Jump to content

Арцах требует признания независимости!


Recommended Posts

Ну вот, счас он будет говорить ...

Он ничего не будет говорить , не о чем говорить с теми кто ничего НЕ хочет понять . Вперед . к "светлому будущему"!!! Это ваш выбор - сами выбрали этот путь ...

post-36660-1283417415.jpg

Edited by TYCOON
Link to post
Share on other sites
  • Replies 425
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Вот-вот, и идеи мои крадет, и картинки рисует. Мы не в детском садике, родной, чтобы картинки показывать и бумажками махать..... на заборе тоже много чего написано, а жизнь идет так, как идет, и вам с этим рано или поздно придется смириться, если вы не хотите, чтобы вашу страну отменили, как культ личности Сталина и как его бред, и поделили между заинтересованными сторонами.....

Link to post
Share on other sites
Да а вы не знали Например в 20-ом году закончилась война между Арменией и Турцией Закончилась Александропольским миром

Тогда ответьте по какому договору Н

Я спросил - где документы, доказывающие принадлежность Карабаха Азербайджану... А ты мне по Турцию...Может, Карабах Турции до революции принадлежал? Вы там поищите в "архивах", может, и это есть))))

Link to post
Share on other sites
Он ничего не будет говорить , не о чем говорить с теми кто ничего НЕ хочет понять . Вперед . к "светлому будущему"!!! Это ваш выбор - сами выбрали этот путь ...

И с такими настроениями он ещё хочет армянским зятем стать... :lol3: Пора "армянский телефон" включать... Калуга, значит, говоришь.... ;)

Link to post
Share on other sites
Я спросил - где документы, доказывающие принадлежность Карабаха Азербайджану... А ты мне по Турцию...Может, Карабах Турции до революции принадлежал? Вы там поищите в "архивах", может, и это есть))))

эти горские жиды так дерут зад,за баранов не понимая что в случаи чего бараны сделают им копец. :lol3: спрашивается если жид и живешь в россии,чего за баранов попу драть. :D

Link to post
Share on other sites
Я уже говорила вам где и в каких тапках я видала книги, написанные ВАМИ и теми несчастными, которым тока и ставалось надеяться на ваши деньги, и которых ни к одному приличному научному изданию на пушечный выстрел не подпустят? Читайте серьезных историков, которых печатают в академических изданиях Оксфорда и Принстона.....

Вы читаете только Айвазянов и Мнацаканнов?

Link to post
Share on other sites

А вопрос о том, что Айвазян и Мнацаканян - это оксфордские и принстонские авторы - это аргумент или типичный азеризм? :cool:

Link to post
Share on other sites
  • 5 weeks later...

Еще раз о признании Арменией независимости НКР

В повестку осенней сессии парламента РА включен законопроект фракции «Наследие» «О признании независимости НКР». Предстоящее обсуждение вопроса о признании Арменией независимости НКР в парламенте вызвало много комментариев, причем авторы некоторых из них отрицательно относятся к такому признанию.

Противники незамедлительного признания Арменией независимости НКР, отмечая, что они, в принципе, не против признания Арменией независимости НКР,

возражают против того, чтобы это произошло в настоящее время. При этом они выдвигают два основных довода:

1. Если Армения сейчас признает независимость НКР, то это существенно усложнит работу Минской группы и появится большой риск, что процесс урегулирования прервется.

2. Признание Арменией независимости НКР де-юре, воспрепятствует усилению позиции армянских государств на переговорах с Бакинским режимом, и не будет иметь положительного влияния на признание независимости НКР другими государствами.

Оба эти утверждения не выдерживают критики. Как можно более скорое признание Арменией независимости НКР необходимо, прежде всего, для того, чтобы изменить неблагоприятный для армянских государств формат переговоров, в которых вместо НКР участвует Армения, что позволяет Баку искажать саму суть переговорного процесса и делает эти переговоры полезными для Азербайджана, но бесперспективными и приносящими существенный вред армянским государствам. В связи с этим существующий формат переговоров надо менять, и признание Арменией независимости НКР как раз и является одним из эффективных способов введения в переговорный процесс НКР, что, несомненно, усилит позиции армянских государств и существенно ослабит возможности Баку в проведении международной антиармянской пропаганды.

При правильном политическом решении этот шаг Армении не усложнит, а прояснит и конкретизирует цели Минской группы, а также выведет процесс урегулирования из тупика, в котором он сейчас находится. Признание Арменией независимости НКР де-юре окажет несомненное положительное влияние и на признание независимости НКР другими государствами, так как оно является для этого логически необходимым предварительным шагом.

Поясним сказанное. Несмотря на то, что главной целью Армении на переговорах с Баку по Карабаху является признание независимости НКР со стороны бакинского режима, переговоры велись и ведутся исключительно по второстепенным и частным вопросам. По основному вопросу – признание Азербайджаном государственного суверенитета НКР – по которому Баку и Ереван неизменно стояли и стоят на противоположенных позициях, переговоры практически не ведутся. Ни о каком признании со стороны бакинского режима независимости НКР не может быть и речи, что совершенно очевидно, например, из недавнего выступления президента Азербайджана на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой И. Алиев заявил, привычно противореча международному праву по самоопределению народов, что: «Мы готовы продолжить переговоры в духе доброй воли для определения окончательного статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской Республики». При этом президенты армянских государств неоднократно заявляли, что возврат НКР в состав Азербайджана совершенно исключен.

Зачем же тогда Баку и Ереван продолжают переговорный процесс по Карабаху? Что касается Баку, то ответ на этот вопрос очевиден. Существующий формат переговоров, в котором отсутствует НКР, дает несомненное преимущество бакинскому режиму, и ему нет никакого резона их прекращать. Ведя переговоры с Арменией вместо НКР, Баку получает возможность представить мировому сообществу Армению как якобы инициатора Карабахского конфликта, «агрессора и оккупанта». Вопрос о независимости НКР подменяется вопросом о выводе войск и гуманитарным вопросом о возвращении беженцев, позволяя Баку протаскивать в международных организациях выгодные для себя резолюции. Главная причина Карабахского конфликта – игнорирование бакинским режимом императивных норм международного права народов на самоопределение, подменяется проблемой устранения последствий его же незаконных военных действий, вину за которые Баку целиком возлагает на Армению. Очень выгодная и удобная позиция для Баку, и заведомо невыгодная для Еревана. Поэтому все угрозы бакинского режима о возможном выходе из переговорного процесса с Арменией не имеют под собой никакой реальной основы, так как это в значительной степени лишило бы Баку оснований для международной антиармянской пропаганды и существенно ослабило бы позиции Азербайджана по вопросу о независимости НКР.

Совершенно иными являются причины, по которым Армения вместо НКР продолжает вести переговоры с Баку, и все еще не признала независимость НКР де-юре. Если учесть, что переговоры не исключают и не могут исключить возможность развязывания бакинским режимом очередной агрессии против НКР, то главными основаниями для продолжения этих переговоров вместо НКР для Армении являются: а) опасения негативной реакции посредников на выход Армении из переговорного процесса; б) стремление использовать переговоры для убеждения посредников в справедливости позиции армянских государств о необходимости международного признания независимости НКР, провозглашение которой полностью соответствовало международному праву. Этими причинами, скорее всего, и объясняются как продолжение Арменией переговорного процесса с Бакинским режимом вместо НКР, так и отказ Армении признать независимость НКР. И это несмотря на то, что положительное решение данного вопроса давно уже трансформировалось для армянских государств в настоятельную необходимость.

В настоящее время позиция посредников, которыми являются ведущие мировые державы, заключается в том, что любое решение по урегулированию нагорно-карабахского конфликта может быть практически реализовано только в том случае, когда оно будет одобрено странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Любые действия через голову посредников воспринимаются ими как неконструктивные шаги и блокируются. Последний пример – осуществленный под давлением посредников отзыв из ООН проекта подготовленной в Баку антиармянской резолюции. Сторонам конфликта дают понять, что любые их шаги должны быть вначале одобрены посредниками. Расплатой за несогласованные с посредниками действия любой Стороны переговоров может явиться консолидированная позиция посредников в Карабахском урегулировании против этой Стороны. Учитывая политический вес и международный авторитет посредников, такую опасность трудно переоценить и ее необходимо исключить при возможном признании Арменией независимости НКР.

В каком же случае Армения может признать независимость НКР, не вызывая единогласной отрицательной реакции посредников? Прежде всего, конечно, если Армении удастся убедить посредников в законности и необходимости такого шага, однако, по ряду причин, это является маловероятным. Более реалистичным путем представляется умелое использование армянским внешнеполитическим ведомством противоречий между посредниками и решения Международного суда по Косово. Так, Армения может предпринимать несогласованные со всеми посредниками политические шаги по Карабахской проблеме, включая признание независимости НКР, в том случае, когда против такого шага заведомо ничего не сможет возразить хотя бы один из них.

Например, если бы Армения признала независимость НКР в тех же формулировках, в которых это сделала Россия, признавая независимость Южной Осетии и Абхазии, то Россия ничего бы не смогла возразить против такого политического шага Армении, так как в противном случае РФ поставила бы под сомнение свое собственное решение. К сожалению, Армения не воспользовалась этим удобным поводом вплоть до настоящего времени.

Вторым удобным поводом для признания независимости НКР, которым также все еще не воспользовалась Армения, является решение Международного суда ООН по Косово. В этом случае признание Арменией независимости НКР не могло быть расценено посредниками и мировым сообществом как вызов и как неконструктивные действия, так как соблюдение международного права не может являться вызовом кому-либо, и не может быть неконструктивным.

Возможность того, что после признания Арменией независимости НКР Баку выйдет из переговорного процесса, а то и начнет военные действия, представляется маловероятной. Прежде всего потому, что односторонний выход Баку из переговорного процесса будет несомненно расценен посредниками как неконструктивный шаг и как неуважение к государствам, которые они представляют, что чревато для бакинского режима крайне негативными последствиями. Кроме того, по ряду причин, Баку не готов развязать новую агрессию против НКР, иначе бы он это уже сделал, и никакие переговоры не удержали бы его от очередной авантюры. Ну а если бакинский режим все же решиться прекратить переговорный процесс по Карабахскому урегулированию, то это покажет всему миру его отношение к международному праву и может быть выгодно использовано армянскими государствами в пропагандистских целях.

Важно отметить, что независимо от того, признает ли Армения незамедлительно независимость НКР де-юре или нет, Армении целесообразно заключить с НКР договор о совместной обороне и ряд других межгосударственных договоров, как это уже неоднократно предлагалось некоторыми политиками и экспертами. Необходимым и достаточным основанием для заключения таких договоров являются лихорадочная подготовка бакинского режима к войне, и его непрерывные угрозы уничтожить НКР, игнорируя требование посредников об исключении силового способа решения конфликта. Заключение этих договоров будет означать признание Арменией независимости НКР де-факто, которое отличается от окончательного признания независимости де-юре практически только отсутствием дипломатических отношений. При признании независимости де-факто между государствами устанавливаются военные, торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами. Отметим, что и в настоящее время отношения между Арменией и НКР уже могут быть квалифицированы как признание Арменией независимости НКР де-факто. Так почему же их не углубить и не сделать более разносторонними, если обстановка этого настоятельно требует?

Еще раз отметим совершенную несостоятельность утверждения, что признание Арменией независимости НКР де-юре не принесет никакой пользы, и не будет способствовать международному ее признанию. Прежде всего, после признания Арменией независимости НКР де-юре, неизбежно встанет вопрос об изменении формата переговоров и о включении в него НКР, или вместо Армении, или наряду с ней, что очень выгодно армянским государствам. Кроме того, именно отсутствие признания независимости НКР Арменией де-юре является серьезным препятствием для признания независимости НКР другими государствами. Вести переговоры с другими государствами о признании независимости НКР до признания ее Арменией де-юре нелогично и малоперспективно. Несомненно, что после признания Арменией независимости НКР де-юре, вероятность успешности таких переговоров существенно повысится.

Учитывая сказанное, продолжение переговоров Армении вместо НКР по Карабахскому урегулированию и отказ Армении признать независимость НКР совершенно невыгодно армянским государствам и крайне выгодно бакинскому режиму. Для изменения формата переговоров Армении целесообразно как можно скорее предпринять все необходимые действия для признания независимости НКР и введения ее в переговорный процесс с максимально возможными полномочиями. Первыми возможными шагами для увеличения роли НКР в переговорах в настоящее время является признание Арменией независимости НКР де-факто путем заключения межгосударственных договоров с Арцахом, в том числе и о том, что Ереван продолжает переговоры с Баку в прежнем формате. Однако необходимо оговорить, что любые достигнутые на них решения могут вступить в законную силу только после того, как они будут одобрены НКР. Вслед за этим или одновременно с этими шагами Армении целесообразно признать независимость НКР де-юре, то есть юридически оформить то, о чем Армения неоднократно заявляла, но до сих пор не подтвердила свои заявления юридически. А поводов для признания Арменией независимости НКР де-юре имеется более чем достаточно, было бы желание и политическая воля их использовать.

Борис Оганов

Link to post
Share on other sites
1. Если Армения сейчас признает независимость НКР, то это существенно усложнит работу Минской группы и появится большой риск, что процесс урегулирования прервется.

2. Признание Арменией независимости НКР де-юре, воспрепятствует усилению позиции армянских государств на переговорах с Бакинским режимом, и не будет иметь положительного влияния на признание независимости НКР другими государствами.

Это какой-то Pzdc

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...

FASE надеется на признание Арменией независимости Нагорного Карабаха уже в 2011 году

Форум армянских союзов Европы (FASE) распространил 26 октября заявление, в котором высказался против обсуждения и принятия Национальным собранием Армении решения о признании независимости Нагорного Карабаха.

В полученном Regnum.ru тексте заявления отмечается, что обсуждения по этой проблеме и в парламенте и в обществе необходимы, однако голосование и принятие решения по этому вопросу может привести к нежелательным последствиям. В заявлении отмечается, что Армения, несомненно, должна признать независимость Нагорного Карабаха, но только в случае чрезвычайной ситуации или проведения полноценной подготовительной работы.

По мнению авторов документа, условия, при которых Армения должна незамедлительно признать независимость Нагорного Карабаха, следующие:

- Азербайджан организовывает нападение на Нагорный Карабах или крупномасштабную провокацию;

- Армения договаривается с Россией о взаимном признании соответственно Абхазии и Южной Осетии и Нагорного Карабаха;

- Международное армянское лобби, совместно с МИД Армении, ведут эффективную и кропотливую работу в симпатизирующих Армении странах, а также в государствах, имеющих схожие проблемы, подготавливая их к признанию независимости Нагорного Карабаха одновременно с Арменией или сразу после Армении.

При этом, не исключается возможность применения двух или даже всех трех вариантов одновременно. С этой целью необходимо проведение интенсивной работы по второму и третьему варианту.

"Как уже сообщалось, FASE ведет активную работу с проармянски настроенными странами для признания в Европе независимости Нагорного Карабаха. Желательно, чтобы к этой работе подключилось бы и МИД Армении. В течение 2011 года можно ожидать желаемых результатов, вследствие чего предполагается резкое изменение позиции Азербайджана и проводимой им политики в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По всей вероятности, Азербайджан сделает ошибочный ход, воспользовавшись которым Армения тотчас признает независимость Нагорного Карабаха", - говорится в письме FASE.

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

“Я буду просить вас, товарищ Сталин, разобраться в вопросе с Нагорным Карабахом и Нахичеваном”

7 ноября исполняется 110 лет со дня рождения партийного и государственного деятеля Григория АРУТЮНЯНА (АРУТИНОВ). Уроженец Грузии, он долгие годы был на партийной работе — вплоть до секретаря Тбилисского горкома. В 1937-м Москва назначила его первым секретарем ЦК КП(б) Армении. На этом посту Г.Арутюнян проработал до 1953 года — самые опасные и трудные годы. Имя и деятельность Григория Арутюняна долгие годы незаслуженно замалчивались, хотя вклад его в историю и развитие Советской Армении весьма значителен. Предлагаем читателям отрывки из готовящейся к изданию книги Гамлета МИРЗОЯНА о руководителях советской Армении, а также из воспоминаний Егише АСАТРЯНА, более десяти лет проработавшего с Григорием Арутюняном.

В ночь с 26 на 27 сентября в дверь тбилисской квартиры Арутиновых позвонили. На пороге стоял офицер НКВД:

— Тов.Арутинов, поспешите, вас ждут в спецвагоне на вокзале. Машина внизу.

Арутинов крепко обнял жену (с Ниной Григорьевной они поженились в 1926 г.) и молча вышел. В спецвагоне его встречал Берия. На кожаном диване сидели Микоян с Маленковым. Не дав вошедшему опомниться, Микоян сказал:

— Тов.Арутинов, 23 сентября пленум ЦК Компартии Армении избрал вас первым секретарем. Поезд на Ереван уходит через час.

Ошеломленный услышанным, Арутинов пытался возразить. Предвосхищая его доводы против, Маленков жестко сказал:

— Мы с вами солдаты партии. К тому же вопрос о вашем назначении согласован с тов.Сталиным.

— Но я даже языка армянского не знаю.

В разговор вмешался Микоян:

— У меня там друг, известный в республике учитель — Симак, он вас за пару месяцев языку научит.

Не прошло и получаса, а Арутинов уже покачивался в вагоне поезда на пути в Ереван, так и не успев предупредить жену, свою Нину.

* * *

Большой ценитель музыки Арутинов с женой не пропускали ни одной интересной постановки в Театре оперы и балета им.Спендиарова. После представлений он по обыкновению шел за сцену, чтобы пожать руку артистам и музыкантам. Как-то раз, очарованный слаженной игрой оркестра, он пригласил главного дирижера Константина Сараджева к себе домой. Придя к нему, Сараджев рассказал о своих поездках в Европу, в Москву и Ленинград, где дирижировал в больших симфонических концертах.

— А мы что, не можем и в Ереване проводить такие же замечательные концерты?

— Можем, будь у нас подходящий оркестр, — ответил дирижер.

И 14 декабря бюро ЦК КП(б)А вынесло решение: “С 1 января 1938 г. создать при Армфилармонии государственный симфонический оркестр в составе 60 исполнителей”.

* * *

В начале 1938 года Хворостян (c 1937-го — нарком ВД Арм.ССР; расстрелян в 1939-м) подает Арутинову докладную записку, в которой была обрисована зарубежная деятельность Аветика Исаакяна, его связи с партией Дашнакцутюн и его антисоветские выпады.

— А что, возвращение Исаакяна в Советскую Армению, тов.Хворостян, вам ни о чем не говорит? — хмуро глядя в глаза чекисту, спросил первый секретарь ЦК.

У того даже веко не дернулось.

В одной из бесед с Арутиновым Исаакян обронил: “Мы уже не дашнаки. Так кто же мы теперь? Армянами стали”. Спустя годы поэт напишет проникновенное письмо Арутинову: “С чувством глубокой признательности сообщаю вам, что получил от горсовета Еревана виллу, по ул.Баграмяна, 27, которую вы построили для меня”.

С легкой руки Исаакяна за Арутиновым закрепилось прозвище — “Гриша-шинарар”, то есть “Григорий-строитель”. Возведенные при нем архитектурные шедевры и сегодня украшают столицу Армении.

* * *

В июне состоялся XI съезд КП(б)А, на котором выступил нарком внутренних дел Хворостян. Он сообщил делегатам, что органами НКВД обнаружен схрон священнослужителей Эчмиадзина, умудрившихся запрятать на глубине двух с половиной метров 15 пудов серебра и 3,5 кг золота, и что все это изъято в пользу государства. А еще добавил, что часть антисоветски настроенных священников уже наказана, остальные ждут своего часа. 30 июля Хворостян положил на стол Арутинову проект решения ЦК КП(б)А “Об Эчмиадзинском католикосате”, настаивая на немедленном обсуждении вопроса на бюро, и как бы между прочим намекнул, что копия документа направлена Ежову. 4 августа под нажимом начальника НКВД первый секретарь ЦК созвал-таки бюро. Из решения бюро: “Принимая во внимание, что имеющиеся материалы изобличают католикосат Эчмиадзина в активной борьбе против Советской власти и армянского народа, закрыть Эчмиадзинский монастырь и превратить его в музей, не избирать нового католикоса и упразднить центр армянского духовенства — католикосат Эчмиадзина”. По настоянию Арутинова в решение добавили строчку: “Просить ЦК ВКП(б) утвердить”. Хворостян хотел было возразить, это, мол, вопрос местного значения, сами управимся. В ответ он услышал: “Эчмиадзин как духовный центр армянства имеет международный вес и значение. Вот почему вопрос этот следует согласовать с ЦК ВКП(б)”.

Григорий Артемьевич надеялся выиграть время. И он не ошибся в своих надеждах. Не прошло и месяца, как по спецсвязи с ним связался Сталин:

— Тов.Арутинов, вы все еще настаиваете на закрытии католикосата?

Сама постановка вопроса подсказывала Арутинову ответ:

— Нет, Иосиф Виссарионович, не настаиваю.

— Ну и ладно.

Так вопрос об упразднении Эчмиадзина был закрыт. Ежов с Хворостяном рвали и метали...

* * *

8 июля Арутинов выносит на бюро ЦК вопрос о присвоении звания народного артиста Армянской ССР Рачья Нерсисяну, исполнителю роли секретаря большевистского подполья, и Авету Аветисяну, исполнителю роли дашнакского спарапета Нжде в фильме “Зангезур”. Один из бдительных членов бюро недоуменно вопрошает: “Что подумает народ, если мы дадим звание народного артиста исполнителю роли дашнакского хмбапета?” Мягко улыбнувшись, Арутинов заметил: “Мы не спарапета награждаем, а замечательного актера”.

* * *

29 октября 1943 года, в разгар войны, по предложению Арутинова ЦК ВКП(б) с одобрения Сталина принимает решение о воссоздании Армянского филиала Академии наук СССР, заложенного еще в марте 1935 года. И уже 21 ноября ТАСС сообщает об образовании самостоятельной академии наук Армянской ССР. 25-го решением Совнаркома республики был утвержден список из 23 действительных членов академии. А 29 ноября, в День советизации Армении, состоялось первое общее собрание ученых. Президентом академии единодушно был избран Иосиф Орбели, вице-президентом — Виктор Амбарцумян.

...В начале 1944 года в Москве с успехом прошли Дни армянской музыки, что подвигло Арутинова взяться и за организацию представительной выставки армянских художников в стенах Третьяковской галереи. На выставке, открывшейся 15 сентября, было представлено более 500 работ — живопись, графика и скульптура. Иностранные дипломаты, понемногу возвращавшиеся в столицу СССР, были изумлены и очарованы источающими свет и радость полотнами Мартироса Сарьяна и молодой поросли национальных талантов.

Арутинов с ведома ЦК ВКП(б) пригласил в Ереван крупнейшего историка академика Евгения Тарле, несомненного авторитета в области русско-турецких отношений. Они обсудили все аспекты вопроса о слиянии Западной Армении с Арменией Советской — ради и во имя исторической справедливости. Тарле представил в ЦК ВКП(б) подробную справку по поднятому вопросу, направив копию Арутинову. Обсуждение вопроса у Сталина хоть и состоялось, но, как ни больно, решения принято так и не было.

* * *

1 июля Армянская ССР получила свой государственный гимн на слова Сармена и музыку Арама Хачатуряна. Арутинов был несказанно рад, что ему удалось привлечь к работе Арама Ильича. Они дружили. Арутинов построил для мировой известности композитора виллу, куда Хачатурян охотно приезжал.

Из воспоминаний Арама Хачатуряна: “Григорий Артемьевич в моей биографии сыграл огромную роль, так как благодаря ему я начал думать, что армянское — это главное зерно, которое должно быть отражено у меня в творчестве. ...Это был очень красивый человек, высокий, стройный, широкоплечий, с умным, благородным лицом, умными, пронизывающими глазами, внимательный к людям”.

* * *

Война еще гремела на западных границах страны, а Арутинов 13 февраля 1945 года собирает бюро ЦК. Решали, как отметить 150-летие со дня смерти поборника дружбы народов Закавказья — Саят-Новы.

Вечер памяти великого песнопевца состоялся 25 сентября в Театре оперы и балета. А еще в августе Арутинов пригласил в Ереван московских поэтов-переводчиков Веру Звягинцеву, Арсения Тарковского и Константина Липскерова. Они перевели с армянского, грузинского и азербайджанского 87 блистательных стихотворений великого ашуга. В те же дни и стал всеобщим достоянием портрет работы Рачья Рухкяна “Саят-Нова”.

* * *

Стараниями Арутинова 15 апреля состоялась встреча викария Католикоса Всех Армян Геворга Чорекчяна со Сталиным. “Отец народов” оказал ему теплый прием, справился о здоровье гостя и горячо поблагодарил его за весомый вклад Армянской Церкви в общее дело — разгром врага. Г.Чорекчян вручил Сталину письмо, в котором просил позволить возродить духовную семинарию со сроком обучения в шесть лет, вернуть Эчмиадзину его библиотеку, разрешить вновь открыть типографию, строго очертить территорию Эчмиадзинского монастыря, возвернуть Эчмиадзину храмы Рипсимэ, Гегард и Хор Вирап, а также поспособствовать реконструкции храма Звартноц по проекту архитектора Тороса Тороманяна. 19 апреля Сталин наложил на прошении викария резолюцию — “Согласен. Председатель Совнаркома Союза ССР”.

6 июня далеко за полночь Сталин принял Арутинова, и, как обычно, вне очереди. Сталин взял из его рук письмо, в котором был поднят вопрос о восстановлении границ с Турцией по состоянию на 1914 год. Вникнув в суть документа, Сталин признал, что в 1921 году Турция воспользовалась тяжелым положением России, отхватив часть земель Армении. И тут же поручил министру иностранных дел В.М.Молотову представить ему подробные карты границ Российской империи с Турцией 1914 года и Советской России — 1921 года... 27 октября Арутинов вновь в Москве. Он полон надежд на возвращение армянских земель, аннексированных Турцией, и готов обсудить с вождем условия репатриации зарубежных армян на историческую родину.

Не успел Арутинов переступить порог сталинского кабинета, как Хозяин двинулся ему навстречу со словами:

— Тов.Арутинов, знаю, что армяне несколько разочарованы тем, что вопрос объединения армянских земель так и не решился. Но мы уведомили наших союзников и Турцию, что Советский Союз не снимает с повестки дня предъявленные Турции территориальные претензии.

— Как я вас понял, Иосиф Виссарионович, вопрос о возвращении земель, отторгнутых Турцией, решаться будет не один год. По этой причине я буду просить вас, товарищ Сталин, разобраться в вопросе с Нагорным Карабахом и Нахичеваном.

На этих словах Арутинов протягивает Сталину письмо, текст которого привожу без купюр и сокращений:

“Иосиф Виссарионович!

Нагорно-Карабахская автономная область, примыкающая к территории Армении, с 1923 г. входит в состав Азербайджанской ССР. Население этой области является в основном армянским. Из 153 тыс. населения — 137 тыс. является армянским. Сельское хозяйство Нагорного Карабаха является аналогичным с горной частью Армении. Вхождение Нагорного Карабаха в состав Армении намного способствовало бы развитию его, улучшилось бы руководство хозяйством. Массово-культурное и политическое обслуживание населения на родном языке усилилось бы при руководстве со стороны республиканских органов Армении. Вхождение Нагорно-Карабахской области в Армению дало бы возможность местным кадрам продолжать высшее образование на родном языке в вузах Армении. С другой стороны, Армянская ССР могла бы получать национальные кадры из Нагорно-Карабахской области, которые отличаются своей деловитостью и в настоящее время, естественно, не могут быть полностью использованы в Азербайджане. Исходя из этого и желания населения Нагорного Карабаха, Центральный Комитет и Совнарком Армении вносят на рассмотрение ЦК ВКП(б) и Союзного Правительства вопрос о включении в состав Армянской ССР Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в качестве Карабахской области. При положительном решении этого вопроса ЦК и Совнарком Армении войдут в Правительство с предложением о восстановлении бывшего центра Карабаха города Шуши, разрушенного перед установлением Советской власти”.

Вчитавшись в документ и между строк, Сталин раздумчиво спросил:

— Вы что, думаете внутри Советского Союза решать пограничные вопросы куда проще?! — и добавил: — А с Багировым вы обговаривали это?

— Нет, разговора на эту тему у нас не было.

* * *

14 июля 1953 года на пленуме ЦК КП Армении Арутинов выступил с сообщением “Об антипартийных и антигосударственных преступных действиях Берия”. В прениях приняли участие 26 человек. Казалось, обсуждение шло в размеренном русле. Попросив слова, министр автотранспорта и шоссейных дорог республики Шмавон Арушанян начал с резкостей:

— Ставленником извращенца Берия в Армении является Арутинов-Арутюнов-Арутюнян. Что я могу привести в подтверждение своих слов? Вот уже 17 лет Арутинов работает в Армении, и все эти годы он здесь был проводником политики Берия, гнул его линию.

Зал заволновался. Арушанян вошел в раж:

— В Армении Арутинов кадры расставлял по указке Берия.

Обвинив Арутинова во всех смертных грехах, Арушанян бросил в лицо первому секретарю:

— За что вы подвергли меня гражданской казни?.. Я что, не в состоянии вести политические кампании?! За что вы меня гноили все эти годы? Отчитайтесь перед пленумом.

Дав ему излить всю желчь, Арутинов вставил:

— Тов.Арушанян, не забывайтесь, вы у нас всего лишь министр, а не апостол.

Свою гневную тираду Арушанян заключил словами:

— Тов.Арутинов недостоин занимать пост первого секретаря Компартии, ему не место в ЦК, да и вообще в нашей партии.

Из воспоминаний

Егише Асатряна

В 1952-м группа из ЦК под руководством председателя профсоюза Рухикяна во время проверок Сисианского района выяснила, что в Ацаванском колхозе погибло 8 свиноматок. Меж тем акт, составленный по данному факту, вызывал у проверяющих некоторые сомнения. Во время обсуждения на бюро райкома, несмотря на обоснованные возражения, в том числе и с моей стороны, бюро под давлением Рухикяна приняло решение исключить из рядов партии председателя колхоза, освободить его от занимаемой должности и возбудить против него уголовное дело. По счастью, Григор Арутюнян находился в то время в соседнем Горисском районе и в тот день собирался приехать в Сисиан. Я попросил председателя колхоза не покидать приемную и обратиться к первому секретарю, как только он прибудет.

“Сколько лет вы работаете на должности председателя?” — спрашивает его первый секретарь. “Год и шесть месяцев”, — отвечает тот. “Сколько вам лет?” — “Двадцать девять”. — “Вы специалист?” — “Да, окончил Ереванский сельхозинститут”. — “Семья есть?” — “Четверо детей, жена, мать и отец”.

Надо сказать, разговор этот происходил в присутствии членов бюро райкома и проверяющей комиссии ЦК. Раздосадованный Арутюнян обратился к ним: “Вы что, спятили, хотите за 8 свиноматок сделать несчастными всех членов его семьи? Вы даете себе отчет, что ваше необдуманное решение может привести к тюремному заключению сроком от 5 до 8 лет?” И Арутюнян отменил решение бюро.

* * *

Арутюнян и члены его семьи были в высшей степени порядочными и бескорыстными людьми. Однажды он спросил меня, возможно ли на одной из фабрик изготовить книжный шкаф — некуда ставить книги. Я, конечно, поручаю директору фабрики им.Кирова Сафразяну изготовить книжный шкаф для ЦК. Согласовав эскиз с Арутюняном, прошу директора фабрики поручить эту работу репатрианту из Франции, мастеру Врамшапуху. Далее спрашиваю у Григора Артемовича, могу ли я попросить управляющего делами ЦК Папина организовать транспортировку и доставку шкафа в его кабинет. “Какое дело Папину до моего шкафа, — говорит Арутюнян. — Я просил шкаф для своих личных книг, потому что в магазинах шкафов не найти. Посему все расходы я должен взять на себя”.

Когда шкаф был установлен в служебной квартире Арутюняна, я предъявил ему счет. Он прочел: стоимость шкафа 1670 рублей, транспортировка и установка — 125 рублей. Пристально посмотрев на меня, он сказал: “Слушайте, за кого вы меня принимаете, кто дает за такой шкаф 1670 руб.?” Хорошо зная его характер, я заранее попросил у руководства фабрики полную калькуляцию. “Григор Артемович, — сказал я, — вы напрасно подозреваете меня в обмане. Во-первых, мы не знали, что этот шкаф для вашего личного пользования. А для ЦК что 1600, что 2600 руб. не имеет существенного значения. И потом, предприятие вместе со счетом представило также калькуляцию, где указаны расходы на материал, производственный процесс и пр. Разница между вашим и другими шкафами, — продолжал я, — лишь в том, что в вашем случае его делал высокопрофессиональный, добросовестный специалист”. Но даже после внимательного изучения калькуляции Арутюнян с сомнением качал головой.

“Григорий Арутюнян. Первый секретарь Второй республики”

В кинотеатре “Москва” состоялась презентация документального фильма Артема ЕРКАНЯНА “Григорий Арутюнян. Первый секретарь Второй республики”. “Я думал, что сегодня в зале не будет свободных мест, — предварил свою вступительную речь на презентации председатель Союза кинематографистов Рубен Геворкянц, оглядев собравшихся. — Ведь в фильме рассказывается об одном из величайших сынов Армении!”

Григорий Арутюнян остался в новейшей истории страны многими полезными делами, которые подчас делались вопреки Центру. Вот некоторые из них. Празднование 1000-летия эпоса и памятник Давиду Сасунскому, открытие зоопарка и Ботанического сада, строительство здравниц в Джермуке, создание ансамбля песни и танца Т.Алтуняна, гусанского ансамбля, квартета имени Комитаса, джаз-оркестра А.Айвазяна, основание Академии наук, Бюраканской обсерватории, Института математики. За годы его правления значительно преобразился и Ереван — возникли проспект Баграмяна, площадь Ленина, крытый рынок, здание ЦК партии, были возведены мосты Ахтанак и Большой Разданский (“Киевский”). Особое внимание уделялось озеленению: по указанию Арутюняна были засажены деревьями холмы вокруг города — Канакер, Норк и Цицернакаберд. Григорий Арутюнян пригласил в Армению крупнейших ученых: Орбели, Алиханяна, Амбарцумяна, Дживелегова, а А.Исаакяну и А.Хачатуряну были дарованы особняки, в которых сегодня располагаются их музеи. Многих из деятелей культуры Арутюнян собственноручно вычеркнул из “арестных” списков, представленных КГБ...

Умышленно или случайно, но имя Арутюняна долгое время старались не упоминать, забыть. Эту досадную несправедливость и решил исправить своим фильмом тележурналист Артем Ерканян. В основе фильма редчайшие документальные кадры тех лет, что в свою очередь повышает его ценность. В этом ему помогли киностудия “Айк”, телекомпания “Шант” и, конечно же, дочь Григория Арутюняна Нами Микоян. “Я очень благодарна создателю фильма за такой прекрасный подарок к юбилею Григория Артемьевича. Сложно, конечно, за 50 минут рассказать весь жизненный путь Арутюняна. Однако авторам фильма удалось, на мой взгляд, самое главное — отобразить личность человека, влюбленного в свою страну”, — сказала Нами Микоян.

Цель этой картины — представить портрет национально мыслящего лидера, внесшего значительный вклад в становление молодой республики.

“Я надеюсь, что жизненный путь моего героя послужит примером для многих сегодняшних руководителей — во всяком случае в это хотелось бы верить”, — сказал Артем Ерканян. Картина скоро будет показана по армянскому телевидению.

Подготовил

Рубен Пашинян

Link to post
Share on other sites
........ Не прошло и месяца, как по спецсвязи с ним связался Сталин:

— Тов.Арутинов, вы все еще настаиваете на закрытии католикосата?

Сама постановка вопроса подсказывала Арутинову ответ:

— Нет, Иосиф Виссарионович, не настаиваю.

— Ну и ладно.

Так вопрос об упразднении Эчмиадзина был закрыт. Ежов с Хворостяном рвали и метали...

Пусть это имеют виду недоброжелатели И.В.Сталина, который мог одним росчерком пера, уничтожить духовный центр армян.

Вторая заслуга И.В. Сталина перед армянским народом, это воссоединения Западной и Восточной Армении, план который, был коварно разрушен государством, под названием США.

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...

Алексей Мартынов: Признание независимости Приднестровья и Нагорного Карабаха неизбежно

Новейшие государства, образовавшиеся на линиях разрыва большой Советской страны, успешно прошли рубеж самостоятельного 20-летнего развития. 2 сентября Приднестровье и Нагорный Карабах, 20 сентября Южная Осетия и 30 сентября Абхазия отметили Дни независимости.

Учрежденные и провозглашенные еще до окончательного оформления распада Советского Союза на составные республики-государства и до образования на его месте СНГ, новейшие государства доказали своё право на существование и выжили несмотря на кровопролитные вооруженные конфликты и жесточайший экономический прессинг со стороны бывших формальных административных метрополий. По сути, признание Россией государственности Абхазии и Южной Осетии в 2008-м и предстоящие признания Приднестровской молдавской республики и Нагорного Карабаха ставит последнюю точку в истории СССР. Причем Приднестровье и Нагорный Карабах, как и Абхазия с Южной Осетией политически и юридически нуждаются только в признании России как правопреемнице СССР. В дальнейшем весь мир просто обязан признавать эти страны, также как он признает Российскую Федерацию. В противном случае непризнание признанных Россией стран прямо говорит о непризнании самой России со всеми вытекающими последствиями.

Передергивая международное право, архитекторы разрушения Советской страны до сих пор огульно заявляют о необходимости решения вопроса о новейших государствах с бывшими советскими республиками (а ныне такими же новейшими государствами ), как с метрополиями. Однако ни одна из этих признанных новейших стран не взяла на себя ответственности за общее советское прошлое, осудив и прокляв его. Только Россия, взяв на себя роль правопреемника и ответчика за СССР может, как метрополия решать судьбу новейших государств в зоне своих стратегических интересов.

После создания косовского прецедента со стороны западных игроков, какие-либо сентенции о приоритете территориальной целостности не актуальны. Границы государства в современном мире определяются его дееспособностью обеспечивать их нерушимость не только военным, политическим и экономическим путем, но и способностью генерировать социокультурные, гуманитарные механизмы сохранения территориальной целостности. Новые условия неминуемо выводят на политической карте границы новейших государств. И это факт.

На минувшей неделе официальный представитель Южной Осетии посетил Алжир, где состоялся ряд встреч на высоком уровне с представителями руководства Сахарской Арабской Демократической Республики (Западная Сахара). По результатам переговоров в прессу просочилось мнение официальных лиц Западной Сахары о признании суверенитета и независимости Южной Осетии. В ближайшее время ожидается ряд официальных заявлений на эту тему. Примечательно, что вояж югоосетинского дипломата в северную Африку состоялся накануне первого официального визита президента России Дмитрия Медведева в Алжир, который состоится 6-8 октября. Думается, что подобные совпадения по времени визитов далеко не случайны.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armeni...l#ixzz15lQ4dxiZ

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Link to post
Share on other sites

проект Декларации о праве народа НКР на мир и свободное развитие

Общественный совет по внешней политике и безопасности Нагорно-Карабахской республики сегодня организовал круглый стол в Степанакерте, в ходе которого обсуждался проект Декларации Нагорно-Карабахской Республики о праве народа НКР на мир и свободное развитие.

Дискуссия прошла с участием лидеров гражданского общества НКР, юристов, политологов, журналистов и представителей государственных структур НКР.

Проект Декларации подготовлен экспертами Общественного совета по внешней политике и безопасности НКР. С докладом выступили эксперты Общественного совета - правовед Андриас Гукасян и старший эксперт Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саркисян.

В ходе обсуждения, было принято решение, внести некоторые поправки в проект, после чего представить в Национальное собрание НКР. Представляем полный текст проекта Декларации:

Декларация Нагорно-Карабахской Республики о праве народа НКР на мир и свободное развитие

Национальное собрание Нагорно-Карабахской Республики,

заявляя о своей приверженности мирному и справедливому урегулированию нагорно-карабахского вооружённого конфликта,

опираясь на нормы международного права, включая все те, которые касаются прав человека и основных свобод,

принимая во внимание резолюцию Eвропейского парламента N 2216 от 20 мая 2010 года и заявление президентов России, США и Франции по Нагорному Карабаху от 26 июня 2010 года, сделанное в Мускоке, Канада,

отмечая, что целью национально-освободительной борьбы армян Нагорного Карабаха, изначально являлась реализация прав человека и основных свобод,

полагая, что восстановление или компенсация всех нарушенных во время нагорно-карабахского конфликта прав человека является главной задачей его урегулирования,

исключая возможность урегулирования конфликта на основе применения избирательных подходов к проблеме прав человека, нарушенных в результате конфликта,

имея цель довести до сведения мирового сообщества позицию Нагорно-Карабахской Республики по основным принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта,

принимает декларацию о праве народа НКР на мир и свободное развитие

1. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) является суверенным демократическим государством, правопреемником Союза ССР на территории НКАО и Шаумянского района бывшей Азербайджанской ССР. Источником государственного суверенитета НКР является воля граждан бывшего Союза ССР, коренного населения этой территории, выраженная на референдуме 10 декабря 1991 года. Декларация государственной независимости НКР, принятая 6 января 1992 года Верховным Советом НКР, соответствует международному праву и законодательству Союза ССР. Государственные границы НКР могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путём и по договорённости. Согласно конституции НКР, до восстановления целостности её государственной территории и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией НКР.

2. Государственный суверенитет Азербайджанской Республики был провозглашён вопреки принципу верховенства права. Власти Азербайджанской Республики произвольно лишили граждан бывшего Союза ССР своего гражданства, нарушили их гражданские, экономические, социальные и культурные права, в том числе сохранённое законодательством Союза ССР право населения НКАО самостоятельно решить вопрос своего государственно-правового статуса. Власти Азербайджанской Республики отказали народу Нагорного Карабаха в реализации его права на самоопределение, отменили автономию НКАО, блокировали Нагорный Карабах и применили силу против его населения, борющегося за свою свободу и независимость.

3. Азербайджанская Республика несет ответственность за установление блокады Нагорного Карабаха, вооруженные нападения на мирное население, артобстрелы и бомбардировки с воздуха населённых пунктов, захват силой части территории НКР и изгнание проживавшего там населения, а также за другие совершённые военные преступления, в результате которых более двух тысяч мирных жителей было убито, более 60 тысяч человек лишились своих домов. На начальной стадии вооруженного конфликта, в условиях бездействия международных организаций, ответственных за сохранение мира между народами, самооборона НКР была единственным способом защиты жизни и свободы мирного населения своей страны.

Для преодоления блокады, пресечения агрессии и обеспечения безопасности мирного населения вооруженные силы НКР были вынуждены взять под свой контроль территории, прилегающие к Нагорному Карабаху. Азербайджанская Республика, игнорируя нормы международного права и требования Совета безопасности ООН, шла по пути эскалации вооруженного конфликта. Совместные действия вооруженных сил НКР и Республики Армения принудили Азербайджанскую Республику прекратить агрессию и заключить существующее перемирие.

4. Международное признание суверенного равенства Азербайджанской Республики было осуществлено в ущерб принципам хельсинкского Заключительного Акта, Парижской хартии для новой Европы и других документов ОБСЕ. Полноправное участие Азербайджанской Республики в ОБСЕ противоречит принципам уважения прав человека, равноправия народов и нарушает правo народа НКР свободно распоряжаться своей судьбой. Это создало для Азербайджанской Республики возможность игнорировать свою ответственность за исправление нарушений прав человека, которые были допущены в отношении армянского населения бывшей Азербайджанской ССР, отрицать право на самоопределение и развитие народа НКР, считать законным применение против НКР военной силы и оккупацию её территории. Такое положение представляeт собой серьезное препятствие на пути прилагаемых усилий по урегулированию конфликта под эгидой ОБСЕ. Благодаря этому положению установленное в 1994 году перемирие было использовано Азербайджанской Республикой для наращивания своей военной мощи, которое привело сегодня к усилению угрозы возобновления войны.

5. Урегулирование конфликта под эгидой ОБСЕ должно опираться на признание всех нарушений прав человека, допущенных в результате конфликта и предшествующей ему межнациональной напряженности начиная с 1988 года. Уважение принципа равноправия и самоопределения народов является обязательством международного сообщества, отказ в реализации права на самоопределение - нарушением прав человека. Признание и исправление этого действующего до сих пор нарушения, допущенного в отношении народа НКР, является международным обязательством не только Азербайджанской Республики, но и всех остальных государств-участников ОБСЕ.

6. Прочное урегулирование конфликта должно обеспечить азербайджанскому и армянскому народам возможность мирного, независимого и свободного развития. Достижение этой цели невозможно без соблюдения принципов международного права, таких как: неприменение силы или угрозы силой, мирного урегулирования споров, уважение прав человека, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, суверенного равенства государств, обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН. В силу этого, необходимыми условиями для мирного урегулирования конфликта являются:

- равноправие всех сторон в урегулировании конфликта,

- полное устранение угрозы возобновления войны,

- устранение мер экономического принуждения, действующих в отношении Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики со стороны Турции и Азербайджанской Республики,

- мирное разрешение споров между Нагорно-Карабахской и Азербайджанской Республиками, между Республикой Арменией и Азербайджанской Республикой по вопросам беженцев, признания границ и другим вопросам, связанным с правопреемством государств.

7. Основой для справедливого решения спорных вопросов является определение ответственности каждой стороны в конфликте:

- за восстановление или компенсацию нарушенных в Азербайджанской и Армянской ССР индивидуальных и коллективных гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан бывшего Союза ССР армянской и азербайджанской национальности,

- за возмещение ущерба, причинённого этим гражданам, нарушением их законных прав,

- за возмещение ущерба, причиненного незаконным применением силы и военными преступлениями против мирного населения.

8. Союз ССР являлся государством-участником Международного Пакта о гражданских и политических правах, Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Закреплённые в этих Международных Пактах права человека и основные свободы, включая право на самоопределение, не могли исчезнуть во время распада федеративного государства. Российская Федерация, признанная международным сообществом продолжателем международных прав и обязательств Союза ССР, несёт ответственность и, соответственно, играет важную политическую роль в вопросе признания и исправления действующих до сих пор нарушений прав человека, допущенных в отношении граждан бывшего Союза ССР.

9. Признание суверенного равенства, территориальной целостности и нерушимости границ тех государств, которые действовали во время распада Союза ССР вопреки соблюдению принципа равноправия и самоопределения народов и, вследствие этого, до сих пор не имеют правительства, представляющего весь народ, принадлежащий к данной территории, являются нарушениями принципов Хельсинкского Заключительного Акта. ОБСЕ несет ответственность за исправление нарушений международного права, которые до сих пор препятствуют реализации народами их права на самоопределение, а также, способствуют усилению угрозы возобновления войны.

10. Народ Нагорно-Карабахской Республики имеет право на мир и свободное развитие. Он защитил это право в вооружённой борьбе, преодолевая все трудности и лишения, которые возникли на его пути. Справедливое требование народа НКР к государствам-участникам ОБСЕ уважать его права человека, признать и исправить, допущенные по отношению к нему нарушения прав человека, опирается на нормы международного права. Международное признание легитимности государственного суверенитета НКР является фундаментом справедливого урегулирования нагорно-карабахского конфликта, основой для прочного мира и свободного развития армянского и азербайджанского народов.

Link to post
Share on other sites
  • 2 months later...

ПАСЕ: Карабах заслуживает международного признания

Геополитика, Карабах

СТЕПАНАКЕРТ, 27 января. В Парламентской Ассамблее Совета Европы сегодня принят документ «Строительство демократического государства Нагорно-Карабахской Республикой». В нем говорится, что Азербайджан провозгласил себя правопреемником Азербайджанской Демократической Республики, которая существовала в 1918-1920 годах. Однако Нагорный Карабах (Арцах) никогда не был частью этого государства. Только в результате «сделки» между кемалистами и большевиками Арцах стал частью советского Азербайджана, пишет Analitika.at.ua.

«В 1991 году население Карабаха проголосовало за независимость на референдуме, на котором присутствовали многочисленные и признанные международные наблюдатели. Однако, отказавшись принять осуществление законного права армян Арцаха на самоопределение, Азербайджан инициировал широкомасштабные военные действия, которые закончились в 1994 году подписанием договора о режиме прекращения огня», — говорится в документе.

«И хотя Азербайджан все еще нарушает режим прекращения огня, армяне в Карабахе продолжают строить демократию, руководствуясь международными нормами и стандартами, одним из важнейших элементов чего стал референдум по Конституции 2006 года. Многие международные наблюдатели, эксперты и журналисты признали этот референдум, а также последующие президентские, парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления как демократические, свободные и справедливые. Большое количество политических партий, СМИ, НПО работают в Арцахе, а его рыночная экономика и национальное законодательство соответствуют международным стандартам», — считают в ПАСЕ.

«Нагорный Карабах, поставив перед собой цель построить демократическое государство, является состоявшимся государством и заслуживает международное признание и членство во всех международных организациях», — отмечено в документе.

Отметим, что под документом подписались 29 депутатов ПАСЕ из 12 стран.

Вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха началось в 1991 году, когда в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в Азербайжанскую ССР, был проведен референдум о статусе НКР. Подавляющее большинство участников референдума высказались за независимость региона, однако референдум не был признан международным сообществом. Армения поддержала республику, и в 1991 разгорелся военный конфликт, завершившийся в мае 1994 года подписанием договоренностей о переходе в режим прекращения огня и начале мирных переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США.

Link to post
Share on other sites

Документ: http://www.regnum.ru/news/1371487.html

Карабах не получит независимость без покровительства США - европейский аналитикГазета "Жаманак" опубликовала интервью с аналитиком Брюссельского политического центра Европы, директором Проекта европейских политических институтов Амандой Пол. Приводим текст интервью полностью.

Серж Саргсян заявил в интервью российской радиостанции "Эхо Москвы" о том, что намерен отозвать свою подпись под Цюрихскими протоколами, если Турция продолжит связывать ратификацию протоколов с нагорно-карабахским вопросом. Как Вы оцениваете это заявление?

Оно довольно интересно. Понятно, почему он сделал подобное заявление. Однако не думаю, что президент Саргсян должен спешить с урегулированием отношений с Турцией до предстоящих в июне этого года парламентских выборов (в Турции). Это создаст дополнительный повод для возобновления переговоров. Думаю, что премьер-министр Турции придает большое внимание этому вопросу. Так или иначе, отзыв подписей станет негативным шагом со стороны Армении. Подписи должны остаться под документом, хотя бы до парламентских выборов. Тогда станет ясно, что предпримет правительство Турции вокруг нагорно-карабахского вопроса. Думаю, было большой ошибкой связывать карабахский вопрос с армяно-турецкими переговорами, и по-моему, Турция стала понимать это. Подняв вопрос Нагорного Карабаха как предварительное условие, Турция поставила себя из-за Азербайджана в невыгодное положение.

Считаете, что процесс еще не завершен? Надеетесь, что после парламентских выборов в июне переговоры возобновятся?

Думаю, что на данный момент процесс заморожен. Я верю, что Турция имеет своей целью продолжить процесс и восстановить отношения с Арменией. Считаю, что после выборов, в случае, если премьер Эрдоган вместе со своей партией "Справедливость и развитие" вернутся в парламент с тем же большинством, которое у них сегодня есть, то получат мандат для продолжения данного процесса и вопроса Кипра. Наверное, сейчас не стоит сосредотачиваться на этом вопросе, может быть надо вернуться к нему после выборов, которые дадут партии власти пойти вперед. Если и тогда турки откажутся продолжить процесс, Армения получит полное право отозвать подпись. Тем не менее, это не будет эффективным шагом - по крайней мере, для международного сообщества. Возможно в Армении оценят его положительно, не знаю.

Как вы оцениваете длительное молчание в процессе карабахского урегулирования после Астанинского саммита ОБСЕ? Мы не видим каких-либо шагов со стороны Минской группы, не считая состоявшейся недавно встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении.

Во-первых, мы не должны обвинять Минскую группу. Вопрос могут решить только две стороны - власти Армении и Азербайджана, и очень обидно, что они таким образом выступили в Астане. Конечно, в этом провале свою роль играл и армяно-турецкий вопрос, который поставил Армению в сложную ситуацию и замедлил карабахский процесс. Но не думаю, что можно вечно использовать эту отговорку. Действовать должна Армения, так как Азербайджан принял обновленный вариант Мадридских принципов, а Армения еще колеблется в своем решении. Думаю, настало время, чтобы Армения приняла эти принципы и вернулась к столу переговоров.

Международное сообщество также должно обращать больше внимания на нагорно-карабахский вопрос. Нынешний статус-кво не может длиться вечно, война не должна возобновляться, как это было в Грузии - нельзя допускать повторения этой ошибки. Это не только проблема Минской группы ОБСЕ, я придаю большую значимость и роли России, поскольку она играет важнейшую роль в процессе урегулирования карабахского конфликта. Думаю, что США и Евросоюз тоже должны найти способы привлечь стороны к переговорному столу. Да, положение нынче сложное, но не одна Минская группа виновата во всем этом, лидеры двух стран должны самостоятельно идти вперед.

Российские эксперты не скрывают, что Россия не может одна способствовать продвижению процесса, в то же время Вашингтон ведет себя слишком пассивно...

Я не согласна с таким мнением российских экспертов, так как Россия больше, чем кто-либо другой может надавить на стороны для достижения согласия. Вопрос в том, что выиграет Россия от этого примирения. Если у России будет конкретный интерес, например, если у нее появится возможность дислоцировать свои войска на азербайджано-иранской границе или если она получит доступ к энергетическим запасам Азербайджана, уверена, Россия будет прилагать больше усилий для решения конфликта. Ясно, что США не имеют большой роли в регионе. Первой причиной этому является гегемония России на этом пространстве, во-вторых, США уверены, что Евросоюз должен быть в большей степени вовлечен в регионе. Но однозначно, ключевая роль в переговорном процессе принадлежит России, и она ведет сбалансированную политику.

Армянские эксперты считают, что референдум в Южном Судане может сыграть роль в урегулировании карабахского конфликта. Как по-вашему, может ли это стать прецедентом для Нагорного Карабаха?

Все подобные ситуации, когда страна провозглашает свою независимость путем референдума, можно считать прецедентом. Но все эти конфликты разные. Думаю, что нельзя сравнить Нагорный Карабах с Суданом. Карабах небольшой, и у него нет международных покровителей, имею в виду США, у которого есть интерес защищать независимость Южного Судана. Если у вас нет сверхдержавы, которая бы защищала вашу независимость, у вас нет шансов получить ее.

Link to post
Share on other sites
"Мы поставили перед собой важную задачу - провести первую резолюцию о признании независимости Нагорного Карабаха, используя "слабое звено" в Европе", - заявил Григорян. При этом, глава ФАСЕ отказался назвать страны, в которых, по его словам, ведутся интенсивные работы, чтобы избежать выдвижения искусственных преград их работе. "Только могу сказать, что работы идут весьма благополучно. Наш лоббинг в Словакии очень хорошо работает", - отметил Григорян.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armeni...l#ixzz1D0Afm8vZ

Шпион Оник. :lol3:

Link to post
Share on other sites
  • 7 months later...

Признание независимости Нагорного Карабаха: уругвайский казус

Последние несколько дней армянскую общественность и экспертное сообщество продолжает интриговать пикантная ситуация, сложившаяся в связи с сообщениями о сенсационном заявлении министра иностранных дел Восточной республики Уругвай Луиса Альмагро относительно возможностей разрешения карабахского конфликта.

Напомним, что 9 сентября в уругвайском парламенте прошла конференция «Возможности и вызовы двусторонних отношений Армения – Уругвай», посвященная обсуждению вопросов, связанных с развитием и укреплением многосторонних политических, экономических и культурных взаимоотношений между Уругваем и Арменией, а также карабахской проблематики. Сразу отметим, что в числе организаторов форума было местное отделение армянской партии «Дашнакцутюн» (Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн», АРФД), и вполне естественно, что со стороны Еревана в мероприятии принимали участие некоторые члены фракции АРФД в Национальном собрании Армении.

Именно в изложении члена Бюро «Дашнакцутюн» Марио Налбандяна было распространено связанное с Нагорным Карабахом высказывание Луиса Альмагро, касающееся возможностей разрешения карабахского кризиса, которое произвело сильнейший резонанс как в Армении, так и в Азербайджане. Глава уругвайского МИД указал, что правительство его страны «ищет компромиссные варианты и будет продолжать искать национальный компромисс для принятия государственного решения по этому вопросу». Что же касается личной позиции министра, то «мы понимаем, что Нагорный Карабах теснейшим образом связан с Арменией. Поскольку там есть армянское население, его независимость или присоединение к Армении в будущем было бы лучшим вариантом для Нагорного Карабаха. Это сильное решение, которое, очевидно, будет в ряду многих решений такого рода, которые мы принимали раньше. И пусть армяне будут уверены в наших убеждениях и в нашей дружбе с Арменией, основанной на принципах», а не на сиюминутной политико-экономической конъюнктуре, столь свойственной сфере международных отношений. Ибо «народ Уругвая весьма чувствителен к армянскому вопросу и переживает (волнуется) по этому поводу, как мало кто в мире. Наша симпатия объясняется сочувствием к боли и борьбе армянского народа, остающегося непреклонным на протяжении многих лет и не склоняющим головы даже в обстановке враждебности».

Представители АРФД дали понять, что если для кого-то столь однозначно высказанная позиция и является сюрпризом, то никак не для них. Таким образом, был сделан прозрачный намек на ту большую лоббистскую работу, которую традиционно ведет в Уругвае старейшая армянская политическая партия. Однако, как оговорился депутат Национального собрания Армении Ваан Ованнисян, само уругвайское общество еще должно созреть для того, чтобы безоговорочно принять такой подход. Между тем в Армении и в Карабахе сообщение было воспринято с эйфорией. Руководитель главного информационного управления аппарата президента НКР Давид Бабаян поспешил заявить, что Степанакерт «приветствует намерение Уругвая признать наш суверенитет… Слова Альмагро не означают автоматического признания независимости, но означают, что международное сообщество серьезно относится к процессу признания НКР, потому что этап признания новых государств, который начался с Косово и продолжился признанием Южной Осетии, Абхазии, Южного Судана, не может обойти Карабах». И в этой связи, полагает Бабаян, признание со стороны Уругвая «откроет широкое поле для Армении как в процессе признания, так и в переговорном процессе, кроме того, признание сформирует новую ситуацию в мире и в нашем регионе». С аналогичным по смыслу заявлениями выступили и некоторые другие армянские политики, например, споуксмен парламентской фракции оппозиционной партии «Наследие» Степан Сафарян.

В Баку сообщение из Монтевидео произвело эффект разорвавшейся бомбы. МИД Азербайджана немедленно поручил своему региональному посольству в Буэнос-Айресе точно выяснить, что же все-таки произошло. По словам официального представителя азербайджанского дипведомства Эльмана Абдуллаева, «посольство Азербайджана в Буэнос-Айресе связалось с министерством иностранных дел Уругвая. В разговоре с нашим послом Мамедом Ахмедзаде замминистра иностранных дел Уругвая Р.Каррерас подтвердил, что Уругвай с уважением относится к принципам международного права, поддерживает территориальную целостность Азербайджана, а также посредническую деятельность Минской группы ОБСЕ». И, поскольку опровержений этого сообщения с уругвайской стороны не последовало, можно сделать вывод, что замглавы МИД Уругвая действительно дезавуировал высказывания своего руководителя. И это – достаточно неприятное для армянской стороны обстоятельство. Потому что нет сомнений, что министр Альмагро действительно сказал то, что сказал (не суть важно – с трибуны или в кулуарах), и в Монтевидео вполне серьезно относятся к возможности признания независимости НКР. Однако дипломатия и политика, как известно, публичными методами не делаются. «Утечка», допущенная деятелями АРФД, вынудила уругвайскую дипломатию озвучить и подтвердить существующую на данный момент официальную позицию Монтевидео. То есть, фактически, сделать в этом вопросе определенный шаг назад.

Однако главный смысл «уругвайского казуса» состоит в другом. Нет сомнений, что «парад суверенитетов» последнего времени актуализировал проблему международной легитимизации в том числе и фактической независимости НКР. Общеизвестно также, что общественные и политические структуры армянской зарубежной диаспоры последовательно лоббируют эту проблему в целом ряде стран. Но на официальном уровне Армения не может выдвинуть данный вопрос перед своими симпатизантами, поскольку сама не признает карабахскую независимость. Ереван утверждает, что это невозможно, поскольку армянская сторона является участником переговоров в рамках миротворческого процесса, ведущегося Минской группой ОБСЕ. Признание же будет означать немедленный крах переговорного процесса (ибо исчезнет сам предмет обсуждения) и, соответственно, неизмеримо возрастет опасность новой войны.

В этом контексте, думается, официальное признание карабахского суверенитета кем бы то ни было, включая и Армению, невозможно, пока остается нерешенным вопрос территорий за пределами собственно НКР, вот уже 15 лет находящихся под контролем Степанакерта. Официально на эти районы «зоны безопасности» армянская сторона претензий не имеет, то есть территориальных требований к Азербайджану не выдвигает. С точки зрения международного права в данном случае речь идёт об «оккупации», в то время как вопрос судьбы собственно НКР (в границах бывшей Нагорно-Карабахской автономной области) есть вопрос, связанный с реализацией права наций на самоопределение. Собственно, известные Мадридские принципы, предлагаемые посредниками из Минской группы ОБСЕ сторонам конфликта, именно так и трактуют эту ситуацию: «оккупированные районы» должны быть поэтапно освобождены, а в самом Карабахе в будущем проведен имеющий обязательную юридическую силу референдум по вопросу о статусе края. И поскольку результаты этого референдума заведомо ни у кого не вызывают ни малейшего сомнения, можно сказать, что речь идет о варианте «территории в обмен на отложенный статус».

Однако склонить стороны к подписанию соответствующего соглашения, как известно, не удается. Ереван, не возражая в принципе, указывает, что, во-первых, должны быть четко прописаны конкретные сроки проведения референдума, который следует провести через 3-5 лет после подписания соответствующего соглашения. Во-вторых, уход Армии обороны НКР с ныне занимаемых хорошо оборудованных и подготовленных позиций неизмеримо повышает чисто военные риски для карабахского государства, а прочных гарантий обеспечения его безопасности пока не просматривается. Поэтому судьба одного-двух районов, географически связывающих НКР с Арменией, должна рассматриваться отдельно. В Баку же идее референдума по понятным причинам противятся и желают добиться освобождения всех указанных районов без увязки с решением вопроса о статусе. Там намекают, что готовы были бы даже подписать рамочное соглашение об урегулировании, но только сроки референдума должны быть перенесены на неопределенно далекое будущее (как заметил однажды по этому поводу президент Ильхам Алиев, «переходный статус» Карабаха может сохраняться еще 20, 30, а то и 100 лет). Понятно, что такой вариант армянскую сторону никак не может устроить, более того – этот подход превращает проблему в неразрешимую.

Действенное (хотя и весьма болезненное) решение, возможно, могло бы состоять в том, чтобы оба армянских государства (и в первую очередь, разумеется, НКР) официально продекларировали отказ от районов зоны безопасности и даже пошли на проведение некоторых как бы подготовительных мероприятий не только в этом направлении. Причем конкретная «деоккупация» также могла бы быть «отложенной» – по аналогии со статусом. Вероятно, на деле это мало повлияло бы на ход вещей непосредственно в зоне конфликта. Однако основное препятствие для признания карабахской независимости было бы де-юре снято. И в этом случае, говоря словами министра Альмагро, «сильное решение» могло бы быть принято без особых затруднений, и «уругвайский казус» имел бы совсем другое продолжение. Причем не столько в Уругвае, сколько, в первую очередь, в самом Ереване.

Ануш Левонян – политический комментатор (Ереван)

Link to post
Share on other sites
Комментируя заявление главы МИД Уругвая о том, что независимость НКР должна быть признана, политолог Игорь Мурадян говорит, что переговорный процесс блокировал процесс признания, и пора уже прекращать переговоры.

Решение Уругвая о признании суверенитета Нагорно-Карабахской республики возникло не случайно, и, безусловно, связано с тем, что переговоры по карабахскому урегулированию, практически, прекращены, и никто в мире не верит в возможность каких-либо результатов от предполагаемых переговоров.

Сейчас ведущие державы рассматривают Францию как возможного политического проектанта в части разработки сценариев имитации данных переговоров, а вернее, сценария соблюдения статус-кво. Эти намерения, конечно, так или иначе, сообщаются по различным каналам, в том числе, посредством аналитического сообщества, другим государствами, также и тем, которые заинтересованы в утверждении своих позиций в мире.

Уругвай – небольшое латиноамериканское государство, не располагающее крупными минеральными ресурсами, находящееся между двумя ведущими государствами Южной Америки – Бразилией и Аргентиной, но примечательно своей политической историей, поиском своей модели демократии, отличающейся интересными чертами европейской культуры, заинтересованное в определении своей функции в международных отношениях.

Нет сомнений в том, что многолетнее ожидание НКР своего международного признания, отсутствие этого признания предопределяется имеющимися переговорами, которые патронируют ведущие державы. Данным мировым центрам силы вполне позволительно признание новых государств, но при условии, если это произойдет под их контролем и в их интересах.

Формат Минской группы и вообще логика урегулирования стали тормозом процесса международного признания НКР. Если Армения предпочтет этому политическому «болоту» переговоров риски относительно прекращения переговоров и тем самым провалит политику своих главных «партнеров», то признание независимости НКР станет неминуемым со стороны многих государств.

Возможно, предыдущие политические руководители Армении информированы, что через два – три года после прекращения карабахской войны Иран предпринял инициативы по признанию НКР «двумя исламскими и двумя христианскими государствами». Первыми такими государствами могли тогда стать Туркменистан и Ливан, а затем Сирия и Кипр. Однако, эти усилия стали бессмысленными для Ирана, так как Армения никак не отреагировала и «не заинтересовалась» такой перспективой.

Тогда начался процесс переговоров, и ситуация была поставлена под внешний контроль. Это еще раз доказывает (быть может, косвенным образом), что именно переговорный процесс блокировал другой процесс – международного признания НКР. Например, сейчас, сложились весьма благоприятные условия для признания НКР рядом арабских государств, не говоря уже о средних государствах Европы.

Процесс переговоров стал опасным, и пора его завершать, это понимают и ведущие и иные государства, признавая, что путь к безопасности в регионе - это признание НКР.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...