Jump to content

Обзор экономики Израиля(от а до я).


Recommended Posts

экономика Израиля (от а до я).

Как и по отношению к большинству западноевропейских стран, к Израилю может быть применено понятие рыночной экономики. Однако точнее было бы говорить об экономике смешанного типа, потому что до сих пор значительное влияние на экономику страны оказывает государство. В Израиле большинство земель принадлежит государству и контролируемым им институтам (Земельному фонду Израиля - "Керен каемет ле-Исраэль", армии и другим). Государству же принадлежит главенствующая роль и в некоторых ключевых производственных отраслях (электроснабжение, водоснабжение, железнодорожный транспорт, нефтеперегонные заводы), в то время как в западных странах явное предпочтение отдается приватизации и переводу большинства производственных отраслей в частные руки.

Еще раз отметим, что нынешнее положение - плод тех политических и экономических процессов, которые протекали в стране на протяжении многих лет, и на "экономическом теле Израиля" все еще заметны "родимые пятна" социализма, правда, со временем все больше и больше бледнеющие.

Вплоть до середины 70-х годов в Израиле, руководимым Рабочей партией, господствовала социалистическая идеология, в соответствии с которой именно рабочим должны были принадлежать средства производства. По этой причине на протяжении долгих лет под контролем государства или профсоюзов находились крупнейшие концерны и компании страны, такие как "Кур", "Солель Боне", "Шикун у-винуй" и многие другие. Всеизраильской федерации трудящихся (Гистадруту) фактически принадлежал и крупнейший банк страны "Апоалим". Последний использовался профсоюзным руководством как источник кредитов для финансирования проектов организаций, связанных с рабочим движением, зачастую - без глубокой проверки экономической целесообразности этих проектов. Сомнительные с экономической, а иногда и с юридической точки зрения ссуды регулярно предоставлялись киббуцам, мошавам, промышленному концерну "Кур", строительной компании "Солель Боне", страховой "ха-Сне" и другим. При этом предполагалось, что в случае возникновения проблем дружественное правительство всегда придет на помощь.

В 1977 году к власти пришла партия Ликуд, и экономическая структура, возведенная в предыдущие годы, стала распадаться. Именно тогда начался процесс приватизации. Однако этот процесс приостановился после 1983 года, когда в Израиле разразился крупнейший финансовый скандал, приведший к фактическому развалу банковской системы страны. Для предотвращения общего экономического краха правительство было вынуждено выкупить банковские акции и, таким образом, превратиться во владельца крупнейших банков Израиля. Со времен того знаменитого кризиса прошло уже почти двадцать лет, и на протяжении всего этого периода сменявшие друг друга правительства признавали необходимость приватизации банков. Тем не менее, многочисленные препятствия, главным образом политического характера, тормозили процесс приватизации банковской системы, и фактически приватизация этого сектора началась только в конце 90-х годов. Начало было положено продажей крупнейшего банка страны "Апоалим" группе иностранных инвесторов во главе с Тедом Арисоном. Поскольку "Апоалим" принадлежат сотни компаний и на его долю приходится около трети от общего объема кредитов в стране, то его продажа, более чем что-либо другое, символизировала переход от социалистических методов хозяйствования к рыночной экономике. С другой стороны, печальный символ незавершенного процесса приватизации - банк "Леуми". Безуспешные попытки приватизировать его продолжаются по сей день.

И все же с начала 90-х годов приватизация проводится достаточно быстрыми темпами. Дополнительное ускорение этому процессу придал отчет специальной комиссии Бродета, в соответствии с рекомендациями которого банки были вынуждены расстаться с реальными инвестициями в многочисленные израильские компании. На протяжении 90-х годов были приватизированы десятки государственных компаний. В частности, "Кимикалиим ле-Исраэль" была продана семейству Айзенберг, "Шикун у-фитуах" - компании "Эзорим", принадлежащей инвестиционно-промышленной группе "Ай. Ди. Би". Продолжилась и приватизация банков: "Мизрахи" был продан группе Офер - Вертхайм, "Игуд" перешел под контроль группы Элияху - Ландау.

Продажа государственных компаний привела к перестройке экономической структуры Израиля, к перераспределению экономических сил и рычагов влияния. На протяжении почти полувека центры экономического влияния были сосредоточены в руках правительства, профсоюзов и семейства Реканати. Теперь же экономика оказалась под контролем примерно двадцати групп. "Экономическая власть" на протяжении 90-х годов перешла от крупных банков, концернов "Кур", "Ай. Ди. Би." и "Клаль" к ряду конкурирующих между собой инвестиционно-промышленных групп-семей, таких как Арисон - Данкнер, Бронфман - Кольбер, Фишман, Офер - Вертхайм. Среди прочего, переход экономических структур в частные руки привел к росту уровня менеджмента, что подтвердило более высокую эффективность управления частного сектора по сравнению с государственным.

Сегодня мало кто помнит о том, что на протяжении 50-60-х годов все вопросы поддержки предприятий со стороны государства были сосредоточены в руках одного человека - министра финансов Пинхаса Сапира. Именно он в конечном счете решал, какое новое предприятие будет построено, кто станет его владельцем и каким будет тот объем субсидий и иной помощи, которые предоставит предприятию государство. Министр финансов лично встречался с потенциальными инвесторами, пытаясь убедить их вложить деньги в то или иное предприятие. Эти легендарные времена давно канули в Лету.

Еще в 1984 году вступил в силу Закон о поощрении научно-исследовательских разработок в промышленности, призванный стимулировать создание наукоемких предприятий, развитие экспортных отраслей и создание новых рабочих мест. В соответствии с этим законом, правительственные льготы предоставляются на основании объективных критериев. За прошедшее десятилетие закон оказал неоценимую услугу в деле развития хай-тек сектора в Израиле.

На протяжении десятилетий в Израиле было принято субсидировать основные продукты питания, такие как хлеб, яйца, куриное мясо и молочные продукты. Считалось, что без подобного субсидирования слабые слои населения, образно говоря, "протянут ноги". Такая система была неэффективной и крайне расточительной.

В течение последних десяти лет начался процесс постепенной отмены субсидий, и к настоящему времени сохранилось лишь субсидирование общественного транспорта (автобусы и железнодорожное сообщение) и сельского хозяйства (производство цыплят и яиц).

В последние годы правительство проводит структурные реформы в различных хозяйственных секторах, уже приведшие к появлению конкуренции государственным монополиям. Самый известный пример этого процесса - конкуренция (и успешная), которую составляют государственному концерну в сфере телекоммуникаций "Безек" частные компании в области мобильной телефонии и международных телефонных переговоров. В конце 2001 года началась приватизация общественного транспорта, и уже существуют планы приватизации в области электроснабжения. Вместе с тем государственные монополии в сферах землепользования и водоснабжения еще сохраняют свои позиции.

В первые годы после создания Государства Израиль власти полагали, что наилучший метод обеспечения высокой занятости - протекционистская политика в пользу отечественных производителей. Существовало опасение, что свободный импорт из-за рубежа создаст угрозу местной промышленности и приведет к закрытию предприятий. На протяжении 50-х годов правительство выступало главным защитником местных производителей за счет потребителей, которые были вынуждены приобретать товары по высоким ценам, так как импортируемая продукция облагалась высокими таможенными пошлинами. К тому же импорт был разрешен только из США и стран Западной Европы, отличавшихся высокими ценами на импортируемые товары. В эти годы действовал запрет на импорт продукции из стран Восточной Европы, Латинской Америки и Дальнего Востока.

Либерализация началась в начале 60-х годов и заключалась в замене административных препятствий к импорту введением высоких таможенных барьеров. Но и эти половинчатые реформы были прерваны в начале 80-х годов в связи с экономическим кризисом, одним из последствий которого явился угрожающий рост внешних долгов и резкий рост торгового дефицита. Занимавший в то время должность министра финансов Йорам Аридор счел, что лучшим решением проблемы будет восстановление административных мер для защиты местных производителей. В 1985 году была задействована чрезвычайная программа по стабилизации экономики. В том же году был подписан договор о свободной торговле между Израилем и США, предусматривавший постепенное, в три этапа, снижение таможенных барьеров и в конечном счете полную их отмену.

В 1991 году была разработана программа либерализации внешней торговли в отношении стран третьего мира. На начальном этапе административные ограничения были заменены высокими таможенными пошлинами, которые впоследствии были снижены до принятого в большинстве развитых стран уровня - 8-12%.

В настоящее время избранный Израилем курс на либерализацию внешней торговли подвергается серьезной проверке на прочность. Отечественные производители жалуются на экономический застой и требуют повысить таможенные пошлины, чтобы создать заслон дешевому импорту из государств третьего мира. Особенно тяжелое положение сложилась в текстильной промышленности, которая не в состоянии конкурировать с импортом из стран Дальнего Востока. За последнее десятилетие число занятых в этой отрасли сократилось со 110 до 30 тысяч человек.

До середины 80-х годов одним из средств, с помощью которых правительство осуществляло тотальный контроль над экономикой, был контроль над рынком капитала. Роль так сказать "исполнительной власти" играли банки, являвшиеся посредниками между государством и населением. Ядром этой деятельности являлась мобилизация капиталов населения с последующим их распределением по своему усмотрению. Одна часть капиталов направлялась в госбюджет, другая - в производственный сектор. Правительство решало, какие отчисления будут произведены в пользу той или иной отрасли, того или иного предприятия. Решения эти носили явно выраженный политический характер и принимали в расчет как государственные интересы, так и интересы секторальные, и даже личные. Например, фирма, намеренная мобилизовать капитал на бирже, должна была получить на это разрешение от ответственного за рынок капитала в минфине, иными словами от министра финансов. На подобное разрешение могла рассчитывать в первую очередь фирма, чьи владельцы поддерживали Рабочую партию. Впрочем, мобилизация капитала на бирже и вообще была редким явлением, так как правительство не желало иметь конкурентов со стороны частных фирм при мобилизации капитала.

Перелом наступил в 1985 году, после реализации программы по стабилизации экономики. Период галопирующей инфляции подошел к концу (еще в 1984 году она составила 445%), стало возможным контролировать государственный бюджет, и нужда в мобилизации капитала со стороны государства существенно сократилась. С другой стороны, и частные фирмы получили возможность планировать свою деятельность (при инфляции в сотни процентов это было довольно затруднительно). Именно в этом году началась реформа рынка капитала. Банк Израиля позволил коммерческим банкам мобилизовывать средства и выдавать ссуды по их собственному усмотрению. В настоящее время существуют только ограничения, связанные с обеспечением финансовой устойчивости банков. Правительство прекратило устанавливать права той или иной компании на мобилизацию капиталов на финансовом рынке. На протяжении последнего десятилетия было отменено подавляющее число ограничений на инвестиции за рубежом для доверительных фондов, пенсионных касс и страховых компаний. Пенсионные кассы получили почти неограниченные возможности по размещению средств как на местном, так и на зарубежных рынках.

Первая половина 90-х годов характеризовалась мощным ростом тель-авивской фондовой биржи, однако перегрев рынка и снижение темпов экономического роста привели к биржевому краху в 1994 году. Для преодоления последствий это краха потребовалось около двух лет. Конец 90-х годов вновь был отмечен устойчивой положительной тенденцией, подпитываемой бурным ростом израильского хай-тека. В 1998 году на бирже была введена полностью компьютеризированная система торгов РЕЦЕФ - одна из самых передовых в мире. На протяжении последнего десятилетия на израильской бирже появились новые финансовые инструменты, в том числе разнообразные фьючерские опционы и срочные контракты, позволившие проводить эффективное динамичное страхование инвестиций. С конца 2000 года и вплоть до настоящего времени вследствие резкого ухудшения ситуации в сфере безопасности, а также кризиса американского фондового рынка тель-авивская биржа характеризуется отрицательной тенденцией.

Либерализация в валютной сфере началась в конце 80-х годов. Программа по стабилизации экономики предусматривала, в частности, и снятие некоторых ограничений в валютной сфере, вначале с предпринимателей, а затем с иностранных граждан. В 1998 году пятидесятилетие независимости Государства Израиль ознаменовалось правительственным сообщением об отмене государственного контроля в сфере валютных операций и превращении шекеля в свободно конвертируемую валюту. Среди прочего, это означало практически полную отмену для граждан Израиля любых ограничений, связанных с хранением, получением и переводом валюты за рубеж. Сегодня израильтяне пользуются неограниченными возможностями зарубежных инвестиций.

Существуют по крайней мере три причины, приведшие к резкому ускорению развития израильской экономики во второй половине 90-х годов. Первая - массовая репатриация из СССР/СНГ, которую в экономическом смысле можно рассматривать как массовый импорт "человеческого капитала". Десятки тысяч высококвалифицированных инженеров и ученых внесли огромный вклад в реализацию экономического потенциала страны. "Капитаны" израильского хай-тека быстро оценили незаурядный технологический багаж, которым обладают новые граждане страны. Даже если они и не были на "доисторической" родине знакомы с ультрасовременными языками программирования, высокое качество общего образования позволяет им легко восполнить недостающие навыки и выйти на ведущие позиции. С 1991 года в стране действуют научно-технологические "теплицы", в рамках которых сотни новых репатриантов реализуют свой научный потенциал. Успешно функционирует программа БАШАН, цель которой - внедрение технологий и изделий, разработанных специалистами-репатриантами в разных областях науки и техники, на базе создаваемых при содействии БАШАНа фирм. Эта программу курируют министерство абсорбции и министерство промышленности и торговли.

Второй причиной стал политический процесс, развернувшийся в 90-е годы в ближневосточном регионе. Привлекательность Израиля для иностранных инвесторов необыкновенно возросла. Мощное развитие получили как инвестиционные программы в рамках регионального развития, так и сотрудничество отдельных израильских фирм с крупнейшими транснациональными компаниями, заинтересованными в создании именно в Израиле центров по распространению своих продукции и услуг в регионе. Благотворно сказалось на экономической ситуации в стране и фактическая отмена арабского экономического бойкота Израиля. Вплоть до 1993 года арабские страны не только бойкотировали любые торгово-экономические связи с Израилем, но и угрожали таким же бойкотом тем европейским и американским компаниям, которые поддерживали деловые контакты с нашей страной. Уже в 1993 году объем иностранных инвестиций в Израиль вырос за год с 500 млн до 850 млн долларов. Спустя еще четыре года, в 1997-м, объем иностранных инвестиций составил 3,8 млрд долларов.

Наконец, третьей и главной причиной экономического расцвета в стране в течение последнего десятилетия явилась хай-тек революция. Потенциал Израиля в области высоких технологий - плод развития исследований и производства в сфере обороны и обеспечения безопасности. Израильский военно-промышленный комплекс всегда нуждался в высококвалифицированных ученых и технических специалистах. На протяжении многих лет Израиль далеко опережал большинство развитых стран, не говоря уже о соседних, в сфере военных технологий.

На карьере израильских специалистов хай-тек положительно сказывается обязательная военная служба. Неоценим тот вклад, который вносит в их подготовку армейская школа компьютерных специальностей - МАМРАМ. Солдаты, отобранные для учебы в этой школе, проходят "компьютерный курс подготовки молодого бойца" продолжительностью полгода, а потом служат в отделе развития ЦАХАЛа. Случается, что такой военнослужащий ведет проект, имеющий бюджет в десятки миллионов долларов - гораздо больше, чем обычно бывает на "гражданке". Это придает солдатам-компьютерщикам дополнительную мотивацию к профессиональному совершенствованию.

Кризис военно-промышленного комплекса страны пришелся на середину 80-х годов. С одной стороны, его мощности намного превышали потребности самого Израиля, с другой - ясно обозначился спад спроса на военную технику во всем мире. Дополнительный удар был нанесен развалом Советского Союза. Израильские военные предприятия были вынуждены сокращать производство и увольнять сотрудников. Высококвалифицированные инженеры и техники все чаще переходили на работу в гражданские отрасли. Многие из них создавали собственные старт-ап компании. По числу действующих в стране старт-ап компаний Израиль уступает только США. Израильские специалисты хай-тек пользуются заслуженным авторитетом в мире. Они снискали репутацию первоклассных профессионалов, прилежных и ответственных работников, отличающихся к тому же оригинальным, нестандартным мышлением.

Политический процесс в регионе "притянул" к Израилю многие зарубежные компании, которые вложили в местные фирмы уже на первых этапах сотни миллионов долларов. С другой стороны, израильские компании получили возможность мобилизации средств на международных финансовых рынках, главным образом на Уолл-Стрит (НАСДАК). По числу зарубежных компаний, мобилизовавших капитал на финансовых рынках США, Израиль вышел в 90-е годы на второе место, уступив лишь Канаде. Специалисты по хай-теку как в США, так и в самом Израиле сделали вывод, что идеальным сочетанием является сотрудничество израильских разработчиков и американских специалистов по маркетингу.

Израиль стал синонимом хай-тека конца XX века. В преддверии третьего тысячелетия иностранные инвесторы были полны безудержного оптимизма по поводу будущего израильской экономики вообще и сектора хай-тек в частности. По словам руководителя европейского отделения концерна "Интел" Стива Пола, Израиль более чем какая-либо другая европейская страна напоминает знаменитую Силиконовую долину. Тель-Авив и его пригороды превратились в один из ведущих мировых центров предприятий высоких технологий, в котором действуют как исследовательские отделения крупных международных концернов, так и тысячи старт-ап компаний. Цепочка фирм хай-тек протянулась вдоль средиземноморского побережья от Тель-Авива до Хайфы. Накануне 2001 года каждые 36 часов в Израиле появлялась новая старт-ап компания. В новое тысячелетие Израиль вошел, занимая ведущие позиции на самых перспективных направлениях технического прогресса.

Темпы экономического роста в 2000 году составили 5,9%. Производство на душу населения достигло 72 тысяч шекелей, темпы его роста оказались выше, чем в группе семи ведущих индустриальных стран. Если бы не разразившийся в конце сентября военный конфликт с палестинцами, темпы экономического роста достигли бы 6,5%. В третьем квартале, накануне начала новой интифады, темпы экономического роста составляли 9% в годовом исчислении - это рекордный уровень за всю историю Израиля. Производство в деловом секторе выросло на 7,7%. Налоговые поступления тоже достигли в 2000 году рекордной величины - 84,5 млрд долларов.

Улучшение макроэкономических показателей непосредственно отразилось на финансово-экономическом положении израильтян. Уровень жизни повысился на 3,2%. Частное потребление увеличилось на 5,7%. Объем продажи автомашин вырос на 23%, электроприборов - на 16,6%, мебели - на 10,5%. Расходы на зарубежные поездки в расчете на душу населения увеличились на 5,7%, а расходы на покупки за рубежом - на 8,3%.

Все это недалекое, но - прошлое. Конфликт с палестинцами нанес тяжелый удар по израильской экономике. Нынешняя ситуация напоминает ту, что сложилась во время войны в Персидском заливе. В соответствии с данными опроса, проведенного Объединением промышленников Израиля, последний квартал 2000 года был наихудшим за последние 20 лет. Руководители 190 промышленных предприятий, принявших участие в опросе, сообщили о падении производства, снижении объемов продаж на местном рынке, застое в экспорте, а также об увольнениях сотрудников. Потери понесли практически все секторы экономики. Сильнее прочих пострадали туризм и строительная отрасль. На протяжении октября - ноября 2000 года число зарубежных туристов сократилось на 66%.

Применительно к прошлому, 2001, году само словосочетание "экономическое развитие" представляется неуместным. Внутренний валовой продукт (ВВП) снизился в 2001 году на 0,6%. Статистика утверждает, что хуже было только в 1953 году. На протяжении второго полугодия темпы производства снизились на 5% в годовом исчислении. Производство на душу населения сократилось на 2,9% и составило только 17 тысяч долларов в год. Объем экспорта уменьшился на 11%, а импорта - на 4,4%.

Предпринятые правительством меры по стабилизации экономики в последние годы высоко оценены за рубежом. Кредитный рейтинг Израиля, несмотря на продолжающуюся уже два года интифаду, не пострадал. Именно в кризисном 2001 году Израиль переместился с 21-го на 16-е место в ежегодном рейтинге, публикуемом Международным институтом по развитию управления в Лозанне. Основываясь на множестве критериев, институт анализирует степень свободы для предпринимательства. Израиль обошел три страны - представительницы "Большой семерки": Великобританию (19-е место), Японию (26-е) и Италию (32-е). Несмотря на общее 16-е место, по большинству критериев Израиль котируется значительно выше. Так, он занимает второе место по доступности капитала для развития бизнеса. Израиль остался на втором месте и в категории "кооперация между бизнесом и наукой". По уровню расходов на образование наша страна оказалась самой "расточительной" в мире - более 1% от ВВП.

Если еще совсем недавно главным фактором, который в краткосрочной перспективе влияет на израильскую экономику, считался конфликт с палестинцами, то теперь палестинскую интифаду заставил потесниться кризис в американской экономике, точнее - крах в НАСДАКе. Если в чисто экономическом плане влияние Палестинской автономии на Израиль ничтожно - на долю автономии приходятся считанные проценты израильского экспорта, то с США дело обстоит иначе. На долю Соединенных Штатов приходится около 60% израильского промышленного экспорта, поэтому происходящее за океаном самым непосредственным образом отражается на нашей экономике. Если же учесть, что высокие темпы экономического роста в самом конце 90-х годов почти всецело объясняются расцветом хай-тек индустрии, то влияние кризиса в мировом хай-теке на экономику Израиля выглядит попросту решающим.

Крах в НАСДАКе уже сказался на израильском экспорте в США. По данным Центрального статистического бюро Израиля, на протяжении последнего года темпы роста израильского экспорта в США составляли только 4% в годовом исчислении. Доля иностранных инвесторов в финансировании израильских хай-тек компаний снизилась на 68%. В связи с этим (по данным IVC Online) в четвертом квартале 2001 года впервые доля израильских венчурных фондов в финансировании хай-тека достигла 50%. По хай-тек фирмам катится волна увольнений, зарплаты в секторе снижаются. По данным инвестиционной компании "Зинук", венчурные фонды фактически прекратили инвестиции в старт-ап компании на стадии seed, действующие в области интернета и программного обеспечения. В исследовании принимали участие 78 венчурных фондов. По оценке Объединения промышленников Израиля, в 2002 году инвестиции венчурных фондов в израильские компании упадут на 40% и составят только один миллиард долларов. Правы ли специалисты Объединения, покажет будущее, пока же хай-тек компании, проводя реорганизацию, ищут новых сотрудников, и это внушает определенный оптимизм.

Несмотря на тяжелый удар, который понес израильский хай-тек в самое последнее время, появились первые признаки выхода из кризиса. Говорить о новом расцвете хай-тек оазиса, возможно, рано, но отдельные факты, даже не факты, а тенденция - налицо. В мае MIT, дочерняя компания "Мэнпауэр", сообщила о росте спроса на сотрудников хай-тек на 6,2% по сравнению с предыдущим месяцем. И это не отдельное сообщение: за первые четыре месяца 2002 года спрос в хай-теке увеличился на 19% и охватил почти все специальности, имеющие отношение к высоким технологиям. Что касается результатов деятельности хай-тек компаний, то и тут прогресс несомненен. С января по март нынешнего года 25 крупнейших израильских компаний, чьи акции котируются на бирже, получили в общей сложности доход в размере 1,48 млрд шекелей. Совсем неплохо по сравнению с первым кварталом прошлого года, когда те же компании понесли убытки на сумму 385 млн шекелей. Совсем неплохо даже по сравнению с 2000 годом, когда общий доход этих компаний составил 6,2 млрд шекелей.

Конечно, этот выход из кризиса - очень постепенный. Достаточно сказать, что, несмотря на упомянутый рост спроса в абсолютных цифрах, спрос на специалистов в хай-теке все еще на 73% ниже, чем в апреле 2001 года. Будущее сектора во многом будет определяться развитием американской экономики, особенно высокотехнологического сектора. Именно зафиксированные еще с конца прошлого года признаки оживления экономики за океаном и повлияли уже, и самым положительным образом, на израильский хай-тек. Фактически же новый расцвет хай-тековского оазиса, как и оазиса обычного, будет зависеть от исправного функционирования питающих его подземных источников. Применительно к сфере высоких технологий - от исправного вливания капиталов в израильские старт-апы. Пока такое поступление довольно проблематично, и потому все взоры устремлены за океан. На Европу надежд немного - вплоть до сегодняшнего дня многие европейские страны под арабским давлением взвешивают возможность в той или иной форме объявить экономический бойкот Израилю. С целью поощрения инвесторов правительство страны приняло решение, согласно которому доходы от иностранных инвестиций в израильский хай-тек освобождаются от налогов до первого января 2004 года.

Бюджет Израиля на 2002 год составляет около 255 млрд шекелей. Из них 31% планировалось израсходовать на выплату государственных долгов, 30% - на социальные нужды, 18% - на обеспечение безопасности, 15% - на гражданские нужды и 6% - на инвестиции и кредиты. Однако в течение первого полугодия правительство было вынуждено предпринять ряд срочных мер по стабилизации экономики. Среди главных - сокращение госбюджета на 13 млрд шекелей (в основном за счет социальной сферы) и стабилизация финансового рынка.

Начало нынешнего года характеризовалось ускоренной девальвацией шекеля относительно ведущих мировых валют. Особенное беспокойство вплоть до самого последнего времени вызывал резкий рост курса доллара, повлиявший на рост инфляции. С января 2002 года курс американского доллара относительно шекеля вырос на 13%, а инфляционные ожидания перевалили за 6%. И это при том, что на протяжении предыдущих двух лет Израиль гордился практически нулевой инфляцией.

Резкое повышение учетных ставок Банком Израиля в последние месяцы позволило стабилизировать валютный рынок. Эксперты полагают, что благотворное влияние на экономические процессы в стране окажет и налоговая реформа, утвержденная правительством весной нынешнего года. Реформа предусматривает налогообложение рынка капитала и параллельное снижение налогов на доходы от трудовой деятельности.

По материалам обзора Александра Дубинского

:up: :up: :up:

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...