Vigen Posted April 30, 2004 Report Share Posted April 30, 2004 Важная задача саммита НАТО ("The Wall Street Journal", США) На предстоящем саммите в Стамбуле НАТО могла бы заявить о своей позиции в отношении Закавказья - стратегическое значение этого региона превращает его в чрезвычайно заманчивый 'приз'. В результате только что завершившегося расширения альянса, включающего и район западного Причерноморья, и планируемого расширения Европейского союза в том же направлении, Закавказье превращается в непосредственного 'соседа' западных международных структур. Этот регион занимает центральное место в формирующейся геостратегической и геоэкономической системе, охватывающей все пространство от натовской Европы до Средней Азии и Афганистана. Он представляет собой уникальный канал для транспортировки энергоносителей Каспия на Запад - в страны евроатлантического сообщества, а также обеспечивает антитеррористической коалиции доступ на Большой Ближний Восток. По этим причинам Закавказье на практике оказалось в сфере евроатлантических стратегических интересов. Оставаясь соседом России, Закавказье фактически превратилось в евроатлантическую 'приграничную зону'. Подобное развитие событий, инициатором которого стали американцы, началось настолько недавно, что его последствия еще не получили надлежащей оценки, особенно в Западной Европе. В политическом плане - с точки зрения помощи в обеспечении безопасности, содействия укреплению государственности в странах региона и развития энергетических проектов - основную тяжесть обеспечения интересов всего Запада в Закавказье по прежнему несут Соединенные Штаты. Хотя Европа куда больше заинтересована в обеспечении безопасности региона и развитии его энергетического сектора, вклад европейцев по сравнению с США остается ничтожным. Подобная диспропорция никогда не была оправдана, а сейчас, когда США столкнулись с 'перенапряжением ресурсов' из-за своих глобальных обязательств, она должна быть устранена усилиями европейских союзников Америки. НАТО сейчас лихорадочно пытается выработать стратегию в этом ключевом регионе, а ЕС приступил к пересмотру прежней позиции 'блестящей изоляции' по отношению к нему. Для продвижения своих общих интересов в Закавказье обе организации могут воспользоваться тем, что список их стран-участниц во многом совпадает. Ключевую роль с точки зрения доступа к энергоресурсам и оперативным театрам боевых действий играют Грузия и Азербайджан. По воле географии и собственному политическому выбору эти две страны взяли на себя важные обязательства по содействию евроатлантическому сообществу. Будучи активными участниками антитеррористической коалиции, Грузия и Азербайджан предоставили странам НАТО и США право транзита и даже выделили небольшие воинские контингенты для участия в проводимых ими операциях на Балканах, в Афганистане и Ираке. В этом смысле, а также в политическом и дипломатическом отношении, Тбилиси и Баку фактически ведут себя как союзники США и НАТО. Тем самым обе страны готовы подвергнуть свою безопасность серьезному риску. Действовать они могут только в тандеме, и никак иначе: в качестве партнеров евроатлантического сообщества и кандидатов на членство в НАТО, да и просто в качестве жизнеспособных суверенных государств, Грузия и Азербайджан 'выстоят или погибнут' вместе. Таким образом, стремление Грузии и Азербайджана к вступлению в НАТО представляется вполне разумным. Они хотят начать со стандартной процедуры реализации 'планов действий' по реформированию сектора безопасности и обеспечению боевой совместимости своих вооруженных сил с войсками НАТО. В решении этих долгосрочных задач обе страны тесно сотрудничают с США и Турцией. Грузия и Азербайджан уже прошли стадию чистого 'потребления безопасности': оставаясь в целом ее 'потребителями', они в какой-то степени и обеспечивают безопасность других за счет активного участия в антитеррористической коалиции и незаменимой геостратегической роли с точки зрения евроатлантического сообщества. Конечно, от соответствия стандартам членства в НАТО их отделяют годы, но эффективная система безопасности нужна этим странам уже сейчас. Альянс должен обеспечить эту систему в регионе еще до того, как они войдут в НАТО. Теперь, после завершения второго раунда расширения НАТО, альянсу пора заняться разработкой стратегии в отношении Закавказья. Целью первого этапа, осуществление которого может быть инициировано на предстоящем саммите альянса, должна стать привязка региона к евроатлантической системе с точки зрения безопасности и экономики, а затем, на этой основе - укрепление государственности стран Закавказья. В случае успешной 'привязки' можно будет приступить к этапу интеграции в НАТО, начав с Грузии и Азербайджана, и одновременно поощряя Армению к сближению с евроатлантическим сообществом. Естественно, в Грузии и Азербайджане, которые ориентируются на Запад, интересы альянса, а также ожидания и потребности самих этих государств носят совершенно иной характер, чем в Армении, ориентированной на Россию. И все же на этом этапе Армении следует предоставить возможность сделать в будущем иной выбор. Грузия и Азербайджан готовы к ускорению процесса выработки частичной способности участвовать в коалиционных операциях. Можно отобрать некоторые воинские части для придания им боевой совместимости с войсками НАТО. Следует продолжать бесперебойное осуществление в Грузии программы обучения и оснащения ее вооруженных сил под руководством США, а в Азербайджане - ввести аналогичную программу в действие. При этом особое внимание следует уделять внутренним и пограничным войскам, а также наращиванию сил береговой охраны, чтобы обеспечить лучшую защиту морских границ и экономических зон этих стран в Черном и Каспийском морях. Обе страны нуждаются в помощи для обеспечения неприкосновенности их воздушного пространства путем обмена с НАТО данными о воздушной обстановке, а также ускорения модернизации гражданских и военных аэродромов и морских портов в соответствии с натовскими стандартами. Подобные задачи следует зафиксировать в виде официальных соглашений с Грузией и Азербайджаном: об этом можно объявить - или по крайней мере получить полномочия для разработки таких соглашений - на стамбульском саммите. В случае явного успеха подобные меры по обеспечению безопасности могут побудить Армению к проведению более сбалансированной политики. Кроме того, июньский саммит НАТО - самое подходящее место и время для политического признания альянсом стремления Грузии и Азербайджана присоединиться к Организации - перед ними надо открыть четкую перспективу вступления в виде Планов действия в области индивидуального партнерства (ПДИП). Требования этих планов должны быть достаточно высокими, чтобы уже к моменту следующего натовского саммита (2006 или 2007 г.) можно было перейти к Планам действия по вступлению в НАТО (ПДВ). Подобные планы, связанные с конкретными ориентирами, стандартами и сроками, несут в себе 'встроенные стимулы' для стран-кандидатов, и являются по сути неформальным политическим признанием со стороны альянса, что целью этих стран является вступление в его ряды. В Грузии и Азербайджане евроатлантический выбор не вызывает разногласий ни в политических кругах, ни в обществе. С внутриполитической точки зрения возможные препятствия для такой ориентации связаны в основном со слабостью самих этих государств и региональными конфликтами. Эти препятствия, доставшиеся в наследство от СССР, можно устранить за счет предоставления помощи в области безопасности и урегулирования конфликтов под эгидой евроатлантического сообщества, что позволит расчистить путь для институционального строительства и укрепления экономических связей с Европой. Как показывает опыт посткоммунистических государств Европы, перспектива вступления в НАТО играет и роль важного стимула реформ государства в целом и совершенствования институциональной эффективности гражданских секторов. Постепенно эту процедуру, с теми же условиями и этапами, можно распространить и на Армению; но если Армения начнет тянуть время, или Россия будет возражать против ее включения в процесс, ни в коем случае не следует откладывать ее осуществление в отношении Грузии и Азербайджана. Но союзники должны создать и для Армении привлекательные стимулы с точки зрения безопасности. Для этого Соединенным Штатам придется взять на себя политическое руководство в урегулировании Арцах(карабах)ского конфликта - только они пользуются достаточным доверием как в Азербайджане, так и в Армении. Подводя итоги, можно сказать, что 'привязку' Закавказья к евроатлантической системе необходимо начинать с распространения структур безопасности на этот регион. Расходы и нагрузка на ресурсы при этом будут ничтожно малы по сравнению с тем, что США и НАТО делают сегодня в других регионах, а получаемые альянсом стратегические преимущества имеют поистине исторический масштаб. Хотя США и возглавили этот процесс, из-за обширных обязательств, которые несет Америка по всему миру, европейские союзники должны сегодня вносить больший вклад в усилия по интеграции Закавказья. Новые члены НАТО, например прибалтийские страны и Румыния, хорошо знающие этот регион и готовые поделиться опытом собственного 'кандидатского стажа' в альянсе, с большим энтузиазмом относятся к участию в этом процессе. Г-н Сокор - старший научный сотрудник вашингтонского Института фундаментальных стратегических и политических исследований (Institute for Advanced Strategic & Political Studies), выпускающего Политический информационный бюллетень (Policy Briefings series) по проблемам Евразии _________________ Мы в скором будем окружены НАТОвскими странами, это нас не волнует? Нам тоже придется встать в их ряды? Quote Link to post Share on other sites
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.