Jump to content

Академики Сисакяны


Recommended Posts

НА ПУТЯХ К НАСЕЛЕННОМУ КОСМОСУ

img4034_25713.jpg

Двадцать третьего января выдающемуся ученому советской эпохи академику Норайру Мартиросовичу Сисакяну исполнилось бы 102 года. А прожил он, увы, менее половины из них. До поры до времени о существовании Сисакяна-творца знали лишь только люди старшего и среднего поколений, а младшее не знало и вовсе. По той, в основном, причине, что Норайр Мартиросович, как и другие лица, связянные с так называемыми гостайнами, был «малопубличным», закрытым для СМИ и широкой общественности.

До той же поры, в 30-50-ые годы прошлого века, только отделы кадров заведений и учреждений, где защищался и служил науке Сисакян, ведали всеми подробностями его биографии. А она впоследствии для репортеров явилась сенсацией: ведь это ж надо - будущий академик только в 20 лет окончил… среднюю школу(!), но зато уже в 33 года стал доктором наук! Однако обо всем по порядку.

В начале XX века в армянском тогда еще селе Аштарак в семье виноградаря и винодела Мартироса родился сын, нареченный Норайром. Мать его, красавица Сатеник, померла, когда Норику исполнилось лишь 12 лет, оставив кроме него дочку-малышку Мариам и еще одного сына - Ашота. Волею судьбы будущий светоч науки частично принял на себя тяготы семейного быта, помогая чем мог овдовевшему отцу.

После весьма позднего окончания школы Норайр Сисакян поступил в Ергосунт, откуда вскоре направляется переводом в Ленинградский сельхозинститут. Через год он перевелся на учебу в московскую Сельхозакадемию им.Тимирязева.

После окончания «Тимирязевки» Сисакян продолжил «грызть гранит науки» в аспирантуре, результатом чего стала блестящая защита кандидатской диссертации - первой во вновь созданном Институте биохимии АН СССР.

Исключительное трудолюбие, целеустремленность, талант естествоиспытателя позволили молодому армянскому ученому всего за четыре года подготовить и в 1940 году защитить уже докторскую диссертацию. Ее научный руководитель академик А. Н. Бах весьма ценил своего младшего коллегу: «Меня увлекают его стремительность и быстрота. Это трепещущий человек с учащенным пульсом».

Что касается конкретных научно-практических работ Сисакяна, то уже с 1936 года он успешно проводил исследования биохимических основ засухоустойчивости злаковых культур.

Следующим циклом работ ученого стало изучение ритма биологических процессов: он первым сумел доказать существование сезонного и возрастного ритмов действия ферментов в живой растительной клетке.

В период войны Сисакян интенсивно работал над проблемой сушки овощей и картофеля для фронта с сохранением их витаминного состава. Как результат - за выдающиеся заслуги в области развития советской витаминологии и за отличное выполнение задания правительства по снабжению Советской армии витаминами проф. Сисакян был награжден в 1944-ом орденом «Знак Почета».

Значителен был также вклад в разработку научных основ развития бродильных производств пищевой промышленности. Всеобщее признание получили исследования биохимических процессов при созревании виноградной лозы и выдержке коньячного спирта, определение качества, букета и аромата знаменитого армянского коньяка, хересных и шампанских вин. Под его редакцией вышли в свет семь сборников статей «Биохимия виноделия».

Апогеем же научного творчества Норайра Мартиросовича стала его основополагающая роль в рождении и становлении космической биомедицины. Именно Сисакян явился ее родоначальником. Известно, что под руководством нашего ученого-соотечественника была осуществлена обширная программа экспериментов, выполненная в 1960-61 гг. (еще до первого полета человека в космос) на возвращаемых космических кораблях-спутниках, которые, по существу, являлись прототипом первого пилотируемого космического корабля Юрия Гагарина «Восток». Эксперименты проводились на многочисленных живых организмах и биологических объектах, стоящих на разных уровнях и линиях филогенетического развития. «Они-то и заложили основы новой отрасли знания - космической биомедицины», - отмечают в своих воспоминаниях академик РАН О. Г. Газенко и профессор А. А. Гюрджиан.

Помимо решения чисто научных вопросов, на Норайра Мартиросовича были возложены серьезнейшие организационные функции. Так, в книге «На путях к населенному космосу» (М., «Наука», 2001 г.) отмечается, что «под руководством и непосредственном участии Сисакяна была разработана и осуществлена программа подготовки к полету в космос человека. Под его ответственность производились отбор и подготовка кандидатов, системы жизнеобеспечения и безопасности, медицинского контроля и последующего изучения состояния их здоровья. Сисакян возглавлял комиссию по проверке готовности космонавтов к полету».

Норайр Мартиросович беспокоился не только о здоровье и безопасности пилотов и исследователей, но даже об их… комфорте во время полета. Ученый протестовал против того, чтобы приборам и установкам выделялось сверх меры пространство, а космонавт находился бы в неудобных позах.

Часть конструкторов и медиков считала, что в космических кораблях можно ограничиться более простой системой регенерации воздуха, при которой воздушная среда сильно отличалась от земной преобладанием кислорода. Однако Норайр Мартиросович возражал, доказывая ненадежность подобной системы. По его мнению, дыхательная среда должна быть максимально приближенной к земной. С. П. Королев, учтя, что надежность гораздо важнее стремления к простоте технических решений, поддержал предложение Сисакяна. Лучшей оценкой этого варианта прозвучали слова Юрия Гагарина при постполетном медицинском обследовании: «Дышалось легко».

Хотя и совместные советско-американские эксперименты по программе «Союз-Аполлон» состоялись после кончины Норайра Мартиросовича, однако в свое время он внес решающий вклад при планировании этого проекта на начальном этапе переговоров.

Следует добавить, что не случайно именно Сисакян являлся главным редактором сборников «Проблемы космической биологии» и «Первые космические полеты человека». Не случайно и то, что его имя заслуженно стоит в одном ряду с корифеями науки - Сергеем Королевым и Мстиславом Келдышем.

Завершая «космическую часть» многогранной деятельности Сисакяна, отметим, что его живо интересовали вопросы экзобиологии, проблемы происхождения и сущности жизни, а также перспектива внеатмосферной жизни человека. Сам ученый писал: «Для биолога ислючительно заманчива перспектива сопоставления обнаруживаемых форм жизни с земными. Это позволит выявить характер и пути возникновения и эволюции живой материи во Вселенной, подтвердить общие законы развития материи».

В прочитанной в мае 1965 года в ЮНЕСКО (Париж) лекции «На путях к населенному космосу» Сисакян, касаясь Марса, сказал: «Марс представляет для нас наибольший интерес. Среда его более всего подходит к условиям Земли, является в большей степени вероятной для создания системы жизнеобеспечения человека. В атмосфере Марса обнаружены углеродистые соединения, наличие воды не подвергается сомнениям. Кроме того, на Марсе отсутствует возможность загрязнения с Земли, т. е. мы имеем идеальные условия для постановки исследования проблемы жизни вне нашей планеты».

Важную роль Норайра Мартиросовича в космическом «процессе» подчеркнул и космонавт Герман Титов: «Вспоминая сегодня об академике Сисакяне, хотелось бы отметить, что тогда (в 60-ые - Л. Н.) медики были, пожалуй, главными людьми в отборе и подготовке кандидатур к полетам».

На многих международных симпозиумах перманентно подчеркивалась значимость Н. М. Сисакяна не только как выдающегося ученого, крупного организатора науки, но и глашатая международного сотрудничества. Он стоял у истоков Пагуошского движения ученых за мир, избирался президентом XIII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Кстати, перед обсуждением кандидатов на вышеуказанный пост американцы в кулуарах пытались уговорить Индиру Ганди выставить в пику Советам свою кандидатуру. На что премьер-министр Индии ответила: «Профессор Сисакян - наша кандидатура». Посему не удивительно, что и спустя 40 с лишним лет на симпозиуме в Москве в честь его столетнего юбилея прозвучала лестная оценка из уст нынешнего гендиректора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры в адрес покойного. Он заявил высокому собранию, что «имя Сисакяна добавило заметную страницу к истории ЮНЕСКО». Напомнив участникам форума об избрании Норайра Мартиросовича президентом XIII сессии Генконференции ЮНЕСКО, ее действующий руководитель подчеркнул, что «впервые в истории этой организации столь высокая должность была занята представителем СССР.

А в годы «холодной войны» академик Сисакян инициировал симпозиум «Человек и космос», который и поныне проводится под эгидой ЮНЕСКО. Норайр Мартиросович считал, что мир - это единая большая Родина - дом для всех наций, живущих в мире и любви. Идеи и инициативы Сисакяна, вдохновлявшие его деятельность в ЮНЕСКО, его принципы как этические, так и научные, важны и сегодня».

Высокий международный авторитет армянского академика способствовал единодушному избранию его вице- президентом Международной академии астронавтики и председателем Комитета по биоастронавтике Международной астронавтической федерации.

Многие работы Норайра Мартиросовича переведены на целый ряд европейских и азиатских языков. Он читал свои лекции в вузах Бельгии, Франции, Германии, Армении и России, в стенах ЮНЕСКО, на здании которого высечено его имя. Норайр Мартиросович был среди тех, кто на заре ЮНЕСКО открывал ее штаб-квартиру.

Во время же церемонии увековечения имени нашего соотечественника тогдашний руководитель организации Рене Майо произнес следующее: «Господин Сисакян был великим ученым, который сумел посвятить себя делу международного сотрудничества … Он был человеком, которым мы можем гордиться».

А вот известный кубинский деятель Хуан Маринелью как-то назвал Норайра Мартиросовича «новым человеком», не подозревая, что по-армянски «Норайр» действительно обозначает «новый человек»! Поразительное совпадение!

Имя «нового человека» значится почти полвека под раскидистым деревом, посаженным им на земле Франции. Ученый мечтал, чтобы жители земли обрели «двойное гражданство», стали и гражданами Вселенной.

Выражаясь образно, жизненный путь Сисакяна начался у подножия библейского Арарата и завершился под стенами московского Кремля. Преждевременная смерть настигла ученого на 60-м году жизни в возглавляемой им лаборатории энзимологии Института биохимии РАН, когда Норайр Мартиросович работал над очередной научной статьей. Его относительно недолгая жизнь сумела вместить в себя исторически важный этап в развитии Армении и России, связала земные и космические просторы. Сисакян скончался 12 марта 1966 года и был похоронен на правительственном Новодевичьем кладбище в Москве. Восточная мудрость гласит: «Человек жив, пока его помнят». Сисакяна помнят до сих пор, хотя уже 43 года, как его нет с нами. Помнят родные, коллеги, соотечественники, международная общественность.

ЛЕОНИД НЕРСЕСЯН

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...

Жизнь, отданная науке

post-31580-1273559896.jpg

1 мая в возрасте 65 лет скоропостижно скончался Алексей Норайрович Сисакян, всемирно известный физик - теоретик, крупнейший организатор науки, член президиума Академии наук России, иностранный член НАН РА, почетный доктор Ереванского государственного университета, директор Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна, Московская область).

Алексей Норайрович Сисакян родился 14 октября 1944 г. в Москве в семье научных работников. Отец Алексея Норайровича - академик Норайр Мартиросович Сисакян был известным биохимиком, стоявшим у истоков космической биологии. В 1968 году сразу после окончания физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Сисакян поступил на работу в лабораторию теоретической физики Объединенного института ядерных исследований под руководством академика Н. Н. Боголюбова.

В 1970 году Алексей Норайрович защищает кандидатскую диссертацию по теме «Приближение прямолинейных путей в квантовой теории поля и множественное рождение частиц при высоких энергиях», а в 1980 г.- докторскую диссертацию «Многокомпонентный подход в теории множественного рождения адронов».

Основные направления его научной деятельности - физика элементарных частиц, приближенные методы и уравнения квантовой теории поля, физика сильных взаимодействий при высоких температурах и плотностях, математическая физика. Он является автором более трехсот научных статей, опубликованных в наиболее цитируемых международных журналах по физике.

В квантовой теории поля А. Н. Сисакяном с соавторами было впервые предложено и разработано приближение прямолинейных путей - эффективный метод континуального интегрирования, нашедший широкое применение в теоретической физике. Им развит многокомпонентный подход в теории множественного рождения частиц, который позволяет описывать закономерности неупругих процессов столкновения элементарных частиц. Широкую известность получили работы под руководством А. Н. Сисакяна, посвященные развитию непертурбативных методов квантовой теории поля.

В области математической физики совместно с сотрудниками кафедры теоретической физики ЕГУ А. Н. Сисакяном выполнен основополагающий цикл работ по теории классических и квантовых систем с динамической симметрией на пространствах постоянной кривизны, проблеме генерации топологически нетривиальных объектов в осцилляторном взаимодействии. На эту тему А. Н. Сисакяном в соавторстве опубликована монография «Квантовые системы со скрытой симметрией».

В последние годы под руководством А. Н. Сисакяна проводились новые перспективные исследования, направленные на поиски процессов образования смешанной кварк-адронной фазы ядерной материи в столкновениях тяжелых ионов. Им инициирован крупномасштабный международный проект NICA на базе ускорительного комплекса ОИЯИ.

Наряду с активной научной деятельностью А. Н. Сисакян уделял большое внимание педагогической деятельности и научно-организационной работе. Под его непосредственным руководством защищены 15 кандидатских диссертаций. Он был одним из организаторов и вице-президентом Международного университета «Дубна», являлся заведующим кафедрами фундаментальных и прикладных проблем Московского физико-технического института и теоретической физики университета «Дубна», профессором МГУ им. М. В. Ломоносова.

Будучи вице-директором (1989-2005 гг.) и директором ОИЯИ (с 2006 г.), А. Н. Сисакян внес большой личный вклад в сохранение и увеличение потенциала института, а также в развитие широкого сотрудничества с известными национальными и мировыми научными и образовательными центрами . Академик Сисакян награжден более чем десятью российскими и зарубежными орденами и медалями.

Велик вклад А. Н. Сисакяна в развитие науки и подготовку квалифицированных научных кадров Армении. Он являлся идейным вдохновителем и первым научным руководителем лаборатории физики высоких энергий, созданной на базе ЕГУ в 1988 году, нацеленной как на теоретические исследования, так и на участие в строящемся в то время крупнейшем ускорительно - накопительном комплексе в г. Протвино. За проявленные заслуги А. Н. Сисакяну в 1995 году присвоено звание Почетного доктора ЕГУ, в 2003 г. он избирается иностранным членом НАН РА, а в 2006 г. награждается медалью Анании Ширакаци.

Алексей Норайрович Сисакян был ученым, до конца преданным науке, человеком, сочетающим в себе огромную силу воли с мягкостью и отзывчивостью к своим близким, друзьям и коллегам. Он был добрым человеком и настоящим интеллигентом. Благодарная память о нем навсегда останется в сердцах всех ,кто его знал и имел счастье работать с ним.

Государственный комитет по науке РА

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...