Jump to content

Муса Лер на экранах CNN


Recommended Posts

ТРАГЕДИЯ МУСА ЛЕРА НА ЭКРАНАХ CNN

"Два миллиона армян проживало в Турции. После окончания войны осталось 100 тысяч армян"

В годы Первой мировой войны большое число армян подверглось депортации, резне. Однако одно армянское село спаслось во время учиненных варварств.

Так начинается передача известной американской телекомпании CNN из цикла "На Среднем Востоке: Армяне возвращаются в Турцию", подготовленная Голом Горани.

"Сельский староста Перч Картун не знаком с теми, кого целует по очереди, но все они христиане-армяне и прибыли в село Вакыф из разных уголков мира". И пока журналист повествует о сохранившемся в Турции единственном армянском селе, на телеэкранах появляются Муса лер, сельская церковь, слышен перезвон колоколов и даже литургия.

"Мое имя Бетти. Я из Парижа", - говорит молодая армянка - потомок спасшихся от геноцида и нашедших пристанище в Париже армян.

"Я из Лос-Анджелеса. Моя фамилия Карапетян", - говорит пожилой армянин.

"Мои деды жили на этой земле. Я приехал посетить эту землю", - говорит другой армянин.

Они приехали сюда почтить память сотен тысяч армян, которые были депортированы из Турции в начале прошлого века, говорит корреспондент CNN.

Месроп Мутафян - патриарх Армянской церкви в Турции. "Когда эта губерния стала частью Турции, изменился этнический состав населения. Многие турки и мусульмане из разных мест прибыли в Хатай, армяне же переселились в Сирию, Ливан", - поясняет патриарх.

"В Османской Турции проживало 2 миллиона армян, и когда Первая мировая война завершилась, их осталось 100 тысяч", - добавляет к сказанному патриархом корреспондент CNN.

Жители 6 армянских сел Муса лера в 1915 году укрепились в горах и 53 дня вели упорную, неравную борьбу против вооруженных турецких солдат, отбивая атаки до прибытия французских матросов. Им и англичанам удалось спасти более 4 тысяч армян и переправить в Порт-Саид в Египте. После войны Муса лер и губерния Хатай (Александретта) стали частью Сирии, управляемой Францией. В 1939 году Хатай был присоединен к Турции. Армяне, нашедшие убежище в Египте, до 1939 года возвращались в свои дома. Однако когда губернию присоединили к Турции, около 5 тысяч жителей 5 сел Муса лера (Хаджи Хабабли, Кабусие, Хдр Бек, Ёгун Олук, Битиас) вновь покинули свои дома, на этот раз обосновавшись в местечке Айнчар (Ливан).

Армянское село Вакыф, которое турки называют Вакыфлы Кою, расположилось на южном склоне горы Муса лер (Мовсес сар - гора Мовсес) и смотрит на Средиземное море и Сирию. В селе проживает 150 армян. В нескольких километрах от этого села в мечети читает молитву мулла. "Эта мечеть когда-то была церковью, а в селе жили христиане. Армянская культура здесь под угрозой. Проживает в селе 150 стариков, молодежь покидает деревню и уходит в города", - рассказывает корреспондент CNN.

http://www.armenia.ru/azg/20040828/2004082803.shtml

______________________

Не понимаю зачем они во вражеском Турции до сих пор живут :(

Понятно что это их дом и т.д. но как можно так? :(

история Муса Лера трагичная...

Link to post
Share on other sites

ПОТОМКИ ГЕРОЕВ МУСАЛЕРА

ПЫТАЮТСЯ СОХРАНИТЬ СВОИ КОРНИ

В конце июля 1915 года турецкие власти, начавшие резню и депортацию армян Киликии, окружили гору Муса в районе Суедии. Большая часть 23-тысячного армянского населения была вынуждена покинуть насиженные места и обосноваться в Сирии и Ливане.

“Это было посреди ночи, церковные колокола звонили, призывая нас покинуть деревню до наступления рассвета. Многого с собой мы не успели унести - кое-что, в том числе и запасы на зиму, пришлось оставить турецким соседям, что-то удалось продать, поскольку развитие событий не было неожиданным для нас”, - вспоминает Цагик Джанбазян.

Многие из них погибли в пути от голода и лишений. Другая часть, около 5 тысяч жителей 6 деревень горы Муса, героическая оборона которой послужила основой романа Франца Верфеля “40 дней Муса - Дага”, была спасена французскими войсками. Они сначала дошли до Банияса на сирийском побережье, где им пришлось провести 40 дней в лачугах. За это время 45 человек умерли от невыносимых условий жизни. “Они мокли насквозь под проливными дождями и, чтобы согреться и не терять присутствия духа, ночи напролет танцевали под музыку зурны и доола”, - свидетельствует писатель Погос Анебеян.

В конце концов, беженцы с помощью французского флота были переброшены на суровую и сухую землю Анчара в долине Бекаа в Ливане. В ожидании строительства 1000 “французских домиков” на земле, выкупленной французским правительством с помощью фонда Гюльбенкяна, они провели 2 года в палатках в ужасных условиях. В первые месяцы изгнания, недоедания и эпидемий малярии погибли 500 жителей Анчара. “Было ужасно холодно. Прежде чем укрыть детей, мы грели одеяла над угольными печками”, - вспоминает Мария Ибраджян.

Анчар, известный также как Хауш Муса (район Мусы), был построен на 18 кв. км согласно плану, утвержденному французским правительством. Он разделен на 6 частей по названию деревень Мусалера - Хдрбек, Егунолук, Битиас, Кабусие, Хаджи Хабибли и Вагыф. А улицам дали армянские названия - Саят-Нова, Агаджанян, Джанбазян.

Помимо 1-комнатного “французского домика” с маленьким наружным туалетом, каждой семье выделили надел земли размером 6500 кв. м. Как и прежде, в своих деревнях жители занялись сельским хозяйством, хотя климат в Анчаре был намного хуже. “Мужское население было привлечено к строительству домиков, французы платили им несколько центов в день. После раздела земли каждая семья получила по 50 кг пшеницы для сева”, - вспоминает 94-летний Мовсес Джанбазян.

Чтобы свести концы с концами, фермеры обычно сочетают сельское хозяйство с другой работой. Проработав более 60 лет на земле, Асатур Махулян открыл в деревне маленький супермаркет, которым управляет сейчас его сын.

Чтобы обеспечить получение армянского образования, в деревне были открыты католическая и евангелическая школы. Чуть позже с помощью Шаварша Мисакяна, основателя издающейся в Париже газеты “Арач”, была создана Армянская Апостольская школа, в которой ныне обучаются 219 учеников. На попечении католического сиротского приюта находятся сейчас 60 воспитанников в возрасте от 3 до 15 лет.

Гордые мусалерцы, до сих пор разговаривающие на своем диалекте, продолжают развивать свою деревню, в которой есть административные здания, школы, церкви, клубы, спортивные ассоциации и даже хор. В 1960г. здесь появился водопровод, а действовавшие до этого фонтанчики на улицах превратились в своеобразные памятники. Однокомнатные домики заменены на современные виллы, а кое-где на их месте стоят комфортабельные 2-этажные дома. Анчарцы гордятся своими ресторанами, многие из которых разводят в водоемах форель.

Тем не менее лелеемый своими жителями Анчар испытывает серьезные проблемы с иммиграцией. Население сегодня составляет здесь 2500 жителей, а в 1946-47 годах половина населения, насчитывающего 530 семей, уехала в Армению. Во время гражданской войны в Ливане многие уехали в США и в Австралию.

- Иммиграция молодежи - главная проблема сегодня, - говорит мэр Анчара Сепух Сагиян. - Здесь нет университетов, поэтому для продолжения образования многие уезжают в Бейрут и из-за отсутствия рабочих мест не возвращаются обратно. Однако благодаря строительству шоссе, связывающему Ливан со странами Персидского залива, которое завершится в 2005 году, 58 км, отделяющие Анчар от столицы, можно преодолеть теперь за 30 минут, и мы надеемся, что жители не будут покидать Анчар навсегда.

Безработица также способствует иммиграции. Здесь есть более 50 яблоневых садов, и можно подумать о создании завода по производству сока. Недавно с помощью посольства Канады здесь открылся маленький завод (работают пока 8 женщин) по переработке томатов, выпускающий томатный сок, пасту и кетчуп.

Помимо этих, существует куда более серьезная проблема. В свое время французское правительство с помощью фонда Гюльбенкяна выкупило землю за $70 тыс. у двух арабских семей и еще один надел - за $1 тыс. у арабской религиозной организации. Все они подписали документ о том, что более не имеют претензий на собственность. Сегодня же суннитские соседи Анчара требуют возврата земель, а также незарегистрированных наделов, принадлежавших эмигрировавшим в Армению семьям.

Спорные земли начинаются у въезда в Анчар. На холме уже построена небольшая мечеть, ставшая местом паломничества. Ежегодно в день рождения пророка Мохаммеда от 5 до 10 тысяч паломников поднимаются на вершину холма и выкрикивают враждебные лозунги в адрес жителей Анчара. Отношения с соседями сегодня крайне обострены: сунниты обратились с иском в суд в связи с незаконным, по их мнению, использованием земель жителями Анчара. “Мы - единственная христианская деревня в регионе и являемся для них бельмом на глазу, - объясняет инженер и учитель Гюльбенкяновского колледжа Есаи Аватян. - Они подстрекают кочевников, которые портят наши деревья и перекрывают ирригационные каналы. Они надеются выжить нас из этих мест. Мы прожили бок о бок более 60 лет, но сегодня муфтий долины Бекаа развернул против нас пропаганду, утверждая, мол, “армяне отняли нашу землю и нашу воду”.

К попытке найти компромисс были привлечены власти Сирии. Официальные лица уже решили передать холм Талел Наби суннитам, но те не удовлетворены и требуют в свою собственность незарегистрированные земли Анчара - 250 тыс. кв. м. Суд по иску многократно откладывался, однако споры не прекращаются.

Так и живут среди всех этих проблем потомки героев Мусалера. И ищут пути к выживанию.

Арминэ ЙОХАННЕС, AIM, июнь 2002 года

Перевод Армена НИКОГОСЯНА

Инфа с арменианхаус

Фотография места где происходили легендарные события, из моего архива.

post-3-1093789274.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...