Jump to content

Техника игры на дудуке.


Recommended Posts

Буду, мне понравилось как Дживан Гаспарян эту грузинскую мелодию на своем диске обыграл, но только, почему на диске не написано было что это сулико, апросто было указано народная песня, а чья, небыло.

Напоминает азерские утверждения что армяне всю музыку у них воруют...

Теперь у грузин "спёрли" "Cулико", скоро глядишь и таджики с узбеками подтянутся :lol:

Edited by *Sashik*
Link to post
Share on other sites
  • Replies 663
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Posted Images

Напоминает азерские утверждения что армяне всю музыку у них воруют...

Теперь у грузин "спёрли" "Cулико", скоро глядишь и таджики с узбеками подтянутся :lol:

да да точно, такие байки слышал. Турки ваще все музыкальные инструменты считают своим изобретением, даже названия изменили. Ну и хрен с ними!

Играет здорово только тот кто прекрасно этим овладел.

Давайте не будем откланятся от темы, тут тема про дудук, и следовательно

можно опубликовывать материал об этом интересном инструменте! :)

Link to post
Share on other sites

Напоминает азерские утверждения что армяне всю музыку у них воруют...

Теперь у грузин "спёрли" "Cулико", скоро глядишь и таджики с узбеками подтянутся :lol:

Я ничего не утверждаю, я прссто вам говорю факт, что я видел своими глазами и что я слышал своими ушами, а выводы делайте сами, какие вам угодно.

Link to post
Share on other sites
23/110 10 июня 2002. ДЖИВАН ГАСПАРЯН: ВСЕ НАЦИИ ДЛЯ МЕНЯ ОДИНАКОВЫЕ

На минувшей неделе, 30 мая, в рамках фестиваля World music, на сцене Palac Akropolis, выступила живая легенда мировой музыки Дживан Гаспарян. Музыкант начал свое восхождение на музыкальный Олимп с выступления в составе народного армянского ансамбля перед товарищем Сталиным, а теперь прославился тем, что записал музыку к 17 зарубежным фильмам, в числе которых американские «Гладиатор» и «Последние искушение Христа», английский «Онегин» и многие другие. Лайонел Ричи и Питер Габриэл считали за честь петь под аккомпанемент старинного армянского дудука, на котором маэстро не просто играет или аккомпанирует, но буквально разговаривает со слушателями и соратниками по цеху. Передать словами ту гамму чувств, которую вызывает плач дудука в руках артиста, невозможно. Эту музыку надо слушать, чувствовать и пропускать через каждую клеточку своего тела, чтобы потом, когда уже стих последний звук дудука и погасли рампы, еще долго вспоминать и пытаться понять, был ли это реальный концерт фолк-музыки, или в инструменте артиста собрались боги, чтобы очистить тебя, твою душу и память.

В зале, затаившем дыхание в ожидании звезды, яблоку не где было упасть: здесь были и чехи, и русские, и англичане, но основную массу почитателей таланта Дживана Гаспаряна составили его соотечественники, знающие искусство маэстро не понаслышке. После каждой исполненной композиции зал рукоплескал, многие утирали скупые мужские слезы, а в конце вечера земляки преподнесли артисту огромную корзину цветов и потом еще долго за кулисами благодарили его за те минуты радости, скорби, грусти, которые подарил им их знаменитый ереванец.

Дядя Дживан, как любовно его называют поклонники, любезно согласился дать эксклюзивное интервью нашей газете.

- Дживан-джан, на Вашем концерте во дворце «Акрополис» было много представителей армянской диаспоры. Вы ожидали, что в Праге живет так много Ваших соотечественников?

- Нет, совсем не ожидал. Когда едешь на гастроли, совершенно не рассчитываешь увидеть земляков, ведь приглашают чехи, американцы или русские. Когда организаторы делают хорошую рекламу, армяне, конечно же, узнают, что я приехал, и приходят на концерт. Но бывает все по-другому: полный зал, все билеты заранее проданы, и соотечественники не могут попасть на концерт. Вчера мне было приятно, что пришли армяне.

- Причем, многие из них плакали.

- Да, я знаю. Ко мне после концерта подходили люди и признавались, что плакали, когда слушали мою музыку.

- Многие замечают, что Вы играете с закрытыми глазами. Почему?

- Я не знаю, почему - так получается. Вообще-то, я не люблю смотреть, кто сидит в зале, что они думают. Просто закрываю глаза и играю. Я так делаю и дома, когда занимаюсь.

- Получается, Вы больше для себя играете?

- Да.

- Вы импровизируете или исполняете выученные композиции?

- Конечно же, большинство моих мелодий – импровизация. Главная тема - армянская мелодия, которую я каждый раз играю по-другому. Сегодня ты эту мелодию можешь слушать как одну, а завтра как совершенно другую. Я не могу играть заученные мелодии, мне это кажется примитивным. Каждый день одну и ту же мелодию можно играть 100 раз, и все 100 раз она будет звучать по-разному. Поэтому со мной очень трудно выступать: аккомпаниаторы не могут подстроиться под то, что я делаю. Сейчас я уже пять лет работаю с людьми, которые ко мне привыкли. Другие музыканты со мною не могут играть. Они талантливые люди, но вместе у нас ничего не получается. Но, в отличие от многих музыкантов, я могу подстроиться под любой инструмент. Мне достаточно знать только тон и лад. Так я записывал музыку к фильму «Русский дом».

- Когда это было?

- В 1990 году. То время для меня было очень тяжелое: я потерял все деньги, которые были на моем счете в Сберкассе. В Ереване было очень трудно жить, и я сильно страдал. Я не понимал, почему я всю жизнь работал, что-то откладывал, а в один момент не по своей вине оказался бедняком. Когда у меня в кармане оставалось всего 200 франков, позвонил мой друг Эдик из Нью-Йорка, посочувствовал, а потом прислал деньги и билет в Америку. Дети и жена остались в Ереване, а я уехал в Штаты. Там я много работал, познакомился с голливудскими артистами и музыкантами, а они пригласили меня записаться на радио. Обо мне сделали передачу, и вся Америка узнала, что есть такой музыкант – Дживан Гаспарян.

- Как о Вас узнали создатели фильма «Гладиатор»?

- Обо мне было несколько передач по радио и по телевизору. Кроме того, у киношников были мои записи. Всего я играл в 17 фильмах. С «Гладиатором» была такая история. Когда меня пригласили в студию, я даже не знал, что буду играть. Там, кроме меня, было 120 человек – симфонический оркестр. Причем, один музыкант был из Франции, один из Испании, один из Лондона, один из Нью-Йорка – все разные. И все хорошие, известные музыканты. Солистов было двое – я с дудуком и саксофонист из России. Я английского не знал: все время просил, чтобы он переводил. Я его прошу: «Ты скажи, что я хочу ноты посмотреть перед тем, как играть». Он говорит «Здесь все профессора, я не могу этого сказать. Обычно они ставят ноты, просматривают их пять минут и играют». Но я не знал, можно ли эту музыку играть на дудуке: это маленький инструмент, в нем одна октава и две ноты. Вдруг там такие ноты написаны, что я не смогу играть.

До начала записи осталось пять минут, мне дали ноты. Я смотрю – а там такая партия написана, как для скрипки. У меня на дудуке нет таких нот. При этом я не могу говорить, а саксофонист не переводит. Присмотрелся: первые два такта еще играть могу, а дальше – просто невозможно. Дирижер поднимает палочку, оркестр начинает играть. Как они играют, я слышал – и начал импровизировать на эту тему. Вот уже оркестр играет, потом саксофон вступает, потом ударный инструмент, затем моя очередь. Я начал играть, и вижу, что Ханс Циммер (дирижер и композитор) как-то странно смотрит на меня… Но ничего не говорит.

Так мы играли 45 минут. И только когда закончился перерыв, дирижер сказал обо мне: «Он так играет, как будто сам писал музыку». Я ему передал через саксофониста: «Скажи, что на дудуке невозможно играть вот эти все ноты». И Циммер разрешил мне играть дальше, как я хочу.

- Вы так импровизировали и с поп-звездами?

- Конечно. Например, так же получилось с Лайонелом Ричи. Он меня пригласил для знакомства в свою студию и предложил сыграть вместе одну песню. Я прослушал музыку и предложил сразу записывать песню. Он очень удивился, но сразу позвонил инженерам, и мы начали запись. Лайонел тогда сказал: «Ты бог, ты лучший музыкант в мире».

Питер Габриел для своей песни взял мою запись с пластинки. Но я играл у него дома. Ему нравилось, когда я говорил: «Ты – армянин». Потом я подарил ему бутылку армянского коньяка и подписал на ней для хохмы: «Питер Габриэл – Петрос Габринян».

- Вы записывали свою музыку в студии Габриэла?

- Да, вместе с Майклом Бруком. В 1998 году наш компакт-диск занимал первое место в мире – его назвали лучшим среди 101 исполнителя. Для меня это очень большая награда.

- Вы играете на нескольких инструментах. У какого-нибудь из них есть особая история?

- У меня дома есть золотой дудук. Мне его подарили мои близкие люди, композиторы и писатели на 40-летие.

- Он действительно золотой?

- Да. В нем даже есть несколько драгоценных камней. Я на нем даже иногда играю. С собой не вожу, потому что для зрителей это просто инструмент, а для меня – личная история.

- Ваши аккомпаниаторы не сбиваются, когда вы все время импровизируете?

- Конечно, всякое бывает. Но большинство концертов проходят нормально.

- Но ведь им тоже приходится импровизировать?

- Когда я импровизирую, они должны под меня подстраиваться. Но они уже привыкли ко мне. Я играю с одними и теми же музыкантами, потому что они меня уже понимают. А с другими мне трудно.

- Как же Вы играли с симфоническими оркестрами?

- С симфоническими оркестрами я играю редко, потому что это трудно – они не понимают дудук, да и ни один иностранный композитор не может для дудука писать. Они не знают инструмента, его характера. Поэтому большинство музыкантов мне дают возможность для импровизаций.

- Не тяжело сейчас гастролировать?

- Нет, конечно. Я очень хорошо себя чувствую, как в 20 лет. В любом смысле - у меня порода хорошая. Мой отец и дед очень долго жили. Отец прожил 97 лет и за всю жизнь болел всего два дня.

Отец был очень хорошим каменщиком. Он со своей бригадой в Армении все большие дома построил: Оперный театр, Совмин. Рабочий человек был, с чистой душой. Никому плохого не сделал, кроме хорошего. Он мне все время говорил: «Сынок! Каждый армянин должен хоть один камень поставить для своего народа. Если каждый человек один камень поставит, наша Армения красавицей станет». Вот так меня воспитывали. А сейчас все камни снимают и продают. Для нового поколения ничего не имеет значения: ни родина, ни земля. Только свой карман.

- Как Вы думаете, кто в этом виноват?

- Чиновники и политики. Я не люблю чиновников. Люблю искусство и хороших людей, причем нация для меня не имеет значения. Все нации для меня одинаковые. Мне в Турции, в Стамбуле задали вопрос: «У Армении конфликт с нашей страной. Почему вы приехали играть для турков?» А я им говорю: «Когда резали армян, были турки, которые их защищали, прятали в своих домах. Вы мусульмане, я христианин. У нас один бог. А если бог один, мы все – его дети: братья и сестры. Почему мы друг друга убиваем?» Война – это мафия. Мафиози и политики настраивают народы друг против друга, и люди идут убивать. Но зачем я тебя буду убивать? Что ты мне плохого сделал? Ты меня не знаешь, и я тебя не знаю. Почему мы друг друга не можем любить? Мы убиваем, а другие на этом богатеют. Именно поэтому я ненавижу политиков и чиновников – среди них очень мало порядочных людей.

- С политиками Вы всю жизнь общаетесь. Всем известна ваша история встречи со Сталиным.

- Это было, когда мне было 20 лет. Собрали четыре ансамбля из самых лучших молодых музыкантов: московский, армянский, украинский и белорусский. У меня был один сольный номер. После выступления меня позвали и подарили красный футляр, на котором было написано: «Иосиф Виссарионович Сталин – Дживану Гаспаряну». Я тогда даже не поверил.

- А где сейчас эти часы?

- К сожалению, на второй день продал.

- Почему?

- Кушать хотелось. Часы продали, и пирожки с пивом купили. Ребята сказали: «Дживан, зачем тебе часы? Давай продадим – хоть покушаем».

- Вы хоть футляр на память оставили?

- Я ж тогда не знал, что буду такой знаменитый музыкант. Это ведь было 50 лет назад.

- Вас потом вожди не приглашали на дачу играть?

- Я очень много играл: для Хрущева, Брежнева. Персидский шах. Мои записи сейчас хранятся в Букингемском дворце у королевы. У нее есть все мои компакт-диски, и говорят, что она их часто слушает. // Ирина Тепина

Link to post
Share on other sites
Вот ссылка, правда на английском, здесь описывается, на мой взгляд наиболее полно о технике игры на дудуке и уходом за ним :) Edited by lamps
Link to post
Share on other sites
Мои знакомые дудукисты возле армянской церкви :)

у них должны же быть ноты армянских мелодий для дудука. для меня очень легко играть после подборки с фортепиано. вот только пока не очень получается пол дырки играть для диезов/бемолей.

я уже музыку с бригады играю на дудуке для русских знакомых. и в лесу родилась ёлочка... и даже лезгинку :lol:

Link to post
Share on other sites

Класс, послухать бы! :) А я вот свою мелодию соченил наподобии музыки Баха.

Link to post
Share on other sites

не разбираюсь в бемолях, октавах и диезах, и даже не понимаю чем отличается дудук от дудука ля :cry:

Но хочу научиться играть :yes:

Щас поеду в Ереван, куплю дудук и в путь... :rolleyes:

Надеюсь, куплю хороший, а то lamps меня испугал... :/

Edited by Karmir
Link to post
Share on other sites

да. не покупай на вернисаже или в любом другом сувенирном магазине. если есть знакомый дудукист, пусть с тобой сходит и проверит обязательно. только так.

Link to post
Share on other sites
да. не покупай на вернисаже или в любом другом сувенирном магазине. если есть знакомый дудукист, пусть с тобой сходит и проверит обязательно. только так.

А где же ещё как не на вернисаже? Ну поищу, может найду какого-нибудь специалиста чтобы вместе сходить выбрать там.

А если был бы знакомый мастер-изготовитель, всё было бы проще.

Ладно, прорвёмся :victory:

Link to post
Share on other sites

честно говоря даже не знаю. поинтересуйся, обязательно подскажут. :) но на вернисаже в основном сувениры... за 20 долларов. :) большинство из них некачественные, то есть играю фальшиво.

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

Это я не великий дудукист :)

post-4-1090241262.jpg

Link to post
Share on other sites

А где же ещё как не на вернисаже? Ну поищу, может найду какого-нибудь специалиста чтобы вместе сходить выбрать там.

А если был бы знакомый мастер-изготовитель, всё было бы проще.

Ладно, прорвёмся :victory:

Link to post
Share on other sites

Суачайте и послушайте эту душевную музыку из фильма "Фрески", от которой хочется плакать, там вся жизнь Армении.

Ссылка

Дживан Гаспарян, живая легенда армянской этнической музыки, не раз за последнее десятилетие сотрудничал с деятелями кинематографа. Он участвовал в записи саундтрека к знаменитому "Ворону", помогал Хансу Циммеру (Hans Zimmer) и Лизе Джерард (Lisa Gerard) делать музыку к "Гладиатору" (этот диск, как известно, получил Грэмми). Недавно был выпущен в продажу написанный Дживаном саундтрек к фильму Александра Гутмана "Фрески".

"Фрески" - документальный фильм о жизни сегодняшней Армении; и, как можно догадаться, не самой веселой жизни в стране - вспомним хотя бы Спитакское землетрясение 1988 г. Музыка Гаспаряна идеально передает то ощущение, которого режиссер мог добиваться от фильма о древнем народе, переживающем тяжелые времена. Дудук, инструмент, на котором играет Дживан, звучит одновременно тоскливо и чарующе. Протяжные пассажи, зачастую играемые безо всякого аккомпанемента, переносят слушателя из нынешнего хай-тек-окружения на рандеву тет-а-тет с горами и двумя тысячами лет истории. Музыка, исполняемая Гаспаряном, гипнотична по своей сути. Использованная как саундтрек, она в еще большей степени заставляет выстраивать в голове всяческие образы и картины, даже если вы не видели фильма, к которому эта музыка написана. Впечатление усугубляется тем, что, в отличие от обычных записей Гаспаряна, треки на диске размечены, но не названы. Если раньше подписи вроде "Yerewan bagh em arel (I've planted an orchard in Yerewan)" давали слушателю какую-то опору, то на саундтрэке к "Фрескам" держаться не за что, и по мере продвижения диска слушатель все больше погружается в немного мистическую и печальную атмосферу этой музыки, а попросту - так улетает куда-то очень далеко.

Надо заметить, кстати, что это - не сольное выступление Дживана. Он сотрудничает с еще несколькими музыкантами, играющими на народных инструментах и на виолончели, но скупые аранжировки состава только усиливают впечатление от музыки.

Если кто-то, измученный походами на рынок за куртками, сомневается, что Армения - это великая, древняя и культурная страна, пусть он послушает и убедится, что был неправ. Не зря то, что делает Дживан, пользуется такой популярностью у западных музыкантов и ценителей хорошей музыки. В наше время мало кто исполняет этническую музыку такого качества и способную на такое эмоциональное воздействие.

Link to post
Share on other sites
  • 4 weeks later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...