Jump to content

Аринджское кладбище находится в плачевном состояни


Recommended Posts

АРИНДЖСКИЙ НЕКРОПОЛЬ ДОЖИДАЕТСЯ ЭПИТАФИИ

http://golos.arminco.com/2000/March_2002/07/st04.html

На протяжении долгих столетий одной из характерных черт армянского народа было чрезвычайно бережное отношение к памятникам национальной архитектуры. Очеловечивание того или иного памятника, его восприятие как "живой клетки", чисто родительская опека над даже самым скромным барельефом - все это имело место всегда. Истории известны примеры, когда обычный армянский крестьянин ценой своей жизни спасал (вместе с собственными детьми и как детей) кресты, капители, тяжеленные двери и базальтовые плиты - детали, фрагменты, осколки произведений армянского зодчества. Именно так рождались армянские музеи.

--------------------------------------------------------------------------------

Тревога армянина относительно памятников, находящихся за пределами страны, тоже традиционна. Еще в советское время с горечью говорилось о плачевном состоянии многочисленных объектов национального зодчества на территории Турции и Азербайджана. В последние годы часто пишется и о тревожном состоянии дел в Грузии. Каждый, кто нынче посещает Верийское кладбище в Тбилиси и, увы, воочию убеждается в оправданности такого рода свидетельств, не может не бить в набат. Однако при всем при этом, и с учетом текущих реалий, смею, тем не менее, утверждать: мы сегодня бьем отнюдь не в те колокола.

Право же, колоколен новейшего времени в Армении уже немало. Хеопсов синдром действует и здесь. В суперматериализованном обществе чуть ли не каждый авторитет имеет или уж по крайней мере стремится построить собственную элитарную церковь. Быть может (хотя лично я сомневаюсь), так было всегда, однако поражает сугубо современная функция: интенсивность закладки новых храмовых сооружений у нас есть величина прямо пропорциональная степени исчезновение старых (древних) памятников материальной культуры.

Аринджский некрополь - явление удивительное, хотя мало кому известно, что в административной черте Еревана есть свой "Норатус" или своя "Джуга". Сотня хачкаров (XIII-XVIIIвв.) и еще десяток более древних христианских мемориальных надгробий сегодня просто-напросто вычеркнуты и, увы, существуют вне культурной среды армянской столицы. Очевидно вместе с тем, что такой армянский некрополь в любой из соседних стран давно уже стал бы предметом нашей особой гордости и заботы, а также приобрел бы статус второй (если не первой) Джуги. Бесспорно, впрочем, и другое: будь такой армянский некрополь в том же Азербайджане (творись с ним такое же, как и в Армении), то общественный шум, исходящий уже из Еревана, и соответствующий резонанс приняли бы явно внешнеполитический смысл, ориентированный на Страсбург.

Сегодня на территории Аринджского некрополя можно видеть махину по обработке и производству надгробных плит, разбитые или в лучшем случае сваленные в кучу хачкары и очищенные "от мусора" участки под новые могилы. Уникальный исторический объект в Ереване сегодня находится в стадии разрушения.

Стоит ли говорить о том, как часто научная общественность республики стучалась, а то и вламывалась в двери мэрии и правительства РА с предложением о безотлагательном создании единого историко-архитектурного заповедника в Аване и Аван-Ариндже? Кто, как не специалист осознает весь трагизм сложившейся по всем фронтам одного только Авана ситуации и самым понятным в мире языком в тысячный раз пытается вбить в голову чиновников совершенно очевидные вещи? Пусто!

Арис КАЗИНЯН

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...