Jump to content

К пониманию


Recommended Posts

«Нельзя говорить о каком-то народе в целом, что они звери. Когда мы уезжали из Баку, мы бежали от одних, но другие, их соотечественники, нам помогали».

Нана Бадалян приехала в Кохтла-Ярве с родителями и младшей сестрой Элиной, будучи еще совсем маленькой девочкой. Теперь Нана (Элина пока в меньшей степени) принимает довольно активное участие в жизни армянской диаспоры в Эстонии. В частности, ее молодежного крыла.

«Эта организация существует давно, но у нее сейчас что-то вроде возрождения. В пятницу было первое организационное собрание. Руководит нами Юрий Вартанян. Его многие знают по передачам на Радио 4. Раз в месяц он готовит и ведет передачу армянской общины. По идее, мы должны поддерживать культурную связь с корнями у наших сверстников и тех, кто младше. Хотя тут не только в культуре дело. Наверное, больше, в самосознании.

Попала я сюда очень просто – учусь я сейчас в Таллинне, и вообще, я по своей природе патриот. И не могу сидеть в тишине, не выношу, когда ничего не происходит… Вот и решила попробовать свои силы в подобного рода общественной деятельности. Это было первое собрание. Мы знали только, когда оно состоится и где (все проходило в здании на Ратушной площади, где обычно собираются все диаспоры). Что там будет, в чем суть – никто не знал. Пришли, началось знакомство… Потом нам раздали газетные развороты и мы должны были в паре танцевать на них по-армянски. Конечно, от бумаги остались одни клочки в считанные секунды».

На мой вопрос, а что значит «танцевать по-армянски», Нана ответила что-то вроде: «Это значит танцевать… Ух, как!». Причем на возглас «Ух, как!» она вскинула руки и что-то ими сообразила такое замысловатое… Такой вот это темперамент, который эстонские широты не смогли остудить.

«Жалко музыки было мало. Всем хотелось потанцевать побольше. Только не надо думать, что у нас на уме были только танцульки. Хотя на собрании, да, больше потанцевать хотелось. Но когда мы разъехались по домам, то у нас получилось так, что к нам приехали пара человек, и они всю ночь сидели на кухне и говорили о политике, культуре, о разных проблемах… Может, это и смешно немного, когда семнадцати – восемнадцатилетние подростки рассуждают о чем-то глобальном. Но, мне кажется, если бы мы не напоминали бы им о существовании некоторых вещей, они бы они и не думали о них.

Но, главное, итогом встречи стало, наверное, то, что мы договорились начать действовать в том кругу, где каждый из нас находится. Например, у нас в молодежной общине есть студенты Таллиннского Педагогического. Соответственно, они проводят какие-то мероприятия у себя на базе института. А я буду здесь, в Кохтла-Ярве. Пока, что по-настоящему заинтересованной молодежи мало, но когда мы расширимся, начнутся конкретные мероприятия, то, я надеюсь, нас тут станет больше. Пока все довольно инертны. Да и я сейчас все больше в Таллинне. Но уже сейчас есть желание создать здесь свое молодежное движение. Тут у меня Элина поддержка и еще 2 сестры в Кивифли. Но нужно пробудить интерес и в других людях.

Своим первым мероприятием Нана решила сделать выставку, посвященную девяностолетней годовщине начала геноцида против армян. Надеется к 24-му апреля все-таки успеть подготовить все материалы, фотографии и программу. Она не хочет сделать экспозицию кошмаров. Скорее исторический экскурс, но не безэмоциональный.

«Во всех общинах этот день отмечается, идут службы. На мой взгляд, это делается для самих себя. Это нужно помнить, передавать понимание молодежи… Ведь о холокосте знают, и не только представители пострадавшего народа. Почему бы не познакомиться с историей еще одного?

Я совершенно не агрессивна к той Турции, которая существует сейчас. Можно сказать, что как когда-то была фашистская Германия, так когда-то была и «фашистская» Турция. Я очень люблю Турцию. Это красивая страна с богатой культурой, интересной историей, я бы с удовольствием по ней попутешествовала. Тут нет ничего личного. Просто, каждый народ должен знать свою историю. Я бы очень хотела, чтобы мои сверстники, которые живут тут и у которых армянские корни, чувствовали себя частью армянской культуры, были ее носителями.

Мы приехали в Кохтла-Ярве из Баку, когда я была маленькой. Уехали оттуда из-за страшных событий… Но у меня нет никакой ненависти в душе. Просто грустно. Я родилась в Баку, жила там. Да, Эстония – моя родина. Я тут живу, у меня тут родственники, я тут выросла… Хотя, выросла-то я, наверное, в Баку. Там я впитала в себя культуру… Если хотите, назовите это менталитетом. А тут – моя сознательная жизнь уже идет. Так что на выставку мои детские впечатления влиять не будут. Это просто история».

Нана говорила, а сама показывала фотографии. Монумент памяти жертв геноцида, чем-то похожий на современную инсталляцию Стоунхенджа, храмы, разрушенные, оставшиеся на территории современной Турции, и действующие в самой Армении. Нана рассказывала об одной из выставок, которая тронула ее до глубины души, до слез, хотя она сама и не подозревала, что может быть такой впечатлительной. Но выставку, которую намерена организовать она сама, не собирается делать «вышибающей слезу». Она очень хочет, чтобы люди просто узнали, что и у армянского народа есть своя боль.

«Есть еще один момент, который лично меня всегда смущал – это термин «кавказцы» или «лица кавказской национальности», которые к нам применяются. Дело все в том, что и Армения и Азербайджан – это не Кавказ. Это Закавказье. И когда по телевизору, да и вообще во всех масс-медиа выдают такие перлы, просто обидно становится. Неужели нельзя говорить более грамотно? Есть такая порода собак – кавказская овчарка. Этих собак для сокращения «кавказцами» называют, а в новостях мы слышим это применительно к людям. Так что можно сказать, что выставка, которую мы готовим, это попытка сделать общество более грамотным.

Учебе в ее жизни определено какое-то особое место. После двенадцатого класса Нана Бадалян она учится в Европейском университете на экологическом факультете. Не так давно она закончила курсы дизайна ландшафта, которые брала параллельно остальной учебе, а кроме всего прочего вдруг оказалось, что она еще и мастер спорта. Точнее у нее сданы нормативы на мастера спорта, но в Эстонии такого звания теперь нет. А в ящике стола так и хранятся все номера, под которыми доводилось участвовать в соревнованиях и, конечно же, медали. Когда университет останется позади, она предпочла бы работать по специальности. Но, как она считает, вряд ли получится делать это в Кохтла-Ярве. Скорее всего это будут Таллинн или… Армения.

Алиса Шмелева

Link to post
Share on other sites
Если очень нужно, вышли мне на мейл я сделаю.

Da net , ja dumaju eto ne vazno. Glavnoe to, chto mi dajom o sebe znat i rasskazat o svoei istorii ljudjam, kotorie krome II-oi mirovoi nichego ne znajut, i to oni zashishajut fashistov

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...