smally Posted November 24, 2005 Report Share Posted November 24, 2005 Полвека по одним правилам A не для красного ли словца назвал Иван Сергеевич наш язык великим и могучим? Не с сарказмом ли, а? Какой еще терпел столько реформ, как наш? Еще Петр I в 1708 году издал указ напечатать «новоизобретенными русскими литерами» «Геометрию» и иные гражданские книги, а в 1710 утвердил образец новой азбуки. Но та реформа касалась исключительно азбуки: исключились некоторые буквы церковной кириллицы — «кси», «пси», «омега» и др., добавились «э» и «я»; впервые устанавливались строчные и прописные начертания букв. Потом была вторая реформа — в 1917–1918 году. Правда, к приходу к власти большевиков она не имеет ровным счетом никакого отношения. Подготовка к ней началась еще в конце XIX века комиссией под председательством Филиппа Фортунатова. Она уже касалась как азбуки, так и орфографии. Благодаря ей появились слова «черный», «шелк», «шепот» и некоторые другие, в которых после шипящих исчезла буква «о». Она была единственной реформой русского правописания, направленной на совершенствование его правил. И обязательно следует сказать о разного рода предложениях об «упорядочении» русской орфографии и пунктуации, «изменениях» и «усовершенствованиях». В 1956 году одно из упорядочений в русском языке произошло-таки. Оно касалось орфографии и не затрагивало основ правописания. В 1964 году была предпринята еще одна попытка, о которой уже упоминалось, — группа ученых разработала «Предложения по усовершенствованию русского языка». А сейчас умы просвещенных россиян вновь будоражит предстоящая реформа русского языка. Ну, не дают просвещенные умы покоя языку! А у простого народа, для которого наилучшим правилом считается — «как слышится, так и пишется», — к любым реформам отношение, мягко говоря, сложное. Их свалилось на народную голову в последнее время что-то слишком уж много, и ни одна — денежная ли, судебная ли или многочисленные и нескончаемые в экономике — однозначно положительного результата не дала. Есть чего опасаться и отчего тревожиться… Учить детей нужно языку, а остальное приложится… Пока общество — всяк по-своему — уже обсуждает грядущую реформу (в смысле — что на что менять в языке), возникает и другой вопрос — а надо ли? С одной стороны — да, поскольку полвека жить (писать) по одним правилам орфографии — это многовато. Слишком много изменений произошло и в мире, и в обществе, и в языке. Но можно поставить вопрос по-другому: а своевременно ли? На этот счет есть различные точки зрения. Старший преподаватель кафедры русского языка и восточных языков СГУПСа, кандидат филологических наук Ольга Бычихина считает, что «каждому овощу — свой срок«. — Необходимость реформы объективно созрела, но я отношусь к тем ее сторонникам, которые считают, что она должна проводиться в спокойной, так сказать, обстановке. Когда у общества нет необходимости решать более актуальные, фундаментальные проблемы. Я знаю, что доктор филологических наук, профессор НГПУ Юрий Фоменко тоже полагает: поскольку нововведения предполагают огромные финансовые затраты — надо будет переучивать миллионы людей, выпускать специальную литературу, к примеру, — лучше подождать. Кстати, Юрий Фоменко считает к тому же, что лучше дождаться, когда всем образованным людям станет ясно, что орфография очень сильно отстала от языка. — А это уже беда нашей школы, — убеждена Ольга Владимировна. — По сей день в школах действует установленное неизвестно кем правило: главное — правильно писать слова, главное — орфография. А если бы детям была понятна к тому же и семантика слова, то, думаю, с орфографией они справились бы. Хрестоматийный пример: Есенин и Маяковский. В их черновиках чего только не встречается, каких только ошибок в них нет! Но при этом кто посмеет упрекнуть их в слабом владении языком? Что на что нам предлагается поменять? В это время раскритикованные школьные преподаватели русского языка самопроизвольно поделились тоже на два лагеря. Оптимисты-учителя убеждены, что если реформа и будет, то не скоро. Пессимисты уверены в обратном: вот-вот введут новые правила, и тогда начнется такое… А что начнется, если преподавать «по-новому» нужно начать уже завтра? Буквально несколько примеров. Кажется вообще-то, что грамотно писать по-русски станет от этого проще. Скажем, тире чуть ли не приравнивается к двоеточию: во всяком случае, может его заменять. Перенос упростится: если в слове много стоящих одна за другой согласных, то разделять его можно в любом месте. К радости школьников, все причастия и прилагательные, образованные от глагола, нужно будет всегда писать с одной буквой «н». Хотя это нововведение имеет достаточно противников, в том числе и из числа школьных преподавателей. Еще больше растерянности среди них вызывает проект, по которому после приставок «пост» и «контр» нужно будет писать твердый знак. То есть, к примеру, в слове «контратака» добавится еще одна буква и в слове «иняз» тоже. Со строчной буквы будут писаться религиозные понятия и праздники, что, кстати, делается уже и сегодня в православных печатных изданиях. С заглавной буквы будут начинаться названия учреждений. Иван Сергеевич не иронизировал Между прочим, французский и английский языки практически не меняются (если сравнивать с русским, конечно) на протяжении веков. И ничего — и те, и другие не чувствуют никаких неудобств ни в написании, ни в произношении, ни в их сочетании и соотношении. А наш-то в таком случае отчего меняется то и дело? Может, все-таки Тургенев иронизировал? — О богатстве нашего языка столько уже говорено, что добавить что-то сложно, — говорит Ольга Бычихина. — А количество реформ не может быть тем мерилом, которым можно определить — ущербен ли язык или, напротив, могуч. Более того, он становится полнее и богаче, и сам разбирается, какое слово можно оставить, а от какого — отказаться. Но каждое слово не только слышится, но и пишется, и смена языковых норм — процесс неизбежный. Я убеждена, что еще через сколько-нибудь лет — или десятков лет — будет и другая реформа. Интересно, будет ли тогда столько споров об этом? Конечно, реформа определенные сложности в нашу жизнь привнесет. Особенно на первых порах. Но вряд ли школьникам придется учиться уму-разуму по одним правилам, а читать книги, которые написаны по другим. Понятно и то, что какое-то время будут существовать два варианта написания — старый и новый. Студентам педвузов тоже придется обучаться двум нормам. И печатным изданиям будет некоторое время неуютно. Однако эти неудобства не столь значительны, чтобы ставить под угрозу само осуществление реформы. В конце концов, в начале века уже существовали одновременно два языка — литературный и устный, но сегодня об этом никто, кроме специалистов, и не вспоминает уже… vn.ru/24.09.2005/culture/69923/ Quote Link to post Share on other sites
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.