Jump to content

Хачатур Есаян


Recommended Posts

Мастер лирических красок

К 100-летию художника Хачатура Есаяна

post-31580-1254208933.jpg

Есть люди, о которых можно вспоминать и без всякого повода. В данном случае налицо двойная причина рассказать к юбилею о художнике, с которым мне довелось общаться и беседовать многие годы, учитывая родство и любовь к живописи: его - выдающегося профессионала, и мою - зрительскую.

- Моя жизнь художника, - вспоминал Хачик, - началась в далекий полузабытый день, когда 10-11-летним мальчиком в Карсе я вдруг почувствовал огромное желание нарисовать что-то своими руками...

Спустя годы трудно определить, чем было вызвано это желание и какие красоты и картины Карса подтолкнули мальчика: чугунный мост над рекой, пестрые группы женщин, полощущих одежду на берегу, могучие стены крепости или церковь Аракелоц... У родителей, впрочем, были свои планы насчет будущего Хачика - выучить его на инженера. Юноша вернулся из Москвы с дипломом инженера-электрика. Вернулся уже, увы, не в родной Карс, а в Гюмри, в город ремесел и искусств. Родные почувствовали, что кисть и холст перевешивают любовь к электричеству и не противились выбору Хачика.

...Мне приходилось быть на многих персональных выставках художника. Хочу упомянуть одну из них - в сентябре 1959-го, к полувековому юбилею. В Картинной галерее посетители ждали слова Мартироса Сарьяна: «Кисти Есаяна принадлежит множество изящных миниатюр, которые по своему богатому и глубокому содержанию превосходят многие объемные полотна. Талантливый художник, Хачик имеет свое особое лицо». Чтобы заслужить это признание, потребовались годы труда и поиска.

- Моими учителями были Седрак Аракелян и Ваграм Гайфеджян, а Егише Татевосян был моим духовным отцом, - говорил Есаян, прибавляя, что его восхищает и творчество импрессиониста Клода Моне. Действительно, в работах художника заметны воздушная прозрачность, причудливая гармония света и тени, присущая импрессионистам. Однако Есаян не повторял их, а шел своим путем.

В 60-70-е годы ему удалось, преодолев железный занавес, побывать в Англии, Франции, Италии, Греции, Румынии, Турции. Эти поездки сыграли огромную роль в его развитии как художника. Можно утверждать, что он заложил у нас основы урбанизма.

В декабре 1972 года в Париже в здании армянского музея прошла выставка работ Есаяна - 34 холста на армянскую тематику. В 1976-м там же организовали вторую, которую высоко оценил Гарзу, близко знавший Есаяна. Вообще творчество и характер художника притягивали к нему людей как за рубежом, так и дома.

Мартирос Сарьян, Грачья Нерсисян, Ваграм Папазян, Армен Гулакян, Вардан Аджемян, Микаэл Тавризян... Эта плеяда мастеров была средой, питавшей художника Х. Есаяна, который работал и во многих постановках спектаклей, был в один период главным художником-постановщиком Оперного театра, прекрасно знал и оформлял национальные костюмы Ансамбля песни и пляски Татула Алтуняна. Мне особенно запомнились декорации к опере И. Стравинского «Царь Эдип», поставленной у нас в 1963 году и показанной потом с успехом в разных городах СССР. В Ереване премьеру высоко оценил Дмитрий Шостакович.

С В. Папазяном художник дружил более 40 лет. Но этот солидный стаж не мешал им порой ссориться. Как-то Есаян осмелился спросить, а была ли актриса Сирануйш действительно столь великой? «На колени! - встрепенулся Папазян и, подскочив к художнику, крепко зажал ему рот руками: - На колени, грешник!»

«Пришлось встать на колени и покаяться, не то задохнулся бы», - написал потом с любовью Есаян в книге воспоминаний «Папазян – вблизи» (изд. «Айастан», 1972 г.)

Уже в последние годы своей жизни художник как-то признался, что пишет мемуары, набралось уже 20 печатных листов. Но, к сожалению, напечатать их он не успел, а рукопись куда-то подевалась. Жаль, там наверняка было много интересных эпизодов из жизни людей искусства его эпохи. Так, мне запомнилось его особое отношение к таланту певицы Заруи Долуханян. Ее концерты были праздником для Хачика. Не писавший портретов, Есаян сделал в порядке исключения небольшой холст, где певица в одеянии абрикосового цвета стоит у рояля. Эта картина хранилась на почетном месте в доме художника.

...26 апреля 1977 года Ереван провожал в последний путь народного художника Армении Хачатура Есаяна. Из Москвы приехали Заруи Долуханян, Арам Хачатурян, Яков Флиер, звучал «Крунк», множество цветов украсило могилу мастера цвета, чьи картины оставили незабываемый след в истории армянской живописи.

P. S. К 100-летнему юбилею художника хорошо было бы установить мемориальную доску на стене дома, где жил и творил Х. Есаян.

Рафаэл Аветисян-Серобян

Edited by Pandukht
Link to post
Share on other sites

Есаян Хачатур Акопович (1909-1977). Армянский советский художник. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1956). Член Коммунистической партии с 1943 г. Оформил ряд спектаклей в театрах Армении: "Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега (1943, Т-р им. Сундукяна), "Фархад и Ширин" Вургуна (Азерб. театр им. Джабарлы), "Геворг Марзпетуни" по Мурацану (1942, Ленинаканский театр), "Сое и Вардитер" В. Тиграняна (1957), "Давид-бек" А. Тиграняна (1956) в Театре оперы и балета им. Спендиарова (совм. с М. Сарьяном, А. Мирзояном) и др. Оформления художника отличаются лиризмом пленерных сцен, лаконизмом решения сценического пространства. Художественный рейтинг 3В.

post-31580-1254209142_thumb.jpg

"Арарат". 1951 г. Холст, картон, масло.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...