Два пути к знанию
Источником многих труднопреодолимых социальных и культурных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, является раскол науки и религии в Западной цивилизации, где наука утверждает неоспоримые знания, основанные на эмпирическом исследовании естественного мира, в то время как религия способна лишь призывать к вере в сверхъестественные вероучения и послушанию этическим нормам, которые требуют скованности, самодисциплины, самоотверженности. Поскольку религия в традиционном восприятии человечества зачастую основывается лишь на несерьезных обещаниях и раздутых угрозах, ее воззвания к лояльности редко получают одобрительный отзыв, в то время как этические идеалы, которых она придерживается, делают невозможной борьбу против постоянных запретов (давление посредством телевидения, радио и постеров), мешающих по возможности жить полной жизнью. В результате, значительная часть человечества сегодня стала отделяться от религии как основного жизненного руководства, не имея других альтернатив кроме как уходить с головой в мирскую религию консьюмеризма и гедонизма. Слишком часто в религиозных организациях, чувствуя угрозу, которую для их безопасности несет атеизм, уступают настойчивому фундаментализму в отчаянной попытке спасти традиционную лояльность.
Поиски путей установления здравой основы, которая могла бы стать руководством по поведению в сегодняшнем мире, стали особенно сложными, потому что одним из последствий доминирования научного мировоззрения стало вытеснение ценностей из сферы действия реальности. В то время как многие ученые в личной жизни являются непреклонными защитниками таких идеалов, как мир во всем мире, политическая справедливость и экономическое равенство, мировоззрение, пропагандируемое современной наукой, не видит, по большому счету, никакой объективной основы для всех этих ценностей.
С этой точки зрения их корни и основа- понятия очень субъективные, и соответственно предполагают все характерные субъективизму понятия: они персональны, частны, относительны, даже произвольны. Общий эффект данного разделения, несмотря на лучшие намерения многих ответственных ученых, - проложить дорогу образу жизни, основанному на поисках личного удовлетворения и эксплуатации других.
Противоположно классическим западным противопоставлениям религии и науки, буддизм с наукой объединяет характерная приверженность к раскрытию правды о мире. Как буддизм, так и наука выводят строгие различия между тем, каковым все кажется, и тем, каково оно есть на самом деле; и как буддизм, так и религия предлагают открыть наши умы для понимания настоящей сущности вещей, как правило, скрытой от нас за лживыми понятиями, основанными на чувственном восприятии и «здравом уме». Тем не менее, несмотря на это родство, очень важно отметить огромные различия в целях и ориентациях, отличающие буддизм и науку друг от друга. Хотя они могут разделять основные концепции о природе реальности, наука – это проект, задуманный с целью довести до нас объективные знания, основанные на фактах, информацию, относящуюся ко всеобщему достоянию, в то время как буддизм- это духовная тропа, ведущая к внутреннему преобразованию и достижению наивысшего блага, называемого просветление, освобождение или Нирвана. В буддизме поиски знаний важны не для их нахождения, а потому что главная причина нашей зависимости- наша неосведомленность, непонимание вещей такими, какие они есть, и поэтому исцеляющее нас противоядие- это знание и понимание.
И снова, знания, которые приобретаются практикой дхармы значительно отличаются от тех, которые мы приобрели через науку, в некоторых основных аспектах. Наиболее важно то, что поиски знаний – это не только признание объективной информации о конституции и действиях физического мира, но и глубокое личное проникновение в реальную природу личного существования человека. Целью является не понимание реальности снаружи, но понимание ее изнутри, с перспективы отдельного человека, его жизненного опыта. Человек ищет не фактических знаний, а проницательности и мудрости, личного знания, неизбежно субъективного, вся ценность которого заключается в его трансформативном влиянии на жизнь человека. Соприкосновение с внешним миром, как с объектом познания, возникает только до тех пор, пока внешний мир тесно переплетается с опытом. Как говорит Будда, «Это в этом теле, с его восприятием и мыслью, то, что я называю миром, начало мира и его концом, и путь к концу мира.»
Так как буддизм принимает личный опыт исходной точкой, не преследуя цели использовать опыт в качестве трамплина к безличному, объективному типу знаний, он включает в свое поле деятельности весь спектр качеств, раскрытых личным опытом. Это означает, что буддизм рассматривает в первую очередь ценности. Но более того, ценности для буддизма – это не только проектирование субъективных суждений, которые мы модернизируем согласно своим прихотям, социальным нуждам или культурной обусловленности; совсем наоборот, они вписываются в структуру реальности так же твердо, как законы движения или термодинамики. Следовательно, ценности тоже могут быть оценены: подсчитаны в отношении правдивости и обманчивости, расценены как действительные и недействительные, и часть нашей задачи в придании смысла нашей жизни заключается в том, чтобы раскрыть истинную схему ценностей. Для того чтобы определить истинную градацию ценностей, мы должны обратить наше внимание внутрь и использовать индивидуальные критерии для исследования, но то, что мы находим, далеко не частно и не случайно; это неотъемлемая часть объективного порядка, пронизанная той же законностью, что и та, которая руководит движением планет и звезд.
В утверждении объективной реальности ценностей заключается другое важное отличие между буддизмом и наукой. Для того чтобы знания просвещения стали действовать, исследователь должен подвергнуть себя основательной личной трансформации, руководствуясь внутренним восприятием подлинных ценностей. Если естественные науки могут быть восприняты как исключительно интеллектуальная дисциплина, буддийские поиски всецело являются экзистенциальной дисциплиной, которая может быть использована для регулирования поведения человека, очищения его ума, и облагораживания способности человека прислушиваться к процессам, протекающим в своем собственном теле и уме. Этот тренинг требует соответствия с этикой на протяжении всего пути, и поэтому этическими принципами пронизан весь тренинг, начиная с правильного поведения в самом начале вплоть до кульминации в высшем освобождении ума.
Особенно заслуживает внимания то, что этическая сущность буддийских тренингов и их когнитивная сущность соприкасаются в одной и той же точке- понимании истинного отсутствия Я (anatta). Именно здесь современная наука близка к буддизму в понимании истинной природы реальности, основанной на событиях и процессах, подразумевающей отсутствие конечной субстанции, скрытой за последовательностью событий. Но и это сходство во взглядах указывает на фундаментальную разницу. В буддизме преходящая и лишенная субстанции природа реальности – не просто фактическая истина, постигнутая объективным знанием. Помимо всего, это экзистенциальная истина, трансформативный принцип, предлагающий ключ к правильному пониманию и правильному освобождению. Для того чтобы использовать этот ключ для открытия двери в духовную свободу, для его единственной цели, мы должны руководствоваться допущением, что идея материального Я - заблуждение. Недостаточно давать только интеллектуальное одобрение идее отсутствия Я и превращать ее в игру мысли. Принцип должен быть введен третированием самих себя для того, чтобы не обнаружить присутствие своего эго даже в самых укромных и глубоко затаенных местах нашего ума.
Остается надеяться, что мыслители буддизма и ученые, обладающие широкими взглядами, делясь своими понятиями и размышлениями, могут показать нам эффективный способ для восполнения трещин между объективным знанием и духовной мудростью и тем самым создать согласованность между наукой и духовностью. Таким способом духовная практика станет интегрированной частью дисциплины, направленной на знания, и духовная практика и знания в комбинации станут средством для достижения наивысшего блага, просветления и духовной свободы. Эта позиция была всегда присуща буддизму, как показывают все наидревнейшие тексты. Мы должны помнить, что Будда, которого называют Просветленным, не только, как ученый, lokavidu, «знаток мира», но также, прежде всего, vijjacaranasampanno, «обладающий абсолютным знанием и поведением».
Bhikkhu Bodhi (Jeffrey Block) доктор философии, ученый, переводчик американский буддистский монах.
Перевод: Абрамян Сона