Jump to content

История Арцаха


Recommended Posts

Можно без преувеличения сказать, что нагорно-арцахский конфликт, возникший в конце 80-х годов, стал по своим последствиям и длительности одним самых жестоких конфликтов конца XX века. Итоги этой войны хорошо известны - десятки тысяч убитых и раненных, более миллиона беженцев и перемещенных лиц, несколько тысяч пропавших без вести. На фоне безуспешных попыток найти при помощи посреднических усилий международного сообщества удовлетворяющую обе стороны формулу урегулирования конфликта, ее главным военным итогом является оккупация части территории Азербайджана и продолжающиеся с разной степенью активности дискуссии вокруг возможного статуса Нагорного Арцаха.

Однако уходящие в далекое прошлое причины конфликта гораздо глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Внимательное изучение истоков противостояния вскроет, прежде всего, диаметрально противоположные позиции сторон практически по всем связывающим их проблемам. В частности, каждая из сторон, рассматривая друг друга пришлым в Нагорном Арцахе, считает эту территорию принадлежащей ей издревле.

Тем не менее настоящее исследование намеренно обходит стороной многие исторические аспекты противостояния, оставляя эту возможность ученым-историкам. Отдавая предпочтение изучению юридической стороны проблемы, принимается во внимание также и то безусловное обстоятельство, что даже однозначный ответ на вопрос, кто первым вступил на ныне оспариваемую территорию не сможет серьезно повлиять на ее юридический статус. В противном случае, пришлось бы бесконечно перекраивать существующие границы по всему миру. Хотелось бы также подчеркнуть, что подобный подход никоим образом не означает слабость аргументов одной из сторон и не преследует цель избежать дискуссий в этом и других вопросах в будущем.

Рассматриваемый конфликт часто пытаются представить как проявление противоречий двух принципов международного права, а именно - принципа территориальной целостности государств и принципа права народов на самоопределение. На самом деле, как показывает конечный итог исследования, в рассматриваемом случае противостояние этих принципов является искусственным. Подобное заключение основывается прежде всего на действующих международно-правовых нормах, а также решениях международных организаций по конфликту.

Основные аргументы правового характера армянской стороны, оспаривающей статус Нагорного Арцаха как территории принадлежащей Азербайджану, опираются на утверждения о незаконности его передачи И.Сталиным Азербайджану в 1921 году, якобы имевшей место дискриминации армянского населения Нагорного Арцаха и, как следствие этого, законных основаниях осуществления им права на самоопределение в контексте отделения. Очевидно, что подобный подход преследует две важные цели - во-первых, ссылаясь на «своевольное решение неконституционного и неправомочного партийного органа - Кавказского бюро ЦК РКП (б)»(1), вызвать сочувствие у международного сообщества, во-вторых, опираясь на предполагаемою широкую моральную поддержку общественности, добиться на начальном этапе, как минимум, понимания и терпимости к де-факто выводу Нагорного Арцаха из подчинения Азербайджана.

Как известно, независимая Азербайджанская Демократическая Республика прекратила свое существование 28 апреля 1920 года, когда в результате вторжения XI Красной Армии большевиков была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, включенная впоследствии в состав СССР. В связи с территориальными притязаниями Армянской ССР к Азербайджанской ССР упомянутое Кавказское бюро действительно рассматривало проблему и на состоявшемся 5 июля 1921 года заседании вынесло решение оставить Нагорный Арцах в пределах Азербайджанской ССР. Одновременно Азербайджанской ССР было предложено предоставить Нагорному Арцаху широкую автономию. О том, что Кавказское бюро постановило оставить Нагорный Арцах в пределах Азербайджанской, а не передать его, как настойчиво утверждает армянская сторона, свидетельствует следующая цитата из постановляющей части решения бюро: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Арцаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Арцах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию…».(2)

7 июля 1923 года в Азербайджанской ССР был издан Декрет «Об образовании автономной области Нагорного Арцаха». Следует отметить, что не меньшему по численности и компактно проживавшему в то время на территории Армении азербайджанскому населению аналогичные права предоставлены не были. Согласно статистике численность азербайджанцев на территории нынешней Армении составляла к 1918 году 575 тысяч человек. Однако за годы существования советской власти в Армении соотношение численности армян и азербайджанцев менялось с каждым годом не в пользу последних. Целенаправленная политика в этом направлении продолжалась до тех пор, пока последний азербайджанец не покинул территорию Армении.

В своем докладе о практике перемещения в Азербайджане Представитель Генерального секретаря ООН по перемещенным внутри страны лицам Ф.Денг следующим образом оценивает ситуацию в споре сторон за Нагорный Арцах: «Как Азербайджан, так и Армения утверждают, что с Нагорным Арцахом их связывают многовековые узы. Однако истоки нынешнего конфликта восходят к началу XX столетия. После Октябрьской революции Азербайджан и Армения, ставшие новыми независимыми государствами, сражались за территорию Нагорного Арцаха. Парижская мирная конференция 1919 года признала претензию Азербайджана на эту территорию. После включения Азербайджана и Армении в состав Советского Союза эта позиция по Нагорному Арцаху была закреплена, тогда как Армении был передан Зангезурский район, соединявший Азербайджан с его западным, Нахичеванским, районом».(3)

Важно заметить, что территориальные притязания армянской стороны не ограничивались только Нагорным Арцахом. Так, наряду с Зангезуром, в результате «кабинетных игр» в разные годы существования Советского Союза Армянской ССР были «мирно» переданы Дилижан и Гейча, несколько сел в Нахичевани, земли в Кедабекском и Казахском районах Азербайджана.

Не выдерживают никакой критики утверждения о якобы имевшей место дискриминации армянского населения Нагорного Арцаха.

В соответствии со статьей 86 Конституции СССР автономная область находилась в составе союзной республики или края. Закон об автономной области принимался Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области.(4)

Всего в СССР было восемь автономных областей, перечень которых приводится в статье 87 Конституции. Согласно положению этой статьи Нагорно-Арцахская автономная область состояла в Азербайджанской ССР.(5)

Правовой статус НКАО в соответствии с Конституцией Азербайджанской ССР, определялся Законом «О Нагорно-Арцахской Автономной Области», принятым по представлению Совета народных депутатов НКАО Верховным Советом Азербайджанской ССР. НКАО как национально-территориальное образование имела форму административной автономии и, соответственно, обладала рядом прав, которые на практике обеспечивали удовлетворение специфических потребностей ее населения. В соответствии с Конституцией бывшего СССР (статья 110 Конституции СССР и статья 4 Закона Азербайджанской ССР «О Нагорно-Арцахской Автономной Области» - авт.) НКАО в Совете национальностей Верховного Совета СССР представляли пять депутатов. 12 депутатами НКАО была представлена в Верховном Совете Азербайджанской ССР.(6)

Более того, в соответствии со статьей 113 Конституции Азербайджанской ССР и статьей 6 Закона Азербайджанской ССР «О Нагорно-Арцахской Автономной Области» один из заместителей Председателя Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР избирался от НКАО.

Широким спектром полномочий пользовался Совет народных депутатов НКАО - орган государственной власти в области. Он решал все вопросы местного значения, исходя из интересов граждан, проживающих на территории области, с учетом ее национальных и иных особенностей. Совет народных депутатов НКАО участвовал в обсуждении вопросов общереспубликанского значения, вносил по ним свои предложения, проводил в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководил деятельностью нижестоящих Советов. Деятельность всех органов государственной власти и государственного управления, судебных органов и прокуратуры, образования осуществлялась на армянском языке в соответствии с языковой потребностью большинства населения области.(7)

Link to post
Share on other sites

Можно без преувеличения сказать, что нагорно-арцахский конфликт, возникший в конце 80-х годов, стал по своим последствиям и длительности одним самых жестоких конфликтов конца XX века. Итоги этой войны хорошо известны - десятки тысяч убитых и раненных, более миллиона беженцев и перемещенных лиц, несколько тысяч пропавших без вести. На фоне безуспешных попыток найти при помощи посреднических усилий международного сообщества удовлетворяющую обе стороны формулу урегулирования конфликта, ее главным военным итогом является оккупация части территории Азербайджана и продолжающиеся с разной степенью активности дискуссии вокруг возможного статуса Нагорного Арцаха.

Однако уходящие в далекое прошлое причины конфликта гораздо глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Внимательное изучение истоков противостояния вскроет, прежде всего, диаметрально противоположные позиции сторон практически по всем связывающим их проблемам. В частности, каждая из сторон, рассматривая друг друга пришлым в Нагорном Арцахе, считает эту территорию принадлежащей ей издревле.

Тем не менее настоящее исследование намеренно обходит стороной многие исторические аспекты противостояния, оставляя эту возможность ученым-историкам. Отдавая предпочтение изучению юридической стороны проблемы, принимается во внимание также и то безусловное обстоятельство, что даже однозначный ответ на вопрос, кто первым вступил на ныне оспариваемую территорию не сможет серьезно повлиять на ее юридический статус. В противном случае, пришлось бы бесконечно перекраивать существующие границы по всему миру. Хотелось бы также подчеркнуть, что подобный подход никоим образом не означает слабость аргументов одной из сторон и не преследует цель избежать дискуссий в этом и других вопросах в будущем.

Рассматриваемый конфликт часто пытаются представить как проявление противоречий двух принципов международного права, а именно - принципа территориальной целостности государств и принципа права народов на самоопределение. На самом деле, как показывает конечный итог исследования, в рассматриваемом случае противостояние этих принципов является искусственным. Подобное заключение основывается прежде всего на действующих международно-правовых нормах, а также решениях международных организаций по конфликту.

Основные аргументы правового характера армянской стороны, оспаривающей статус Нагорного Арцаха как территории принадлежащей Азербайджану, опираются на утверждения о незаконности его передачи И.Сталиным Азербайджану в 1921 году, якобы имевшей место дискриминации армянского населения Нагорного Арцаха и, как следствие этого, законных основаниях осуществления им права на самоопределение в контексте отделения. Очевидно, что подобный подход преследует две важные цели - во-первых, ссылаясь на «своевольное решение неконституционного и неправомочного партийного органа - Кавказского бюро ЦК РКП (б)»(1), вызвать сочувствие у международного сообщества, во-вторых, опираясь на предполагаемою широкую моральную поддержку общественности, добиться на начальном этапе, как минимум, понимания и терпимости к де-факто выводу Нагорного Арцаха из подчинения Азербайджана.

Как известно, независимая Азербайджанская Демократическая Республика прекратила свое существование 28 апреля 1920 года, когда в результате вторжения XI Красной Армии большевиков была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, включенная впоследствии в состав СССР. В связи с территориальными притязаниями Армянской ССР к Азербайджанской ССР упомянутое Кавказское бюро действительно рассматривало проблему и на состоявшемся 5 июля 1921 года заседании вынесло решение оставить Нагорный Арцах в пределах Азербайджанской ССР. Одновременно Азербайджанской ССР было предложено предоставить Нагорному Арцаху широкую автономию. О том, что Кавказское бюро постановило оставить Нагорный Арцах в пределах Азербайджанской, а не передать его, как настойчиво утверждает армянская сторона, свидетельствует следующая цитата из постановляющей части решения бюро: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Арцаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Арцах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию…».(2)

7 июля 1923 года в Азербайджанской ССР был издан Декрет «Об образовании автономной области Нагорного Арцаха». Следует отметить, что не меньшему по численности и компактно проживавшему в то время на территории Армении азербайджанскому населению аналогичные права предоставлены не были. Согласно статистике численность азербайджанцев на территории нынешней Армении составляла к 1918 году 575 тысяч человек. Однако за годы существования советской власти в Армении соотношение численности армян и азербайджанцев менялось с каждым годом не в пользу последних. Целенаправленная политика в этом направлении продолжалась до тех пор, пока последний азербайджанец не покинул территорию Армении.

В своем докладе о практике перемещения в Азербайджане Представитель Генерального секретаря ООН по перемещенным внутри страны лицам Ф.Денг следующим образом оценивает ситуацию в споре сторон за Нагорный Арцах: «Как Азербайджан, так и Армения утверждают, что с Нагорным Арцахом их связывают многовековые узы. Однако истоки нынешнего конфликта восходят к началу XX столетия. После Октябрьской революции Азербайджан и Армения, ставшие новыми независимыми государствами, сражались за территорию Нагорного Арцаха. Парижская мирная конференция 1919 года признала претензию Азербайджана на эту территорию. После включения Азербайджана и Армении в состав Советского Союза эта позиция по Нагорному Арцаху была закреплена, тогда как Армении был передан Зангезурский район, соединявший Азербайджан с его западным, Нахичеванским, районом».(3)

Важно заметить, что территориальные притязания армянской стороны не ограничивались только Нагорным Арцахом. Так, наряду с Зангезуром, в результате «кабинетных игр» в разные годы существования Советского Союза Армянской ССР были «мирно» переданы Дилижан и Гейча, несколько сел в Нахичевани, земли в Кедабекском и Казахском районах Азербайджана.

Не выдерживают никакой критики утверждения о якобы имевшей место дискриминации армянского населения Нагорного Арцаха.

В соответствии со статьей 86 Конституции СССР автономная область находилась в составе союзной республики или края. Закон об автономной области принимался Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области.(4)

Всего в СССР было восемь автономных областей, перечень которых приводится в статье 87 Конституции. Согласно положению этой статьи Нагорно-Арцахская автономная область состояла в Азербайджанской ССР.(5)

Правовой статус НКАО в соответствии с Конституцией Азербайджанской ССР, определялся Законом «О Нагорно-Арцахской Автономной Области», принятым по представлению Совета народных депутатов НКАО Верховным Советом Азербайджанской ССР. НКАО как национально-территориальное образование имела форму административной автономии и, соответственно, обладала рядом прав, которые на практике обеспечивали удовлетворение специфических потребностей ее населения. В соответствии с Конституцией бывшего СССР (статья 110 Конституции СССР и статья 4 Закона Азербайджанской ССР «О Нагорно-Арцахской Автономной Области» - авт.) НКАО в Совете национальностей Верховного Совета СССР представляли пять депутатов. 12 депутатами НКАО была представлена в Верховном Совете Азербайджанской ССР.(6)

Более того, в соответствии со статьей 113 Конституции Азербайджанской ССР и статьей 6 Закона Азербайджанской ССР «О Нагорно-Арцахской Автономной Области» один из заместителей Председателя Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР избирался от НКАО.

Широким спектром полномочий пользовался Совет народных депутатов НКАО - орган государственной власти в области. Он решал все вопросы местного значения, исходя из интересов граждан, проживающих на территории области, с учетом ее национальных и иных особенностей. Совет народных депутатов НКАО участвовал в обсуждении вопросов общереспубликанского значения, вносил по ним свои предложения, проводил в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководил деятельностью нижестоящих Советов. Деятельность всех органов государственной власти и государственного управления, судебных органов и прокуратуры, образования осуществлялась на армянском языке в соответствии с языковой потребностью большинства населения области.(7)

Прекрасно.

Так что же из вышесказанного следует?

Может что-то скажете своими словами?

Link to post
Share on other sites

kars tak ne zastavlyai ix tuzhitsya, von' budet potom...

ti zhe vidish kak on svoimi slovami pitaetsya otvetit' u nego vikidish poluchaetsya.... "МАЙКЛ ДЖЕКСОН,ПАРВИЗ МУШАРРЕФ,БУШ,РАЙС И ДР ВСЕ АРМЯНСКИЕ ИМЕНА СУДЯ ПО ТЕБЕ АРМЯНСКИЕ" - nu gde tut logika, smisl? tak chto etot dangla iz tex zhe zombirovannix.

Link to post
Share on other sites

kars tak ne zastavlyai ix tuzhitsya, von' budet potom...

ti zhe vidish kak on svoimi slovami pitaetsya otvetit' u nego vikidish poluchaetsya.... "МАЙКЛ ДЖЕКСОН,ПАРВИЗ МУШАРРЕФ,БУШ,РАЙС И ДР ВСЕ АРМЯНСКИЕ ИМЕНА СУДЯ ПО ТЕБЕ АРМЯНСКИЕ" - nu gde tut logika, smisl? tak chto etot dangla iz tex zhe zombirovannix.

Shenyatsi, я с тобой не совсем согласен.

По сей день, из всего, что мы слышали от "идеологических", так сказать, оппонентов этот постинг:

МАЙКЛ ДЖЕКСОН,ПАРВИЗ МУШАРРЕФ,БУШ,РАЙС И ДР ВСЕ АРМЯНСКИЕ ИМЕНА СУДЯ ПО ТЕБЕ АРМЯНСКИЕ

является самым проницательным и самым глубокомысленным. Его в архив надо занести. Лучших аргументов по этой теме я еще не читал на форуме. По-моему, ты недооцениваешь интеллект собеседника.

Дай ему время отдышаться (кислород же должен поступить во все три клетки мозга) - и уверяю, что он скажет что-нибудь поумнее. Сафсем умны сёзлер - вот чего я боюсь!

Могу поспорить на сто манатов, что он так и сделает.

И вообще, знаю одно: нечего изучать их психологию и логику; намного лучше (и практичнее) - изучать их физиологию. Например: как лучше прицелиться в верхний торс.

А остальное - разговоры. :)

Link to post
Share on other sites

В своем докладе о практике перемещения в Азербайджане Представитель Генерального секретаря ООН по перемещенным внутри страны лицам Ф.Денг следующим образом оценивает ситуацию в споре сторон за Нагорный Арцах: «Как Азербайджан, так и Армения утверждают, что с Нагорным Арцахом их связывают многовековые узы. Однако истоки нынешнего конфликта восходят к началу XX столетия. После Октябрьской революции Азербайджан и Армения, ставшие новыми независимыми государствами, сражались "

за территорию Нагорного Арцаха. Парижская мирная конференция 1919 года признала претензию Азербайджана на эту территорию. После включения Азербайджана и Армении в состав Советского Союза эта позиция по Нагорному Арцаху была закреплена, тогда как Армении был передан Зангезурский район, соединявший Азербайджан с его западным, Нахичеванским, районом».(3)

ТАК, РЕБЯТ! ВНИМАНИЕ! ОН ЗДЕСЬ СДЕЛАЛ РЯД ГРУБЕЙШИХ ОШИБОК:

"Парижская мирная конференция 1919 года признала претензию Азербайджана на эту территорию. " это значит следующее, что Арцах в 1919 г., как и в 1918 и 1921м являлась неделимой частью Армянской республики.

И ОН СРАЗУ ЖЕ ПРОДОЛЖАЕТ -

"Важно заметить, что территориальные притязания армянской стороны не ограничивались только Нагорным Арцахом."

ПРОТИВОРЕЧИТ САМ СЕБЕ!

Так, наряду с Зангезуром, в результате «кабинетных игр» в разные годы существования Советского Союза Армянской ССР были «мирно» переданы Дилижан и Гейча, несколько сел в Нахичевани, земли в Кедабекском и Казахском районах Азербайджана.

СЛУШАЙ ТЫ, ЕСЛИ ТЫ СЕЙЧАС НЕ ПРЕДСТАВИШЬ ДОКУМЕНТ ИЗ НЕЙТРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИМЕЮЩУЮ ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКУЮ ОСНОВУ, ТО Я НА ТВОИ ИЗВРАЩЕННЫЕ ФАНТАЗИИ ОТВЕЧАТЬ НЕ БУДУ. Я ПРЕДПОЧИТАЮ КОМПЕТЕНТНОГО ИСТОРИКА-МЕЖДУНАРОДНИКА, КОТОРЫЙ НЕ БУДЕТ ИСКАЖАТЬ ДОКУМЕНТЫ и ФАКТЫ.

НАЙДИ И ПОСМОТРИ КАРТУ ЮЖНОГО КАВКАЗА О ГРАНИЦАХ РЕСПУБЛИК 1919 Г. УТВЕРЖДЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЛИГИ НАЦИЙ. (ОНА ДО СИХ ПОР ПУБЛИКУЕТСЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ КНИГАХ). Там спорная земля - небольшая часть Ровничного Арцаха, все вышеуказанные тобой районы - являются частью Армянской республики.

Факт, что Нахичеван фактически и юридически является оккупированной Азербайджаном - это оспаривать бессмысленно.

Link to post
Share on other sites

с выше написанного вам следует понять ,что Арцах ,вами названный Арцах,является неотемлимой частью Азербайджана,а вы как всегда отвечаете не на то ,что у вас спрашивают,ну да забыл у меня есть знакомый армянин который утверждает что они существовали до диназавров на землее :lol: :lol:

Link to post
Share on other sites

LiberuM, похоже на то, что вы продолжаете клеить пропаганду, причем - слишком длинными кусками.

Этот форум не предназначен для этого.

Если есть что сказать самому - милости просим. Для подтверждения сказанного можно приводить цитаты и ссылки - это приемлимо. Но безустанно клеить статьи огромных объемов, без комментариев - никак.

Пока что получаете мягкое устное предупреждение. Надеюсь, что будете продолжать участвовать в этом форуме, и не окажетесь за бортом.

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

Слушай, обижник! факт, что Арцах вам не принадлежит....

а если бы он вам или вашему папаше Алиеву был бы нужен, то он ее всячески выклянчивал у Кочаряна.

И вообще, готовьтесь вернуть нам исконно армянскую землю Нахичеван, он вам, согласно Карсскому договору, которую вы так сильно любите, передан лишь на время и мандат на ее уже не действует и эта наша земля оккупирована вами.

Однако зачем я тебе это говорю...

прав был Гитлер, когда говорил, что умные и достойные турки из всех являются лишь тюрки Идел-Урала, а вы тупы до безумия, притом на генном уровне.

(Классный опыт инопланетян)

Link to post
Share on other sites
  • 4 weeks later...
  • 4 weeks later...

Положение еще более усугубляется в XIV веке в годы господства тюркских племен кара-коюнлу и аг-коюнлу, пришедших на смену татаро-монголам. В тот период были разрушены многие памятники архитектуры. Именно с этого времени край стал именоваться Арцахом.

Pojalusta, ispravlyayte oshibku. A do etogo vremeni kak nazivalsa?

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...