Jump to content

"Восхождение" Вардана Петросяна


Recommended Posts

"ЛЮДИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ, ЧТО ТАКОЕ ГЕНОЦИД"

http://armtown.com/news/ru/gol/20051011/2005101104/

Все последние годы популярный режиссер и актер Вардан Петросян в августе приезжает на Родину и знакомит ереванцев с очередным новым спектаклем. Спектакль "Восхождение", показанный в этом году, несомненно, удивил многих и вызвал множество вопросов. Ответить на некоторые из них мы предложили самому Вардану ПЕТРОСЯНУ.

- Вардан, логика нашей беседы подсказывает, что мы должны начать с вопроса о выборе темы. Когда у вас сложился замысел сказать все то, о чем вы во всеуслышание говорите в спектакле?

- К этой теме меня влекло всегда. Я - сын мушца, подчеркиваю - не внук, а сын. В 1915 году мой отец пережил депортацию. Правда, о ней конкретно он мне не рассказывал. Однако еще в советское время в нашей семье много говорилось о Геноциде, что тогда не поощрялось.

В 1999 году я решил подготовить спектакль о Комитасе. Он, естественно, должен был быть связан с Геноцидом. Предполагаемое название было "Последние дни в Париже". Комитас должен был быть показан во французской психиатрической клинике вместе с двумя врачами-французами.

Прошло время, я вроде бы созрел для этого спектакля и начал изучать материал. И с ужасом понял, что ничего не знаю о Геноциде армян. Даже о Комитасе ничего не знаю. Понял, что наш народ, кроме нескольких специалистов, почти ничего не знает о Геноциде. Знает только, что в 1915 году 1, 5 миллиона человек погибли от турецкого ятагана. И все.

И я решил подготовить такой спектакль, который мог бы пробудить людей от спячки и безразличия, побудить их вглядеться в глубины своей истории, откуда мы унаследовали эту огромную рану, проникшую в наше подсознание. Мы должны вылечить эту рану, переместить ее из сферы подсознания в сферу сознания, понять происшедшее, отбросить его в сторону и двинуться вперед. В этом случае все наши шаги будут диктоваться трезвым рассудком, а не эмоциями.

Надо отказаться от унаследованной нами позиции: плач, стенания, ни одного серьезного притязания, до последнего десятилетия - лишь попытки вызвать сострадание... Но так двигаться вперед невозможно. Руководствоваться трезвым рассудком - вот моя задача. Привести людей в театр, познакомить с историей, особенно молодых, так как через 10-15 лет мы должны будем решать очень важные задачи, связанные с нашими историческими территориями и Армянским вопросом. И вопрос этот будет решать сегодняшняя молодежь.

А система ценностей, прививаемая нашей молодежи сегодня, вряд ли способствует тому, чтобы она завтра смогла выполнить возложенную на нее миссию: мягко говоря, она равнодушна к нашей истории. Вот я и задумал создать такой спектакль, который привлек бы и пробудил молодежь, а она любит спектакли динамичные, веселящие. Это одна из причин того, что мой спектакль, начавшийся 5-6 лет назад с Комитаса, постепенно превратился во что-то наподобие шоу.

Во-вторых, когда я приступал к чтению воспоминаний очевидцев, то понял: если начну спектакль с подобной ужасной информации, то через 10-15 минут зал уже не в состоянии будет что-либо воспринять. Жестокость имеет свою меру. Я решил выдавать эту страшную информацию фрагментами, чтобы дать возможность зрителям осмыслить ее. Этим и обусловлена форма этого спектакля, который я определяю как полушутливое-полусерьезное трагическое шоу. Спектакль, насколько он вроде бы легок и пронизан юмором, в действительности сверх меры серьезен и призывает к серьезности. Это - крик души...

- Ваш выход в начале спектакля оставляет двойственное впечатление... Зрители аплодируют вам, не вникая в то, что вы в этот момент говорите. А вы говорите: "Хорошо и делали, что резали... мало нас резали... "

- Я это рассчитал. Начало должно произвести эффект контрастного душа, смены горячей и холодной воды. Будем искренни: нет, вероятно, армянина, который хоть раз в жизни не слышал этих слов или сам в раздражении не сказал бы нечто подобное. Ужасно то, что эти слова я впервые услышал в 10-12 лет и так тяжело их перенес... Я намеренно начал спектакль этими словами, чтобы показать всю глупость, абсурдность, отвратительность подобного мышления. Вы, возможно, заметили, что те же слова я произношу и в конце спектакля, очень тихо и драматично, и добавляю: "Имеем ли мы сегодня право произносить эти слова?" Предположим, действительно были допущены политические или какие-то еще ошибки, но как может язык у нас повернуться и произнести эти слова? Мы их говорим только потому, что не имеем представления о том, что такое Геноцид. И начиная спектакль этими словами, я осуждаю и отвергаю именно это мышление.

- По моему мнению, образ Комитаса - самое впечатляющее в спектакле...

- К сожалению, наш народ знает Комитаса в основном как жертву Геноцида: он стал всего лишь символом жертвы. И это не позволяет даже специалистам продвинуться глубже в исследовании его деятельности. Я представляю Комитаса в первую очередь как величайшего композитора своего времени, гения. К сожалению, народ об этом знает мало.

Комитас говорил: "Песня - зеркало души народа". Комитас сумел нашу старинную песню очистить, освободить от чуждых влияний и вернуть ее нам. Общаясь с чистой песней, чистым искусством, и душа очищается. Комитас говорил также: наша песня - не плач, она не плаксива, а чиста и величава. И, вернув нам нашу песню, Комитас дал нам возможность очищения. Не удивительно ли, что сегодня песни Комитаса редко исполняются. Общество потребления, исповедующее материальные ценности, думающее лишь о хлебе насущном, не способно воспринимать Комитаса. Право выбора за нами: или мы выбираем духовный путь, путь восхождения к высотам, или мы выбираем путь материальных ценностей, ведущий к накоплению богатства и... поражению. Путь, по которому мы идем сегодня, к сожалению, второй. Поэтому мы повсюду слышим турецкую, арабскую музыку... Комитас нас спас от отуречивания. А сегодня мы добровольно опускаемся в грязь, и это очень печальное явление, я не хочу сказать - трагическое. Весь Ереван заполнен этой "музыкой". Создается впечатление, что она специально пропагандируется. А что мы можем противопоставить ей? Нашего величайшего гения Комитаса. Его и следует пропагандировать - сдержанно, с умом. Что-то, конечно, постепенно делается. Говорят, для того чтобы перейти на 2-й курс консерватории, нужно знать наизусть 65 песен Комитаса...

- Все бичуемые пороки в спектакле так или иначе вы связываете с Геноцидом. Но разве до него у нас не было пресмыкательства перед иностранщиной, рабской психологии, тщеславия... Под чьим господством жили, у тех и заимствовали дурные черты...

- Мы действительно много веков жили очень тяжелой жизнью. И то ужасное, что мы унаследовали, я связываю не с Геноцидом, а с прожитым нами тяжелым прошлым. А что касается Геноцида, то ведь уничтожили целую нацию, ее интеллект, духовную элиту... И как только нация начинает восполнять утраты, тут же ей наносится очередной удар: за 1915 годом последовали новые погромы, которые продолжались до 1922 года. Затем большевистская Армения начала с того, что уничтожила всю интеллигенцию, офицерство, духовенство. За этим последовали голодные годы, сталинские репрессии... Уничтожение интеллектуального потенциала нашего народа никогда не прекращалось... Мы должны четко представлять те ужасы, сквозь которые прошел наш народ, ту атмосферу страха, в которой он постоянно жил.

Что значит прожить столетия под игом турок? Не должны ли были они сформировать в людях соответствующие черты характера? Однако в спектакле мне хотелось подчеркнуть: даже в начале XX века армяне представляли в Турции значительную силу, способную не допустить подобной трагедии.

Я категорически против, когда кто-то утверждает, что, мол, вероятно, было за что. Более бесстыжего, глупого, идиотского суждения я не представляю. Оно еще раз свидетельствует, что люди не представляют, что такое Геноцид. Если государство решает ликвидировать нацию, то нация ничего поделать не может.

- Ничего?

- Конечно, что-то в отдельных случаях можно было сделать, чего-то избежать, но произошло ужасное: на государственном уровне было принято решение уничтожить целую нацию. За это мы себя обвинять не имеем права. После Геноцида в Турции осталось 70 тысяч армян. Эти люди постоянно испытывали чувство вины: мы сами виноваты и какой хороший и порядочный народ эти турки, раз до сих пор терпели нас. Это пытались внушить армянам. Это и есть самая последняя подлость, сделанная турками... И сейчас кое-кто в мире вслед за турками пытается убедить нас в этом... Это тоже идет от непонимания, неосознания и, самое важное, непризнания Геноцида.

- В спектакле вы подвергаете критике армянские политические круги того времени за их теплые отношения с младотурками. Как вы думаете, наши сегодняшние политические мужи сделали какие-то выводы из этого не столь далекого прошлого?

- Я бы очень хотел, чтобы наши политические мужи посмотрели спектакль. Ибо уроков из этого прошлого не почерпнули не только они, но и народ. Молодежь. И это идет от незнания. Говорят: у меня нет никаких проблем с турками, то, что произошло, произошло с моим дедом. Но сведущие в истории знают, что "это" произошло не только с его дедом, но и с дедом его деда, с его отцом и его дедом, "это" происходило всегда. Они знают, что Геноцид армян в Турции - постоянно повторяющаяся страница истории. Но мы никогда не извлекали из истории уроков. И сегодня в погоне за материальной выгодой (турецкие товары привозить выгодно) никак не можем понять одной простой вещи: в один прекрасный день появляется турок, бьет тебя по голове и забирает все твое достояние. Это случалось в нашей истории множество раз.

Сегодня у нас с турками "нет проблем", а завтра, я уверен, они будут. Турки - до сих пор еще неорганизованный, варварский народ, башибузуки. Турецкое общество только-только формируется. Турок - это турок, это должен хорошо понимать каждый армянин.

- Мы не извлекли урока и из последнего Геноцида?

- Геноцид - это огромное потрясение. А как говорит Нжде, потрясения обновляют народ, и история народов - это история обновления. Если народ не способен обновляться, он перестает развиваться. Такими потрясениями были Арцахское движение, землетрясение. Таким колоссальным потрясением был Геноцид. Я не призываю спекулировать на нашей трагедии. Нет. Но надо воспитывать людей историей, в том числе и Геноцидом. И если бы годы назад пришедшие к власти в нашей независимой республике были воспитаны не на материальных, а на высоких духовных ценностях, Геноцидом, думаю, они не способны были бы лишить людей света, не могли бы сломать хребет своему народу, не сделали бы из этого народа со сломанным хребтом существо, думающее только о куске хлеба, чтобы было легче властвовать над ним, сломить его политическую активность. Это было сделано и потому, что в них не было воспитания Геноцидом.

- Тем не менее у меня есть опасения, что содержавшийся в рекламе призыв "легче смотреть" на армянскую трагедию станет объектом различных спекуляций...

- Реклама готовилась очень серьезно: Вардан Петросян, новый спектакль, "Восхождение". И больше ничего. Да, во время телеинтервью высказывались сомнения, мол, как может юморист затрагивать вопрос Геноцида.

Полагаю, что наше отношение к Геноциду должно измениться не в сторону юмора или забвения, а в сторону серьезности, так как наше отношение к Геноциду недостаточно серьезно. Я хочу, чтобы этот вопрос ставился гораздо более четко и серьезно, чтобы он волновал не нескольких историков, а народ осознал случившееся и понял, куда он идет и почему. Как я уже сказал, через 10-15 лет у нас возникнут довольно серьезные исторические, территориальные проблемы, и мы должны быть к этому готовы. Для этого необходимо воспитывать молодежь в духе патриотизма, любви к своей нации.

Вполне естественно, что кто-то со стороны может призывать нас: "смотрите легче", мол, "было и прошло". Но как может пройти, если мы еще не до конца осознали, что делали с нами на протяжении веков? Обвинять надо всех, и мы имеем на это право. Возьмем пример с евреев. Несколько месяцев назад премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, когда отмечалась 60-летняя годовщина Холокоста, сказал: мы не забудем, кто нас убивал, не забудем невинных жертв и не забудем, что весь мир в это время оставался безучастным. А мы можем забыть?

- Не собираетесь показать "Восхождение" за пределами Армении?

- У меня есть такая возможность, но для показа за рубежом я готовлю другой спектакль. Идеей Геноцида я хочу объединить наш народ, но ею я не могу объединить французов. Для зарубежного зрителя я подготовлю новый спектакль, который станет пощечиной Европе за то, что она позволила сделать с нами.

- Вы удовлетворены результатами вашей работы?

- После спектакля многие молодые люди, в основном студенты подходят ко мне и серьезно говорят, что они словно проснулись... Когда я их спрашиваю, готовы ли они завтра защищать наш вопрос, в их глазах загорается какой-то огонек. Я сожалею, что он не зажегся в них раньше...

Беседу вела Асмик ГУЛАКЯН

Link to post
Share on other sites

Сама хотела открыть тему об этом представлении, потому что сама не смотрела, но содрогалась и воcxищалась даже когда рассказывали о нем.

Представление очень тяжелое но в то же время смешное: наверное один Петросян мог так соединить в одно, тему геноцида и юмор. Люди смеялись даже в самих ужасных местах, а через две секунды опять плакали над судьбой армян и Комитаса.

Так хотелось бы посмотреть представление, надеюсь для зарубежья он приготовить что-то не слабее.

Edited by smally
Link to post
Share on other sites
Этим и обусловлена форма этого спектакля, который я определяю как полушутливое-полусерьезное трагическое шоу.

Вы что нибудь поняли из определения?

:ermm:

Спектакль смотрела . Kак артист-талантлив, но было слишком много примитивних шуток все таки на мой взгляд .

Link to post
Share on other sites

Вы что нибудь поняли из определения?

:ermm:

Спектакль смотрела . Kак артист-талантлив, но было слишком много примитивних шуток все таки на мой взгляд .

boyus ogorchit no skoree vsego Vi ne ponyali glubinu talanta Vardana Petrosyana, a esli ne bit politkorrektnim, toi voobshe nichego ne ponyali, isxodya iz Vashix slov

Link to post
Share on other sites

Примитивные шутки? Неее.. На первый взгляд может и так казатся.

Я два раза ходил на спектакль. И каждый раз после спектакля не можешь вымолвить ни одно слово...

Link to post
Share on other sites

Примитивные шутки? Неее.. На первый взгляд может и так казатся.

Я два раза ходил на спектакль. И каждый раз после спектакля не можешь вымолвить ни одно слово...

sench,

я ходила , один раз , замысл был понятен и он пишет об этом в этом интервью.Разбавил жестокую правду шутками ,чтоб не было больно. На мой взгляд в этой теме это необъязательно было делать, я повторяю на мой взгляд , а на счет шуток - как говорится на вкус...

Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...

К сожалению мой краткасрочный визит в Армению в начале ноября не позволил посмотреть очередную работу Вардана. Но кое что мой ученик пересказал наизуст. Действительно Вардан нашёл хорошый способ довести до молодёжи наш самый насушный и надсущный вопрос.

Вот кто смог бы справедливо управлять страной.

Ребят, а DVD или VHS ещё не вышли?

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...