Jump to content

Россия или США на Южном Кавказе...


Recommended Posts

Россия или США на Южном Кавказе? 12.03.04 10:21

Даст ли крен армянский комплементаризм?

Ставшая уже исторической "революция" в Грузии, приведшая к власти ярко выраженного политика прозападного толка Михаила Саакашвили, не оставила сомнений в актуальности глобального для стран Южного Кавказа (в России чаще называемого Закавказьем) вопроса - Россия или США?

О том, что регион стал полем бескомпромиссной борьбы между этими державами, спорить не приходится. Несмотря на это, все еще есть политики, уверенно заявляющие, что после 11 сентября 2001 года американо-российские отношения в регионе перешли в качественно иную плоскость. В частности, неоднократно по этому поводу высказывался заместитель министра иностранных дел Армении Рубен Шугарян, по мнению которого прежней бескомпромиссной борьбы за зоны влияния, в том числе в ближнем зарубежье России, более не существует.

Мотивировки замминистра более чем странны, хотя и имеют право на существование в свете так называемой комплементарной (взаимодополняющей. - Ред.) внешней политики армянских властей. К примеру, переход основных грузинских энергообъектов от американской корпорации AES в управление РАО "ЕЭС России" расценивается Шугаряном в качестве примера того, как уживаются политические и экономические интересы двух влиятельных стран в регионе.

Сам глава РАО Анатолий Чубайс, находясь в Ереване, заявил журналистам, что грузинские энергообъекты достались возглавляемой им компании в условиях жесточайшей конкуренции, навязанной AES. "Нам просто пришлось все выкупить, поскольку другого варианта войти в грузинский рынок не было", - заявил тогда Чубайс, не преминув рассказать об акциях протеста в Тбилиси, связанных с его визитом. Конечно, в Ереване все обстояло по-другому. Тот факт, что РАО "ЕЭС России" контролирует 80% энергомощностей Армении, воспринимается здесь без особых комментариев.

Вопрос о том, можно ли "жесточайшую конкуренцию" между РАО "ЕЭС России" и американской корпорацией AES за грузинскую энергетику рассматривать в контексте экономической конкуренции России и США на Южном Кавказе, а успех РАО назвать победой России, может и локальной, оставим истолковывать Р. Шугаряну.

Обратимся к еще одной показательной тенденции - к вопросу о строительстве газопровода Иран-Армения. Проект, о котором говорится без всякой конкретики вот уже на протяжении 12 лет, сразу же после грузинских событий начал обсуждаться в совершенно ином ключе. Находившийся в Ереване в конце января 2004 года вице-премьер правительства РФ Борис Алешин прямо заявил о коммерческом интересе российской стороны к газопроводу Иран-Армения. Отвечая на вопрос армянских журналистов о том, как именно газопровод из Ирана в Армению может касаться России, Алешин заявил: "Вопрос необходимо рассматривать в контексте всех переданных России, а также компании РАО "ЕЭС России" предприятий энергокомплекса Армении, в том числе Разданской ТЭС и Армянской атомной станции. Появляется возможность последующего реэкспорта электроэнергии, что все-таки требует газовых ресурсов. Поэтому здесь присутствует коммерческий интерес и возможность стать в будущем оператором той части газопровода, которая будет проходить по территории Армении - это дополнительные возможности и диверсификация".

Что касается Армении, то здесь давно все понимали: работающему газопроводу из Ирана не бывать без согласия и участия российского "Газпрома". Ускорили ли грузинские события процесс принятия российской стороной решения по ирано-армянскому газопроводу - вопрос риторический. Очевидно одно: при действующем газопроводе из Ирана в Армению Москва будет в состоянии оказывать "энергетическое внушение" Грузии без риска оставить в холоде своего единственного стратегического союзника в регионе - Армению. Серьезность экономических амбиций России на Южном Кавказе предстает еще явственней в свете энергетической политики Москвы в Азербайджане.

Сегодня в Баку многие считают, что в дальнейшем "Газпром" может стать рычагом давления на Азербайджан. В декабре 2003 года был подписан долгосрочный пятилетний контракт купли-продажи природного газа между ООО "Газэкспорт" и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР), который вступил в силу 1 января 2004 года и продлится до 31 декабря 2008 года. Контрактом предусмотрены поставки в Азербайджан до 4,5 млрд куб. м газа в год. Азербайджанский экономист, экс-президент ГНКАР Сабит Багиров предрекает в этой связи превращение Азербайджана в монопольно зависимого потребителя российского газа. "Это довольно серьезный фактор влияния, - отмечает эксперт. - И, безусловно, он будет использован".

Картину дополняет заявление главы турецкой компании Barmek, уже четвертый год управляющей электросетью Баку и северных районов Азербайджана, Гусейна Арабула относительно планов российских энергетиков. Президент Barmek, в частности, заявил, что РАО "ЕЭС России" хочет организовать в Азербайджане свое дело и заняться энергетической системой Баку. "Но у нас заключен договор с правительством Азербайджана, и я уверен, что оно не намерено его аннулировать, так что мы продолжим свою деятельность. Однако есть люди, которые не имеют от деятельности нашей компании "левых" доходов. Вот они и стремятся, чтобы Barmek ушел из Азербайджана", - отметил он.

Массированному наращиванию экономического, в частности в сфере энергетики, влияния России на страны региона США противопоставили проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который позволит транспортировать каспийскую нефть в Европу, не прибегая к услугам России. Проект стал, бесспорно, важнейшей со времени коллапса Советского Союза евразийской инициативой Вашингтона. По предварительным оценкам, запасы залегающей в этом регионе нефти составляют 100 млрд баррелей. Британские компании уже поставили под свой контроль местную промышленность, связанную с углеводородным сырьем: над 27% нефтяных месторождений Каспия и 40% месторождений природного газа.

При определенных условиях реальная экономическая отдача от Баку-Тбилиси-Джейхан даст о себе знать только лет через восемь, но стратегическая роль трубы подчеркивается уже сейчас. Об этом свидетельствуют звучащие время от времени заявления о возможной охране трубопровода мобильными группами НАТО. Может ли стать нефтепровод поводом появления на Южном Кавказе американских военных - также вопрос, не требующий ответа. Но после того, как грузинский парламент ратифицировал пакт об обороне, предоставляющий американским военным беспрецедентные для суверенного государства права по безвизовому въезду в страну, а также размещению на территории Грузии неограниченного количества войск, вооружений и военного оборудования, - особого повода Вашингтону и не нужно.

Успехи экономической политики России на Южном Кавказе, в особенности в сфере энергетики, закономерны - дают о себе знать территориальная, коммуникационная близость, схожесть инфраструктуры и т. д. Многие аналитики связывают заметную политическую пассивность Москвы в регионе именно с осознанием ею приоритетной действенности экономических рычагов.

Осознают это и в Вашингтоне, что не мешает администрации Белого дома планомерно наращивать свое политическое присутствие в регионе.

Сформированный недавно кабинет министров Грузии - явное тому подтверждение. Добрая половина новых грузинских министров получила образование в американских учебных заведениях. Можно констатировать: политическое противостояние Вашингтон - Москва в Грузии переживает кульминацию. Несмотря на то, что политическое и финансовое ядро этой страны находится почти под полным контролем США и связанных с ними организаций, Россия все еще обладает несколькими действенными рычагами, способными свести на нет все достижения администрации Буша в регионе. В числе таковых достаточно отметить дислоцированные в Аджарии и Самцхе-Джавахети военные базы, а также самодостаточное влияние на локальные территориальные конфликты. Во всяком случае, любое вмешательство США в существующие на Южном Кавказе территориальные конфликты (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Арцах(карабах)) и зоны их потенциального возникновения (Аджария и Джавахети) не сулит США, мягко говоря, убедительного успеха.

Вместе с тем специалисты подвели "печальный итог" жизнедеятельности инициированной четыре года назад в противовес влиянию России региональной организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Во всяком случае, сменив Эдуарда Шеварднадзе - ключевую фигуру организации, новый президент Грузии Михаил Саакашвили о целях и дальнейших действиях ГУУАМ еще даже не задумывался и не упоминал. Обошедшаяся Вашингтону в солидную для региона сумму в 46 млн долларов организация ГУУАМ поставленных задач не решила и вряд ли уже решит.

Напротив, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Беларусь, трансформировав действующий уже 10 лет Договор о коллективной безопасности (ДКБ) в полноценный региональный оборонительный союз с единой штаб-квартирой и вооруженными силами, а также документально закрепив обязательство совместного отражения любой агрессии против любого государства-члена организации, не оставили сомнений в серьезности оборонительного блока.

Немалая роль в прививании странам Южного Кавказа мысли о неизбежности региональной миссии НАТО отводится Вашингтоном, в числе прочих, программе НАТО "Партнерство во имя мира". Не случайно прошлогодние совместные учения Cooperative Best Effort-2003 в рамках этой программы были проведены на территории Армении - единственного союзника России в регионе. В учениях приняли участие и турецкие военные - факт сам по себе беспрецедентный, учитывая напряженность армяно-турецких отношений. Между тем армянские аналитики сходятся во мнении, что активизация процесса армяно-турецкого примирения инициируется не кем иным, как США, дабы в контексте нарастающего давления на Иран и уже явно проамериканскую Грузию показать Еревану единственно возможный путь в Европу - через союзническую США Турцию.

Оба сценария ("выталкивание" Армении в турецкие объятия и "вталкивание" мысли об особой миссии НАТО) имеют в Армении довольно шаткие шансы на успех. К армяно-турецкому примирению в существующем виде и при нынешней политике Анкары крайне отрицательно относится ряд местных политических сил, в том числе одна из авторитетнейших партий властной коалиции - АРФД. В ходе состоявшегося на днях съезда этой партии активно проповедуемый мир между армянами и турками был назван "крайне неприемлемой провокацией".

Что касается программы НАТО "Партнерство во имя мира", она и вовсе дискредитировала себя. Провозгласив целью программы (посредством совместных мероприятий различного характера) служить сближению стран региона и преодолению острейших разногласий, НАТО констатировал полную беспомощность в простейших ситуациях. Руководство альянса не смогло сформулировать внятную позицию по инциденту, в результате которого армянская делегация не смогла попасть на конференцию планирования учений Cooperative Best Effort в Баку.

Казалось бы, чего стоит руководству альянса, вставшему на тернистый путь присутствия на Кавказе и добившемуся звуков турецкого гимна на армянской земле, пожурить Азербайджан за лишение права участников программы в ней же и участвовать? Еще сложней стало функционерам альянса не только сформулировать позицию, но даже прокомментировать недавний трагический инцидент в Будапеште, где армянский офицер - слушатель курсов английского языка в рамках программы "Партнерство во имя мира" был зарублен топором своим "партнером" из Азербайджана. Оценку инциденту натовцы порекомендовали искать у правительства Венгрии (!).

Таким образом, стремление НАТО быть в этом взрывоопасном регионе умиротворяющей и справедливой силой - по крайней мере, в контексте армянской стороны - неоднократно и в самых "чувствительных" для Армении ситуациях предстало в сомнительном свете. И напротив, желание закрепить присутствие США на нефтеносных скважинах Каспия вырисовалось с отчетливой ясностью.

Армении остается крайне внимательно следить за развитием событий - особенно в Грузии. Что противопоставит Россия победному американскому маршу Михаила Саакашвили? От действий Москвы зависит политика следующего президента Армении, которому придется заново оценить расклад сил в регионе и тогда уж решить - стоит ли увеличивать крен комплементаризма в сторону России (рискуя вызвать неудовольствие США и стать жертвой нового блокадного шантажа), продолжать балансировать (и закрывать глаза на все более ясные цели и методы США в регионе, включая грузинский опыт "экспорта революции") - или податься на Запад (отказав России в ее региональных претензиях и, вероятно, поступившись принципами в некоторых вопросах всеармянского характера)?

Виген АКОПЯН, Арменика КИВИРЯН

Источник: Закавказская шеф-редакция ИА REGNUM от 11.03.2004

Link to post
Share on other sites

Помоему Россия и США решили начать "экономичскую гонку" елси нсказать "Экономическую войну" на кавказе...

Вероятней всего развитие Азербайджана замарозят этак на 10 лет, будут инвестиции только в сыревую отрасль и будут держать Алиевых как гаранта сыревого придатка региона.

Арцахская проблема будет замарожена на 10 лет.

Это поняли в Европе, поэтому немецкий министр иностранных дел Фишер во время своего визита так заострился на Арцахском вопросе и всёвремя требовал гарантий, что у сторон есть желание идти на переговоры.

Грузию и Армению США невидит в своих экономических интересах, так как они слишком зависимы от России, вот и пробуют всячески получить под контрольный вашингтону политику в Армении и Грузии.

В россии помоему особого интереса в политических играх в закавказье нет и она руководствуеться лиш "шкурными" интересами - это США и смекнуло.

Вероятней всего США будет "скупать" только политическу арену Армении и Грузии в то, время как России будет дана полная свобода в экономической арене.

Link to post
Share on other sites
Guest Brave Nazar
Вероятней всего США будет "скупать" только политическу арену Армении и Грузии в то, время как России будет дана полная свобода в экономической арене.

Разве так бывает, что политика отдельно, экономика отдельно? По моему все очень взаимосвязано.

Link to post
Share on other sites

Назар на сегодня это уже есть - Россия незанимаеться никакими политическими манёврами и только сконцентрировалась на экономических вопросах.

Та "политика" которая на сегодня существует в России крутиться вокруг денег, а политика США на сегодня желание всеми путями, включая силой заставить все страны любить США. Это наверное единсвенно возможный путь избежать или хотя бы уменшить вероятность террористических актов против США...

Link to post
Share on other sites
Guest Brave Nazar

Дорогой Voter. Чтобы понимать политику какой то страны, нужно понимать кто эту политику делает. К сожалению пока м мы, и грузины куклы в этих играх. Но и маленькие народы бывают умными. В истории человечества много случаев, когда маленькие народы поступали правильно в критические моменты истории. Это когда "Лес рубят, но не все щепки летят".

Насчет экономики и политики, поверь, это одно и тоже. Никто просто так никому в этом мире ничего не дает. Особенно сильные слабым.

Link to post
Share on other sites

Назар немного ошибаешся, политика делает экономику как в США и никак не наоборот, как сейчас думают и делают в России.

В бывшем советском союзе как говорил известный сатирик, всё делаеться через задницу и Россия от этого принцыпа неотказалась - они слишком зависливы от денег - это можно видеть из того, что в США люди тратят денги и поэтому им до лампочки какой курс доллара на сегодня, а в России и в бывшем союзе все только и занимаються тем, чтоб НАКАПЛИВАЮТ и день и ночь следят за котироваками доллара.

США тратив доллар на приобретения того, что оно может использовать потом, получает политику везде и в частности на кавказе и это потом даст свои плоды. А Россию простыми законами - которые принимаються политиками для экономики, лего выживут в любой день, когда США захочет иметь экономику кавказа...

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...