Jump to content

Цветана Паскалева


Recommended Posts

ЦВЕТАНА ПАСКАЛЕВА: 17 ЛЕТ НА ПЕРЕДОВОЙ

paskal1.jpg

"Самая большая победа и гордость армян нашего времени – это карабахская победа, она впишется золотыми буквами в историю армянского народа", - сказала на встрече со студентами Российско-Армянского (Славянского) университета автор 7 документальных фильмов о карабахской войне 90-х годов Цветана Паскалева. Это была ее четвертая встреча со студентами РАУ. За два с лишним часа они посмотрели два ее фильма – "Раны Карабаха" и "Солдаты своей земли", получили исчерпывающие ответы на свои вопросы, узнали о творческих планах и личной жизни гостьи.

Пророчество Католикоса

Болгарская тележурналистка-документалист Цветана Паскалева еще только 4 месяца, рискуя жизнью, занималась карабахской проблемой, но уже успела подготовить серию репортажей о насильственной депортации мирного армянского населения Геташена, Мартунашена и Шаумяна, вызволила из азеровского плена оператора Вартана Оганесяна и заканчивала монтаж своего первого фильма о карабахской войне, когда получила приглашение в резиденцию Католикоса Всех Армян Вазгена Первого.

- Это был официальный прием, - вспоминает Паскалева. – Тяжело больной Католикос величественно восседал на патриаршем троне с жезлом и при всех регалиях. Прежде я никогда не видела столь одухотворенной личности. На встрече он произнес слова, глубочайший смысл коих мне удалось постичь спустя годы. Он сказал: "Спешу вас благословить, поскольку не знаю, сколько мне осталось жить. У вас миссия на нашей земле, особая миссия... Вы неспроста приехали сюда и навсегда останетесь на этой земле. Я должен вас благословить, чтоб Бог оберегал вас". И преподнес свой портрет со словами благословения.

Все так и вышло. Почти пятнадцать лет поддерживается режим прекращения огня, но Цветана Паскалева как бы привязана к нашей земле, к ее долгой и непростой истории, к героическому и трудолюбивому народу, покорившему ее чуткое сердце. Вот уже 17 лет она живет в Армении, живет надеждой, что справедливость восторжествует, что скоро увидит она и дипломатическую победу любимого ею Карабаха...

Аспирантка ВГИКа в тот памятный день не подозревала, что это было "пророчество святого" и вскоре круто изменится ее судьба: она добровольно оставит работу над диссертацией и поставит себе цель озвучить на Западе правду о кровоточащей ране Карабаха.

paskal2.jpg

В ее сердце уместился Карабах

Вооруженная камерой, эта отважная женщина шла через войну вместе с фронтом, выдавая западным и российским телекомпаниям репортажи с поля боя, проливающие свет на суть карабахского освободительного движения и меняющие международное общественное мнение: была нарушена информационная блокада, утверждалась альтернатива азербайджанской версии происходящего. Ей верили – это была точка зрения европейского журналиста, знакомого Западу по репортажам и документальному фильму о грузино-югоосетинском конфликте 1990 года.

Цветана Паскалева, всем сердцем принявшая боль и чаяния карабахцев, отстаивавших право на независимость и оказавшихся наедине с хорошо вооруженной азербайджанской армией, очень скоро, говоря об армянах, карабахцах, невольно аргументировала: мы!... И в ответ слышала – наша Цветана... Объектив ее камеры фиксировал чудеса героизма защитников Карабаха, и она их делала героями своих фильмов, делилась кровью с ранеными. Была ранена сама, потеряла от снайперской пули свое мирное оружие – камеру.

- Я всегда хотела представить, как в Великую Отечественную войну люди бросались на вражеские танки, и это я увидела в Карабахе в реальных боях - защитники Карабаха были настоящими героями, их действия были осознанны... Наши отряды были невелики по численности, было мало оружия, мало боеприпасов, никакого сравнения с возможностями азеров... И при этом мир называл карабахских защитников агрессорами. Я показала в своих фильмах, кто на самом деле эти солдаты и за что воюют, пытаясь объяснить миру, почему армяне – люди мирных профессий - взяли в руки оружие, почему ход военных событий вынудил их пойти вперед и создать пояс безопасности вокруг Карабаха.

Серьезным упущением того времени, когда Азербайджан, заметно ослабев, был заинтересован в перемирии, Цветана Паскалева считает неподписание документа, юридически закреплявшего историческую победу карабахцев. По ее словам, сейчас ситуация изменилась, Азербайджан экономически окреп, страх азербайджанцев притуплен, и потому все слышней воинственная риторика, угрозы решить проблему военным путем... Она уверена, что вести переговоры по мирному урегулированию карабахско-азербайджанского территориального конфликта необходимо, но при этом следует неуклонно укреплять боеспособность карабахской армии, быть готовыми в любой момент защитить свои границы.

- Карабах – это национальный, общеармянский вопрос, перед которым безоговорочно должны отступать все межпартийные и иные разногласия. Ибо без единства взглядов и подходов, без сплоченности и патриотического настроя народа все усилия политических лидеров могут оказаться напрасными, - считает Паскалева. – Извините, если мои слова кому-то покажутся бестактными, но я живу в этом обществе и моя гражданская позиция выстрадана.

Возвращение на армянское ТВ

Цветана Паскалева рассказала, что в декабре 2008-го ей была оказана честь посетить Болгарию в составе официальной армянской делегации, возглавляемой президентом РА Сержем Саргсяном. Впервые за 17 лет на родине Паскалевой из уст главы Армении на встречах с первыми лицами Болгарии, с представителями болгарских СМИ и армянской общины Болгарии прозвучала высокая государственная оценка ее деятельности на армянской земле, был подчеркнут ее вклад в летопись современного Карабаха.

- Это был достойный дипломатический шаг, было верно выбрано место – моя болгарская земля. Слова благодарности от имени всего армянского народа прозвучали с высокой трибуны, и Болгария их услышала, - взволнованно произнесла Цветана Паскалева.

Она также сообщила, что близка к завершению книга ее воспоминаний о карабахской войне, что она готовится приступить к съемкам нового документального фильма с привлечением хроники и участием политических и военных лидеров 90-х годов, взявших на себя ответственность за судьбу Карабаха, – Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна, Самвела Бабаяна, Вазгена Саркисяна и Вазгена Манукяна.

Студенты аплодисментами приветствовали новость о том, что Цветана Паскалева после 8-летнего перерыва возвращается на Армянское телевидение – канал "Арарат" - с новой авторской программой.

"Мое богатство – это благодарность, любовь и добрая память обо мне армянского народа", - сказала Цветана Паскалева – первая иностранка, получившая вид на жительство в постсоветской Армении, обладательница медали "За отвагу" и почетного звания полковник Карабахской армии.

Лиана ХАЧАТУРЯН

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites
  • 3 months later...

«БУДЕМ ДОСТОЙНЫ НАШЕЙ ПОБЕДЫ»

Болгарскую журналистку Цветану Паскалеву, может быть, неуместно считать «иностранным деятелем». И не потому, что уже 18 лет она живет в Ереване, а потому, что она постоянно призывает нас «быть достойными своей победы». Судя по брифингу, на вопросы она смотрит как истинная армянка. Или она просто профессионал, знающий цену слова, потому и оставляет такое впечатление.

В любом случае, одно то, что болгарка не только готова по зову своей профессии на несколько месяцев поехать в воюющий Карабах, находящийся на краю земли и отнюдь не знакомый мировой общественности, но и на 18 лет обосноваться в Ереване и продолжать здесь свое дело - достойно глубочайшего уважения.

Должны кричать об этом

Цветана Паскалева родилась в Болгарии. Окончила Московский институт театрального искусства (ГИТИС), а затем аспирантуру ВГИК.

Надо полагать, что для кинодокументалиста Карабах был не первой «горячей точкой», поскольку в 1990г. она побывала в южной Осетии и сняла там документальный фильм «Южная Осетия: боль двух народов».

Уже потом, в 1991-94 гг., она занялась освещением проблемы Арцаха. «Освещать» военные времена для нее означало: ради освобождения журналиста Вардана Ованисяна поехать в Мартуни и Геташен, оказаться в пике операции «Кольцо» в Шаумяновском районе, причем в те дни, когда азербайджанцы насильно изгнали армян из родных сел и уже стирали все следы пребывания армян.

«Когда журналиста командируют в разные страны готовить репортажи, то он и сам не знает, сколько он там пробудет. Я осталась. Более того - я хочу видеть и обязательно увижу независимый Карабах», - убежденно говорит Паскалева.

Иностранный хроникер карабахской войны выразила свою точку зрения о том, что в 1994 г. наша страна была готова решить карабахский вопрос, поскольку в то время мы переживали высочайший духовный и патриотический подъем, но эту возможность мы упустили из рук.

Время изменило многое. У нас никогда не было хорошей пропаганды, а теперь и того хуже, а вот азербайджанская пропаганда, хоть и основана на лжи, но прекрасно организована.

Кинодокументалистка придерживается того мнения, что раскол политического поля страны - это «недопустимая роскошь халатности» для страны, пребывающей в режиме перемирия, а «карабахский вопрос должен объединить все силы и в Армении, и в Карабахе».

Такого «объединения» давно уже нет, и справедливо, что победившая страна сегодня каждую минуту проигрывает, потому что мы все надеемся, что всем известно, что «Карабах наш, только он в руках турок».

А между тем, считает журналистка, надо постоянно быть бдительным, «мы должны кричать о том, что Карабах наш, усилить армянскую пропаганду и быть достойными нашей победы».

Она думает, что, «возможно, это даже хорошо, что общественность не посвящена в детали переговорного процесса» и не верит, что какой-нибудь президент Армении подпишет хоть какой-нибудь документ самостоятельно.

Жаль, что сегодня молодежь не знает имена своих героев-современников - Бекор Ашота, Монте Мелконяна, других. Она довольствуется упоминанием исторических героев. Более того, сегодня семьи павших бойцов находятся в ужасном социальном положении, и общество обязано оказать им материальную и психологическую помощь. Телекомпании о них даже не вспоминают, вместо этого показывая разнообразные шоу.

«Я не снимала Манвела Григоряна»

Фильмы Паскалевой, посвященные карабахской войне и ее героям - «Раны Карабаха», «Мои дорогие живые и мертвые», «Высоты надежды», «Солдаты своей земли», «Покой», «Дух и вера» (об освобождении Шуши) часто демонстрировались за рубежом, в основном по инициативе кинодокументалиста. На вопрос относительно обретения славы, журналистка дала дельный и вдохновенный ответ: «Когда садишься в вертолет и не знаешь, останешься ли живой, вернешься ли, не думаешь ни о деньгах, ни о славе».

Чтобы доказать, что она никогда не была обласкана властью, напомнила, что пожертвовала двумя видеокамерами, что у нее прикрыли два цикла телепередач. Первый («Мои дорогие живые и мертвые») за то, что рассказала о дашнаках Ваане Ованисяне и Гранте Маркаряне, а цикл «Аспект» - за веру в Самвела Бабаяна, в то время сидевшего в тюрьме.

Это тоже была война, и она заплатила ей свою цену. Однако Цветана Паскалева упряма и энергична, и сегодня она ведет новый цикл передач на телеканале «Арарат». На сей раз он называется «Луч», носит социальный характер и посвящен проблемам инвалидов.

Недовольна тем, что у нее нет варианта своих фильмов на DVD, а следовательно, она не может их тиражировать и продавать, и она не собирается никого просить об этом.

На вопрос о том, что Паскалева в определенном смысле принадлежит к числу избранных, ведь у многих военных документалистов нет даже возможности снимать, нет своего архива, ленты со временем портятся, поскольку они не могут их оцифровать, более того, их имен сегодня никто не знает, Цветана снова подчеркнула, что у нее нет близких людей во властных структурах и если она чего-то достигла, то лишь собственными силами.

Чтобы доказать, что она не из числа избранных, что ее архив тоже поврежден и сохранились только кадры, использованные в ее семи документальных лентах, Паскалева привела такой пример. В 1999 г. она искала кадры с Вазгеном Саркисяном и обнаружила, что большая часть лент повреждена и даже исчезла. Во всех случаях у многих документалистов нет возможности снимать серию фильмов, их архив, весьма дорогой, день ото дня приходит в негодность, но об этом никто не думает.

На вопрос, не было ли за эти 18 лет случая, чтобы она изменила свое мнение о героях собственных фильмов, Цветана Паскалева ответила отрицательно и в качестве примера сказала: «Я не снимала Манвела Григоряна». Однако вопрос касался не Манвела, а многих людей, которые на удивление часто «снимались», камеры всегда оказывались в нужном месте.

Цветана Паскалева заплатила за свои дружеские чувства к армянам: азербайджанцы несколько раз выносили ей смертный приговор. Известно, что армяне - народ гостеприимный, но любящий все чужое. Цветана Паскалева снимала фильмы, показывала их на международных фестивалях, вела телепередачи, получала разные награды, народ знает и любит ее. Ей не на что жаловаться. Многие армянские кинорежиссеры и операторы, снимавшие войну, сегодня забыты, находятся в таком же тяжелом социальном положении, как и семьи азатамартиков.

Их труд забыт и неоценен.

azatamtutyun

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...