Taron Saharyan Posted September 26, 2005 Report Share Posted September 26, 2005 Правовые аспекты карабахского конфликта Советский Союз прекратил свое существование 8 декабря 1991 года в результате т.н. Беловежского соглашения, подписанного руководителями РСФСР, Белоруссии и Украины. Азербайджан же вышел из состава СССР 30 августа 1991 (т.е еще в то время, когда СССР существовал). При этом, провозгласив независимость, Азербайджан нарушил действующий тогда Закон Верховного Совета СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», принятый 3 апреля 1991 г. Согласно статье 3 вышеупомянутого закона, за народами автономных республик и автономных образований сохранялось право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. При этом Азербайджан нарушил как минимум два положения этого закона: Статья 2. Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). …Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР. В Азербайджане референдум был проведен 29 декабря 1991 года, т. е. спустя 4 месяца после провозглашения независимости, т. е. были нарушены как сроки проведения референдума, так и очередность действий. Статья 3. В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. Азербайджан не провел референдум в НКАО, поэтому согласно действующему тогда законодательству, эта автономия имела право самой решать вопрос «о своем государственно-правовом статусе». Поэтому 10 декабря 1991 г. в Карабахе был проведен референдум о независимости, и, после парламентских выборов 6 января 1992 г., была принята Декларация о независимости. Возражения азербайджанской стороны сводятся к следующему. Провозгласив независимость в августе 1991 года, правительство Азербайджана тем самым признало за собой право самостоятельно осуществлять контроль за политической, экономической и административной ситуацией в республике. В принятом 18 октября Конституционном акте о государственной независимости Азербайджанской Республики само образование Азербайджанской ССР рассматривается как результат осуществленной РСФСР вооруженной агрессии, аннексии и оккупации. Договор об образовании СССР 1922 г. объявляется аннексионистским и «недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану». Отделение от СССР путём подписания декларации (в противовес отделению в рамках Закона от 3 апреля) означало, с точки зрения азербайджанского правительства, прекращение действия советской конституции, законов, а также любых органов советской власти на её территории. В таких условиях, по мнению азербайджанской стороны, терял свою власть и Совет народных депутатов НКАО, провозгласивший 2 сентября независимость Нагорного Карабаха на основе закона, потерявшего юридическое значение в связи с образованием независимого Азербайджана. Однако, пытаясь обойти связанные с союзным законодательством проблемы, азербайджанский законодатель не только не решил их, но и создал дополнительную правовую базу для аннулирования тех актов, которыми определялся суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. Азербайджан, во-первых, провозгласил восстановление государственной независимости 1918-1920 гг. и объявил себя преемником существовавшего в эти годы государства, в состав которого не входил Нагорный Карабах; во-вторых, Азербайджан признал недействительным Союзный договор 1922 г. в части, относящейся к Азербайджану, что, помимо прочего, влекло и его отказ от закрепляющей Нагорный Карабах в составе Азербайджана той же Конституцией СССР; в третьих, Азербайджан упразднил автономию Нагорного Карабаха, т. е. отказался от условий, на которых Нагорный Карабах был передан Азербайджану (решение об автономии Нагорного Карабаха принималось не азербайджанскими властями, а было тем условием, при котором решением пленума Кавбюро ЦК РКП(б) 5 июля 1921 г. Нагорный Карабах передавался Азербайджану: «…Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше, входящем в состав автономной области». Оценивая политику НКР с сентября 1991 г. по январь 1992, следует отметить, что в условиях сложнейших и противоречивых политических процессов народ и политические лидеры НКР сумели всякий раз найти наиболее адекватное решение, оперативно, но и не забегая вперед точно реагируя на процессы, происходившие в СССР и Азербайджане. НКАО и Шаумяновский район оказались единственной в СССР автономией и территорией компактного проживания национальных групп, которые сумели воспользоваться возможностями, предоставляемыми союзным конституционным правом, и создали прочную правовую основу для новообразованного государства. И если в политическом плане возможны аналогии между НКР и другими автономиями бывшего СССР, провозгласившими независимость, то в правовом отношении ситуация с НКР уникальна, и окончательное решение этой проблемы требует исключительно лишь последовательного исполнения признанных правовах принципов http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%...%B8%D0%BA%D0%B0 Quote Link to post Share on other sites
MiG-35 Posted September 26, 2005 Report Share Posted September 26, 2005 Действительно, это один из самых удачных текстов написанных в этой области! Хорошо, что в Википедию включили. Quote Link to post Share on other sites
Karmir Posted September 26, 2005 Report Share Posted September 26, 2005 Очень качественно и аргументированно написано. В подробности вникать не стал, может и есть неточности, но текст себе скопировал, на будущее может пригодиться. Quote Link to post Share on other sites
Taron Saharyan Posted September 26, 2005 Author Report Share Posted September 26, 2005 Кто знает откуда можно в инете найти тот самый документ Лигии Нации 1920-го, которой Карабах обявлялся "спорной территорией между Арменией и Азербайджаном" ? Этот документ имеет радикально важное значение т.к. Азербайджан пытается утвержадать что Нагорный Карабах была его составной частю в течении 1918-1920гг. Quote Link to post Share on other sites
Karmir Posted September 26, 2005 Report Share Posted September 26, 2005 Попробуй поискать на сайте Александра Манасяна посвящённом историко-правовым вопросам Арцахского конфликта. Quote Link to post Share on other sites
Taron Saharyan Posted September 26, 2005 Author Report Share Posted September 26, 2005 Karmir джан ссылку можешь дать ? Quote Link to post Share on other sites
Karmir Posted September 26, 2005 Report Share Posted September 26, 2005 (edited) Академик Александр Манасян - известный историк, юрист. Он создал один из самых интересных и полных сайтов по истории Арцахского конфликта и предлагал сотрудничество для развития этого проекта, его перевода на армянский и английский языки и пополнения новой информацией. Однако, к сожалению, откликов так и не поступило, а хостёр - программа Iatp Armenia взяла и удалила все старые сайты, которые у неё были, в том числе и этот, весьма ценнный ресурс. Теперь сайт доступен только в виде архива, по адресу (некоторых страниц нету, для их чтения необходимо зайти на web.archive.org и задав поиск сайта http://grants.iatp.irex.am/artsakh/ выбрать более раннюю версию сохранения сайта): http://web.archive.org/web/20041116041203/...rex.am/artsakh/ Edited September 26, 2005 by Karmir Quote Link to post Share on other sites
Taron Saharyan Posted September 26, 2005 Author Report Share Posted September 26, 2005 Спасибо Quote Link to post Share on other sites
Karmir Posted September 26, 2005 Report Share Posted September 26, 2005 Незачто Quote Link to post Share on other sites
MiG-35 Posted September 26, 2005 Report Share Posted September 26, 2005 Кстати важное дополнение в этой связи: “первая” Азербайджанская республика, продолжателем которой провозгласил себя новый Азербайджан, по международным договорам не включал в себя не только Карабах, но и Нахиджеван! А иманно: Нахиджеван Лигой Наций и ведущими державами был признан частью Армении (так же как и Карс и Игдир), а Карабах был признан спорной территорией. Кстати, “первая” Азербайджанская республика (в отличии от Армении и Грузии!) так и не была признана Лигой Наций именно потому, что претендовала на Карабах+Зангезур+Нахиджеван! Первый более или менее “серезный” (не говорю о моральной сторне конечно!!!) международный договор, где Нахиджеван декларируеться пренадлежащей Азербайджану (как протекторат), есть Карсский договор, передающий Нахиджеван уже Азербайджанской ССР а не первой республике. Таким образом, возвращаясь к “первой” Азербайджанской республике, азеры ставят под сомнение пренадлежность Нахиджевана тоже… Quote Link to post Share on other sites
Taron Saharyan Posted September 26, 2005 Author Report Share Posted September 26, 2005 (edited) Само понятие "Азербайджан" (тюркоязычаня трансформация персидского топонима Адербадаган/Адербайджан, южнее р. Аракс, главный город Табриз /тюрк.Тебриз/), на Кавказе не существовало до самого 1918-го года. Каким образом и по каким ПРАВАМ появилась это псевдо государство ? Это по сути тоже вопрос, прямо касающаяся правовым аспектам армяно-азербайджанского конфликта. Мало ли что счетали мусаватисты, главное решение Лиги Нации, который не признал армянский Карабах частю Азербайджана. Только тот факт что НК "вошел в состав Азерб.ССР" в 5.7.1921 еще раз доказывает, что оне НЕ БЫЛА частю Азербайджана до этого. О правовых аспектах незаконного акта большевиков читать ниже ... http://grants.iatp.irex.am/artsakh/ Edited September 26, 2005 by Taron Saharyan Quote Link to post Share on other sites
Karmir Posted September 27, 2005 Report Share Posted September 27, 2005 Если бы наше внешнеполитическое ведомство было бы умнее то при использовании всех наших козырей можно было добиться совсем других результатов нежели те которые мы видим сейчас. Азербайджанская дипломатия благодаря большой активности, а также точно поставленной внутренней и внешней пропаганде добивается больших успехов, искажая и извращая суть событий и историю Арцахского конфликта. А армяне заняты в это время фиг знает чем, хотя могли бы сдуть всю нездоровую активность азеров парой тройкой историко-правовых аргументов, которые бьют все азерские карты. Но ведь не делаем же! Quote Link to post Share on other sites
Парень из... Posted March 31, 2006 Report Share Posted March 31, 2006 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НЕСЕТ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТЧУЖДЕНИЕ В 1921 ГОДУ КАРАБАХА ОТ АРМЕНИИ Российская Федерация, как правопреемник Советского Союза, несет персональную ответственность за отчуждение в 1921 году по вине руководства большевистской России армянского Нагорного Карабаха от Армении, а значит за справедливое разрешение нагорно-карабахской проблемы. Об этом в интервью PanARMENIAN.Net заявил Президент Общества дружбы и сотрудничества с Арменией Виктор Кривопусков. Кривопусков выразил сожаление по поводу обмена приветственными телеграммами министерствами иностранных дел РФ и Турции по случаю подписания 16 марта 1921 года Московского договора. «Было очень странно отмечать эту, мягко говоря, не совсем радостную дату для России и, особенно для ее стратегического партнера – Республики Армения подписания договора, по которому, вопреки реализации Севрского мирного договора, подписанного до этого западными державами, Российской империей и правительством султана Турции, последней были безосновательно отданы западные армянские территории, а также Карская область и Сурмалинский уезд, принадлежавшие России», - отметил российский политик. По его словам, это был авантюрный договор. Он был заключен без участия представителей тогдашней Республики Армения в целях вовлечения младотурков в продвижение мировой социалистической революции на Ближний Восток. «А в результате турки, что называется, поступили традиционно по-восточному тонко и не только спасли от раздела султанскую империю, но и безвозмездно получили от Советов новые значительные территории и добились раздробления восточной Армении на три части. Тут уж уместнее было бы если не откреститься от грубой исторической авантюры большевистских предшественников, то хотя бы промолчать. Кстати, не удивлюсь, если 13 октября этого года наш МИД торжественно отметит и 85-летие Карского договора, закрепившего итоги пресловутого, если не позорного, вышеназванного Московского договора», - подчеркнул Виктор Кривопусков. /Panarmenian/ Quote Link to post Share on other sites
Adlenus Posted April 2, 2006 Report Share Posted April 2, 2006 У Манасяна этих документов нет... я уже спрашивал... однако есть у Л.М-Ш... Или можно попросить из сайта центрального архива в Париже... Quote Link to post Share on other sites
Sareci Posted February 7, 2009 Report Share Posted February 7, 2009 Хотелось бы обсудит не исторический, а юридический момент вопроса о спорных территориях с Азербайджаном и Турцией! На какие территории мы можем претендовать с юридической точки зрения! Вопросы касающийся Армянской республики(1) и Армянской ССР Также юридическая сторона семи районов Арцаха! Quote Link to post Share on other sites
Madsen Posted February 7, 2009 Report Share Posted February 7, 2009 Хотелось бы обсудит не исторический, а юридический момент... ...Вопросы касающийся Армянской республики(1) и Армянской ССР Также юридическая сторона семи районов Арцаха! Vaw vopros kajetsya nikomu ne ponravilsya (krome menya). S to4ki zreniya mejdunarodnogo prava nikakix predposilok... Quote Link to post Share on other sites
Sareci Posted February 7, 2009 Report Share Posted February 7, 2009 Vaw vopros kajetsya nikomu ne ponravilsya (krome menya). S to4ki zreniya mejdunarodnogo prava nikakix predposilok... то что ты написал ничего! всё равно что я скажу - у нас 100% прав на территорию китая если есть что по теме писать пиши Quote Link to post Share on other sites
Koreolan Posted February 7, 2009 Report Share Posted February 7, 2009 (edited) Сареци, об этом писать и писать, попробую коротко основные моменты. Ты на Мадсена не обращай внимания, это у него защитная программа была запущена: 1. В мире не существует ни одного договора между Арменией и Азербайджаном (ни досоветского, ни советского и тем более ни постсоветского периода), которая определяет государственные границы между этими странами. Скажу больше, к моменту обретения независимости в 1991-ом году, государственные границы Азербайджана не были определены ни с одной страной, за исключением Ирана и то была определена граница только Ирана, а что за границей Ирана было не понятно. Я не исключаю, что за последующие годы государственная граница была уточнена с РФ или Ираном (с Грузией точно не уточнена), хотя сильно сомневаюсь. Таким образом вселенская вопль о территориальной целостности Азербайджана это просто истерика. Если не определены границы, то о территории говорить бессмысленно, а если нет территории, то и о его целкостности говорить бессмысленно в квадрате. Таким образом любой из соседей может совершенно спокойно предъявить Азербайджану любые территориальные претензии. Ради справедливости скажем, что и Азербайджан может предъявить всем соседям (кроме Ирана) территориальные претензии. 2. Нахиджеван. В отличии от Арцаха, статус Нахиджевана был четко определен Карсским договором. Согласно этому договору, Аз. ССР получал мандат над Нахиджеваном, но при этом Нахиджеван продолжал оставаться территорией Арм. ССР. В советское время Азербайджан фактически аннексировал Нахиджеван. Но, самое интересное то, что современный Азербайджан не являясь правопреемником Аз. ССР, на Нахиджеван даже не имеет право мандата. 3. Армяно-турецкая граница закреплена 3-мя договорами: Александрапольский, Московский, Карсский. Первые две не имеют юридической сили, так как Александрапольский договор был подписан уже ушедшим в отставку правительством, а под Московским договором армяне вовсе не подписали. Остается только Карсский. 4. Даже если исходить только из советских пусть и незаконных реалий конца 80-х, над территорией бывшего НКАО Азербайджан не имеет никакого права, так как выходя из состава СССР он грубо нарушил установленный порядок выхода из СССР - в частности не провел в местах компактного проживания национальных меньшинств референдумы, как это требовал закон. Edited February 7, 2009 by Koreolan Quote Link to post Share on other sites
SamvelT Posted February 7, 2009 Report Share Posted February 7, 2009 Ну, а если говорить более "глобально" , чем интересный постинг выше , то о Западной Армении и Карсском Договоре , вообще речи быть не может ... Юридически , народ находящийся на грани полного или частичного истребления (Геноцида , на 1919-й год - Преступление Против Человечества )и подписывающий договоры под давлением физического уничтожения , имеет право на территории обозначенные Севрским Договором и никакие последующие фальсификации со стороны Турецкой Республики или РСФСР , Грузии или Азербайджана , не имеют юридической силы ... Я имею ввиду Московский или Карсский Договора . Об Александропольском , вообще говорить не приходится - это "дело" необходимо передать на рассмотрение криминального отдела Международного Трибунала ... Как впрочем и два других , вышеназванных "договора" ... "Гаранты" тех договоров - Россия , Грузия , Иран ... Объясняет причины столь пристального внимания России и Грузии с Азербайджаном к отношениям Армении и Турции ? При возвращении Армении территорий , предусмотренных Севрским Договором , Россия теряет влияние в Армении , а Грузия - часть "своих" территорий ... Об "Азербайджане" вообще не говорю , т.к. его не будет и в помине ... Имею ввиду Гандзак (автоматически отходит), Арцах (весь и уже де-факто) и Quote Link to post Share on other sites
Pandukht Posted February 8, 2009 Report Share Posted February 8, 2009 (edited) По поводу границ НКР с Азербайджанской республикой. Если даже опустить незаконность передачи Нагорного Карабаха Азербайджану 5 июля 1921 г. советским партийным органом, сегодня имеем следующие юридически-правовые реалии: После принятия в 1990 году Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" и последовавшим за этим процессом политического распада Советского Союза карабахский конфликт перешел на качественно новый уровень. В случае постановки союзной республикой вопроса о выходе из состава СССР данный закон предоставлял автономному образованию, входящему в состав этой республики, возможность самоопределяться в самостоятельный субъект союзной федерации. Конкретизация международно-правовой и конституционной норм о праве народов на самоопределение в юридических механизмах вышеуказанного Закона дала народу Нагорного Карабаха отсутствовавшие ранее в СССР законные основания для изъявления и институционального воплощения своей политической воли с учетом декларированного намерения Азербайджанской ССР выйти из состава СССР. Теперь следим за хронологией событий. В сентябре 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принимает Конституционный закон о суверенитете, затем, в октябре 1991 года, ВС АзР принимает Конституционный акт о государственной независимости, объявляя при этом новообразованное государство правопреемником Азербайджанской Демократической Республики (в которую, как известно, никогда не входили ни Нагорный Карабах, ни Нахиджеван). В начале декабря 1991 года на конституционных началах, под контролем международных наблюдателей в НКАО и Шаумянском сельском районе проводится референдум по вопросу провозглашения независимости Нагорного Карабаха, образования НКР и формирования легитимных властей НКР. То, что азербайджанская община бойкотировала этот референдум, изменить его итогов по определению не могло. Итак, что имеем. В октябре 1991 года была образована Азербайджанская Республика, а в декабре 1991 года был упразднен СССР. Таким образом, в результате конституционного волеизъявления на территории бывшей АзССР образовались два независимых равноправных государства – НКР и АзР, и отношения подчиненности народа, территории и властей НКР упраздненным как СССР, так и АзССР были законосообразно прекращены. Важной политико-правовой особенностью НКР является то, что в отличие от других государств, самопровозглашенных в ходе межнациональных конфликтов, формирование независимой государственности было реализовано во временных рамках правоприменения Конституции СССР и вышеупомянутого Закона СССР. Легитимное создание НКР привело к приобретению ею (также, как и АзР) права на применение принципов "территориальной целостности " и "неприкосновенности границ". Однако новообразованная Азербайджанская Республика не пожелала смириться с юридически безупречно оформленным образованием НКР и всю имевшуюся на тот момент в ее арсенале военную мощь обрушила на также новообразованную Нагорно-Карабахскую Республику. Самооборона армян Нагорного Карабаха была организована в соответствии со статьей 51 Устава ООН в ответ на вооруженную агрессию АзР против законно созданной НКР. Нарушение же принципа "территориальной целостности " в применении к Азербайджанской Республике произошло в результате вынужденного отражения ее агрессии против Нагорно-Карабахской Республики, а также военного обустройства зон безопасности на территориях АзР, отвоеванных у агрессора в процессе ликвидации его огневых рубежей. Вот, вкратце, все, что касается правового и территориального разграничения с нашим восточным соседом. А теперь предоставим возможность Мадсену, которому нравятся правовые вопросы, рассказать нам поподробнее, как с точки зрения международного права называется передача территории вместе с компактно проживающим на ней населением в состав новообразованной республики СОВЕТСКИМ ПАРТИЙНЫМ ОРГАНОМ (Кавбюро)? Ну и заодно как с точки зрения международно-правовых норм называется передача Нахиджеванского края, входившего в состав Республики Армении двумя другими государствами (Турцией и Советской Россией) в состав Азербайджана, куда этот край никогда не входил? С нетерпением ждем обстоятельного ответа. Edited February 8, 2009 by Pandukht Quote Link to post Share on other sites
Koreolan Posted February 8, 2009 Report Share Posted February 8, 2009 В добавок тому, что сказал Пандухт. В отличии от НКР, Азербайджан не проводил референдум по независимости, то есть в отличии от НКР Азербайджан получил независимость не законно. И еще, вышеупомянутый закон СССР предусматривал референдум не только в автономиях, но и вообще, в местах компактного проживания национальных меньшинств - таким образом проведение референдума в Шаумяне тоже было совершенно законно. Quote Link to post Share on other sites
Madsen Posted February 9, 2009 Report Share Posted February 9, 2009 Paranoidalnie fantazii specialistov po dudukskomu mejdunarodnomu pravu. Ne obrawayte na menya vnimaniya. Derzayte. Quote Link to post Share on other sites
Koreolan Posted February 9, 2009 Report Share Posted February 9, 2009 Гагаш, а ты давай свои не параноидальные фантазии. Ну к примеру скажи, каким договором была определена граница между Арменией и Азербайджаном и когда? Quote Link to post Share on other sites
Madsen Posted February 9, 2009 Report Share Posted February 9, 2009 Гагаш, а ты давай свои не параноидальные фантазии. Ну к примеру скажи, каким договором была определена граница между Арменией и Азербайджаном и когда? никаким. такого договора нет, причем не только между АР и РА. такого договра не существует между большинством соседствующих стран СНГ. но вы не обращайте на меня внимания, продолжайте развивать мысль... Quote Link to post Share on other sites
DerVeris Posted February 9, 2009 Report Share Posted February 9, 2009 (edited) никаким. такого договора нет, причем не только между АР и РА. такого договра не существует между большинством соседствующих стран СНГ. но вы не обращайте на меня внимания, продолжайте развивать мысль... по теме пиши!!! нет- ненадо ещё - почему ты не пишешь вашу версию??? Edited February 9, 2009 by DroArm Quote Link to post Share on other sites
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.