая тюркизация (уже в форме азербайджанизации) продолжалась все советские годы.

В играх без правил вокруг Восточного Закавказья Москва и Баку преследовали разные цели. Москва надеялась использовать Аз.ССР в качестве трамплина для экспансии на Восток, а турки-азербайджанцы под прикрытием этой политики развернули деятельность по национализации (т.е. туркизации) края. С чем остались стороны после распада СССР? Москва на Востоке Закавказья получила новое независимое турецкое государство, где многие хорошо говорят на русском. И ничего более. Турки получили новое государство. И опять же ничего более. ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ЗАКОНА СССР, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО РАСПАД СССР

Закон СССР “О решении вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”, в принятии которого принимали участие как депутаты из Аз.ССР, так и от НКАО, регламентировал возможный распад СССР. В формулировках, исключающих разночтения, закон наделял автономные образования правом самостоятельного решения вопроса о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из СССР. Иначе говоря, закон запрещал союзным республикам “уводить с собой” автономные образования в случае выхода из СССР.

30 августа 1991 года Баку декларировал восстановление государственной независимости, что юридически было равноценно выходу АзССР\АзР из Союза ССР. Через день, 2 сентября, Степанакерт декларировал о государственной независимости НКР в полном соответствии с законом СССР от 3 апреля 1990 года. Это был безупречный в правовом отношении акт как с точки зрения законов СССР, так и международного права. Мировое сообщество, в первую очередь в лице крупных держав, восприняло декларирование независимости союзными республиками как их выход из СССР. В Баку думали так же. Не случайно после декларации восстановления государственной независимости народные депутаты СССР от Аз.ССР не участвовали в работе начавшейся 5 сентября сессии ВС СССР.

Совсем недавно, однако, Баку post factum “пустил в обращение” новое чтение событий 1991 года. Утверждается, что Азербайджанская Республика приобрела независимость вовсе не путем выхода из СССР. То есть не в соответствии с законом СССР от 3 апреля, а в обход этого закона. Но самым изумительным в этой новой правовой интерпретации событий 1991 года для карабахцев является то, что Баку из этого делает “вывод”: карабахцы в 1991 году не имели права пользоваться законом от 3 апреля. Логика же такова: в 1991 году карабахцы не имели права выхода из Аз.ССР, так как Баку нарушил закон СССР при выходе из его состава!

Как видим, отступничество, плутовство, прямой обман и бесцеремонное нарушение достигнутых соглашений и договоров — это и есть почерк Баку на международной арене.

14.02.2004

http://www.hayq.am/hist/news_detail.asp?id=23

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...