Jump to content

Recommended Posts

НЬЮТОНОВО ЯБЛОКО Что ждет сельское хозяйство со вступлением РА в ВТО За упокой Недавно замминистра торговли и экономического развития РА Тигран Давтян заявил, что субсидирование - самый реальный вариант решения проблемы, связанной с сельским хозяйством на пути к вступлению Армении во Всемирную торговую организацию (ВТО). "С одной стороны, этот способ удовлетворяет формальные требования ВТО, а с другой - не вредит экономике Армении", - сказал он. Поясним, что речь идет о требовании ВТО ввести НДС на отечественную сельхозпродукцию. В этой организации считают, что несправедливо облагать налогом, к примеру, американские яблоки, завозимые в РА, и освобождать от него армянские. Этот-то вопрос и остается, по сути, последним, извиняюсь за каламбур, "яблоком раздора" в переговорах относительно вступления нашей страны в ВТО. Положение же, в котором может оказаться при этом армянское сельское хозяйство, дела в котором и без того обстоят далеко не блестяще, - для ВТО вопрос далеко не первостепенной важности. В отличие от всех нас. На этом фоне откровения замминистра, который, кстати, в конце апреля вел очередной тур переговоров по этому вопросу в Женеве, наряду с заявлениями на самом высоком уровне о вступлении Армении в ВТО еще до конца года позволяют утверждать, что вопрос с сельским хозяйством нашей страны в принципиальном плане уже решен. Налоговые привилегии аграрного сектора армянской экономики (ныне крестьянин облагается лишь налогом на землю, да и то 95% этой суммы остаются в самой общине) будут заменены на субсидирование, причем опять же, по словам Т. Давтяна, объем налоговых взиманий будет равен объему возвращенных государством крестьянам в виде субсидий сумм. В теории звучит все это, конечно, чрезвычайно изысканно. Но как получится на практике? Допустимый уровень субсидирования - 10% от сельскохозяйственного ВВП страны. Так что в бюджете можно эту сумму и предусмотреть, но будет ли она реально - в срок и в полном объеме - выплачена крестьянам... Вопрос, согласитесь, далеко не праздный - и усомниться в этом может любой мало-мальски знакомый с нашими бюджетными реалиями человек. Скажем, вполне возможен сценарий, когда налоговики не добирают в госбюджет какие-то суммы или они уходят на защищенные статьи, в результате чего крестьяне реально субсидируются по так называемому "остаточному принципу" - вместо 10% от ВВП, скажем, всего на 1%. Так что вполне может получиться, что крестьянину - заметьте, уже заплатившему при реализации своей продукции все налоги - вернут сумму, гораздо меньшую. Когда-нибудь. Половину. Может быть... И напрасно г-н Давтян исключает возможность скачка цен на сельхозпродукцию. Понесший финансовые потери фермер постарается возместить их за счет потребителей, что в условиях низкой платежеспособности населения может оказаться для всех "ударом ниже пояса" и привести к катастрофическим и необратимым для национальной экономики последствиям. К тому же учтем еще и то обстоятельство, что над крестьянином и без того начали сгущаться тучи. Водяные. Имеется в виду разработанная государством программа, призванная, в частности, ужесточить требования по сбору платы за ирригационную воду. Да и сами тарифы, между прочим, заново установить. Что это означает - догадаться не сложно. Имеем ли мы право все это в одночасье взваливать на крестьянина? Вот, г-н Давтян, вопрос, который вам вряд ли зададут на переговорах функционеры ВТО. Да и потом: представьте себе ситуацию, когда налоговики будут вынуждены собирать НДС с 335 тысяч (в США их "всего" 2 млн) субъектов сельского хозяйства?! Из-под такого бремени, уверяю вас, наши налоговые органы просто не выберутся. ... Если теперь вы думаете, что знаете по указанной теме все, - вы глубоко ошибаетесь. А потому наберитесь, пожалуйста, терпения и прочитайте некоторые соображения, так сказать, с "оборотной стороны медали", т. е. главку Во здравие Власти Армении осознают всю опасность, которая нависла над головой крестьянина, а потому нынешний этап переговоров вполне можно охарактеризовать формулой: "чтобы и волки были сыты, и овцы целы". Конкретнее речь идет о том, чтобы разработать и согласовать с ВТО такой механизм, при котором крестьянин выплачивал бы НДС, а государство возвращало бы ему субсидию - но все это "на бумаге". То есть задача заключается в том, чтобы исключить реальное движение денег и лишь оформлять взаимозачет: ты якобы заплатил налог государству, а государство якобы в том же размере выплатило тебе субсидию. И если этого удастся добиться, то это - выход из положения. Честно говоря, вообще ряд экспертов, ссылаясь на пример Грузии, считают, что вступление нашей страны в ВТО - вопрос, скорее, политический, а потому нам надо не медля вступить в эту организацию и только потом, уже в качестве полноправного члена, утрясать все вопросы. Ведь та же Грузия, вступив в ВТО, согласилась на все условия, однако мало что из них выполняет. И ничего! Зато сегодня несогласие этой страны, сельское хозяйство которой находится в глубокой депрессии, на членство в ВТО любой другой страны может стать для "новичка" неодолимым препятствием. А некоторые другие эксперты полагают, что, как бы мы ни тужились, все равно Армению примут в ВТО только тогда, когда к этому будет готов и Азербайджан. Как это собственно и произошло при вступлении в Совет Европы, когда два конфликтующих государства стали членами этой организации одновременно. Теперь - что касается объема субсидирования сельского хозяйства: 10% - много это или мало? Как сообщил корр. "ГА" замминистра сельского хозяйства РА Овсеп Клоян, ежегодный валовой сельскохозяйственный продукт Армении - примерно $800 млн. Так что государство до 2006 года будет вправе субсидировать своего аграрного производителя в размере до $80 млн (через 4 года допустимый объем субсидирования должен быть снижен до 5% от сельскохозяйственного ВВП, т. е. до $40 млн)! Это - гигантская, вполне приемлемая для нас сумма, если учесть, что ныне госдотации на сельское хозяйство не превышают $7-8 млн в год. К тому же реально помощь государства аграриям может быть значительно больше упомянутых 80 млн долларов США, поскольку ВТО не учитывает в разрешенных 10% так называемые "зеленые субсидии", т. е. вполне реальные средства, которые государство отпускает на реализацию своих программ, направленных на развитие сельского хозяйства страны (реабилитация систем ирригации, мелиорации, строительство дамб и водохранилищ, осуществление ветеринарного контроля, борьбы с вредителями и т. д.). Словом, сторонники вступления Армении в ВТО считают, что это надо сделать "днем раньше" с тем, чтобы полноценно интегрироваться в мировой рынок, получить благоприятный экспортный режим и, наконец, создать предпосылки для развития отечественного сельского хозяйства. Можно, конечно, и не вступать, говорят они, но тогда мы будем иметь примерно ту же картину нашего аграрного сектора, что имеем в последние 10 лет. Так что в данном случае "гамлетовский" вопрос стоит следующим образом: быть и перебиваться - или развиваться? Ашот АРАМЯН

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...