Jump to content

Общественная инициатива "Миацум"/"Объединение"/


Recommended Posts

Давид Симонян

Сдача территорий Азербайджану: стратегические последствия для Армении и Нагорного Карабаха

Статья публикуется в авторской редакции.

В свете продолжающейся дискуссии о сохранении "благоприятного окна возможностей" в армянском обществе продолжается активное обсуждение тех принципов урегулирования карабахского конфликта, которые, согласно сообщениям СМИ, были представлены президентам двух стран для обсуждения и возможного подписания. Эти принципы предполагали, в том числе, и вывод армянских войск с освобожденных территорий и их передачу, за исключением Лачинского коридора, Азербайджану.

В данной статье речь пойдет о том значении, которое имеет освобожденная территория для обеспечения важнейшего элемента национальной безопасности Армении - ее военной составляющей. Говоря о современной Армении следует иметь в виду два государства, Республику Армения и НКР, полностью интегрированных в военном и экономическом плане. Как известно, военная безопасность определяется как такое состояние государства, которое позволяет исключить нанесение ущерба его жизненно важным интересам путем угрозы или практического применения против него вооруженного насилия.

Предлагаемый анализ строится на основе принятой в экспертных кругах аксиомы, согласно которой в вопросах обеспечения национальной безопасности необходимо всегда исходить из наихудшего сценария развития событий. А теперь рассмотрим более подробно то значение, какое имеет освобожденная территория для обеспечения военной безопасности Армении (РА и НКР).

Результатом военного конфликта 1991-1994гг стало качественное улучшение следующих элементов военно-стратегического положения армянских государств:

1. Конфигурация фронта

Сложившаяся на настоящий момент конфигурация линии фронта для армянской стороны является оптимальной. Южный фланг Арцахского фронта прикрывается иранской границей. Северный фланг прикрыт труднодоступным Мравским горным хребтом. На восточном направлении от Мравского хребта до Аракса армянские войска занимают хорошо укрепленный в инженерном отношении оборонительный рубеж, состоящий из нескольких оборонительных полос.

В случае возвращения территорий 6 районов и сохранения лишь Лачинского коридора, общая линия фронта двух армянских государств с Азербайджаном, включая Нахичевань, увеличится на более чем 450 км и составит 1100 км. Протяженность линии фронта между Арцахом и Азербайджаном увеличится на более чем 150 км, и составит 360 км. Для составления полной картины о протяженности границ Армении с соседними противоборствующими странами здесь будет полезно напомнить также о существовании 268 километровой границы Армении с Турцией, большая часть которой слабо прикрыта армянскими войсками.

Для надежного прикрытия значительно удлиненного фронта армянской стороне потребуется мобилизовать значительные ресурсы, как людские, так и финансовые.

Во-первых, придется увеличить численность Армянской Армии (Вооруженных сил Армении и Армии Обороны Арцаха), что потребует увеличения срока срочной службы для рядового состава, а также привлечения на воинскую службу граждан на контрактной основе.

Во-вторых, отход армянских войск потребует создание новых оборонительных рубежей, на что также потребуются значительные ресурсы. Осуществление указанных мероприятий неизбежно приведет к значительному увеличению военного бюджета и соответствующему сокращению финансирования государством и без того скудных социальных программ, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

2. Глубина обороны

Освобожденные территории позволили создать минимально необходимую глубину обороны и решить несколько важных стратегических задач:

Во-первых, нынешняя глубина обороны сделала возможным формирование эшелонированной обороны, т.е. создание нескольких линий оборонительных рубежей. В случае прорыва первой линии обороны, армянские войска смогут организовать сопротивление на последующих рубежах, не допустить прорыва противника во внутренние районы Арцаха и удержать фронт до подхода войск из Армении.

Во-вторых, центральные густонаселенные районы Арцаха, в том числе и столица г. Степанакерт, а также населенные пункты Горисского, Капанского и Мегринского районов Армении стали недосягаемы для обстрелов из основных артиллерийских систем и ракетных систем залпового огня (типа БМ-21 "Град"), стоящих в данный момент на вооружении азербайджанской армии.

В-третьих, с освобождением Зангеланского, Джебраильского и Физулинского районов и перенесением линии фронта на восток более чем на 100 км, была ликвидирована угроза, висящая над уязвимым с точки зрения организации обороны Мегринским районом Республики Армения, имеющим ширину всего около 40 км.

В случае возвращения противнику 6 районов и переносе линии фронта на бывшую административную границу НКАО, отсутствие необходимой глубины обороны в высшей степени усложнит задачу защиты Арцаха в случае начала новой войны, вероятность которой нельзя исключать.

Новая линия фронта будет проходить на расстоянии всего 5 км от районных центров Мардакерт, Аскеран и Гадрут, и 18 км от Степанакерта. Кроме того, с передачей Азербайджану Карвачарского (бывшего Карвачар(кельбаджар)ского) района положение Мардакертского района станет уязвимым перед возможным военным вторжением с трех сторон.

Новый оборонительный рубеж, даже при его максимально возможном инженерном укреплении, не может служить надежным гарантом обеспечения военной безопасноости Арцаха. Как известно из военной истории, любой, даже самый подготовленный оборонительный рубеж (линия Маннергейма, линия Зигфрида, линия Бар-Лева) может быть прорван атакующей стороной, и для остановки противника решающее значение приобретает глубина обороны, которая позволяет обороняющейся стороне организовать новые линии сопротивления и, измотав противника, остановить наступление. Так в арабо-израильской войне Судного дня (1973 г.), когда египетские войска всего за 6 часов прорвали укрепленную линию Бар-Лева на Синае (длина линии 157.5 км, глубина 15 км), именно наличие глубины обороны позволило Израилю остановить наступление войск Египта на Синайском полуострове, не допустив их прорыва в центральные районы страны, провести мобилизацию и внести перелом в ход войны.

Кроме того, в случае переноса границы большинство населенных пунктов Арцаха и Сюникского марза Армении, в первую очередь города Степанакерт, Капан и Горис, окажутся беззащитными перед угрозой массированных артиллерийских обстрелов противника. В случае начала новой войны, внезапный массированный обстрел городов, районных центров и сел артиллерией и ракетными системами залпового огня приведет к значительным жертвам среди гражданского населения, населенные пункты и инфраструктура Арцаха и Сюника будут значительно разрушены, что может привести к массовому исходу гражданского населения.

3. Военные коммуникации

В современной войне огромное значение придается наличию военных коммуникаций, подготовленных и оборудованных для передвижения войск, доставки вооружения, военной техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств, а также осуществления всех видов эвакуации. Для армянской стороны наличие и бесперебойное функционирование военных коммуникаций имеет исключительное значение, учитывая угрозу создания противником на фронте значительного перевеса в первые дни войны.

Рассмотрим подробнее состояние военных коммуникаций на Арцахском фронте с обеих сторон:

Азербайджан

Густонаселенные районы Азербайджана связывают с Арцахским фронтом две линии железной дороги: Баку-Евлах и Баку-станция Горадиз. Кроме того имеются несколько шоссейных дорог, таких как Баку-Шемаха-Евлах, Баку-Кюрдамир-Евлах, Баку-Бирмай-Байлакан (Ждановск). Имеется также удобная, идущая параллельно фронту, рокадная дорога Евлах-Барда-Агджабеды-Байлакан. Наличие подобных коммуникаций, проходящих по степной местности, дает возможность противнику, после проведения мобилизации, быстро отправить на Арцахский фронт значительные контингенты войск. Это позволит Азербайджану создать на Арцахском фронте, до подхода войск из Армении, многократный перевес в силах и средствах.

Арцах

При нынешней конфигурации линии фронта Армению с Арцахом и линией фронта связывает 4 автомобильные дороги: Варденис-Мардакерт, Горис-Степанакерт-Аскеран-Агдам, Капан-Зангелан-Джебраил, Мегри-Миджаван-Горадиз. В случае начала военных действий наличие этих 4 дорог позволит армянской стороне за несколько дней перебросить из Армении на Арцахский фронт значительный воинский контингент.

Для обеспечения устойчивости фронта большое значение имеют так называемые рокадные дороги, идущие параллельно фронту. Наличие рокадных дорог позволяет быстро перебрасывать войсковые резервы с одних участков фронта на другие участки, где возникнет угроза прорыва. В данный момент в распоряжении Армии Обороны Арцаха имеются 2 рокадные дороги: Мардакерт-Агдам-Физули-Джебраил и строящееся шоссе Север-Юг, соединяющее Мардакерт-Степанакерт-Красный Базар-Гадрут.

В случае же сдачи 6 освобожденных районов под контролем армянских Вооруженных сил останется одна рокадная дорога Мардакерт-Гадрут и одна единственная дорога, связывающая основную часть Армении с Сюником и Арцахом - Ереван-Горис-Степанакерт. Указанная дорога проходит по сложному горному рельефу местности, пересекая горные перевалы.

В случае возобновления военных действий, само удержание узкого Лачинского коридора от удара противника с двух сторон будет представлять для армянских войск огромную проблему. Но даже при его удержании противник, используя артиллерию и свое подавляющее преимущество в авиации, может сделать Лачинский коридор труднопроходимым, что не позволит Армении быстро перебросить в Арцах значительный воинский контингент и обеспечить стабильные поставки материальных средств, для осуществления материального и медицинского обеспечения войск, необходимого для поддержания их боеспособности.

А ведь именно от своевременной переброски войск из Армении на Арцахский фронт будет во многом зависеть судьба Арцаха, так как собственных сил Армии Обороны Арцаха может оказаться не достаточно для удержания фронта от натиска многократно превосходящих сил противника.

Таким образом, становится очевидным, что освобожденная территория играет важнейшую роль в поддержании баланса военных потенциалов противоборствующих сторон. Сдача же армянской стороной освобожденной территории приведет к изменению военного баланса в пользу Азербайджана и значительному ухудшению военно-стратегического положения армянских государств, что не смогут компенсировать ни мирные договоренности, ни присутствие в регионе международного контингента миротворческих сил. И это в условиях, когда руководство Азербайджана взяло курс на резкое усиление военного потенциала своей страны, для реализации которого в 2006 году военный бюджет был увеличен в два раза - с 300 до 600 млн. долларов. В то же время, необходимо учитывать, что Армения в ближайшие годы не будет обладать возможностью наращивания своего военного потенциала в том же масштабе, что и Азербайджан по следующим основным причинам:

1. Размер Государственного бюджета Армении в 3.5 раза меньше, чем у Азербайджана (1млрд.$ против 3.5 млрд.$) и это соотношение в ближайшие годы будет только увеличиваться, по мере роста обьемов экспорта нефти Азербайджаном. Следовательно, экономический потенциал Армении не позволит ей выделять такой объем финансовых средств на военные нужды, который будет необходим для поддержания военного паритета с Азербайджаном.

2. Армения больше не может рассчитывать на масштабные безвозмездные поставки военной техники со стороны России, имевшие место в середине 1990-ых гг. и которые в значительной мере способствовали поддержанию военного баланса между армянской стороной и Азербайджаном на протяжении прошедшего десятилетия. Россия - основной стратегический партнер Армении в военной сфере в последние годы стала проводить по отношению к Армении более прагматичную политику, без каких-либо политических и экономических преференций.

Следовательно, только сохранение освобожденной территории, осуществление военной реформы и качественное улучшение системы государственного управления в целом, позволит армянской стороне в ближайшие годы компенсировать увеличивающийся военный потенциал противника и тем самым сдерживать азербайджанскую сторону от искушения начать военные действия.

Любое изменение нынешней конфигурации линии соприкосновения сторон, учитывая имеющуюся несовместимость подходов сторон в вопросе статуса Арцаха, не исчерпает конфликт, а просто создаст иную, намного более конфликтогенную ситуацию в сфере безопасности.

Если же Азербайджан, руководство которого неоднократно заявляло, что никогда не смирится с потерей Арцах(карабах)а, согласиться на подписание мирных договоренностей, но в дальнейшем не станет довольствоваться возвращением 6 районов и решится на возвращение всего Арцаха военным путем, то военная безопасность Армении окажется под серьезной угрозой.

Используя изменение военного баланса в свою пользу, а также создавшуюся уязвимость всей системы обороны Арцаха, Азербайджан в удобный политический момент может решиться на захват Арцах путем осуществления одной быстрой наступательной кампании. Для прорыва фронта противник быстро создаст на направлениях главного удара необходимое многократное преимущество в силах и средствах. Это будет несложно осуществить, учитывая количественное превосходство Вооруженных Сил Азербайджана над Армией Обороны Арцаха в личном составе и военной технике, факт дислокации 70% азербайджанских войск в прифронтовой зоне, а также наличия у Азербайджана возможности более быстрой по сравнению с Арменией переброски отмобилизованных войск на Арцахский фронт. Исход военной кампании будет во многом решаться в первые дни войны и будет зависеть от возможности удержания фронта Армией Обороны Арцаха, что будет представлять собой чрезвычайно сложную задачу. Возможности же помочь Арцаху у Армении будут весьма ограничены, учитывая уязвивость Лачинского коридора для быстрой переброски значительного контингента войск из Армении. Если же фронт будет прорван и армянским войскам не удастся остановить противника перед Степанакертом, то итогом военного поражения для армянской стороны станет потеря Арцаха и угроза оккупации Сюника. В случае захвата Арцаха Азербайджан, поощряемый Турцией, наверняка попытается осуществить пантуркисткую мечту - захватить Мегринский район, что позволит ему обеспечить сухопутную связь с Турцией, и отрезать Армению от Ирана. Для этого по району может быть нанесен удар с двух сторон, со стороны Зангеланского района и Нахичевана. Удержать же Мегринский район для армянской стороны после потери Арцаха будет чрезвычайно сложно, учитывая узость района, не обеспечивающую необходимую глубину обороны и уязвимость автомобильных дорог, связывающих район с остальной Арменией.

О реальности подобного сценария развития событий можно судить на сравнительно недавнем примере ликвидации Сербской Краины в Хорватии. В 1995 году Вооруженные силы Хорватии, нарушая договоренности о перемирии, провели мобилизацию, внезапно начав наступление, прорвали фронт и за несколько дней захватили Сербскую Краину. В результате военной агрессии Сербская Краина перестала существовать и около полумиллиона сербов, вынуждены были покинуть свою родину и стать беженцами. Это трагедия произошла в центре Европы, в присутствии многотысячного миротворческого контингента ООН, расположенного в Сербской Краине и Хорватии, и не привела к каким-либо международным санкциям по отношению к нападавшей стороне.

Выводы:

1. Одним из основных факторов, обеспечивающим сохранение военного баланса между Арменией и Арцахом с одной стороны и Азербайджаном с другой, и компенсирующими его преимущество в численности войск, в количестве боевой техники и в возможности наращивания военного потенциала, является оптимальная для армянской стороны нынешняя конфигурация Арцахского фронта.

2. Именно сохраняющийся между сторонами конфликта военный баланс, а не договоренность о перемирии 1994 года, сдерживает Азербайджан от возобновления широкомасштабных военных действий.

3. В случае возвращения противнику какой-либо части освобожденной территории, военный баланс изменится в пользу Азербайджана и соответственно снизится уровень военной безопасности Арцаха и Армении. А это в свою очередь может спровоцировать противника в удобный момент окончательно решить карабахскую проблему военным путем. Поэтому сдача освобожденной территории противнику с точки зрения обеспечения безопасности армянских государств совершенно недопустима.

4. В условиях агрессивности и геноцидогенности противостоящего нам азербайджано-турецкого альянса, его подавляющего военного превосходства и нескрываемого намерения уничтожить армянскую государственность, основными гарантами военной безопасности Арцаха и Армении должны оставаться Армянская Армия и нынешняя территория армянских государств (42,000 км).

www.hay.do.am

Link to post
Share on other sites
  • Replies 886
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Pandukht,

"бомжи" - это социальное определение, сокращенное название социальной группы людей "Без Определенного МестаЖительства".

И на мой взгляд, со стороны государства (в лице конкретных госслужащих времен - уточняю - Тер-Петросяна) было безнравственно и контрпродуктивно этой, наиболее ущемленной и уязвимой социальной группе доверять заселение стратегически важной территории.

Но сработал чисто экономический стереотип: хотите где-то жить - живите там. Но по-началу там были хотя бы ощутимые льготы, но затем, уже не при ЛТП, и политика заселения не поменялась, и льготы были сняты.

Этот пример я привожу для иллюстрации очень скверной тенденции: перекладывания на плечи людей функций государства. Для того-то, в частности, и культивируется патриотизм в несуразных размерах: вы же сами хотите, вот и расплачивайтесь!

А конкретным живым людям, которые там живут, - честь и хвала. Тем более, что, полагаю, они были изначально предупреждены о том, что жить им придется на территории, являющейся частью предмета переговорного процесса.

Link to post
Share on other sites
Asatryan, нет дело всё в том что я это прочитал. поэтому написал свой ответ, хотя орегинал был адресован Адабасу, так как это проблема косается нас всех. турция с запада, Арцах и противостояние с азерами с востока, ошенинник с севера, будут ешё долго, если не всегда, и что теперь прекажишь делать? сколко ешё покалений армян должно терпеть "этот который старуха убил, детский сад ограбил" (с) ?, мне кажется что вот подобно мыслешие товарищи на расличных ступенях властых структур которые живут по принципу "хай ер ес - ду хай ес" вот имменно этим и выгодно вечно весячие в воздухе проблемы генацида и арцаха

хотя то о чём говорит Адабас, говорить в армянском обшестве не принято, лутче и приятнее на слух поднимать тосты за умных , древних, смелых, порядочных, армян, мне иногда кажется что мы армяне как женщины любим ушами, эмоциональнно регируя как на комплементы так и на конструктивною критику.

Вот это НАША настоящая характеристика!
Link to post
Share on other sites

Давид Симонян

Сдача территорий Азербайджану: стратегические последствия для Армении и Нагорного Карабаха

Статья публикуется в авторской редакции.

В свете продолжающейся дискуссии о сохранении "благоприятного окна возможностей" в армянском обществе продолжается активное обсуждение тех принципов урегулирования карабахского конфликта, которые, согласно сообщениям СМИ, были представлены президентам двух стран для обсуждения и возможного подписания. Эти принципы предполагали, в том числе, и вывод армянских войск с освобожденных территорий и их передачу, за исключением Лачинского коридора, Азербайджану.

В данной статье речь пойдет о том значении, которое имеет освобожденная территория для обеспечения важнейшего элемента национальной безопасности Армении - ее военной составляющей. Говоря о современной Армении следует иметь в виду два государства, Республику Армения и НКР, полностью интегрированных в военном и экономическом плане. Как известно, военная безопасность определяется как такое состояние государства, которое позволяет исключить нанесение ущерба его жизненно важным интересам путем угрозы или практического применения против него вооруженного насилия.

Предлагаемый анализ строится на основе принятой в экспертных кругах аксиомы, согласно которой в вопросах обеспечения национальной безопасности необходимо всегда исходить из наихудшего сценария развития событий. А теперь рассмотрим более подробно то значение, какое имеет освобожденная территория для обеспечения военной безопасности Армении (РА и НКР).

Результатом военного конфликта 1991-1994гг стало качественное улучшение следующих элементов военно-стратегического положения армянских государств:

1. Конфигурация фронта

Сложившаяся на настоящий момент конфигурация линии фронта для армянской стороны является оптимальной. Южный фланг Арцахского фронта прикрывается иранской границей. Северный фланг прикрыт труднодоступным Мравским горным хребтом. На восточном направлении от Мравского хребта до Аракса армянские войска занимают хорошо укрепленный в инженерном отношении оборонительный рубеж, состоящий из нескольких оборонительных полос.

В случае возвращения территорий 6 районов и сохранения лишь Лачинского коридора, общая линия фронта двух армянских государств с Азербайджаном, включая Нахичевань, увеличится на более чем 450 км и составит 1100 км. Протяженность линии фронта между Арцахом и Азербайджаном увеличится на более чем 150 км, и составит 360 км. Для составления полной картины о протяженности границ Армении с соседними противоборствующими странами здесь будет полезно напомнить также о существовании 268 километровой границы Армении с Турцией, большая часть которой слабо прикрыта армянскими войсками.

Для надежного прикрытия значительно удлиненного фронта армянской стороне потребуется мобилизовать значительные ресурсы, как людские, так и финансовые.

Во-первых, придется увеличить численность Армянской Армии (Вооруженных сил Армении и Армии Обороны Арцаха), что потребует увеличения срока срочной службы для рядового состава, а также привлечения на воинскую службу граждан на контрактной основе.

Во-вторых, отход армянских войск потребует создание новых оборонительных рубежей, на что также потребуются значительные ресурсы. Осуществление указанных мероприятий неизбежно приведет к значительному увеличению военного бюджета и соответствующему сокращению финансирования государством и без того скудных социальных программ, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

2. Глубина обороны

Освобожденные территории позволили создать минимально необходимую глубину обороны и решить несколько важных стратегических задач:

Во-первых, нынешняя глубина обороны сделала возможным формирование эшелонированной обороны, т.е. создание нескольких линий оборонительных рубежей. В случае прорыва первой линии обороны, армянские войска смогут организовать сопротивление на последующих рубежах, не допустить прорыва противника во внутренние районы Арцаха и удержать фронт до подхода войск из Армении.

Во-вторых, центральные густонаселенные районы Арцаха, в том числе и столица г. Степанакерт, а также населенные пункты Горисского, Капанского и Мегринского районов Армении стали недосягаемы для обстрелов из основных артиллерийских систем и ракетных систем залпового огня (типа БМ-21 "Град"), стоящих в данный момент на вооружении азербайджанской армии.

В-третьих, с освобождением Зангеланского, Джебраильского и Физулинского районов и перенесением линии фронта на восток более чем на 100 км, была ликвидирована угроза, висящая над уязвимым с точки зрения организации обороны Мегринским районом Республики Армения, имеющим ширину всего около 40 км.

В случае возвращения противнику 6 районов и переносе линии фронта на бывшую административную границу НКАО, отсутствие необходимой глубины обороны в высшей степени усложнит задачу защиты Арцаха в случае начала новой войны, вероятность которой нельзя исключать.

Новая линия фронта будет проходить на расстоянии всего 5 км от районных центров Мардакерт, Аскеран и Гадрут, и 18 км от Степанакерта. Кроме того, с передачей Азербайджану Карвачарского (бывшего Карвачар(кельбаджар)ского) района положение Мардакертского района станет уязвимым перед возможным военным вторжением с трех сторон.

Новый оборонительный рубеж, даже при его максимально возможном инженерном укреплении, не может служить надежным гарантом обеспечения военной безопасноости Арцаха. Как известно из военной истории, любой, даже самый подготовленный оборонительный рубеж (линия Маннергейма, линия Зигфрида, линия Бар-Лева) может быть прорван атакующей стороной, и для остановки противника решающее значение приобретает глубина обороны, которая позволяет обороняющейся стороне организовать новые линии сопротивления и, измотав противника, остановить наступление. Так в арабо-израильской войне Судного дня (1973 г.), когда египетские войска всего за 6 часов прорвали укрепленную линию Бар-Лева на Синае (длина линии 157.5 км, глубина 15 км), именно наличие глубины обороны позволило Израилю остановить наступление войск Египта на Синайском полуострове, не допустив их прорыва в центральные районы страны, провести мобилизацию и внести перелом в ход войны.

Кроме того, в случае переноса границы большинство населенных пунктов Арцаха и Сюникского марза Армении, в первую очередь города Степанакерт, Капан и Горис, окажутся беззащитными перед угрозой массированных артиллерийских обстрелов противника. В случае начала новой войны, внезапный массированный обстрел городов, районных центров и сел артиллерией и ракетными системами залпового огня приведет к значительным жертвам среди гражданского населения, населенные пункты и инфраструктура Арцаха и Сюника будут значительно разрушены, что может привести к массовому исходу гражданского населения.

3. Военные коммуникации

В современной войне огромное значение придается наличию военных коммуникаций, подготовленных и оборудованных для передвижения войск, доставки вооружения, военной техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств, а также осуществления всех видов эвакуации. Для армянской стороны наличие и бесперебойное функционирование военных коммуникаций имеет исключительное значение, учитывая угрозу создания противником на фронте значительного перевеса в первые дни войны.

Рассмотрим подробнее состояние военных коммуникаций на Арцахском фронте с обеих сторон:

Азербайджан

Густонаселенные районы Азербайджана связывают с Арцахским фронтом две линии железной дороги: Баку-Евлах и Баку-станция Горадиз. Кроме того имеются несколько шоссейных дорог, таких как Баку-Шемаха-Евлах, Баку-Кюрдамир-Евлах, Баку-Бирмай-Байлакан (Ждановск). Имеется также удобная, идущая параллельно фронту, рокадная дорога Евлах-Барда-Агджабеды-Байлакан. Наличие подобных коммуникаций, проходящих по степной местности, дает возможность противнику, после проведения мобилизации, быстро отправить на Арцахский фронт значительные контингенты войск. Это позволит Азербайджану создать на Арцахском фронте, до подхода войск из Армении, многократный перевес в силах и средствах.

Арцах

При нынешней конфигурации линии фронта Армению с Арцахом и линией фронта связывает 4 автомобильные дороги: Варденис-Мардакерт, Горис-Степанакерт-Аскеран-Агдам, Капан-Зангелан-Джебраил, Мегри-Миджаван-Горадиз. В случае начала военных действий наличие этих 4 дорог позволит армянской стороне за несколько дней перебросить из Армении на Арцахский фронт значительный воинский контингент.

Для обеспечения устойчивости фронта большое значение имеют так называемые рокадные дороги, идущие параллельно фронту. Наличие рокадных дорог позволяет быстро перебрасывать войсковые резервы с одних участков фронта на другие участки, где возникнет угроза прорыва. В данный момент в распоряжении Армии Обороны Арцаха имеются 2 рокадные дороги: Мардакерт-Агдам-Физули-Джебраил и строящееся шоссе Север-Юг, соединяющее Мардакерт-Степанакерт-Красный Базар-Гадрут.

В случае же сдачи 6 освобожденных районов под контролем армянских Вооруженных сил останется одна рокадная дорога Мардакерт-Гадрут и одна единственная дорога, связывающая основную часть Армении с Сюником и Арцахом - Ереван-Горис-Степанакерт. Указанная дорога проходит по сложному горному рельефу местности, пересекая горные перевалы.

В случае возобновления военных действий, само удержание узкого Лачинского коридора от удара противника с двух сторон будет представлять для армянских войск огромную проблему. Но даже при его удержании противник, используя артиллерию и свое подавляющее преимущество в авиации, может сделать Лачинский коридор труднопроходимым, что не позволит Армении быстро перебросить в Арцах значительный воинский контингент и обеспечить стабильные поставки материальных средств, для осуществления материального и медицинского обеспечения войск, необходимого для поддержания их боеспособности.

А ведь именно от своевременной переброски войск из Армении на Арцахский фронт будет во многом зависеть судьба Арцаха, так как собственных сил Армии Обороны Арцаха может оказаться не достаточно для удержания фронта от натиска многократно превосходящих сил противника.

Таким образом, становится очевидным, что освобожденная территория играет важнейшую роль в поддержании баланса военных потенциалов противоборствующих сторон. Сдача же армянской стороной освобожденной территории приведет к изменению военного баланса в пользу Азербайджана и значительному ухудшению военно-стратегического положения армянских государств, что не смогут компенсировать ни мирные договоренности, ни присутствие в регионе международного контингента миротворческих сил. И это в условиях, когда руководство Азербайджана взяло курс на резкое усиление военного потенциала своей страны, для реализации которого в 2006 году военный бюджет был увеличен в два раза - с 300 до 600 млн. долларов. В то же время, необходимо учитывать, что Армения в ближайшие годы не будет обладать возможностью наращивания своего военного потенциала в том же масштабе, что и Азербайджан по следующим основным причинам:

1. Размер Государственного бюджета Армении в 3.5 раза меньше, чем у Азербайджана (1млрд.$ против 3.5 млрд.$) и это соотношение в ближайшие годы будет только увеличиваться, по мере роста обьемов экспорта нефти Азербайджаном. Следовательно, экономический потенциал Армении не позволит ей выделять такой объем финансовых средств на военные нужды, который будет необходим для поддержания военного паритета с Азербайджаном.

2. Армения больше не может рассчитывать на масштабные безвозмездные поставки военной техники со стороны России, имевшие место в середине 1990-ых гг. и которые в значительной мере способствовали поддержанию военного баланса между армянской стороной и Азербайджаном на протяжении прошедшего десятилетия. Россия - основной стратегический партнер Армении в военной сфере в последние годы стала проводить по отношению к Армении более прагматичную политику, без каких-либо политических и экономических преференций.

Следовательно, только сохранение освобожденной территории, осуществление военной реформы и качественное улучшение системы государственного управления в целом, позволит армянской стороне в ближайшие годы компенсировать увеличивающийся военный потенциал противника и тем самым сдерживать азербайджанскую сторону от искушения начать военные действия.

Любое изменение нынешней конфигурации линии соприкосновения сторон, учитывая имеющуюся несовместимость подходов сторон в вопросе статуса Арцаха, не исчерпает конфликт, а просто создаст иную, намного более конфликтогенную ситуацию в сфере безопасности.

Если же Азербайджан, руководство которого неоднократно заявляло, что никогда не смирится с потерей Арцах(карабах)а, согласиться на подписание мирных договоренностей, но в дальнейшем не станет довольствоваться возвращением 6 районов и решится на возвращение всего Арцаха военным путем, то военная безопасность Армении окажется под серьезной угрозой.

Используя изменение военного баланса в свою пользу, а также создавшуюся уязвимость всей системы обороны Арцаха, Азербайджан в удобный политический момент может решиться на захват Арцах путем осуществления одной быстрой наступательной кампании. Для прорыва фронта противник быстро создаст на направлениях главного удара необходимое многократное преимущество в силах и средствах. Это будет несложно осуществить, учитывая количественное превосходство Вооруженных Сил Азербайджана над Армией Обороны Арцаха в личном составе и военной технике, факт дислокации 70% азербайджанских войск в прифронтовой зоне, а также наличия у Азербайджана возможности более быстрой по сравнению с Арменией переброски отмобилизованных войск на Арцахский фронт. Исход военной кампании будет во многом решаться в первые дни войны и будет зависеть от возможности удержания фронта Армией Обороны Арцаха, что будет представлять собой чрезвычайно сложную задачу. Возможности же помочь Арцаху у Армении будут весьма ограничены, учитывая уязвивость Лачинского коридора для быстрой переброски значительного контингента войск из Армении. Если же фронт будет прорван и армянским войскам не удастся остановить противника перед Степанакертом, то итогом военного поражения для армянской стороны станет потеря Арцаха и угроза оккупации Сюника. В случае захвата Арцаха Азербайджан, поощряемый Турцией, наверняка попытается осуществить пантуркисткую мечту - захватить Мегринский район, что позволит ему обеспечить сухопутную связь с Турцией, и отрезать Армению от Ирана. Для этого по району может быть нанесен удар с двух сторон, со стороны Зангеланского района и Нахичевана. Удержать же Мегринский район для армянской стороны после потери Арцаха будет чрезвычайно сложно, учитывая узость района, не обеспечивающую необходимую глубину обороны и уязвимость автомобильных дорог, связывающих район с остальной Арменией.

О реальности подобного сценария развития событий можно судить на сравнительно недавнем примере ликвидации Сербской Краины в Хорватии. В 1995 году Вооруженные силы Хорватии, нарушая договоренности о перемирии, провели мобилизацию, внезапно начав наступление, прорвали фронт и за несколько дней захватили Сербскую Краину. В результате военной агрессии Сербская Краина перестала существовать и около полумиллиона сербов, вынуждены были покинуть свою родину и стать беженцами. Это трагедия произошла в центре Европы, в присутствии многотысячного миротворческого контингента ООН, расположенного в Сербской Краине и Хорватии, и не привела к каким-либо международным санкциям по отношению к нападавшей стороне.

Выводы:

1. Одним из основных факторов, обеспечивающим сохранение военного баланса между Арменией и Арцахом с одной стороны и Азербайджаном с другой, и компенсирующими его преимущество в численности войск, в количестве боевой техники и в возможности наращивания военного потенциала, является оптимальная для армянской стороны нынешняя конфигурация Арцахского фронта.

2. Именно сохраняющийся между сторонами конфликта военный баланс, а не договоренность о перемирии 1994 года, сдерживает Азербайджан от возобновления широкомасштабных военных действий.

3. В случае возвращения противнику какой-либо части освобожденной территории, военный баланс изменится в пользу Азербайджана и соответственно снизится уровень военной безопасности Арцаха и Армении. А это в свою очередь может спровоцировать противника в удобный момент окончательно решить карабахскую проблему военным путем. Поэтому сдача освобожденной территории противнику с точки зрения обеспечения безопасности армянских государств совершенно недопустима.

4. В условиях агрессивности и геноцидогенности противостоящего нам азербайджано-турецкого альянса, его подавляющего военного превосходства и нескрываемого намерения уничтожить армянскую государственность, основными гарантами военной безопасности Арцаха и Армении должны оставаться Армянская Армия и нынешняя территория армянских государств (42,000 км).

www.hay.do.am

ХОТЕЛ ЧТО ТО ВЫДЕЛИТЬ КАК ГЛАВНОЕ.....НО ВО ПЕРВЫХ Я НЕ ВОЕННЫЙ А ВО ВТОРЫХ ВСЁ ЧТО ОПИСАНО КАСАТЕЛЬНО БЕЗОПАСНОСТИ ВСЁ ИСТИНА.

-Лично я сам не хотел не хочу верить что ОНИ спокойно нападут в ДВОЁМ с турками,а теперь УВЕРЕН ЧТО СДЕЛАЮТ ЭТО....ВЕДЬ ООН ЭТО И ЕСТЬ НАТО!никто не заикнётя,как было с СЕРБАМИ.....НАВЕРНОЕ ТАК ОНО И ЕСТЬ!

Edited by Zinvor
Link to post
Share on other sites

Давид Симонян

Сдача территорий Азербайджану: стратегические последствия для Армении и Нагорного Карабаха

...Для составления полной картины о протяженности границ Армении с соседними противоборствующими странами здесь будет полезно напомнить также о существовании 268 километровой границы Армении с Турцией, большая часть которой слабо прикрыта армянскими войсками.

Интересно, считает ли автор делегирование Арменией России вопросов охраны своей границы с Турцией надежным фактором обеспечения безопасности РА и сколько часов могли бы продержаться все армянские ВС, если бы турецкие войска имели бы приказ вторгнуться на территорию РА при отсутствии этого фактора (и если РА не была бы членом ОДКБ)?

И еще.

Являются ли указанные факторы для Армении (членство в ОДКБ и делегирование Росии охраны границы с Турцией) факторами политическими или они сугубо военные?

Edited by adabas
Link to post
Share on other sites
[...]

И еще.

Являются ли указанные факторы для Армении (членство в ОДКБ и делегирование Росии охраны границы с Турцией) факторами политическими или они сугубо военные?

Сугубо военные.

Других факторов пока что не видно, кроме каких-то речей там и там.

А неужели этого мало?

Link to post
Share on other sites

Между прочим (для малоосведомленных и для прикидывающихся малоосведомленными): присутствие российских пограничников на армяно-турецкой границе носит чисто символический характер.

Вы об этом отлично знаете. ;)

Link to post
Share on other sites
Между прочим (для малоосведомленных и для прикидывающихся малоосведомленными): присутствие российских пограничников на армяно-турецкой границе носит чисто символический характер.

Вы об этом отлично знаете. ;)

Да, уважаемый Kars, я знаю это и согласен с Вами.

Но что означает "чисто символический характер"? Это означает, что армяно-турецкая граница охраняется российским флагом (а это политический фактор) и, образно говоря, марширует ли под ним пара дивизий или храпит пьяный русский прапорщик, не представляет особой разницы. Другое дело, что за этим флагом стоит ракетно-ядерная мощь России и огромная армия.

Я не утверждаю, что Россия начнет ядерную войну, защищая Армению. Но, как видим, в случае Турции (а это государство считается не более дружественным Армении, чем АР, а по военной мощи значительно превосходит последнюю) было найдено политическое решение обеспечения безопасности РА. По крайней мере - скорее политическое, чем сугубо военное.

Edited by adabas
Link to post
Share on other sites
Да, уважаемый Kars, я знаю это и согласен с Вами.

Но что означает "чисто символический характер"? Это означает, что армяно-турецкая граница охраняется российским флагом (а это политический фактор) и, образно говоря, марширует ли под ним пара дивизий или храпит пьяный русский прапорщик, не представляет особой разницы. Другое дело, что за этим флагом стоит ракетно-ядерная мощь России и огромная армия.

Я не утверждаю, что Россия начнет ядерную войну, защищая Армению. Но, как видим, в случае Турции (а это государство считается не более дружественным Армении, чем АР, а по военной мощи значительно превосходит последнюю) было найдено политическое решение обеспечения безопасности РА. По крайней мере - скорее политическое, чем сугубо военное.

В том то и дело, что нет флага. ;)

Может быть, есть пьяный прапорщик - абсолютно не исключено.

Насчет российского флага: уважаемый adabas, если бы автором этой фразы были не Вы, а еще кто-нибудь, я бы просто обошел это без ответа.

Но Вам это не подходит. Вы же отлично знаете, или хотя бы должны были знать, что российского или кое-какого иного иностранного флага на суверенной границе Армении не может существовать.

Далее. Зная это отлично, почему Вы это написали?

Кстати, эксклюзивная фотография для Вас и для всех остальных наших уважаемых форумджаников, снятая мною и Admin-ом на армяно-турецкой границе совсем недавно (Ани-Ахурян, с турецкой стороны):

post-19994-1227674554_thumb.jpg

Есть также фото пограничных наблюдательных постов и вышек, но по кое-каким причинам не считаю нужным выставлять их открыто в интернете. Но, уверяю Вас, российских флагов нигде нет.

Кроме того, разъясните пожалуйста, что Вы имели ввиду под «сугубо политическим». :hm:

Link to post
Share on other sites

Молодежные организации Карабаха осуждают заявления, противоречащие Конституции республики

Молодежные организации Нагорного Карабаха осуждают все те заявления и призывы, которые не защищают интересы страны и народа НКР, а также противоречат Конституции республики.

«Данные заявления ставят под сомнение справедливость и победу, созданную ценою крови тысячи сыновей армянского народа», - говорится в поступившем в понедельник в агентство «Новости-Армения» заявлении молодежных организаций НКР.

В документе отмечается, что учитывая последние развития по карабахской проблеме, те заявления политических деятелей и структур, которые делают предметом спекуляций территориальную целостность страны, закрепленную Конституцией НКР, молодежные организации Карабаха осознают, что молодежь является наследником этой страны, у истоков защиты и развития страны всегда стояла молодежь, и она готова не уступать своих позиций и в будущем их укреплять.

«В деле развития и процветания независимой государственности Арцаха, достигнутой ценою крови, молодежь должна играть свою роль и без участия Нагорного Карабаха любой процесс вокруг решения карабахской проблемы обречен на провал», - говорится в заявлении молодежных организаций НКР.

NewsArmenia.ru

Link to post
Share on other sites
И что?

Будем высказывать личные менения, уважаемый UrArtur, или будем флудить форум видеоклипами о лейтенанте Косенко из Тюмени, защищающего нас от чорт знает кого?

Карс, во первых я ошибся темой. если возможно, то перенесите этот пост сюда http://forum.hayastan.com/index.php?showto...mp;#entry844470

Во вторых: уж лучше видеоклип, чем личное мнение в виде поэмы в стиле баптисткой церкви.

п.с. у вас личная неприязнь к лейтенанту Косенко? чего вы так завелись?

Link to post
Share on other sites
В том то и дело, что нет флага. ;)

...

Уважаемый Kars,

должен признать, что выразился таким образом, что понять меня можно было только буквально.

Однако, я имел ввиду аналогичное этому:

"Пограничники на армяно-турецкой границе служат под флагами двух стран"

http://mirtv.ru/content/view/29916/12/

Кроме того, разъясните пожалуйста, что Вы имели ввиду под «сугубо политическим». :hm:

Имел ввиду я следующее.

С РА соседствует Турция - государство, которое считается не более дружественным по отношению к Армении, чем АР. При этом, Турция в военно-техническом аспекте намного превосходит Азербайджан. Тем не менее, армяно-турецкая граница охраняется при участии российского контингента ФПГ, количественный состав которого и вооруженность весьма незначительны. Это позволяет заключить, что основным фактором обеспечения безопасности РА в отношении Турции, является политический аспект самого факта участия РФ в охране госграницы РА.

Edited by adabas
Link to post
Share on other sites
Карс, во первых я ошибся темой. если возможно, то перенесите этот пост сюда http://forum.hayastan.com/index.php?showto...mp;#entry844470

Во вторых: уж лучше видеоклип, чем личное мнение в виде поэмы в стиле баптисткой церкви.

п.с. у вас личная неприязнь к лейтенанту Косенко? чего вы так завелись?

За баптистский стиль письма кое-которых юзеров отвечать не могу. У нас тут религиозных ограничений нет.

Да и вообще не понятно, о чем ты говоришь, когда тебе прямо и ясно сказали: НЕ ФЛУДИТЬ.

Но за злостный флуд придется рано или поздно выдавать предупреждения. Учтите, пожалуйста.

Переносить флуд из одной темы в другую тоже не собираюсь - мне за это никто не платит. Но будешь продолжать флудить клипами - для этого у модераторов есть быстрые кнопки. ;)

Link to post
Share on other sites
Pandukht,

"бомжи" - это социальное определение, сокращенное название социальной группы людей "Без Определенного МестаЖительства".

adabas, давайте не будем подменять понятия. Термин "лицо БОМЖ и З" (лицо без определенного места жительства и занятий) возник в советские времена, стал в некотором роде разговорным эквивалентом бродяги, алкоголика, опустившегося на самое дно дурно пахнущего субъекта, кормящегося на свалке, собирающего тару и т.д. и т. п.

Люди, спасшиеся от резни в Геташене или Мараге по определению не могут называться лицами "БОМЖ и З", у них есть место жительства и род занятий, и не их вина, что их дома на сегодня уничтожены либо заняты врагом. Они могут называться беженцами, перемещенными лицами, но никак не лицами БОМЖ - словом, имеющим к тому же ярко выраженную негативную окраску.

со стороны государства (в лице конкретных госслужащих времен - уточняю - Тер-Петросяна) было безнравственно и контрпродуктивно этой, наиболее ущемленной и уязвимой социальной группе доверять заселение стратегически важной территории.

:D А какой социальной группе, по вашему, нравственно и продуктивно доверять заселение стратегически важной территории (кстати, очень хорошо, что и вы осознаете ее стратегическую важность)?

полагаю, они были изначально предупреждены о том, что жить им придется на территории, являющейся частью предмета переговорного процесса.

А может нам повесить растяжки с этими словами над всей территорией Арцаха? Ну, млять, чтобы не расслаблялись...

Link to post
Share on other sites

Молодежные организации Карабаха осуждают заявления, противоречащие Конституции республики

... которые делают предметом спекуляций территориальную целостность страны, закрепленную Конституцией НКР...

Территориальную целостность НКР, насколько я могу судить, никто не делает предметом спекуляций. Другое дело, что сама конституционная территория НКР стала в последнее время отчетливым предметом спекуляций, на что я уже не раз указывал в этой теме.

Link to post
Share on other sites
adabas, давайте не будем подменять понятия. Термин "лицо БОМЖ и З" (лицо без определенного места жительства и занятий) возник в советские времена, стал в некотором роде разговорным эквивалентом бродяги, алкоголика, опустившегося на самое дно дурно пахнущего субъекта, кормящегося на свалке, собирающего тару и т.д. и т. п.

Люди, спасшиеся от резни в Геташене или Мараге по определению не могут называться лицами "БОМЖ и З", у них есть место жительства и род занятий, и не их вина, что их дома на сегодня уничтожены либо заняты врагом. Они могут называться беженцами, перемещенными лицами, но никак не лицами БОМЖ - словом, имеющим к тому же ярко выраженную негативную окраску.

:D А какой социальной группе, по вашему, нравственно и продуктивно доверять заселение стратегически важной территории (кстати, очень хорошо, что и вы осознаете ее стратегическую важность)?

А может нам повесить растяжки с этими словами над всей территорией Арцаха? Ну, млять, чтобы не расслаблялись...

Pandukht,

ярко-выраженную негативную окраску может время от времени и небезпричинно приобретать что угодно. В определенных кругах в Ереване, к примеру, слово "карабахци" приобрело весьма негативную семантическую окраску, но мы же не принимаем это всерьез и не руководствуемся "понятками".

Я как-то высказывался по поводу того, что, будь я президентом РА (что и в кашмарном сне не хотел бы увидеть), тем более президентом с весьма низкой легитимностью, я бы принудил наших алигархов выстроить в Лачине по зАмку (со всей инфраструктурой) и жить там со своей челядью и "тайфой" минимум 6 мес. в году, не привлекая обслугу со стороны.

Полагаю, что люди должны быть информированы о всех обстоятельствах условий своей жизнедеятельности. В этом случае их выбор будет осознанным, что всегда чрезвычайно важно.

Link to post
Share on other sites
Вы, по-моему, несколько поспешно классифицируете то, что не хотели бы услышать, болтовней.

На сколько я могу судить, то, что Вы именуете "целостными предложениями", как раз-то и является закоренелой проблемой извечного армянского смешивания категорий гражданства(подданства) и ассоциированности по национальному признаку.

Государство же не может жить "по понятиям", а только по законам.

Скажем, езиды, живущие в Армении, являются гражданами РА и исполняют законодательство РА, однако в бытовом и культурно-религиозном аспектах они обособлены (что позволяет армянское законодательство). Вместе с тем, мне известны езиды-граждане РА, которые, с одной стороны, не обособлены "как езиды", с другой - не ассоциированы в "житие по-армянски". И это вполне выполнимо и реально, потому что культурно-религиозная обособленность или ассоциированность не есть обязанность гражданина, а является его правом, которым он может воспользоваться или не воспользоваться по своему усмотрению.

Почитайте законодательство РА: оно не "национально" в смысле адаптированности под обозначенные этнические особенности армян (разве что в отношении приобретения гражданства РА существуют определенные привелегии для претендентов, имеющих армянское происхождение). Все остальное связано только с языком, а язык (любой) можно выучить. (Вот, к примеру, Божко - посол Украины в РА: хорошо говорит, читает и пишет на армянском. Обратись он за гражданством РА, думаю, ему не было бы отказа, а Армения получила бы достойного гражданина. Но ведь он не стал бы при этом армянином, а остался бы украинцем по происхождению, что, кстати, не получило бы никакого отображения в его паспорте гражданина РА.)

adabas Вам знакомо такое понятие, как государствообразующий народ? Армения, это национальное государство армян (если сомневайтесь, можете посмотреть хотя бы текст "Декларации о независимости"), что впрочем не исключает возможность проживания в Армении граждан Армении других национальностей и даже не исключает возможность реализации интересов нацменьшинств Армении в полном обьеме, что кстати и происходит. Но от того, куда Вы питайтесь склонить разговор я окончательно убедился, что Вы абсолютно ничего не поняли из того, что я говорил - ни единого слова, так как к сказанному мною все это не имело не малейшего отношения. Это то же самое, если на мои слова "это абрикосовое дерево ", Вы ответите: "знаете, так как в принципе можно посадить так же и другие деревья, а не только абрикосовые, то это дерево вполне может оказаться грушевый или даже ананасовый, так что назвать его абрикосовым не правильно" - ну или что-то в этом духе.

Link to post
Share on other sites
Народ прекратите эти распри - я живу там, а я живу там, а я гражданин, а я не гражданин.

Koreolan,

это не распри, это выявления соответствий и констатации.

Link to post
Share on other sites
Koreolan,

это не распри, это выявления соответствий и констатации.

Не всегда так, уважаемый adabas.

Очень часто географическое нахождение участников форума "дается им в морду", когда больше нечем прикрыться, при диалоге.

«Я, мол, в Армении, мне виднее, а вы откуда-то из Франции что-то квакаете».

Кстати, этот подлый метод ведения дискуссии наблюдался со всех (обеих) сторон (внутриполитически противоположных).

Давно замечено. ;)

Link to post
Share on other sites
Не всегда так, уважаемый adabas.

Очень часто географическое нахождение участников форума "дается им в морду", когда больше нечем прикрыться, при диалоге.

«Я, мол, в Армении, мне виднее, а вы откуда-то из Франции что-то квакаете».

Кстати, этот подлый метод ведения дискуссии наблюдался со всех (обеих) сторон (внутриполитически противоположных).

Давно замечено. ;)

И самое обидное, что те наши соотечественники, кто живут вне Армении чаще всего не могут дать адекватный ответ, так как это удар ниже пояса.

Link to post
Share on other sites

Лично я стараюсь воздерживаться от таких "ударов ниже пояса", но всегда надеюсь на обратную адекватность, которую, в свою очередь, не всегда обнаруживаю. Я исхожу из признания права человека находиться где угодно и при этом полагаю, что ему виднее как себя вести там, где он находится.

Koreolan,

не думаю, что излагаемое Вами может быть не понятно в принципе. И я Вас очень хорошо понимаю.

Со своей же стороны я выражаю свое мировоззрение - и не против Вашего, а дополнительно к Вашему, полагая, что и Ваши, и мои взгляды имеют право на существование и право быть выраженными.

Государствообразующий народ? Правильно. А что, позвольте спросить, существует "национальных кодекс армянина" в дополнение к законодательству РА? Да, есть национальные политические и общественные организации, имеющие свои соответствующие уставы, в которых для членов этий организаций сформулированы мировоззренческие принципы и нормы. Но членство в этих организациях является не обязательным, а добровольным. Я же ни в какой партии или организации не состою и потому нахожусь вне поля каких-либо обязывающих меня норм и правил, за исключением законодательства РА, гражданином которой я являюсь. И у меня нет и никогда не было проблем с законодательством, равно как и у законодательства - со мной. Взаимные проблемы у нас время от времени возникают с властью РА и связаны они бывают с интерпретацией законодательства.

Edited by adabas
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...