Армянские националисты в этот период не ограничились захватом азербайджанских земель. Они развязали войну и против Грузии, стремясь отторгнуть от нее спорный район Борчало, а также Ахалцихский и Ахачкалакский районы. После победы в первой мировой войне стран Антанты, дашнаки, наслушавшись всяческих заверений от союзников, в первую очередь англичан, всерьез поверили, что теперь им "все позволено", что поворот исторических событий дает им шанс, который надо максимально использовать.
Премьер-министр дашнакского правительства Качазнуни впоследствии писал об этом так: "В конце мая в Батуми высадились английские войска - войска наших союзников. Мы стали питать новые надежды. Казалось, что наше положение в Закавказье должно в корне измениться к лучшему , Ведь победителями и заменившими в Тифлисе германские войска были наши союзники. Ведь и мы сражались в рядах против общего врага. Естественно, мы должны были бы пользоваться особым дружелюбием англичан...171
Как отмечает Ф.Казем-заде, Армения имела все основания надеяться, что ей будет уделено особое внимание со стороны союзников, которые провозгласили освобождение Армении одной из своих кровных задач в войне 172. Эти настроения армянских националистов достаточно наглядно проявились во время войны с Грузией, развязанной дашнакским правительством Армении.
Постоянные вылазки и нападения на грузинскую территорию дашнакские отряды осуществляли даже во время немецкой оккупации Грузии. Эти враждебные акции еще более активизировались после ухода немецких войск, и в октябре 1918 г. грузинское правительство даже было вынуждено направить в Эривань ноту, где говорилось о незаконном захвате армянами части территории Тифлисской губернии 173. Грузинская сторона неоднократно обращалась к правительству Армении с предложениями урегулировать спорные территориальные вопросы и установить стабильные границы между государствами. В конце октября 1918 г. грузинское правительств пригласило Армению, Азербайджан, Северо-Кавказскую Горскую Республику на конференцию в Тифлис, где предполагалось решить спорные территориальные вопросы между государствами и выработать общую линию на предстоящей после окончания первой мировой войны международной мирной конференции в Париже. Однако правительство Армении игнорировало эти неоднократные обращения и, более того, заявило, что не будет участвовать ни в каких конференциях до разрешения своего территориального спора с Грузией.
Между тем, после ухода турецких войск грузинские воинские подразделения вступили в районы Лори и Борчало и преградили путь дашнакским отрядам, пытавшимся захватить указанные территории. После этого армяне, вновь отказавшись от любых мирные переговоров, предъявили грузинской стороне ультиматум с требованием немедленно вывести войска из Борчало. Командующий дашнакскими отрядами в этом районе генерал Дро (верный соратник кровавого Андроника) заявил, что его войска не будут ждать ответа грузин и переходят в наступление. Кроме того, дашнакские эмиссары в этом районе организовали выступления националистически настроенных элементов из армянского населения, которые сами окрестили "восстанием". На соединение с этими "повстанцами" в район Санаина немедленно двинулись армянские воинские части. Министр иностранных дел Грузии Гегечкори несколько раз предпринимал отчаянные попытки остановить военные действия, слал телеграммы, однако армяне с порога отвергали все мирные инициативы. В приказе, изданном генералом Дро, были даны прямые инструкции армянским частям: "На основании решения правительства Военный министр приказал занять районы Лори и Борчало вплоть до реки Храм. Вверенному мне полку приказываю немедленно выступить и занять селения Воронцовку и Привольное" 174.
Как отмечает историк, "этот документ показывает, что Армения была непрочь начать войну за эту полоску земли" 175. Лучшие вооруженные армянские войска, используя эффект внезапности, развивали наступление и поначалу за короткий срок подошли даже к окрестностям Тифлиса. Однако 29 декабря грузинская армия нанесла им жестокое поражение под Шилавери и они стали откатываться назад. В этот момент последовало вмешательство англичан, которые в тот период официально осуществляли от имени союзных держав управление Закавказьем. Ввиду крайней неуступчивости армян и их упорного нежелания участвовать в каких-либо переговорах, условия перемирия были выработаны англичанами совместно с французами при участии грузинской стороны.
Условиями перемирия предусматривался отвод армянских войск на тс позиции, которые они занимали до начала конфликта. Район Ахалкалаки оставайся под управлением Грузии, а спорная территория Борчало (Лори)- объявлялась временно нейтральной зоной под контролем английского комиссара. Это вполне объективное решение вызвало взрыв негодования у армянских агрессоров: "Они считали, что запад в долгу перед ними.
Разве Гладстон не сказал однажды, что служить Армении, значит служить цивилизации? И после этого английские, французские и американские государственные деятели, писатели, священники и дипломаты не переставали повторять эту фразу. Однако теперь, когда союзники были в Закавказье, они не стали бороться за дело армян 176.
Как бы то ни было, Армения была вынуждена подчиниться требованиям союзников и согласиться на условия перемирия. Таким образом "... Англия предотвратила распространение пожара войны на весь Кавказ, хотя московские (большевистские. - Б.Н.) газеты обвиняли в первую очередь ее в провоцировании войны и применении старого принципа "разделяй и властвуй" 177. Дашнаки впоследствии предприняли еще одну попытку отторгнуть от Грузии спорные территории, - на этот раз используя Второй Интернационал, членами которого были их правящие партии - дашнаки и грузинские меньшевики. Был организован третейский суд из представителей наиболее авторитетных социалистов из разных европейских стран. Однако армяне отказались от третейского суда и выразили недоверие Исполкому Интернационала. "Армяне не признавали никакого решения, не отвечающего их условиям 178. В результате дашнакской авантюры отношения между Арменией и Грузией оказались надолго испорченными, что, в частности, помешало им скоординировать свои действия на Парижской мирной конференции.
Любопытно, что хотя очевидным зачинщиком войны и агрессором явилась Армения, дашнакские заправилы пытались задним числом представить дело так, будто бы Грузия организовала "блокаду" Армении и тем самым вынудила се к военным действиям: "Чтобы оказать на нас (армян. - Б.Н.) давление, Грузия фактически отрезала нас от внешнего мира, заперла нас в своих границах... Мы были в положении осажденных. Это явилось действительной причиной войны" 179. Так пытался представить дело дашнакский премьер-министр Качазнуни. Как не вспомнить тут сегодня вопли армян о "блокаде", о том, что Азербайджан якобы ставит Армению в бедственное, безвыходное положение и т.д. История повторяется: в 1918 дашнакская армия "была вынуждена" почти дойти до Тифлиса, а сегодня армяне "вынуждены" захватить более 20% территории Азербайджана!
Впрочем, у бывшего дашнакского лидера впоследствии хватило здравого смысла признать: "Всего 4-5 месяцев мы ("Дашнакцутюн.- Б.Н.) вели государственную жизнь и уже были охвачены войной, в то время, как страна имела массу нужд. Воевали с соседом (с Грузией. - Б.Н.), с которым надо было иметь самый тесный контакт".180
Армяно-грузинская война ввиду своей кратковременности, небольшим масштабам и отсутствию серьезных последствий является не более, чем незначительным эпизодом в эпопее Закавказья 1918-1920гг. Но, тем не менее, в этом эпизоде, как в зеркале, отразилась хищническая природа армянского национализма, его беспринципность, неизменное стремление поживиться за счет чужих территорий, если обстоятельства позволяют это сделать. Поэтому мы хотим особо подчеркнуть некоторые характерные черты, присущие всей тактике дашнаков вообще и ярко проявившиеся во время этой войны.