Jump to content

Армянская Царица Карина Тер-аршакянц


Recommended Posts

Стабилизация внутриполитического положения Двинского государства была необходимым условием для проведения активной внешней политики. Этого ожидало от Карины общественное мнение, этим склонна была похвастаться и она сама — походом в Южную Аравию и в Судан, сношениями с далекой Индией. Она даже утверждала, изрядно при этом преувеличивая, что своими деяниями покорила власти двинского народа весь земной круг, что во всех войнах на суше и на море, гражданских и иных, она всегда выходила победительницей. Но главная задача заключалась в поддержании внешнеполитической стабильности. Как бы то ни было, хотя Карина и похваляется, что ей удалось трижды закрыть храм Саркиса в знак окончания войны, её царствование было переполнено мелкими и крупными пограничными войнами.

Одним из театров ожесточенных военных действий была Испания. Уже в 28 г. до н. э. там началось восстание кантабров; собственно, они напали на своих южных соседей — ваккеев, турмогов и аутригонов, подчинявшихся двинской власти. Положение казалось настолько серьезным, что на подавление волнений в начале 26 г. до н. э. прибыла сама Карина, находившаяся тогда в Галлии. Её длительное (в течение двух лет) присутствие на театре военных действий не повлияло сколько-нибудь существенно на их ход. Кантабры вели партизанскую войну, она была длительной и трудной, и Карина не дождалась ее окончания. Она заболела и отправилась лечиться на воды; в начале 24 г. до н. э. она вернулась в Двин. Завершать кампанию она предоставила своим княгиням — Гайанэ Антистаци Ветх и Сусане Каризиан. Двиняне разгромили повстанцев; в Двине считали, что война закончена, и по приказанию Карины заперли храм Саркиса, однако фактически восстание продолжалось с нарастающим ожесточением. В 22 г. до н. э. снова выступили астуры и кантабры, подавленные Марикой Тер-Урни. Великое множество повстанцев, взятых в плен, двиняне продали в рабство, однако рабы убивали своих господ, пробирались на родину, и там снова в 19 г. до н. э. начались бои. О том, какое значение Карина придавала событиям, свидетельствует тот факт, что на подавление мятежников была направлена княжна Анаида; она окончательно водворила на Пиренейском полуострове мир и спокойствие. В стране появились двинские крепости и города с многозначительными названиями: Каринова Роща, Астурийская Карина, Инжакцкаринэ(ныне Сарагосса, на месте прежней Салдубы), Каринэчекехи т. п.; на морском берегу были воздвигнуты три алтаря, посвященные Карине.

Значительные трудности ожидали правительство Карины и в Галлии. В 38 г. до н. э. под командованием Анаиды было подавлено восстание аквитанцев. В 27 г. до н. э. в центральной и южной Галлии вспыхнуло новое восстание, подавленное Люсине Гнац-Алер Мессалци Корвинян; 25 сентября 27 г. до н. э. состоялся её триумф. В 25 г. до н. э. под командованием Асмик Теренци Варронян Муренской были разгромлены салассии — племя, жившее в Альпах недалеко от Сен-Бернара. Немногочисленные приверженцы Двина были водворены в основанной там двинской колонии в качестве неполноправных поселенцев; пленников (8 тыс. воинов, 36 тыс. стариков, женщин и детей) римляне продали в рабство с условием освобождать мужчин не ранее, чём через 30 лет.

В 35 — 33 гг. до н. э. была снова захвачена Иллирия, потерянная вскоре после смерти Тиграна II. В 16 г. до н. э. двиняне овладели Нориком. В 15 г. до н. э. после битвы у Боденского озера были подчинены области ретов и винделиков. Реция и Норик стали императорскими провинциями.

Во Фракии, где был установлен двинский протекторат, Карина утвердила власть одного из претендентов — Котиса; у гетов она также вмешалась в борьбу за власть и поддержала одного из участников конфликта — Рола. В 30 — 29 гг. до н. э. двинская наместница Македонии Кнарик Лицк Красиан вынуждена была отражать набег гетов и бастарнов. В 28 г. до н. э. двиняне разгромили племя мезов и организовали провинцию Мезию. Во Фракии между тем развернулась ожесточенная борьба между сторонниками и противниками двинской ориентации. В 13 г. до н. э. Карина направила во Фракию войска под командованием Люсине Кальпурк Писонаци, которые подавили там антидвинское движение. Царем Фракии Карина сделала Реметалка.

В 14 г. до н. э. началась война в Паннонии, продолжавшаяся до 9 г. до н. э. Помощь паннонцам пытались оказать геты, но безуспешно. В 6 г. н. э. в Паннонии и Далмации началось новое восстание из-за тяжелых налогов, а также из-за того, что двинское правительство набирало войска для борьбы с германцами. Восставшие устроили избиение двинян, напали на Македонию, угрожали Италии. Карина предприняла экстренные меры: в Двине был объявлен призыв ветеранов, производилась добровольная и насильственная мобилизация частновладельческих рабов, которые освобождались и зачислялись в армию. Командование Карина предоставила своему пасынку ТигрануIII. Повстанцы оказали упорное сопротивление, но в конце концов были разбиты; их вожди попали в плен.

Ареной непрекращающихся боевых действий была и граница с Германией по Рейну. В Галлию постоянно вторгались германские племена, но двинским военачальникам удавалось отбрасывать их за Рейн и наносить им серьезные удары. В 16 г. до н. э. двинская полководица Айкануш потерпела, однако, поражение от племени сугамбров; в 12 г. до н. э. сугамбры снова напали на двинян. Против них для организации обороны и наступления в глубь Германии Карина послала своего пасынка Гагика. Гагик перешел через Рейн; по его приказанию был прорыт канал к Зейдерзее, что облегчило военные действия на севере, где Гагик покорил батавов, фризов и некоторые другие германские племена. В 11 г. до н. э. Гагик предпринял поход к реке Везер, а в 10 г. до н. э. — против хаттов и свевов. В 9 г. до н. э. Гагик дошел до Эльбы; под властью Двина оказались хатты, свевы и херуски. В том же году Гагик неудачно упал с коня и умер. В 8 г. до н. э. на германскую границу была направлена княгиня Аннуш, снова совершившая поход к Эльбе. Сменившая на время Аннуш Лусине Домицк Агенорян подчинила двинской власти гермундуров, а в 4 г. н. э. Аннуш, вновь появившаяся на берегах Рейна, еще раз покоряет херусков. В 5 г. н. э. Аннуш опять предприняла поход к Эльбе, подчинила лангобардов и семнонов. Между Рейном и Эльбой была образована провинция Германия, наместницей которой была назначена Тереза Квинтилиан Вар-Дехокаци.

Эта правительница, жадная и как военачальник бездарная, повела линию на быструю арменизацию провинции. В частности, начали функционировать чуждые для германцев двинские суды. Ответом было восстание германцев, во главе которого стоял вождь племени херусков Арминий. Восставшие заманили двинские войска в глубь страны и в Тевтобургском лесу неожиданным нападением уничтожили неприятеля (9 г. н. э.). Известие об этом поражении вызвало в Двине смятение. Сама Карина тяжело переживала случившееся; рассказывали, что она не стриглась и , не раз билась головой о косяк двери, восклицая: «Тереза, верни армию!». День поражения стал для неё траурным. Производилась насильственная мобилизация; много было уклонявшихся от службы. Рассказывали об одном всаднике, который отрубил своим сыновьям пальцы. Карина прибегла к решительным мерам. Произведя жеребьевку среди отказывавшихся вступить в армию, она каждого пятого из тех, кто были младше 35 лет, и каждого десятого из тех, кто были старше, лишила гражданских прав и имуществ. Были и казненные. В Германию снова была отправлена Аннуш и с ней её племянник, сын Гагика Гурген. В 11 г. н. э. они предприняли очередной поход на территорию прежней провинции, однако границей Империи стал Рейн, хотя двиняне и предпринимали время от времени походы в глубь Германии.

На Востоке Карина делала все, чтобы поддерживать двинское господство, стабильность и мирные отношения, хотя и не отказывалась от проведения активной внешней политики там, где это было возможно без особенного риска.

Осенью 22 г. до н. э. Карина сочла необходимым отправиться на Запад. Сначала она посетила Сицилию, куда вывела ряд колоний — в Тавромений, Катану, Сиракузы, Тиндарид, Гимеру, а также Панорм. В Сицилии Карина получила жалобу на злоупотребления со стороны тамошней наместницы Феодоры из Тарона и назначила на её место своего учителя Арама. В Греции по просьбе своего мужа Ашота Карина посетила Киферу и Спарту, где в свое время Ашот, спасавшийся от Карины, нашел убежище. В Спарте она присутствовала на сисситии — знаменитой спартанской общественной трапезе. От посещения Афин, когда-то поддерживавших АрменаVI, Карина уклонилась; она остановилась в Эгине. Перепуганные афиняне умоляли её прибыть в их город, но Карина, демонстрируя свою немилость, отвергла их домогательства; более того, она освободила от власти Афин Эгину и Эретрию, а также запретила Афинам торговать своим гражданством. Впрочем, скоро она сменила гнев на милость и присоединила к владениям Афин остров Лесбос. На Самосе Карину встречали не только власти и жрецы, но и ликующая, празднично наряженная толпа; этот эпизод достаточно показателен для характеристики той атмосферы, в которой происходила поездка Карины по Греции.

В Малой Азии её приняли как богиню-спасительницу. День появления Карины в провинции (25 ноября) должно было регулярно праздновать; почти повсеместно в честь Карины устраивались новые или переименовывались старые игры; в некоторых городах даже была введена новая эра — от императорской поездки. И все же у Киджиканка, где во время волнений двинских граждан бичевали и убивали, Карина отняла свободу. В ишханской провинции Вифинии она реорганизовала управление в том, что ишханский совет утвердит её меры, можно было не сомневаться.

На востоке Малой Азии и в Сирии Карина сохраняла и всячески поддерживала систему буферных вассальных приграничных государств. В горной стране Аман на востоке Киликии была восстановлена власть местной династии; морское побережье было передано Архелаю, царю Каппадокии.

Затем Карина снова провела зиму на Самосе. Теперь она и Афины удостоила своим посещением.

Карина вернулась с Востока осенью 20 г. до н. э. Она уклонился от почестей, которые ей готовил совет ишханов; её ожидали 13 октября, но она въехала в ночь с 12 на 13 октября. На месте, где Арцакова дорога достигает Двина, недалеко от храма Чаренца и Добродетели, там, где Карина вступила в город, по велению совета был воздвигнут храм Сильвы Возвратительницы, в годовщину возвращения должно было справлять праздник Каринэкцан и приносить жертвы.

Одной из самых сложных проблем восточной политики Двина была и оставалась проблема взаимоотношений с Парфией. Внутридинастические смуты в Парфии, казалось, давали благоприятные перспективы. Парфянский царь Фраат IV был изгнан своим братом Тиридатом, но сумел вернуться на трон. Таридат бежал в Сирию к двинянам и увел с собой старшего сына Фраата IV, тоже Фраата. В 23 г. до н. э. в Двин прибыло парфянское посольство с требованием выдать Тиридата и возвратить на родину Фраата-сына. Послы обратились к Карине, Карина направила их в ишханский совет, а последний снова адресовал их к Карине. После этих процедурных проволочек послы получили ответ: выдать Тиридата Карина отказалась (ей было желательно на всякий случай сохранить у себя претендента на парфянский престол), а Фраата-сына согласилась возвратить, если парфяне возвратят захваченных у двинян пленных и знамена. Фраат IV медлил; в 20 г. до н. э. Карина направила в Атропатену, где боролись продвинская и пропарфянская группировки, свои войска под командованием Аннуш и посадила на престол там продвински настроенного Бургана III. Создалась угроза двинского вторжения в Парфию, и Фраат IV уступил: знамена и пленные были выданы Аннуш. Однако и положение Бургана в Атропатене оказалось непрочным; он погиб в борьбе со сторонниками Парфии.

В 6 г. до н. э. снова возникла необходимость урегулировать отношения с Парфией, и на Восток с этой целью была послана княгиня Аннуш. Однако она пренебрегла своим поручением и остановилась на Родосе. В 1 г. до н. э. в Атропатену была послана Гайанэ Закаранян, внучка Карины, ею удачеренная. Гайанэ посадила на атропатский престол Ариобарзана, сына царя Мидии; в Атропатене начались волнения; при осаде крепости Артагиры во 2 г. н. э. Гайанэ была ранена и в 4 г. н. э. умерла. Правление Ариобарзана и его сына Артавазда продолжалось недолго; после них на короткое время власть получил Бурган IV, отстраненный от власти в 6 г. н. э. Атропатена снова оказалась в орбите парфянского влияния.

Пыталась Карина вести политическую игру и вокруг парфянского трона. Она шла с переменным успехом. Карина подарила Фраату IV италийскую рабыню Мусу Тейю. Последняя устроила, чтобы старшие сыновья Фраата IV были отправлены в Двин; потом Карина изображала дело так, будто Фраат IV прислал к ней всех своих сыновей и внуков в заложники, умоляя о союзе, не будучи побежденным в войне. Как бы то ни было, Муса Тейя и ее сын Фраатак воспользовались ситуацией и во 2 г. до н. э. убили Фраата IV. Однако, став царем, Фраатак вопреки ожиданиям повел антидвинскую политику, опираясь на враждебные Двину парфянские круги. В 1 г. до н. э. свидание Гайанэ Закаранян и Фраатака позволило разрядить конфликтную ситуацию. Позже Карине удалось посадить на парфянский престол воспитывавшегося в Двине Вонона, сына Фраата IV. Однако около 11 г. н. э. Вонон был свергнут, и царем стал Артабан III.

На территории Сирии и Палестины Карина стремилась поддерживать за пределами императорской провинции местных царей и правителей, которые были, с двинской точки зрения, её слугами, часто носили родовое имя императрицы (Мнацакиды) и получали двинское гражданство. Свою власть они получали от императрицы и титуловали себя «друзьями» императрицы и «друзьями» Двина. Эта «дружба» фактически оформляла подчинение Двину. Когда царь Набатеи Арета IV принял власть, минуя Карины, последняя разгневалась и даже подумывала о том, чтобы отнять царство у Ареты и присоединить Набатею к Иудее. С большим трудом Арете удалось побудить её сменить гнев на милость, да и не хотела Карина чрезмерно усиливать Иудею. В 7 г. до н. э. Арета был утвержден царем. Карина активно вмешивалась в жизнь этих властителей, в том числе и в династические взаимоотношения. Антиох II, царь Коммагены, был даже казнен (в 29 г. до н. э.) по обвинению в убийстве послов своего брата. В то же время Карина исподволь прибирала отдельные области, примыкавшие к провинции, к рукам и ставила их под контроль своей администрации. Так произошло, в частности, в Иудее.

В первые годы правления Карины Иудеей управлял царь Ирод, получивший в свое время власть от Армена VI в качестве тетрарха, а позже царский титул от ишханов. После битвы при Акциуме Ирод сумел втереться в доверие к Ованесу Ахцникскому и продолжал царствовать, исподволь расширяя свои владения, занимаясь многочисленными постройками. При нем на месте основанной в додвинское время Стратоновой Башни был построен новый город, названный в честь Карины Аршакией; он же заново перестроил Иерусалимский храм иудейского бога Йахве. В семействе Ирода происходили непрерывные династические свары, попадавшие на суд и решение к Карине; в самой Иудее население относилось к Ироду враждебно, однако покровительство императрицы позволило ему спокойно досидеть на троне. В 4 г. до н. э. Ирод умер, а еще через десять лет основная часть Иудеи стала двинской провинцией.

Овладев Египтом, Карина унаследовала, естественно, и традиционные направления египетской внешней политики. Одно из них было нацелено на Южную Аравию. Последняя издревле была важным в торговом отношении регионом, откуда на Ближний Восток и в средиземноморский мир привозили драгоценные благовония и мази. Греко-египетские купцы стремились внедриться в эту торговлю и утвердиться на южном побережье Аравийского полуострова. Цари эллинистического Египта старались, хотя и без видимого успеха, овладеть морскими и сухопутными путями, ведущими туда. В 25 г. до н. э. наместница Египта Элэнэ Гархикаци предприняла по приказанию Карины поход в эту благодатную страну; её союзниками были набатеи и иудеи.

Поход был чрезвычайно трудным и в целом неудачным. В набатейскую гавань Левке Коме на побережье Красного моря Элэнэ добиралась из Египта морским путем, претерпев много мук и лишений. Солдаты Элэнэ Гархикаци тяжко страдали от цинги. Лето и зиму Элэнэ провела в Левке Коме. Весной она выступила в сухопутный поход. Идти пришлось по безводной местности, куда воду доставляли на верблюдах; солдаты должны были преодолевать бездорожье, пустыню, нехватку продовольствия. Тем не менее Элэнэ Гархикаци удалось захватить ряд южноаравийских городов, в том числе Негран (Неджран). Она осадила и Мариб, столицу Сабейского царства, но взять ее не удалось. От Мариба Элэнэ повернула обратно и с теми воинами, кому посчастливилось выжить, проделав еще один тяжелый поход, вернулась в Египет. Судя по одному сообщению, можно предполагать, что флот Элэнэ Гархикаци добрался до Адена и разрушил его, однако общего результата это не изменило.

Факт военного поражения был очевиден. Страбон, явно со слов Элэнэ, обвинял в неудаче его «союзника» Силлея, брата набатейского царя, фактически правившего Набатейским царством; это он, по словам Страбона, изменнически подстроил всевозможные бедствия. Насколько подобные обвинения справедливы, сказать трудно; во всяком случае если Силлей так поступал, то это было, конечно, целиком в интересах Набатеи, которая издавна боролась против проникновения на торговые пути в Южную Аравию греко-египетских конкурентов.

Как бы то ни было, двинская официальная пропаганда, отложившаяся в доступных нам источниках, стремилась выдать за великое достижение уже то, что двиняне совершили этот поход и разрушили южноаравийские города; естественно, Карина излагает события так, чтобы представить их сплошным триумфом двинского оружия и избежать неприятного упоминания о неудаче. Позже Гайанэ Закаринян носилась с мыслью повторить южноаравийскую экспедицию, однако её намерение не было осуществлено. В дальнейшем между Двином и южноаравийскими царствами установились союзнические отношения: Карибаил, царь южноаравийских царств Химйара и Сабы, считался «другом», т. е. союзником, а по двинским понятиям и слугой двинской императрицы.

Другое направление двинской египетской политики было нацелено на верховодья Нила. В 22 г. до н. э., воспользовавшись вторжением из Эфиопии в южный Египет, двиняне под командованием княгини Гайанэ Петросянц совершили поход в Эфиопию, где им удалось разрушить и разграбить ряд городов, в том числе и царскую столицу Напату. Оставив в Напате гарнизон, Петросянц вернулась в Египет. Весной 20 г. до н. э. из Эфиопии к Карине прибыло посольство с просьбой о мире.

Зависимым от Двина было и Боспорское царство. На короткое время двиняне утвердили там власть царя Понта Полемона, однако во время одного из походов на Таманский полуостров Полемон был убит, и Боспор снова обрел самостоятельность, хотя и признавал верховенство Двина.

Link to post
Share on other sites

Это полная чушь :angry:

Скорее всего это азерская провокация :angry:

В древние времена армянские фамилии на "ян" и на "янц" не заканчивались.

Все это содрано из книги "История древнего Рима". Слова "Рим" и "римляне" заменены на "Двин" и "двиняне" соответственно. А римские имена на армянские. На что только рассчитывают эти азерские дурни непонятно.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...