Jump to content

Татул Крпеян


Recommended Posts

Татул Крпеян - последний защитник Геташена

post-31580-1271825471.jpg

В Армении вспоминают национального героя Армении, командующего добровольческими отрядами в Карабахской национально-освободительной борьбе Татула Крпеяна, отдавшего свою жизнь защищая мирное население Геташена в ходе преступной операции «Кольцо», организованной советской армией, совместно с азербайджанским ОМОН и азербайджанских вооруженных формирований. Сегодня Татулу Крпеяну или как его называли Бородатому Учителю исполнилось бы 45 лет.

С сентября 1990 года в возрасте 25 лет Татул Крпеян возглавил самооборону подрайона Геташен-Мартунашен против нападений незаконных азербайджанских вооруженных формирований и подразделений, а также отрядов милиции особого назначения (ОМОН) МВД Азербайджанской ССР, которые были специально созданы осенью 1990 года и введены в НКАО и прилегающие районы. Как писали в то время иностранные СМИ, «эти милицейские отряды стали играть роль азербайджанских боевых отрядов, среди служащих этих частей имеются лица, осужденные до этого по уголовным статьям. Служащие ОМОН совместно с вооруженными гражданскими лицами совершали нападения на армянские села». Со временем ситуация в Геташене стала обостряться - население села не подчинилось решению сессии ВС Азербайджана - район не пошел на слияние с азербайджанским Касум-Исмайловским районом, а жители села не выполнили требование республиканских властей освободить село и искать "себе пристанище за пределами республики". За этим последовали санкции Азербайджана – прекратились поставки продуктов питания, даже хлеба, не выплачиваются зарплаты, блокированы все дороги, с 13 апреля 1991 года отключены свет, вода, радиотрансляция.

Не сумев сломить дух геташенцев, стремившиеся депортировать армян из Геташена руководство Азербайджанской ССР и СССР пошло на крайний шаг. Рано утром 30 апреля 1991 года в рамках преступной операции «Кольцо» военнослужащие 4-ой армии, а за ними следом омоновцы Азербайджана и азербайджанские мародеры вошли в Геташен. А в это время, Крпеян тщетно пытался начать переговоры в целях сохранения жизни геташенцев. Из воспоминаний С. Талаляна: «Нас все время предупреждали: даже один выстрел вам дорого обойдется, в то время как карателям даны все права любым путем захватить Геташен». Чтобы остановить начавшуюся депортацию армян из Геташена, Татул Крпеян прыгнув на танк с гранатой в руках, взял в заложники полковника Машкова - командира Бакинского полка Внутренних Войск МВД СССР, начавшего депортацию армян. Татулу Крпеяну удалось отобрать у Машкова памятку для офицеров с зашифрованными названиями всех участвующих в операции вооруженных подразделений. Из воспоминаний Г. Гюрджяна: «Вместе с Грачем Татул решил двинуться вперед, держа Машкова под прицелом, чтобы убедиться, что танки покидают село. Машков все время передавал приказ не стрелять и не двигаться вперед. По пути они натолкнулись на танки и ОМОН. И здесь Машкову удалось откинуться в сторону, оставив Татула беззащитным. В него выстрелили сразу. Попытавшиеся спасти Крпеяна Грач и Артур тоже были убиты...»

По свидетельству очевидцев, вошедшие в село офицеры советской армии «требовали у жителей паспорта, рвали их и настаивали на немедленном отъезде. В домах «отказников» крушили мебель, стреляли в пол и потолок. Вслед за ними ворвались омоновцы, а еще позже – азербайджанские мародеры на машинах. Они вывозили ковры, мебель, отбирали драгоценности». «Омоновцы совершали нападения на дома, грабили, подвергали избиениям многих сельчан. Было убито около десяти человек, причем в основном это были восьмидесяти- и девяностолетние старики», - признает даже проазербайджанский аналитик Томас де Ваал. «Более 50 сельчан отряд ОМОН отвез с соседнюю деревню Камо, где начальник Ханларского райотдела милиции Мамедов объявил их заложниками. Один из них был отправлен обратно к односельчанам с ультиматумом: если они не подпишут бумагу о добровольном выезде из Геташена, то заложников расстреляют». «Половину заложников впоследствии обменяли на пленных солдат, а остальных отправили в тюрьму в Гянджи», - пишет Томас де Ваал.

По оценкам соратников Татула Крпеяна кровавые события в Геташене стали краеугольным камнем в борьбе армянского населения Карабаха и прилегающих территорий за свободу и мирное проживание. Именно после этих событий начались полномасштабные военные действия за свободу Карабаха. «Крпеян погиб не зря, освобожденная частичка нашей родины стала своего рода его наследием армянскому народу. Если бы он не погиб, мы бы сумели освободить гораздо большую часть своей родины», - заявляет брат Татула – Манвел Крпеян.

Армянский народ помнит и чтит память героя и патриота Татула Крпеяна, не побоявшегося пойти на крайний шаг во имя спасения жизней мирного населения и освобождения исконно армянских земель.

armtoday.info

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

Татул Крпеян из когорты победителей

21 апреля нынешнего года ему исполнилось бы 45 лет - всего 45… И вот уже 19 лет, как его нет в живых, – Национальный герой Армении Татул Крпеян погиб 30 апреля 1991 года, в те трагические дни, когда против армянства Арцаха разворачивалась зловещая операция «Кольцо». Он стал одной из легенд национально-освободительной борьбы армянского народа, одним из тех, кто, не раздумывая и не колеблясь, осознанно оставил пока еще безопасную и комфортную жизнь в Ереване, оставил молодую жену и крохотную дочь, родителей, учебу в университете и поехал в Геташен, на передний край самообороны, где был нужнее всего, где – без преувеличения - решалась судьба Арцаха.

19 лет назад

Мы решили рассказать о Татуле Крпеяне именно сегодня, 9 мая, в день 65-летия Великой Победы и не менее великой для нашего народа победы – освобождения армянского Шуши. В день, когда была проложена дорога к окончательному освобождению Арцаха. И если Шуши – первая исторически победная точка, то корни этой победы уходят глубже, в том числе и в те апрельские и майские дни 1991 года, когда в знаменитом армянском селе Геташен горстка храбрецов пыталась противостоять танкам и бронетранспортерам, вооруженным до зубов частям советской армии и трусливо прячущемуся за их спинами азербайджанскому ОМОНу.

Татул Крпеян – один из этих храбрецов был из когорты борцов против «коричневой чумы» фашизма и человеконенавистничества, и не имеет значения, когда и где эта борьба происходила: в первой половине 40-х в России и Европе или в начале 90-х в Арцахе и Армении.

Начинавшаяся 19 лет назад операция «Кольцо» - одна из самых темных и трагических страниц карабахского десятилетия. Это был акт государственного терроризма, совершенный агонизирующим руководством СССР в последние месяцы его существования в тесном взаимодействии с властями и Народным фронтом Азербайджана. Гибель ни в чем не повинных мирных жителей, в том числе стариков, женщин, детей, угон в заложники, беспощадная насильственная депортация населения десятков армянских сел, трагедия многих тысяч людей, чей очаг был разорен, у кого была отнята родная земля, а сами они обобраны до нитки – все это - операция «Кольцо», многие подробности которой до сих пор покрыты мраком неизвестности. Однако рядом с трагедией, рядом со смертью и страданиями, в условиях потери земли предков и родных очагов рождался героизм самообороны армян – и образ Татула Крпеяна стал одним из наиболее целостных и ярких проявлений этого героизма.

«Патриотизм Татула был безграничным…»

post-31580-1273571446.jpg

Жена Крпеяна Ирина Барсегян, с которой они успели прожить всего год, вспоминает:

«Предки Татула родом из Карса, из деревни Нахиджеван. В 1918 году, спасаясь от резни, они бежали в Армению, потом были сосланы и снова вернулись, поселившись в приграничной деревне Арег. Деревня была выбрана не случайно: с вершины горы здесь видны армянские церкви Карса, и они надеялись, что при первом удобном случае вернутся в свои дома. Каждый год 24 апреля молодые поднималась и зажигали костер на вершине горы, чтобы турки знали, что ничто не забыто.

В 1990-м Татул закончил 4-й курс исторического факультета университета и перешел на индивидуальный график учебы, чтобы уехать в Геташен. Он очень серьезно и основательно готовился: добывал оружие, формировал отряд, занимался спортом, даже изучал турецкий. Меня с маленькой Аспрам отправил в деревню к родителям, чтобы быть спокойным за нас. Уехал он в сентябре и оставался в Геташене до самой гибели, за этот период домой приехал всего два раза. Он был командиром дашнакцаканского отряда самообороны и координировал все вопросы, связанные с защитой Геташена. Татул был очень мужественным и сильным, его патриотизм был безграничным, а сила духа – неистребимой. Но все это поразительно сочеталось в нем с огромной добротой и даже лиричностью. Он писал стихи, прекрасно знал историю Армении, все время, пока был в Геташене, преподавал в местной школе - учил тамошних детей армянской истории.

Геташенцы его обожали, беспрекословно слушались во всем –это подтверждают многочисленные свидетельства самих жителей села. Его почитали как бога, он пользовался в селе непререкаемым авторитетом. Сельчане потом говорили, что, если бы не Татул, они покинули бы родную землю раньше. Татул запрещал даже думать о том, чтобы сдать Геташен, - он был уверен, что им удастся защитить село. У него было совершенно четкое осознание того, что они защищают Арцах. Просто он не ожидал, что советские войска будут принимать участие в наступлении в таких масштабах и не поспеет обещанная помощь».

«Его смерть стала выкупом за спасение геташенцев…»

К концу месяца Геташен был полностью окружен и беспрерывно обстреливался. Против трех тысяч безоружных сельчан и нескольких десятков ополченцев было брошено 207 танков и бронетранспортеров, 6 вертолетов.

Сообщение местной любительской радиостанции от 29 апреля дает некоторое впечатление о том аде, в который было превращено цветущее армянское село: «Ворвавшиеся в Геташен войска начали погромы мирных жителей. На 2100 убито более 10 человек, имеется много тяжелораненых, захвачены заложники...» Было ясно, что надо спасать людей и не допустить бойни, которую всячески провоцировали азербайджанцы. Ирина Барсегян:

«Жители собрались в центре села. Именно этого и добивались турки - собрать всех в одном месте и расправиться с ними. Один из танков прорвался к центру села, и Татул на ходу прыгнул на него. Снял с гранаты предохранитель и сунул ее в люк. Из танка они вывели 14 военных, разоружили и велели им передать по рации своему командованию, чтобы операция была прекращена и войска отошли от села. Это был отчаянный шаг – единственный путь остановить гибель геташенцев. На переговоры пришел полковник Машков. В обмен на освобождение солдат-заложников Татул потребовал отхода из села войск и техники. Полковника тоже разоружили, и из его кармана Татул вытащил план операции «Кольцо». Видя, что наступление не прекращается, Крпеян схватил Машкова за ворот и двинулся вместе с ним вперед, следом, чтобы прикрыть командира, пошли Грач Даниелян и Артур Карапетян. В какой-то момент Машков, видимо, заметил впереди снайпера и слегка откинул голову. Татул оказался беззащитен – выстрел смертельно ранил его... С ним вместе погибли Грач и Артур».

Бывший в те дни в Геташене врач из Еревана Геворк Григорян вспоминал: «Татул Крпеян первым понял, что имеет место тщательно спланированная и организованная Москвой операция. Его героическая смерть стала своеобразным выкупом за спасение геташенцев. Татул, по-моему, в любом случае остался бы в Геташене - живой или мертвый...» По словам другого защитника села, Вардана Оганесяна, «Татул интуитивно сделал единственно правильный в те минуты шаг, ценой своей жизни предотвратив бойню в Геташене. В результате его героического поступка переговоры были продолжены и жителей удалось эвакуировать без больших жертв».

«Когда тела погибших ребят привезли в Армению, в день их похорон был объявлен общенациональный траур,- говорит Ирина. – Вся дорога из Еревана до самого Аштарака была усыпана цветами, которые бросали тесными рядами стоявшие люди. В 1996 году Татулу было присвоено звание Национального героя Армении. После его смерти тысячи последовали примеру Татула и пошли воевать за Арцах…»

… Пошли воевать и победили. Дорога к Шуши, к победному 9 Мая пролегала, в том числе, и через Геташен – изумительной красоты армянское село, которое до сих пор находится под оккупацией. В те тяжелейшие дни Татул Крпеян и его товарищи ковали эту будущую победу – и выковали ее вместе с тысячами таких же патриотов - своим подвигом, своей героической борьбой и героической гибелью…

Марина Григорян

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...