Sign in to follow this  
Followers 0
Vigen

Карабах - размороженный конфликт

32 posts in this topic

Арцах(карабах) - размороженный конфликт

Игорь Джадан

В водовороте закавказских событий, связанных с положением в Грузии, Абхазии и Южной Осетии, о карабахском узле противоречий как-то стали забывать, тем более что этот очаг конфликта не проявляет горячей активности с 12 мая 1994 года, когда при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской ассамблеи СНГ в Бишкеке Азербайджан, Армения и Нагорный Арцах(карабах) подписали протокол о прекращении военных действий. Однако тишина на этом направлении обманчивая. В ближайшее время там намечаются события, которые могут стать поводом для значительного обострения ситуации или даже стать новым casus belli. Общая растущая нестабильность в Закавказье также может способствовать тому, что события, которые еще год назад остались бы незаметными, на этот раз вполне способны привести к вспышке насилия.

Одним из таких возможных триггеров является намеченное в Нагорном Арцах(карабах)е на 8 августа проведение местных выборов. Азербайджанская сторона уже объявила эти выборы незаконными. Кроме того, так называемые "Парижские" и "Ки-Уэстские" соглашения (март, апрель 2001 года), представляющие собой, на самом деле, полуофициальные договоренности между сторонами о принципах урегулирования конфликта, после смерти Гейдара Алиева азербайджанской стороной практически забыты. При этом слышны мнения, что новый азербайджанский президент не чувствует за собой такого авторитета, который позволил бы ему получить поддержку нации для болезненных компромиссов по карабахскому вопросу. В то же время оживившаяся в связи с событиями в Грузии динамика политического развития в Закавказском регионе сигнализирует сторонам, что, возможно, наступило время для решительных действий. Стороны, кроме того, опасаются, что открывшееся "окно возможностей" может для них захлопнуться, подозревая третьи страны в том, что они могут договориться о судьбе Нагорного Арцах(карабах)а у них за спиной. А если так, то не идет ли ситуация к новому обострению?

При более подробном разборе страхов и опасений сторон невозможно избежать анализа того, что принято называть "историческим осадком". В случае армян таким "осадком" служат воспоминания об армянском геноциде, а также об известных событиях в Баку, которые армяне воспринимают как продолжение геноцида. Нация, поставившая в центре своего исторического сознания переживание геноцида, формирует свои отношения с соседями соответствующим образом.

Что касается азербайджанских страхов, то они касаются очевидной для окружающих исламской идентичности этого государства. Перед лицом христианских народов, доминирующих в мировой политике, Азербайджан (как, видимо, и Турция) чувствует себя "незваным гостем", постоянно опасаясь, что основные центры силы в недостаточной степени учитывают его интересы и предпочтут договориться у него за спиной. Как пример, в азербайджанской прессе весной появились материалы, в которых выражалось опасение, что великие державы готовят некий геополитический размен: Нагорный Арцах(карабах) - Армении в обмен на передачу Аджарии Грузии.

И если уж говорить о параллелях этого конфликта с другими, то следует упомянуть о ситуацию на Ближнем Востоке. Бросается в глаза сходные "системы страхов" субъектов конфликта. Одна из сторон охвачена паранойей нового холокоста, другая склонна рассматривать конфликт как "новое вторжение крестоносцев", подозревая великие державы в симпатиях к противоположной стороне.

Касаясь роли третьих сторон, дилемма Россия в карабахском конфликте напоминала ту, с которой США столкнулись на Ближнем Востоке: поддержать ли маленькое, но культурно более близкое государство - или его соседей, обладающих, однако, значительным запасом энергоресурсов. И здесь Россия должна быть готова в определенный момент сделать выбор, поскольку балансирование и игра в "незаинтересованное посредничество" возможны только до определенного момента и в результате продолжения такой половинчатой политики можно в какой-то момент потерять обоих потенциальных союзников. Очевидно также, что после того, как выбор сделан, дипломаты крупной державы должны быть готовы к тому, что своего союзника, возможно, придется защищать политическими и военными средствами. Предполагается готовность наложить вето в СБ ООН на всевозможные проекты "недружественных резолюций". Так в случае нового вооруженного конфликта и попытки блокады крупная держава должна быть готова организовать транспортный мост для поддержания своего союзника. Учитывая особенности географического положения, в случае Армении такой мост потребует открытия воздушного или наземного коридора через Грузию или Иран. А значит, крупная держава должна быть готова оплатить определенные интересы этих стран в обмен на спасение своего союзника. В наиболее серьезном случае, если в конфликт Армении и Азербайджана будет втянуты сильные в военном отношении соседи, Россия должна быть готова к прямому военному вмешательству с целью не допустить разгрома Армении.

И здесь встают вопросы: готова ли страна к ответу на подобное развитие? Если она по каким-то причинам технически не готова к подобным сценариям, очевидно, что не стоит давать себя в них втянуть помимо собственной воли. Если же готова, то все еще остается вопрос стоимости операции: оправдывает ли существование такого союзника, как Армения, имеющиеся политические и военные риски?

Ответ, как нам думается, лежит в общем направлении развития отношений России с исламским миром. Если Россия твердо решила поставить на исламскую карту (что в свете значительного числа мусульманского населения в стране выглядит объяснимо), Армения в этой игре была бы лишней фигурой, только помехой развитию такой дружбы. Если же Россия чувствует себя на азиатской доске уязвимой перед непрекращающимися попытками политических конкурентов (США, Европы) закрепить исламский мир в качестве своего союзника, - другое дело. Не стоит забывать, что все 80-е и 90-е годы, начиная с ввода советских войск в Афганистан и кончая конфликтами в Боснии, Чечне и Косово, прошли под знаком решительного наступления Запада на российские позиции в исламском мире. При этом дипломатии США и Европы ловко удавалось, за рядом исключений, позиционировать себя лучшим другом всех мусульман, переигрывая российскую дипломатию. Россия может, в конце концов, оказаться перед фактом существования мощного блока исламского мира с Западом или его частью, наподобие того союза, который создался в период Афганской войны. Если политика формирования такого блока окажется эффективной (здесь уместно вспомнить идею Нового Ближнего Востока), у России не останется других вариантов, как искать любых потенциальных союзников, готовых стрелять. При таком политическом раскладе ставка на Армению как на единственную страну в регионе, выживание которой полностью зависит от России, имеет очевидный смысл.

Теоретически возможен и промежуточный вариант: Россия решительными шагами по поддержке Армении закрепляет это государство в сфере своих интересов, а затем, пользуясь своим влиянием, ведет обмен интересов своего союзника на политические приобретения в исламском мире. Подобную политику время от времени пытаются проводить США, убеждая Израиль отказаться от части своих территориальных приобретений ради формирования на Ближнем Востоке блока проамериканских государств.

Нынешняя ситуация в зоне армяно-азербайджанского конфликта предопределяется еще и тем, что Россия начинает политику не с чистого листа: в Армении находятся российские части (102-ая база в Гюмри), и с этой страной уже сложились определенные союзнические отношения. С другой стороны, Азербайджан после прихода к власти Ильхама Алиева все больше сдвигается в сторону США и Турции. Об этом, кстати, свидетельствует и ужесточение позиции по карабахскому вопросу, и неожиданно резкие протурецкие и прозападные жесты Алиева по кипрскому вопросу. При этом остается опасность втягивания России в возможное обострение конфликта без особой на то нужды. Российская дипломатия в прошлом нередко страдала тем, что не всегда придерживалась принципов "реалполитик", увлекаясь "союзничеством" и забывая при этом, что дипломатия - это в большой степени наука защищать собственные интересы чужими руками. В то же время главные интересы за рубежом в настоящее время понимаются лидерами страны как обеспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития. И здесь уместно вспомнить опыт капитанов внешней политики России прошлого, сожалевших об ошибках "гиперактивной" внешней политики. Так, министр иностранных дел Российской империи К.В. Нессельроде записал незадолго до своей смерти, что России "следует заняться своими внутренними делами и развитием своих нравственных и материальных сил. Эта внутренняя работа является первою нуждою страны, и всякая внешняя деятельность, которая могла бы тому препятствовать, должна быть тщательно устранена".

С момента оформления карабахского конфликта в 1918 году, когда новообразованные Азербайджан и Армения впервые предъявили свои претензии на этот край, до ходатайства в 1988 году армян Арцах(карабах)а о передаче Нагорного Арцах(карабах)а из Азербайджана в состав Армении прошло 70 лет - время жизни великой державы. В течение этого времени конфликт был приглушен, однако не исчез - еще одно подтверждение того, что межэтнические конфликты не "лечатся" простым откладыванием их разрешения. Вмешательство России в той пропорции, которая она сейчас может себе позволить, навряд ли способно заморозить карабахский конфликт еще на 70 лет. Развязать же его могут только сами армяне и азербайджанцы.

статья

Share this post


Link to post
Share on other sites
Такую информацию газете Zaman дал глава МИД Турции Абдулла Гюль. По его словам, Осканян завил следующее: "Мы можем освободить все территории, кроме Арцах(карабах)а".

:lol: они себя что ли успокаивают? :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

они так свой народ успокаивают чтобы на стуле подольше посидеть.

вряд ли они сами в эту чушь верят.

Share this post


Link to post
Share on other sites
они так свой народ успокаивают чтобы на стуле подольше посидеть.

вряд ли они сами в эту чушь верят.

они верят...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вы готовы освободить земли?

http://forum.bakililar.az/index.php?act=ST&f=7&t=20238

A вы готовы гарантировать что после освобождения тереторий, не начнете новой войны с НКР в независимости от исхода дальнейших переговоров о статусе НКР?

В противном случае освобожение не имеет никакого смысла ...

(открытие границ и железной дороги не всчет...)

Share this post


Link to post
Share on other sites

A вы готовы гарантировать что после освобождения тереторий, не начнете новой войны с НКР в независимости от исхода дальнейших переговоров о статусе НКР?

В противном случае освобожение не имеет никакого смысла ...

(открытие границ и железной дороги не всчет...)

гарантия азера- это из области фантастики

Share this post


Link to post
Share on other sites

Доброго дня!

Вернусь к содержанию статьи, помещенной Вигеном.

Говоря о поддержки Армении сос стороны России по коридоу, и учитывая нарастающий конфликт с Южной Осетией, путь через Грузию для России будет закрыт, а также принимая во внимание позицию Ирана по карабахскому вопросу и признание Армении агрессороми соответствующую фетву, содействие Ирана под большим вопросом. Участие в войне сильных государств (НАТО) и России к каким последствиям все это приведет можно только догадываться.

Так что, если случится такая война Закавказье погрузится в хаос.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Признание Баки какого либо статуса Арцаха, даже прежней автономии в бытность СССР СМЕРТЕЛЬНО Опасно для государства азербайджан. Ввиду чего такое состояние сохраниться и впредь, пока экономические интересы Ирана и России в регионы неперевесят геостратегические.

У США при решении проблемы нормализации поставок Ираксой и Иранской нефти, любого типа интерес к кавказу и закавказе пропадёт.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Доброго дня!

Вернусь к содержанию статьи, помещенной Вигеном.

Говоря о поддержки Армении сос стороны России по коридоу, и учитывая нарастающий конфликт с Южной Осетией, путь через Грузию для России будет закрыт, а также принимая во внимание позицию Ирана по карабахскому вопросу и признание Армении агрессороми соответствующую фетву, содействие Ирана под большим вопросом. Участие в войне сильных государств (НАТО) и России к каким последствиям все это приведет можно только догадываться.

Так что, если случится такая война Закавказье погрузится в хаос.

Где можно ознакомиться с оффициальными документами, констатирующими признание Армении агрессором?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Где можно ознакомиться с оффициальными документами, констатирующими признание Армении агрессором?

SKS, такие вопросы не задавай пожалуйста. Они после таких вопросов язык свой далеко прячут туда, где в приличном обществе не скажешь открыто куда. Или на крайняк приведут ссылки с сайтов xxxxx.аз вот и вся информация.

Share this post


Link to post
Share on other sites

A вы готовы гарантировать что после освобождения тереторий, не начнете новой войны с НКР в независимости от исхода дальнейших переговоров о статусе НКР?

В противном случае освобожение не имеет никакого смысла ...

(открытие границ и железной дороги не всчет...)

Vi chto, armyane, perenimayete sosedskiy slovarniy zapas? :angry:

Kakoye takoye osvobozhdeniye? :angry:

Osvobozhdayut to, chto zakhvatili, a mi - zaschischalis' na sobstvennoy zemle! :angry:

Posmotrite karty Rossiyskoy imperii s granicami sootvetstvuyuschikh guberniy, esli uzh na to poshlo!

Esli govorit' ob osvobozhdeniy, to imenno dragocenniye sosedi posle raspada sisisipi ne osvobodili nezakonno zakhvachenniye zemli vmeste s naseleniyem - zalozhnikami unichtozhavshego (a v Nakhichevani - i unichtozhivshego) ikh novoyavlennogo gosudarstva!!! :angry:

Share this post


Link to post
Share on other sites

SKS, такие вопросы не задавай пожалуйста. Они после таких вопросов язык свой далеко прячут туда, где в приличном обществе не скажешь открыто куда. Или на крайняк приведут ссылки с сайтов xxxxx.аз вот и вся информация.

:lol: :lol: :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фарух резолюция и отношение исламских стран в частности Ирана к вопросу арцаха само собой известна.

Недумаю, чтоб Иран считая проблему арцаха агрессией аремнии на азербайджан, "спрашивал" бы у нашего прежнего президента "Когда будете брать Нахиджевань", он находился в Тегеране с визитом во время взятия Шуши и Лачина. Кроме этого Иран согласился разрешить беженцам физулинского района переправиться через свою территорию в обход фронтовой линии в тыл азербйаджанским войскам, которые на прямую нехотели пускать "своих соотечественников"...

А то, что Иран подписывает документы в Исламской конференции, было бы глупо думать, чтоб исламская страна предпочла бы усугублять свои отношения с другими исламскими странами ради християнской Армении...

Я невидел ниофного моего соотечественника который бы думал, если что Иран Армении поможет. Максимум, в чём уверена Армения - это невмешательство Ирана. А остальные участники исламской конференции в Арцах свои войска послыли в виде всяких талибских моджахедов, попробовав представить это как бойну ислама с христианами, на что отреагировали не исламские страны а донские казаки - приехали воевали, хотя не их заслуга в надирании задницы талибанам, тогда в 1993ем, когда США и недумала зачислять талибанов в свои враги...

На дипломатическом уровне Иран за территориальную целостность а на самом деле небрезгнуло отправить катера и истребители и заблокировать нефтедобычу "азербайджанских" нефтедабывающих станций - ненадо забывать слова аятоллы 1985года "Азербайджанец - я незнаю такого народа" из чего следует, что и Азербайджан в реале Иран непризнает как страну достойную существования и в любой удобынй момент наложит на неё лапу...

Небудет НИкакого прямого участия НИкакой страны в вероятных боевых действиях. Будет от силы тажа помощ наёмниками и оружием.

Иран никому небудет помогать, как непомогала в прошлый раз.

Опасность лиш турецкая помощь азербайджану, как и в прошлый раз, но наэто есть Российские войска в Армении, они не для того, чтоб помочь разобраться с азербайджаном, этого никто от них недобьеться, это лиш сдерживающий фактор против Турцеко-Израеле-Американских амбиций.

Тоесть никто ни Иран ни Россиия ни США за Армению или за азербайджан воевать небудут, если они вступат в такую перепалку то только для разборки с равными себе.

Они будут своидить свои счёты между собой, кака было во Вьетнаме, Кубе или Афганистане.

Тото кто решит пусктить их делать свои разборко на территориях где он живёт тот и проиграет остальные только выиграют, сделав очередную рекламу своих военно-промышленных товаров.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Тоесть никто ни Иран ни Россиия ни США за Армению или за азербайджан воевать небудут, если они вступат в такую перепалку то только для разборки с равными себе.

Они будут своидить свои счёты между собой, кака было во Вьетнаме, Кубе или Афганистане.

Во всем согласен с вами, Вотер. Напрямую они воевать не будут.

Их сведение счетов будет проходить через новую войну. В данном случае - между Арменией и Азербайджаном.

P.S. Вотер, меня здесь упрекнули в том, что я искажаю топонимы (Араз/Аракс). Почему же вы пишете Баки, вместо принятого в русском - Баку?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Или на крайняк приведут ссылки с сайтов xxxxx.аз вот и вся информация.

Потому что так легче говорить и ссылаться,можно подумать мы с этим считаемся.

Пусть,а что им остаёться. :cool:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ашот, если вам нужны ссылки, то я их привел в посте от Jul 8 2004, 11:11.

Там вы можете ознакомиться с этими материалами.

Edited by Farroukh

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы один из немногих с кем можно говорить,но правду никто не сможет поделить или присвоить.

Прав будет тот с кем будут считаться а сейчас одни эмоции,

что говорить банальности,время покажет.

Вы думаете что допустим американцы во всём правы но с ними считаються а почему вы знаете или мы с турками не можем говорить

на равных так же по этой же причине.

А как там получиться между нами там как Бог даст.

Только к сожелению многое зависит от нечистоплотных политиков.

История это политика в прошлом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

ЗАСЕДАНИЕ ПАСЕ И САММИТ НАТО - КАРАБАХСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

Интервью советника министра обороны Армении Гайка Котанджяна

Справка: полковник, доктор политических наук, действительный член Российской академии военных наук и Армянской академии философских наук Гайк Саргисович Котанджян - советник по оборонной политике министра обороны Армении со статусом, приравненным заместителю начальника Главного штаба Вооруженных сил Армении.

В последние дни внимание международной общественности привлек ряд событий, связанных с рассмотрением роли Армении, Азербайджана и Грузии в укреплении стабильности и безопасности в регионе Центральной Азии и Южного Кавказа. Особое место занимает решение последнего Саммита НАТО по данному вопросу. В преддверии Саммита в Стамбуле президент Армении Роберт Кочарян на заседании Парламентской Ассамблеи Евросовета сделал заявление о том, что на переговорах по Арцах(карабах)у необходимо исходить из политических и юридических реалий. А именно: из того, что в результате распада СССР на территории бывшей АзССР образовались два независимых государства – Нагорно-Арцах(карабах)ская Республика и Азербайджанская Республика.

На саммите НАТО в Стамбуле Президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с резкими заявлениями в адрес армянской стороны, обвиняя ее в агрессии и организации 32 терактов, в результате которых погибло 2000 мирных жителей Азербайджана. Мы обратились с просьбой высказать свое мнение по данным вопросам к советнику министра обороны Армении, Действительному члену Российской Академии военных наук, доктору политических наук, полковнику Гайку Котанджяну, который недавно участвовал в работе Стамбульского Саммита НАТО в качестве высшего должностного лица.

Первая часть вашего вопроса затрагивает политико-правовые основания определения сути карабахского конфликта, статуса конфликтующих сторон, а также предмета переговоров по его урегулированию. Данные проблемы в 1980-х и 1990-х годах были разработаны доктором юридических наук, профессором международного права Ю. Барсеговым, доктором философских наук, профессором философии А. Манасяном, мной и др.

Юридические факты свидетельствуют, что на самом деле на территории бывшей Азербайджанской ССР в процессе распада СССР в 1991 году образовались два независимых государства – Нагорно-Арцах(карабах)ская Республика (НКР) и Азербайджанская Республика (АзР). Притом формирование НКР состоялось в строгом соответствии с нормами, определяющими право народов на самоопределение как на международно-правовом уровне, так и на уровне действовавшего в то время законодательства СССР. Речь идет о нормах Конституции СССР по самоопределению, конкретизированных соответствующими механизмами Закона СССР 1990 года о самостоятельной реализации данных норм автономными образованиями в случае выхода из СССР союзной республики, в чей состав была административно отнесена самоопределявшаяся автономия.

На мой взгляд, у армянской стороны есть все основания для предложения Минской группе ОБСЕ продолжить переговоры по урегулированию карабахского конфликта, исходя из следующих юридических и политических фактов: состоявшегося законосообразного референдума по прекращению административно-территориальных отношений Нагорного Арцах(карабах)а с Азербайджаном в рамках единой тоталитарной системы политико-правового устройства СССР, а также создания в процессе распада СССР на территории бывшей Азербайджанской ССР двух равноправных независимых государств – НКР и АзР. Это значит, что легитимное создание НКР привело к приобретению ею права на применение принципов "целостности территории" и "неприкосновенности границ" в отношении армянской государственности самого Нагорного Арцах(карабах)а. Другими словами, и НКР, и АзР как равноправные независимые государства, со времени своего легитимного создания на территории бывшей АзССР, пользуются правом на неприкосновенность границ в рамках целостности лишь собственных не пересекающихся друг с другом территорий.

Вкратце об идентификации факта агрессии в отношении сторон Арцах(карабах)ского конфликта. Самооборона народа Нагорного Арцах(карабах)а была организована в соответствии со статьей 51 Устава ООН в ответ на вооруженную агрессию АзР против законосообразно созданного НКР. Нарушение же принципа "целостности территории" в применении к Азербайджанской Республике произошло в результате вынужденного отражения ее агрессии против Нагорно-Арцах(карабах)ской Республики, а также военного обустройства зон безопасности на территориях АзР, отвоеванных у агрессора в процессе ликвидации его огневых рубежей.

То, что НКР пока не признана международным сообществом, не является основанием для оспаривания законосообразности свершившегося факта – создания армянским народом Нагорного Арцах(карабах)а республики, в течение десяти лет последовательно институирующей свою независимую государственность в процессе развития демократии в сложных условиях защиты своей территориальной целостности и национальной безопасности. Важно отметить, что НКР на пути продвижения своей демократической государственности в условиях ограничивающих демократию безопасностных императивов, обусловленных замороженной войной, следует Уставу ООН, определяющему политико-правовой статус независимого национального государства.

Доводы некоторых азербайджанских деятелей о том, что самоопределение Нагорного Арцах(карабах)а не может быть признано, так как армянский народ уже самоопределился, создав Республику Армения, не выдерживает критики. И бывшие и настоящие президенты Азербайджана и Турции считали и считают своим долгом публично утверждать, что взаимоотношения Азербайджана и Турции построены по модели "один народ – два государства". На самом деле, факты свидетельствуют о том, что по итогам Первой мировой войны в результате распада Оттоманской и Российской империй турецкий народ, живший на территории Анатолии и турецкой части Фракии, а также на Южном Кавказе самоопределился, создав два государства, а именно: Турецкую Республику и Азербайджанскую Демократическую Республику.

Что касается заявления Президента Ильхама Алиева о якобы имевших место 32 терактах, ставших причиной двух тысяч жертв, Министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, имея на то все основания, в своей официальной речи назвал это абсурдом, не достойным внимания Саммита НАТО. Известно, что азербайджанское руководство из года в год настойчиво и любой ценой пытается спровоцировать в отношении армянского населения Арцах(карабах)а международные карательные операции, политические и экономические санкции и репрессалии. Обоснование азербайджанскими политиками своих манипуляций модифицируется в соответствии с изменениями военно-политических и безопасностных приоритетов влиятельных международных организаций и государств, имеющих стратегические интересы на Южном Кавказе (НАТО, ЕС, СЕ, ООН, США, Россия и др.). На этапе войны в Косово азербайджанская политика и политическая пропаганда отчаянно жонглировали "угрозой гуманитарной катастрофы", якобы нависшей над Азербайджаном. Ныне в период разворачивания войны с международным терроризмом официальный Азербайджан, забыв ставший немодным ярлык "гуманитарной катастрофы", приноравливает свою политическую пропаганду к терминологии текущего политического сезона с тем, чтобы, подрывая репутацию НКР, добиться внесения Арцах(карабах)а в "черные списки и карты неконтролируемых зон", якобы пораженных наркотрафиком, терроризмом и т. п.

Следует с удовлетворением отметить, что беспочвенность подобной дезинформации азербайджанской стороны успешно развенчивается представителями международных организаций, а также аналитических и информационных служб дипломатических миссий, осуществляющими профессиональный мониторинг обстановки в НКР. Азербайджанским коллегам должно быть известно, что подобные грубые фальсификации, сочиняемые со стороны их недобросовестных соотечественников, подрывают доверие к оценкам региональных процессов, представляемым международным организациям не только азербайджанским аналитическим сообществом, но и политическим и военным истеблишментом Азербайджанской Республики.

В связи с интересом, проявляемым к заявлениям, сделанным по карабахскому конфликту на заседании ПАСЕ и Саммита НАТО в Стамбуле, ИА REGNUM приводит фрагмент текста политико-правовой экспертизы доктора Гайка Котанджяна по проблемам идентификации Арцах(карабах)ского конфликта (опубликовано в 1997 г. в сборнике "Арцах(карабах): конфликт – консенсус", военно-научный журнал МО РА "Айкакан банак"). Следует заметить, что опубликование данной экспертизы, в своей основе завершенной в 1994 году, под эгидой военно-научного журнала по распоряжению бывшего министра обороны Армении Вазгена Саргсяна в апреле 1997 года было своеобразным предупреждением тогдашнему президенту РА Левону Тер-Петросяну за несколько месяцев до известного интервью последнего, посвященного обоснованию предпочтительности этапной модели карабахского урегулирования. Как известно, принципиальный поворот к современной стратегии карабахской политики Армении определило принятие пакетной модели разрешения конфликта.

" ... В результате принятия в 1990 году Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" и развертывания процесса политического распада СССР карабахский конфликт перешел на качественно новый уровень. Закон предоставил автономным образованиям возможность самоопределяться в самостоятельные субъекты союзной федерации вплоть до выхода из состава союзных республик, куда они входили (в случае постановки вопроса союзными республиками о выходе из СССР). Конкретизация международно-правовой и конституционной норм о праве народов на самоопределение в юридических механизмах вышеуказанного Закона дала народу Нагорного Арцах(карабах)а отсутствовавшие ранее в СССР законные основания для изъявления и институционального воплощения своей политической воли с учетом декларированного намерения Азербайджанской ССР выйти из состава СССР (Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон о суверенитете еще в сентябре 1989 года, а затем ВС АзР в октябре 1991 года принял Конституционный акт о государственной независимости).

В начале декабря 1991 года на конституционных началах, под контролем международных наблюдателей в НКАО был проведен референдум по вопросам провозглашения независимости Нагорного Арцах(карабах)а, образования НКР и формирования легитимных властей НКР. В октябре 1991 года была образована Азербайджанская Республика, а в декабре 1991 года был упразднен СССР. Таким образом, в результате конституционного волеизъявления на территории бывшей АзССР образовались два независимых равноправных государства – НКР и АзР, и отношения подчиненности народа, территории и властей НКР упраздненным как СССР, так и АзССР были законосообразно прекращены. Важной политико-правовой особенностью НКР является то, что в отличие от других государств, самопровозглашенных в ходе межнациональных конфликтов, формирование независимой государственности было реализовано во временных рамках правоприменения Конституции СССР и вышеупомянутого Закона СССР.

Важно заметить, что в результате этого Арцах(карабах)ский конфликт приобрел качественно другую форму, поменяв свою воссоединительную (ирредентистскую) направленность на независимую национально-государственную ориентацию. В итоге народ Нагорного Арцах(карабах)а законосообразно преодолел "принцип целостности территории" в его применении как к СССР, так и к АзССР. Вместе с тем НКР приобрела международно-правовую основу для применения принципов "целостности территории" и "неприкосновенности границ" в интересах национальной безопасности самой НКР как новообразовавшегося независимого государства.

Таким образом, в конце 1991 года сложились реальные юридические и политические предпосылки для разрешения "внутреннего немеждународного вооруженного конфликта" между народом Арцах(карабах)а и прекратившими свое существование властями СССР и АзССР. Однако последующее военно-политическое противодействие АзР национально-государственному становлению НКР не позволило этому историческому шансу миротворчества реализоваться. Именно неиспользование властями АзР данной уникальной возможности стало причиной трансформирования "внутреннего немеждународного вооруженного конфликта" в "международный вооруженный конфликт" между двумя равноправными вновь образовавшимися государствами – НКР и АзР. Более того, сделав ставку на подавляющее превосходство в военной технике и вооружении, Азербайджан предпринял ряд широкомасштабных боевых действий, в ходе которых было депортировано все население Геташенского подрайона (1991г.) и Шаумяновского района (1992г.), значительная часть населения Гадрутского (1991г.) и большей части Мардакертского (1992г.) районов, подверглись массированным огневым ударам мирные города и села. Исходя из вынужденности и необходимости самообороны армян Арцах(карабах)а (в соответствии со статьей 51 Устава ООН) в ответ на вооруженную агрессию АзР против НКР, карабахские власти предприняли соответствующие меры, повлекшие за собой разблокирование Нагорного Арцах(карабах)а путем открытия "Лачинского коридора", взятие под контроль зоны, примыкающей к границам НКР. Осеннее (1993г.) и зимнее (1993-94гг.) наступления азербайджанских войск не принесли им успеха – силы Нагорного Арцах(карабах)а в результате контрударов сумели закрепиться на стратегически выгодных оборонительных рубежах. ..."

Источник: ИА Регнум

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как же оказалось так что мировое сообшесвто признало Азербайджан , включая Арцах(карабах)?

Как оказалось что Азербайджан вошел в ООН вместе с Арцах(карабах)ом?

Если образовалось два независимых государства , что явилось правовой основой для вышесказанного?

Мы на каком то этапе проглядели ?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как можно делать выводы о позиции того или иного государства на основе всего лишь официальных заявлений дипломатов? Неужели некоторые товаришчи наивно полагают, что эти официальные заявления содержат реальную позицию Ирана? Дипломатия - самая большая ложь (покруче статистики), и далеко не все то, что говорят парламентеры на прессс-конференциях, является правдой (ану-ка щяззз!!).

Да, в начале 90-х, Иран пытался установить добрососедские отношения с новоиспеченным Азербайджаном, но после визгливых выкриков придурка Эльчибея о том, что Азербайджан "Северный" намерен "освободить" земли "Южного Азербайджана", позиция Ирана в корне изменилась. Армения разделяет Турцию и протурецкий Азербайджан, у которого территориальные претензии к Ирану, Армения - только лишь в силу своего географического положения, противостоит пантюркизму, поэтому Иран поддерживал и будет поддерживать Армению и Арцах.

Официально Иран считает Армению "агрессором", но фактически именно Иран эту "агрессию" поддерживал больше всего.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0