Неужели кто-нибудь из нас всерьез полагал, что произраильское лобби в DC или демпартийный (читай, еврейский) президентский аппарат Обамы допустят произнесения им термина "геноцид"?
Обама ввел в обращение новое для Западного обывателя армянское словосочетание, "Мэдс Егерн", не объяснив его значения и целенаправленно усложнив таким образом задачу признания геноцида.
Все знают, что такое "геноцид". Или должны знать. Поскольку есть соответствующая универсальная международная конвенция о преступлении геноцида и наказании за него. Обама в своем выступлении пошел по другому пути. Макиавеллиевскому. Как если бы он использовал термины "Холокост" или "Шоа" в применении к еврейской трагедии. Скользнул по верхам, «забыв» о правовом содержании армянского вопроса в его нынешнем виде и соответствующей терминологии.
С еще одной весьма существенной разницей. «Холокост» и «Шоа» - это термины, обозначающие эмоциональное восприятие еврейством того, что случилось с ним во время Второй мировой войны. Но и тот, и другой были введены в оборот одновременно с тем как геноцид в отношении евреев был признан и осужден мировым сообществом. Термины «Холокост» и «Шоа» - не несут правовой нагрузки. Они совершенно бессмысленны с юридической точки зрения и влекомых ими правовых последствий.
То же с «Мэдс Егерн». Обама произнес два армянских слова. Одно за другим. На западноармянском. Как бы сделав комплимент жаждуще-страждущему справедливости армянству. Но Конвенция о геноциде не содержит термина «Мэдс Егерн» (или «Холокост» или «Шоа»). Что делает заявление Обамы вредным для достижения цели всеобщего международного признания геноцида армян, ибо он, употребив новый термин, перенес вопрос признания геноцида Соединенными Штатами (и не только) на десятилетия. Он как бы перенаправил усилия армянства в совершенно иное, ложное, русло, задав ему для решения новую, на сей раз непосильную, сколь академическую, столь и бесполезную задачу: ««Мэдс Егерн» и «Геноцид» - одно ли это то же и в чем между ними разница?»
Обама, используя классический прием, к которому прибегают многие адвокаты, вбросил таким образом в «Ай Дат» пустопорожнюю академическую дискуссию о терминах и их значении, оставив решение вопроса по существу в стороне и на неопределенный срок. Если тебе нечего сказать суду («Ай Дату»), начинай обсуждение процедурных вопросов и тяни время. Возможно, между тем появятся новые факты или соображения. Если не появятся, то почасовая оплата (усилия армянства в признании геноцида) все равно идет и банковский счет (политические дивиденды) адвоката Обамы неуклонно пополняется. При этом клиент (армянство) остается в хороших отношениях с адвокатом Обамой, вынужденно закрывая глаза на то, что вопрос в данной плоскости (признавать или не признавать геноцид армян) не решить, сменись еще хоть сколько угодно американских президентов.
Ведь у адвоката Обамы – как и у большинства американских президентов, что были до него и у многих, что будут после – конфликт интересов. Поскольку важнейшим и давнишним клиентом США является явно выраженный враг армянства Турция, о котором очередной президент США не объявил своему другому клиенту (армянству). Хотя, согласно Кодексу профессиональной этики должен был, ибо любой адвокат обязан немедленно сообщать клиенту, если он уже проинструктирован по конкретному делу противоположной стороной.
Адвокатов в таких случаях лишают лицензий. Обаме же что с гуся вода. Армяне США все равно проголосуют за него. Потому что республиканская альтернатива много безрадостнее и безнадежнее.
Да и куда эти армяне денутся? Армянское лобби в Вашингтоне должно оправдывать свое существование, делая вид, что верит предвыборным обещаниям очередного президента США, а рядовые армяне как всегда пойдут голосовать за кого им скажут. Как шли в Дер-Зор – десятками тысяч, охраняемые всего лишь одним или двумя турецкими аскерами, но так же бессловесно и смиренно и без сопротивления – как на заклание – точь в точь как еще вчера шли голосовать за очередного Барака Хусейна.
На несколько иной ноте, у меня сложилось впечатление, что заявление Обамы было адресовано исключительно Турции. Причем в качестве некоей угрозы. К армянству его выступление ровно никакого отношения не имело. «Турки, друзья наши возлюбленные и единственные ближневосточные союзники Израиля, интересы которого бескомпромиссно отстаивает все мое непосредственное еврейское окружение, в последнее время вы пытаетесь проводить независимую внешнюю и военную политику, отличную от политики США в регионе и принятых вами обязательств по НАТО. Поэтому еще один шаг вправо или влево, и я выстрелю в ваш адрес термином «геноцид армян»».
На рубеже 19-20 веков Запад активно шантажировал дикарей Анатолии «армянским вопросом». Теперь, когда армянский вопрос решен в пользу Турции, Запад шантажирует этих самых дикарей «геноцидом армян». Мы знаем, что и Запад, и большевистская – а до этого царская - Россия помогли Турции «решить» армянский вопрос. Почему же мы продолжаем считать, что в случае с признанием геноцида сработает иная схема? Или мы верим в чудо? Но ведь чудес не бывает. Особенно в политике, где правят цинизм, прагматизм и расчет.
Очевидно, что армяне и Армения интересны Западу исключительно как занесенный над Турцией дамоклов меч. Самостоятельного интереса ни армяне, ни их проблемы для Запада не представляют. Для России, впрочем, тоже. Осталось выяснить, насколько мы интересны самим себе и, хорошо поняв и глубоко осознав свое предназначение и роль в мире и регионе, действовать так, словно в мире нет ни Запада, ни Востока, ни Спюрка, - ничего. Есть только Армения и живущие в ней армяне. Иными словами, - простите за клише и общие места - пора перестать заниматься самообманом. И, как выразился классик, ничего не ждать, ничего не бояться и ничего не просить.
Последнее. Видимо, угроза Обамы анатолийским дикарям связана с «потеплением» отношений между Турцией и Россией и/или неожиданно жестким осуждением турками действий Израиля в Газе. Возможно, есть еще какие-то причины. Но это всего лишь угроза. Пустая и бездарная. Как и все выступление Барака Хусейна Обамы 24 апреля 2009 года - от начала и до конца.