Jump to content

Как пытались угнать самолет Ереван-Берд


Recommended Posts

Террористы эпохи социализма или Как попытались угнать самолет «Як-40», следующий рейсом Ереван - Берд

16%20page%20doloresi_gorcy.jpg

25 января 1983 г. в 13 часов 30 минут из аэропорта «Эребуни» взлетел самолет «Як-40» с шестью пассажирами на борту, выполнявший рейс Ереван-Берд. Небо было ясным и чистым, погода благоприятная. Для командира корабля Вардана Саркисяна, как и для всего экипажа, это был самый обычный полет. И никто еще тогда не знал, что этот рядовой вроде бы рейс навсегда врежется в память экипажа и пассажиров…

Самолет только набрал высоту, как сидевший в самом хвосте русоволосый парень славянской наружности, на вид лет 19-20-и, своим нервным поведением привлек внимание пассажиров. Стюардесса Долорес Казарян подошла к нему и спросила: «Может быть, вам плохо?». Парень вдруг вскочил с места, распахнул пальто и заорал: «Взорву!». Тут все увидели, что на нем странный пояс с непонятным устройством и двойной склянкой с какой-то жидкостью. К поясу тянулась бечевка, конец которой был намотан на палец пассажира. «Стоит мне пошевельнуть пальцем, и самолет взорвется», - заявил он. В салоне вспыхнула паника, люди повскакали с мест, заметались, вопли женщин заглушили даже угрозы террориста… Но когда террорист ударил ногой Долорес в живот и она упала, пассажиры, осознав серьезность момента, испуганно затихли. Обеспокоенный шумом в салоне, из кабины пилотов вышел летчик Михаил Епремян и сразу все понял. Молча выслушав требования террориста, он вернулся в кабину с переданной террористом запиской и чертежом взрывного устройства. В записке значилось: «Я, Якименко Петр Дмитриевич, неизлечимо больной. На мне взрывное устройство, которое я могу привести в действие одним движением пальца. Требую немедленно изменить курс самолета на Турцию. На раздумья даю вам 300 секунд. В случае неповиновения взорву самолет в воздухе - мне терять нечего».

Летчик-инструктор Мигран Хачатрян немедленно связался с «землей», объяснил ситуацию и попросил выяснить, что может представлять собой взрывное устройство и какими свойствами может обладать жидкость в склянке. Через считанные минуты о происшедшем было доложено в Москву, а оттуда пришел строжайший приказ: «Ни в коем случае не пересекать границу! Любой ценой совершите посадку в Ленинакане, другого варианта нет».

Сотрудники госбезопасности очень быстро выяснили, кто такой Петр Якименко. Оказалось, он украинец, давно уже страдает комплексом неполноценности, из-за чего преисполнен ненавистью и мстительностью к окружающим. Получив высшее образование, он был направлен на работу в Академию наук Таджикистана. Судя по самодельному взрывному устройству, достаточно хорошо знает свою специальность. Якименко решил захватить самолет, чтобы бежать из «лживой и ограниченной» страны в США, что намеревался сделать именно через Турцию.

Справка

Намерение бежать в Турцию через Советскую Армению было обусловлено не только общей границей, но и тем, что Турция (а также Швейцария и Япония) не экстрадировала политических беглецов из СССР, кроме того, США предоставляли политическое убежище только тем, кто попадал в эту страну через Японию и Турцию.

Строгий приказ Москвы ошеломил летчиков, но более всего их взволновало сообщение о том, что это взрывное устройство крайне опасно. Взрыв повлек бы за собой образование большого количества ядовитых газов.

В материалах об этом случае, предоставленных мне в Музее авиации, было много неясного, и ответы на возникшие вопросы могли дать только непосредственные очевидцы. Мне удалось встретиться с выполнявшим тот самый полет летчиком-инструктором Миграном Хачатряном.

Правду о том, что произошло в тот день, советская цензура похоронила в архивной пыли. Широкой же публике попытка угона была представлена в виде некоего героического боевика, главным героем которого стала бортпроводница Долорес Казарян. Этот выбор был вовсе не случайным - среди членов экипажа она была единственным членом КПСС.

Итак, как же развивались события дальше?

Мигран Хачатрян вспоминает, что Якименко все больше нервничал и начал приходить в ярость, поскольку экипаж делал все возможное, чтобы выиграть время, - брать курс на Турцию он не собирался. В конце концов терпение Якименко иссякло. Он определил летчикам срок в 300 секунд и начал вслух отсчитывать время: 300, 299, 298…

Справка

Вплоть до 80-х годов прошлого века Военно-воздушные силы СССР, получив уведомление о захвате самолета, немедленно поднимали в воздух истребители: в случае приказа «сверху» они обязаны были сбить захваченный самолет. «Предатели и шпионы», пытающиеся «дезертировать» из СССР, не должны пересечь границу!

В этот роковой момент бортмеханик Ашот Айвазян в шутку предложил посадить самолет в Карсе - там, мол, много красивых девушек. Тут все воспряли духом. Карс находится недалеко от Ленинакана, и можно, воспользовавшись этим обстоятельством, ввести в заблуждение террориста и посадить самолет в Ленинакане. И экипаж, получив от Якименко согласие на Карс, взял курс на Ленинакан. Однако внезапная тряска на борту, возникшая из-за пролетевших рядом с самолетом истребителей, показалась Якименко подозрительной. Следовало убедить его, что никакая опасность ему не угрожает и что лайнер идет указанным им курсом. Непростую задачу успокоить террориста поручили стюардессе Долорес Казарян. Ценой огромных усилий ей удалось втянуть террориста в разговор, убеждениями и любезностями удержать его возле себя, чтобы он не зашел в кабину пилотов и не понял, что они все еще находятся в воздушном пространстве Армении. Кстати, самым похвальным образом повели себя и сами пассажиры, поддержавшие разговор и немало сделавшие для того, чтобы сохранить спокойную и даже благожелательную атмосферу, снять напряженность ситуации. «Я благодарен этим простым шамшадинцам, которые благодаря своему самообладанию, умению быстро сориентироваться спасли нам всем жизнь. Они достойны всяческих похвал, - рассказывает Мигран Хачатрян. - В этой истории нет отдельных героев, все проявили себя с самой лучшей стороны».

При подлете к Ленинаканскому аэропорту экипаж развернул самолет так, чтобы в иллюминаторах видна была граница.

«Когда я увидел звезды на самолетах в аэропорту Ленинакана, то подумал, что стоит этому парню их увидеть, как он поймет, что его надули. Поэтому я положил ногу на правую педаль, решив, что пусть лучше я даже покалечу самолет при посадке, но зато у нас будет время выскочить из него, - продолжает M. Хачатрян. - В момент посадки Якименко кинулся к кабине пилотов, но по дороге споткнулся, и часть жидкости из одной склянки перелилась в другую, а это значило, что вот-вот раздастся взрыв…».

Воспользовавшись моментом и не дожидаясь полной остановки, пассажиры начали выскакивать из самолета. Однако экипаж все еще находился в кабине, и от террориста их отделяла всего лишь дюралевая дверь. Якименко дернул шнур, но взрыва не произошло…

Когда специалисты в Ленинакане обследовали взрывное устройство, оказалось, что химическая реакция в нем продолжается: если бы задержание террориста затянулось еще минут на 20, грянул бы взрыв.

Суд признал Петра Якименко душевнобольным и направил его на принудительное лечение. Через год он по невыясненным причинам скончался…

P. S. За 13 лет до этого отец и сын Бразинскасы захватили самолет «Ан-24», выполнявший рейс Батуми-Краснодар. В результате открытой в салоне пальбы погибла бортпроводница Надежда Курченко. По требованию террористов самолет совершил посадку в Турции, а Бразинскасы получили политическое убежище в США. Это был первый кровавый захват самолета в СССР.

То, что попытка захвата самолета в Армении получила благополучную развязку, - исключительно заслуга экипажа и пассажиров, которым удалось сохранить присутствие духа, чего не произошло в случае с Бразинскасами.

Через 8 дней после этого командующий Закавказским военным округом Куликов вручил Долорес Казарян именные часы, а спустя некоторое время она была награждена орденом Красного Знамени - как верный и достойный член партии. Мало того, благодаря стараниям КГБ Долорес Казарян превратилась в настоящую героиню, стала подлинной живой легендой, тогда как Надежда Курченко стала ею посмертно. У грузин ведь была легенда, так чем же мы, армяне, хуже?.. Командир корабля, члены экипажа и пассажиры также удостоились правительственных наград. А в качестве величайшей «награды» их всех приняли, вернее, обязали вступить в КПСС.

Тагуи Асланян

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...