Летняя школа в Карвачаре - мечта, которая могла бы стать реальностью
http://vaykuneci.livejournal.com/125419.html#cutid1
Очень часто не глубоко знающим меня людям кажется, что я неисправимый, а местами даже наивный идеалист. Чаще всего это мнение бывает искренним, чувствуешь любовь и уважение к себе этих людей, равно как и их печаль, по поводу того, сколь много "красивых начинаний" или "красивых мыслей" обречено на провал. У меня иной подход к жизни. Надо жить в соответствии с принципами, хранить наследие предков, созидать будущее и жить с достоинством. Все остальное приложится... Никогда не надо боятся смелых решений, не надо позволять суете ежедневных обязанностей довлеть над порывами души, которая хоть на пару дней в году должна получать отдушину. Нельзя полностью отдаляться от примордиального величия гор, чистоты их вод и плодородия долин Родины.
Это вступление. О великом воздействии Армянской земли на человека, волями судеб оказавшегося в рассеянии, еще не рассказано обстоятельно. Но ни с чем не возможно сравнить те ощущения, то потрясение и восторг, которые охватывают армянина, даже тех, кто живет в Ереване, когда он физически оказывается на освобожденной армянской земле и начинает духовно приобщаться к ее невероятно сильному историческому, психологическому и духовному символизмам.
На современном постсоветском пространстве – в России, Украине, Белоруссии проживает более миллиона армян, многие из которых уже не просто не владеют армянским, но и почти ничего не знают об истории и культуре своего народа. Старшее поколение, особенно те, кто по каким-то причинам покинули Армению, наследуют подсознательное чувство вины, которое зачастую выливается во внешнюю агрессивность – “в Армении нет закона, справедливости, будущего, а только нищета, бесправие да война. Возвращаться туда самоубийство и непростительный идеализм”. Но второе и третье поколение уже не наследуют или не ощущают этот комплекс в столь болезненной форме. Они хотят обрести идентичность, понять что есть Армения, ее культура, язык, музыка… Без сомнения не все из них будут иметь возможность изучить армянский в совершенстве или вернуться на Родину, но желание “обрести” Армению в своем сердце, душе и сознании может дать им смысл жизни, причину оставаться армянином на чужой земле, уметь знать и гордиться своим происхождением, пока в один из дней они или внуки их не повернут вспять неестественный ход армянской истории последних веков и не вернуться на Родину, даровав искупление и посмертно придав смысл жизни тем, кто десятилетиями или веками вольно или невольно были разбросанны по свету и прозябали во благо других.
Как только станет возможным создать минимальную материальную базу, т.е. обустроить развалину (крыша, окна-двери, пол, штукатурка, малярные работы, душ на две-три кабинки и мебель – пару шкафов, тумбочек, кроватей и стульев), то можно будет запустить многопрофильный проект "Летней школы" в Карвачаре. Программа будет предусматривать курс лекций-бесед на заданные темы (которые будут варьироваться в соответствии со спецификой групп).
Можно отремонтировать один из домов прямо над каньоном реки Трту с широкой открытой верандой, для обеспечения максимально прямого и непосредственного контакта с природой. С 10.00 по 13.00 (с перерывами) в непринужденной обстановке будут проходить лекции на заданную тему дня, затем обед, свободное время на отдых и общение с местным населением и, вечерняя беседа с ответами на все вопросы по темам и не только, красивый ужин и продолжение факультативных (т.е.вольных бесед) за чашкой чая. После окончания семидневного курса будет красивый и незабываемый поход в высокогорье на несколько дней с палаточными ночевками на высотах 2200-2700 м в лоне совершенно потрясающей природы. Режим будет щадящим и после дня трудного горного броска у людей будет два дня легких прогулок и просто времени полежать на скале, насладиться панорамой, попить ледянной воды из горных ручьев, поесть и поспать в свое удовольствие. Знания, закрепленные подобным контактом с источником армянского бытия – Нагорьем, останутся с человеком навсегда. Он быть может забудет многие из имен или дат, но в душе у него останется незабвенная память животворящего прикосновения к освобожденной кровью земле Родины и выверенное личным опытом осознание своей национальной идентичности. В “наследство” он получит схематические знания об основных исторических, культурных и духовных реалиях Армянского мира и, обретя Армению, быть может вместе с ней обретет и смысл жизни и волю к ней, которые без сильных идей, любви и жертвенности иссякают и подкашивают человека на корню, превращая его в серого и среднестатистического обывателя.
Проект летней школы в Карвачаре
Недельный курс бесед под условным названием “Обретение Армении"
Первый день.
Тема дня
Введение в понятие “Армения”.
- Армения как географическая общность;
- Армения как единая цивилизационная ткань;
- Современная Армения (РА, НКР) – предварительные сведения о государственном устройстве, административном делении, текущей общественно-политической обстанвке;
- Общее введение в Армянский язык – происхождение языка, армянские языки, алфавит, литература.
Вечерняя беседа
- Армянская музыкальная традиция – введение, прослушивание отрывков из разнородных музыкальных произведений;
- Вопросы по темам дня и общего содержания
Второй день
Тема дня
Краткий эпохальный обзор истории Армении. Часть I
- Вопросы этногенезиса Армянского народа;
- Проблематика Ванского царства;
- Древнеармянские царские династи – Царство Великая Армения;
- Марзпанская Армения.
Вечерняя беседа
- Древнеармянская народная, классическая и неоклассическая музыка;
- Вопросы по темам и общего содержания.
Третий день
Тема дня
Краткий эпохальный обзор истории Армении. Часть II
- Арабское завоевание;
- Анийское царство;
- Киликийское царство;
- Армения в период отсутствия собственной государственности – Тимур Ленг, Османское и персидское владычество.
Вечерняя беседа
- Современная армянская музыка;
- Философия армянской музыки и критерии ее культурологической и художественной оценок;
- Вопросы по темам и общего содержания.
Четвертый день
Тема дня
Новейшая история Армении
- Мец Егерн и Первая Республика;
- Вторая Республика – Советская Армения;
- Обретение независимости, Третья Республика;
- Арцахская война – краткая иллюстрированная история.
Вечерняя беседа
- Жизнь в Арцахе и его освобожденных землях;
- Вопросы по темам и общего содержания.
Пятый день
Тема дня
Религия и духовность Армении.
- Дохристианские религиозные системы Армении;
- Христианство и Армянский мир – взаимопереплетение судеб;
- Армянская Апостольская Церковь – особенности догматических позиций и обрядовых практик;
- Армяно-католическая Церковь и протестантские секты.
Вечерняя беседа
- Сурб Патараг (Св. Месса-Божественная Литургия) – символизм и краткое объяснение чинопоследования с параллельным прослушиванием отдельных музыкальных частей;
- Вопросы по темам и общего содержания.
Шестой день
Тема дня
Армянский язык и литература
- Дописьменный период истории Армянского языка;
- Грабар – класический и сакральный язык Армянского мира;
- Периодизация истории развития армянского языка– классический грабар, постклассический грабар, грекофильская школа, среднеармянский язык, становление современных восточноармянского и западноармянского литературных языков;
- Диалекты армянского языка;
- Вопрос классической и советской орфографии;
- Будущее Армянского языка.
Вечерняя беседа
- Беседа об Армянской литературе – Переводчики, V век, Нарекаци, Шнорали, Хачатур Абовян и др;
- Вопросы по темам и общего содержания.
Седьмой день
Тема дня
Армянский мир – метафизика и его историко-временные и цивилизационные воплощения
- Сакральная география и границы Армянской Родины;
- Армянское Нагорье и метафизика взаимосвязи между территорией, языком и личностью армянина;
- Функции Армянского мира и Армянская ойкумена;
- Парадигма Армянского мира и ее историко-временные и цивилизационные воплощения;
Вечерняя беседа
- Беседа на тему в чем есть смысл и призвание жизни каждого армянина;
- Вопросы по темам и общего содержания.
Помимо указанной программы и ее возможных вариаций или тематических специализаций, можно было бы организовать двухнедельный курс по грабару, древнеармянской литературе и духовности, в первую очередь для жителей Армении. За две недели, владеющие на достаточном уровне современным литературным армянским языком люди, по разработанной и многократно опробованной мною методике могут освоить основные грамматические конструкции и категории, после чего совершенствование знаний станет только вопросом личного желания. Главное преподнести “ключ” к языку, овладев которым оставшиеся детали автоматически приложаться если на то будет минимум усердия и воли. Где то так.
Спасибо за долготерпение.