Jump to content

Минас Аветисян.


Recommended Posts

С удивлением заметила,что у нас нет темы"Минас Аветисян".Итак...

Минас Аветисян

(1928 - 1975)

АВЕТИСЯН Минас Карапетович - армянский живописец, график, театральный художник, заслуженный художник Армении (1968) родился 20 июля 1928 года, в Армянской деревне - Джаджур.

По счастливой случайности родители художника в 1915 году избежали резни, когда недалеко от Джаджура несколько тысяч людей было убито в ущелье. Часто зимними вечерами, сидя у очага его деревенского дома художник слышал рассказы свидетелей, которые видели эти ужасные события собственными глазами.

Исторические картины Аветисяна стали молчаливой данью памяти безвинно погибшим. К наиболее известным холстам этого цикла относится картина " Дорога: Воспоминание Моих Родителей " (1965-1967).

Первая выставка Минаса прошла в 1960 году, но широкая известность пришла к Аветисяну в 1962 году, после выставки "Пяти художников", которая проходила в Ереване. Полностью состоявшийся, с яркой индивидуальностью живописца многочисленные специалисты и посетители выставки приняли очень хорошо и по достоинству оценили его картины.

ДжаджурМинас много путешествовал по Армении, разыскивал исторические памятники; он изучил Армянскую миниатюру и работы самых великих Армянских художников, прежде всего, Мартироса Сарьяна. Сарьян был духовным отцом Минаса. Молодой художник был истинным наследник работ великого художника и символом нового роста национальной живописи. Яркость, драматическая страстность звучания цвета Минаса продиктована самой природой Армении, утесами, подпаленными яркими лучами солнца, которые, кажется, представляют собой таинственную вечность.

Следуя национальным традициям в живописи, используя средства выражения, найденные в древних миниатюрах и опыт работ известных художников, Минас все же никогда не обращался к слепому копированию. В своих работах он выражал действительность пропустив ее через собственное восприятие и интерпретацию жизни.

К сожалению очень много работ художника погибло в 1972 году в огне. Ночью 1 января, в то время когда Минас был в Джаджуре со своей семьей, его Ереванская студия была сожжена вместе с большей частью его лучших холстов.

Спустя три года в 1975 году Минас Аветисян скончался под колесами автомобиля, которая заехала на тротуар.

Судьба, казалось, была против него даже после его смерти, когда землетрясение уничтожило часть его фресок в Ленинакане (Гюмри) и сравняло с землей музей Минаса Аветисяна в его родной деревне Джаджур.

Дом Минаса в деревнеИмя Минаса произносится в Армении с особенной привязанностью. Он посвятил всю свою трагически короткую жизнь искусству. Между 1960 и 1975, Минас создал 500 холстов и больших и маленьких, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для около дюжины театральных представлений

post-30908-1210080799.gif

Edited by Nazel
Link to post
Share on other sites

" Дорога: Воспоминание Моих Родителей "

post-30908-1210081084.jpg

Link to post
Share on other sites

                                     Минас

"Я говорю - выражать собственные чувства - вот первичная цель художника. Спешу уточнить сказанное мною: естественно, не все и не каждое чувство, а только те, которые завоевали тебя, вырываются из глубины души. Поделиться ими, изображая их на полотне – вот что дает художнику возможность умиротвориться".

(Минас Аветисян)

Во время войны и в послевоенное время жители Джаджура, как и всех приграничных сел, были предупреждены, чтоб были предельно внимательны, обнаружив подозрительное незнакомое лицо (шпиона), сообщили куда полагается. Однажды жители села на косогоре увидели человека с тростью, который делал какие-то странные движения. Незнакомца притащили в контору к председателю колхоза... Вскоре пришел председатель и стал укорять собравшихся. "По-вашему это - шпион? Ведь это же художник Акоб Ананикян..." В это время к художнику подошел молчаливый юноша и попросил посмотреть его рисунки. Это был Минас. Его работы просто восхитили Ананикяна, который подарил юноше все, что у него было: мольберт, краски, кисти. Он пообещал чаще приезжать в село. А матери Минаса, Софик, он прошептал: "У мальчика - талант. Помоги ему, а мужу скажи, чтоб обязательно отправил его в школу художественного искусства".Мать пообещала и свое обещание сдержала. Поступивший в 1947 году в Ереванское художественное училище имени Ф.Терлемезяна Минас был на 5 лет старше своих однокурсников и, чувствуя себя неловко, во время занятий постоянно садился за последнюю парту. Однажды директор училища Ваграм Гайфеджян поручил учащимся принести на следующий день полотно. Минас вставил в рамку кусок мешковины и пришел на урок. Увидев это, Гайфеджян улыбнулся и дал Минасу настоящий холст. Позже Минас вспоминал эту историю как анекдот и не упускал случая вспомнить своего чуткого учителя добрым словом...

Детство проведенное в селе, работа в поле под палящими лучами солнца, суровые очертания гор, рассказы мудрых стариков были не только школой жизни, но и своеобразной школой искусства, в дальнейшем воплотившейся в гениальных холстах Мастера. Он написал ряд полотен, национальных не только по своим сюжетам и тематике, но и по форме, новой и для современной армянской живописи; создал разнообразную портретную галерею. Родители Минаса в 1915 году чудом спаслись от геноцида. Недалеко от Джазжура в ущелье было убито несколько тысяч невинных людей. Драматизм полотен Минаса на историческую тему -- молчаливая вечная дань памяти погибших… Музыкальность, удивительное чувство ритма, свойственные его живописи и графике, помогли ему создать целый ряд великолепных декораций для Ереванского театра оперы и балета. Балет Хачатуряна "Гаяне" в декорациях Минаса получил свое второе рождение. Арам Хачатурян говорил о Минасе: "Темперамент Минаса -- сильный, яркий, мне очень близок. Являясь художником с симфоническим дыханием, он ворвался в театр с широкими и глубокими мыслями. Он перенес в театральную живопись свой мощный симфонизм".

"Минас был щедр, правдив и добр. Он был очень сложной личностью, чересчур чувствительным человеком, простым и скромным в своем величии" – говорила Гаяне Мамаджанян, вдова Минаса Аветисяна.

День 2-го января 1972г. стал " черным " и для Минаса и для армянского искусства. Ночью 1 января, в то время, когда Минас был в Джаджуре со своей семьей, его Ереванская студия была сожжена вместе с большей частью его лучших холстов. Сгорели, канули в небытие множество произведений художника. Казалось, все было кончено. Друзья всячески успокаивали его. Минаса из предынфарктного состояния вывел мастер-каменщик Геворк, который, очутившись на пороге мастерской, внимательно посмотрел на обгоревшие стены, пол и сказал: "Минас, пришел час, чтоб ты доказал всем, что ты сильнее всех. Пусть твои враги не думают, что ты сломался".

Он не сломался! Мартирос Сарьян сказал тогда Минасу: "Я старше тебя на пятьдесят лет -- жаль, что мало времени осталось. Где ты был? Пришел бы чуть раньше. Не забудь, искусство любит борьбу. Теперь я уже не один. Ты тоже не один. Значит продолжай дерзать. Я верю в твои хорошие руки". После этого Минас прожил всего три года, но создал столько, что этого хватило бы еще на целую жизнь. И написал еще немало работ. Чудесных, мастерских, талантливых…

А потом случилось 16-го февраля 1975 года. Минаса сбила машина. Шаген Хачатрян, друг Минаса, поклонник и пропагандист его искусства вспоминал: "Наш счастливый февральский день 1975 года, проведенный в Ленинакане у нашего любимого друга Хачатура Вардпароняна, завершился ужасной трагедией в Ереване. Был уже вечер. Подумав, что оформленный Минасом балетный спектакль в опере уже завершился, решил пойти в его мастерскую. Вдруг зазвонил телефон. Незнакомый голос попросил срочно прийти в больницу.

...Он лежал на носилках, такой одинокий...беспомощный... Его увезли на операцию.

Я стоял растерянный - с его одеждой и ключами в руках... Я стоял, онемев...

Целую неделю я провел у двери палаты, сидя на лестницах. Иногда осторожно заходил в палату. "Только бы выйти отсюда, начать работать..."- повторял Минас беспрерывно. Казалось, близко спасение. Но..."

Но 24-го февраля 1975 года мольберт Минаса был покрыт черным полотном. 24-го февраля завершилась его земная жизнь. Для него началась дорога бессмертия.

  Yerevan

Edited by Nazel
Link to post
Share on other sites

К постановке "Гаяне"Арама Хачатряна.

post-30908-1210082110_thumb.jpg

Link to post
Share on other sites

Memory-  Воспоминание

post-30908-1210082357.jpg

Edited by Nazel
Link to post
Share on other sites

Джаджур.

post-30908-1210082441.jpg

Link to post
Share on other sites

Август

post-30908-1210082503.jpg

Link to post
Share on other sites

Sevan monasry  

1962  

post-30908-1210082610.jpg

Link to post
Share on other sites
Link to post
Share on other sites

Соседи

post-30908-1210082746.jpg

Link to post
Share on other sites

Рождение Тороса Рослина. 1965 г.

post-30908-1210082851_thumb.jpg

Edited by Nazel
Link to post
Share on other sites

Материнство.

post-30908-1210082918.jpg

Link to post
Share on other sites
Link to post
Share on other sites

Осень в Джаджуре.

post-30908-1210083089.jpg

Link to post
Share on other sites

Музей Минаса Аветисяна в Ереване находится по адресу ул.Налбандяна,29.Надеюсь,за 2 года адрес не поменялся.

Link to post
Share on other sites

Շնորհակալություն, Նազել, շատ լավ ու կարևոր գործ եք անում [այստեղ պետք է լիներ ամոթխած ալպիական մանուշակների մի ծաղկեփունջ] : :)

Ես մեկ-մեկ երազում եմ: Ասենք՝ Մինաս Ավետիսյանն ու Գրիգոր Խանջյանը կենդանի լինեին և նրանց պատվիրեին Սրբ. Գր. Լուսավորիչ եկեղեցին նկարազարդել:

Եկեղեցին բաժանեին երկու մասի, մի մասը՝ Ավետիսյանը, իսկ մյուսը՝ Խանջյանը...

Էէէ՜, ավելի լավ է չերազեմ, թե չէ կարելի է ցնորվել:

Link to post
Share on other sites
Շնորհակալություն, Նազել, շատ լավ ու կարևոր գործ եք անում [այստեղ պետք է լիներ ամոթխած ալպիական մանուշակների մի ծաղկեփունջ] : :)

Ես մեկ-մեկ երազում եմ: Ասենք՝ Մինաս Ավետիսյանն ու Գրիգոր Խանջյանը կենդանի լինեին և նրանց պատվիրեին Սրբ. Գր. Լուսավորիչ եկեղեցին նկարազարդել:

Եկեղեցին բաժանեին երկու մասի, մի մասը՝ Ավետիսյանը, իսկ մյուսը՝ Խանջյանը...

Էէէ՜, ավելի լավ է չերազեմ, թե չէ կարելի է ցնորվել:

:flower: :flower: :flower:
Link to post
Share on other sites

                      Последняя фотография Минаса

Художник Минас Аветисян создал глубокие и светлые образы, а жизнь свою прожил честно и трудно. Люди, находившиеся рядом с ним, прекрасно понимали, какую ценность имеют его полотна и насколько возрастет с годами их стоимость. Каждая его картина неповторима, красочна и светла.

Минас мог с легкостью дарить свои картины. А после трагической смерти художника выяснилось, что многие его картины пропали бесследно. Немало полотен сгорело и во время пожара в мастерской художника. До сих пор не стихают разговоры о махинациях с его картинами, о том, что некоторые из них - копии. Время еще более запутывает вопрос судьбы бесценного творческого наследия Минаса. Его картины неожиданно всплывают в разных странах мира и всегда продаются по дорогой цене. За свое мировое признание Минас заплатил самой дорогой ценой. Несчастный случай при непонятных обстоятельствах унес его жизнь. Другой, более склонный приспособиться, смириться художник, может быть, и сумел бы счастливо устроить свою жизнь, однако Минас своей трагической смертью показал, что счастье и искусство вовсе не обязаны располагаться на одной плоскости. После его загадочной смерти нам осталось его светлое, рождающее иллюзию счастья искусство.

Это - последняя фотография Минаса. Сделана она 14-го февраля 1975-го года - ровно за день до рокового наезда. Автором фотографии является фотограф официальной газеты «Советакан Айастан» Авет Есаян, который давно уже сотрудничал с Минасом и готовил слайды для его альбома. Отношения между ними были очень теплые и дружеские. 13-го февраля Минас позвонил ему и сказал: «Авет, приходи скорей, у меня три новые работы, с которых надо сделать слайды». А. Есаян поспешил в мастерскую художника. «Была полночь, я знал, что слады нужны Минасу уже рано утром, поскольку их должен был забрать с собой какой-то армянский бизнесмен из Бейрута». За ночь он сделал слайды и уже в 6 утра вновь постучался в дверь Минаса. «Минас не спал, - рассказывает А. Есаян, - я слышал, как он позвал жену: Гаян, Гаян, открой дверь, это, наверное, Авет». Минас всегда старался сразу заплатить фотографу за работу, вот и на этот раз, даже не увидев еще слайды, достал деньги. Доверие художника было очень дорого фотографу. «Подожди, - сказал он, - давай лучше я сниму тебя». Минас было против того, чтобы фотографироваться: «Как я буду выглядеть в таком неряшливом виде?..» «Почему неряшливо?» - спросил фотограф и тут же щелкнул камерой. «Понимаете, он был так интересен - чуточку печальный, чуточку усталый, волосы всклокочены, на голове кинтоевская шапочка. Мне очень хотелось сфотографировать его», - говорит А. Есаян.

В тот день Минас попросил его сфотографировать также сделанную им декорацию к балету «Антуни», наверное, хотел запечатлеть для истории и эту свою работу: «Декорации в плохом состоянии , разрушаются, но пусть останутся в истории», - сказал художник. Юбилейное 50-е представление балета «Антуни» должно было состояться на следующий день, 15-го февраля. А утром этого дня Минас намеревался вместе со своими друзьями Гнриком Игитяном и Акобом Акопяном поехать в Гюмри - на хаш. Он предложил Авету Есану присоединиться к ним, но тот отказался, пообещав завтра снять балет. А «завтра» стало днем трагедии. Балет имел большой успех, зал был переполнен. После окончания представления планировался банкет, однако Минас не остался на него - хотя его и упрашивали остаться, решил пойти домой. Возле служебного входа его остановили жеруналисты полькой газеты «Трибуна людова» Збигнев Лесниковский и Збиген Сухареин и пригласили его в гостиницу «Армения». По словам Авета Есаяна, который вместе с корреспондентом «Арменпресс» Ваником Сантряном был в этот момент рядом с ним, поляки были подвыпивши, и Минас колебался - пойти с ними или нет? Сначала решился было пойти, потом передумал. «С пьяными не пойду», - сказал Авету Есаяну Минас. Потом сказал всем «спокойной ночи» и медленно и задумчиво побрел домой. На перекрестке улиц Теряна и Саят-Нова на него наехал «Москвич»…

Жизнь не приемлет сослагательного наклонения и «если бы», но в этот последний день Минаса таких если было множество. Если бы он остался на банкет или пошел бы с поляками, то, может, избежал бы этой роковой встречи.

Уже в больнице увидел Минас подготовленный искусствоведом Генриком Игитяном и фотографом Аветом Есаяном альбом со слайдами своих картин, которого ждал так долго.

Нуне АХВЕРДЯН | Декабрь 8, 2005168 часов

post-30908-1210106384.jpg

post-30908-1210106392.jpg

Edited by Nazel
Link to post
Share on other sites

                        XNOCI. MINAS AVETISYAN. 1964.

post-30908-1210107090.jpg

Link to post
Share on other sites

                               Автопортрет.

post-30908-1210107212.jpg

Link to post
Share on other sites

                                 Армянка. 1972 г.

post-30908-1210107641.jpg

Link to post
Share on other sites

Портрет Арменака, 1961

post-30908-1210108038.jpg

Link to post
Share on other sites

Натюрморт с арбузом, 1960

post-30908-1210108113.jpg

Link to post
Share on other sites

                                   Выпечка лаваша, 1972

post-30908-1210108179.jpg

Link to post
Share on other sites

                                   Автопортрет в берете

post-30908-1210108269.jpg

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...